Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение и философия. Философия и наука.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение и философия. Философия и наука. Мировоззрение -это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы. Мировоззрение имеет два аспекта: · Эмоционально – психологический · Интеллектуальный Компоненты мировоззрения: · Познавательный компонент · Ценностно-нормативный компонент · Морально волевой, установки и ориентации · Практический, деятельность человека по реализации морально-волевого компонента. Виды мировоззрения: · Обыденное основано на жизненном опыте человека на эмпирическом знании, которое получает в виде здравого смысла · Научное (основано на научном знании) – теоретические взгляды на окружающий мир · Религиозное связано с признанием сверхъестественного начала. Опирается на веру в сверхъестественные силы господствуют в мире. Мир делится на земной и внеземной. · Мифологическое (Происхождение устройства мира, превращения хаоса в космос) Мифология - система сакрального знания о различных народах мира. Основано на традиционных преданиях, в основе вера в чудесное. Три мира: небесный, земной и подземный. Единое универсальное не расчлененное мировоззрение. · Философское рассматривает мир с позиции рационального знания и разума. Происходит преодоление ограниченности обыденного мировоззрения. Основано на мифологическом мировоззрении. Стремиться понять целостность и единство мира. Преодоление обыденного мировоззрения. Размышляет о человеке о смысле его существования, места человека в мире. Определение философии: · Знание о всеобщем · Форма интеллектуальной дея-ти · Способ познания · Форма мировоззрения · Нахождение ответов на главные вопросы бытия Философия и наука: · Философия — это наука. Считал Гегель. Называл ее основой наук. Она решает основополагающие проблемы. Философия стоит над науками · Философия не является наукой. Хайдинг и Ницше считали, что философия это искусство. Считали, что искусство отражает жизнь. Позитивисты считали, что наука не нуждается в философии, от нее нужно отказаться или заменить ее анализом языка. Наука единственный источник знания. Философия утратила свой предмет надо отказаться и нужно ее заменить анализом языка. Существуют общие моменты, которые роднят философию и науку: · Философия, как и наука использует систему понятий и категорий. · Система понятий и категорий подчиняется законам логики. · Роднит их теоретическое прошлое. Общая родословная философии и науки. Различия: · Проблемы науки носят конкретный характер, проблемы философии носят общие или всеобщий характер · Наука подтверждает теории с помощью опытных данных, экспериментов, философские утверждения сложно доказать с помощью фактов. · Утверждения науки эмпирически проверяемы в эксперименте, философские нет. · Наука вырабатывает конкретные методы исследования, философия общие (универсальные)
Объект, предмет, структура и функции философии. Объект философии – мир, место человека в мире, отношение человека к миру Предмет философии – всеобщие проблемы бытия Структура философии: · Онтология · Гносеология · Социальная философия · Философская антропология · Аксиология Философские науки: · Философия · Этика · Эстетика · Логика · История философии Функции философии: · Мировоззренческая · Гносеологическая · Методологическая · Аксиологическая · Критическая · Прогностическая Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию ОВФ: · Первичность - Монизм § Материализм (стихийный, метафизический, вульгарный, диалектический) § Идеализм (объективный, субъективный) - Дуализм - Плюрализм · Познаваемость - Гносеологизм - Агностицизм
Материализм и идеализм. Формы материализма и идеализма. Материализм – объективное существование мира вне и независимо от сознания человека: · Вульгарный материализм - материализм, отрицающий специфику сознания, его социальную природу и рассматривающий сознание как физиологическую функцию организма. (Кабанис, Фохт, Бюхнер, Молешотт) · Диалектический материализм - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. (Маркс, Энгельс, Ленин) · Метафизический материализм - материализм: - противоположный диалектическому материализму; - отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; - сводящий разнообразие форм движения к механическому движению. · Стихийный материализм - в древнегреческой философии - материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения. Идеализм - сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично, производно: · Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. (Платон, Шопенгауэр, Гегель) · Субъективный идеализм — философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живёт и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира (Беркли, Фихте, Юм)
Диалектика и метафизика как концепции развития и связи. Диалектический и метафизический методы философского познания. Диалектика — научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике. Метафизика - учение о духовных первоначалах бытия, о сверхчувственных, умозрительно постигаемых принципах и началах всего сущего. Метафизика — все то, что человек не в состоянии постигнуть с помощью органов чувств, что лежит за пределами его практики, наблюдений, эмпирики, но может постигаться с помощью больших обобщений и веры; все то, что составляет принципиальную и неизменную основу бытия Различия диалектики и метафизики: · Диалектика признает всеобщий характер связей. Метафизика – только в определенной области природы. · Диалектика – всеобщая связь, закономерный характер, объективный и многообразие характер связи. Метафизика сводит связи к механике. · Диалектика признает связь в единстве с развитием Детерминизм: · Всеобщая обусловленность явлений. · Причинность · Многообразие видов детерминации · Закономерность детерминации Альтернатива ему, индетерминизм, отрицает объективную причинную связь, и познавательной ценности причинного объяснения. Объявляют детерминизм в фатализме. Классическая метафизика: · Не признавала развитие · Природа неизменна. · Сведение у всех изменений к механическому движению. Диалектика признает всеобщий характер развития. Диалектика не только теория, но и метод мышления, познания. Признает всеобщий характер в познании мира. Диалектика рассматривает внутренние противоречия как источник развития. Метафизика не придает значения источнику развития. · Софистика берет случайные признаки, и по нему определяет назначение вещи. · Эклектика произвольно сочетает разные свойства вещи, не выявляет их взаимоотношения и не выделяет главного признака.
Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия (10-9 века до н.э.) содержится в ведийской литературе, проблемы мироздания, космологические проблемы (высшая сущность «Высшая сущность» (брахма), этико-антропологическая (связана с душой человека, душа после смерти путь предков и путь богов зависит от жизни и деянии человека.) источник всего сущего – божество, оно анонимно, проявление в брахмане (выступает первоначалом материального и духовного облика (смысл бытия)) Философские школы Древней Индии: · Санкхья (эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.) · Веданта (нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия) · Вайшешика (все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом) · Ньяя (это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих) · Бхагавадгита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека) · Йога (не только философская школа, практика духовная, психическая) · Чарвака (все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании) · Джайнизм (душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда, и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.) · Философия буддизма (как религии, как философии) Древнекитайская философия: · Даосизм (натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основатель - Лао-Цзы) · Конфуцианство (Уважение старших, приоритет знаний) · Моизм (усовершенствование общества через знание. Основатель – Мо-Цзы) · Легизм (теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом)
Марксистская философия В теории познания марксисты исходили из диалектической и одновременно материалистической предпосылки мира, о единстве законов природы и законов мышления. Теория познания марксизма – это взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Познание осуществляется путем правильного (истинного) отражения субъектом диалектики объективного мира. Критерием истины, согласно философии марксизма, является общественно-историческая практика, которая представляет собой материальную, чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека. Практика общественна, предметна, в нее включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. В структуре практики выделяются: потребности, цель и мотив деятельности, сама деятельность, применяемые средства и достигаемый результат. Таким образом, практика выступает не только критерием истины, но и движущей силой и целью познания. Из всех видов практики наиболее значимым марксисты считали материальное производство, в результате которого формируются производственные отношения. Центральной категорией постижения сущности базисных, первичных отношений была категория отчуждения. Согласно К. Марксу, отчуждение при капитализме носит массовый характер: человек отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры. Социальный порядок тем более отчужден и подавляет человека, чем интенсивнее он трудится. Из этого следует вывод, что преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности. Анализ отчужденного труда предопределил обоснование материалистического понимания истории, раскрытие сущности капиталистического производства и частной собственности, товара и денег, капитала, рассмотрение коммунизма как средства возвращения человеку его подлинной сущности. Как современник бурных социальных потрясений и революций К. Маркс делает вывод, что революции и есть средство уничтожения эксплуатации человека. Марксистская философия видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовать действительность. Вместе с тем существуют общеисторические закономерности, обеспечивающие единство всемирной истории – общественно-экономические формации. Категория общественно-экономических формаций характеризует сущность определенной ступени социально-экономического развития человечества, дает возможность обосновать периодизацию истории и выделить критерии общественного прогресса. Итак, принципиальная новизна философии марксизма заключается в следующем: человек не просто существует в природе, а преобразовывает ее в процесс практической деятельности, изменяясь в этом процессе и сам. К. Маркс обосновывал естественно-исторические законы развития истории, которые воплощаются в жизнь только через деятельность людей.
Н.Я. Данилевский Типы культур: · Египетская · Индийская · Еврейская · Китайская · Иранская · Ассирийско-вавилонская · Древнегреческая · Древнеримская · Новоаравийская · Романо-германская Циклы развития: · Бессознательный – народы находятся на уровне этнографического материала · Государственного становления · Период цивилизации Стадии: · Зарождение · Младенчество · Юность · Зрелость · Старость · Смерть
В.С. Соловьев · В теории познания: синтез эмпиризма, рационализма, мистицизма: науки, философии и религии · В онтологии: единство идеального и материального, божественного и природного в человеке · В нравственной философии: от распри и вражды · В философии истории: от разрозненного человечества к всечеловечеству Этапы и ступени мира: · Минеральное царство · Растительное царство · Животное царство · Человеческое царство · Царство Божие Человек: · Божественный · Материальный, природный · Духовный Пути познания: · Эмпирический (научный) – постигается мир явлений · Рационально-философский – познание мышления и идеальной сферы · Мистический (созерцательно-религиозный)
Н.А. Бердяев Предмет философии – духовный мир человека. Время по Бердяеву: · Космическое · Историческое · Экзистенциальное Свобода первичнее бытия – это воля. Созданный богом мир не завершен, будучи свободным, человек творит мир.
Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров) · Человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.е. смертен. · Будет существовать Божие Царство. Произойдет воскрешение людей естественным путем. · Развитие идеи единства человека и природы. · Беды человечества – дисгармония. · Счастье человека невозможно пока существует стихия и разрушение. · Если человек устранит смерть, он победит зло.
Бытие. Бытие изучает онтология. Бытие – интегральная характеристика целостности, реальности мира, его существования. Отвлечение от вещей и явлений. Сущее - -совокупность вещей. Общее для вещей – существование бытия. Бытие самодостаточно, оно не из чего не выводится. Первооснова – субстрат – единство многообразия. Небытие – пустота. Мир существует, это и есть бытие. Исчезновение вещей или явлений – есть небытие. В понимании бытия подходы: 1. Монистический – признание некоей единой субстанции, она не нуждается ни в чем другом (У Спинозы – природа есть субстанция, но много модусов – конечных вещей). В рамках монизма есть различие между идеалистами и материалистами 2. Дуалистический – признание равноправного существования двух субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление) (Рене Декарт) 3. Плюралистический – бытие рассматривается как бесконечное множество субстанций Вопрос о бытие решается в философии по-разному. Одну утверждают бесконечность мира, другие – конечность. Формы бытия: 1. Бытие природы (она существует до и независимо от сознания человека, она объективна, первична по отношению к сознанию, бесконечна, в небытие попадают только отдельные вещи, без природы не могут создаваться вещи – вторая природа): первая природа, вторая природа. Между ними существует общее: из материала первой создается вторая, она объективна, в ней воплощаются знания и труд человека и первоприродный материал. Вторая природа искусственно создается человеком. Первая природа – непреходящее бытие, это бесконечный мир, осваиваемый человеком в малой части. Вторая – опредмечивает цели и задачи человека. 2. Бытие человека. Оно представляет единство тела и сознания, т.е. телесного и духовного. Специфика в том, что человек имеет тело – часть природы и то, что человек является социальным существом. Бытие человека – объективная реальность. 3. Бытие идеального или духовного. Формы: индивидуальный духовный субъективный мир – сознание одного человека, оно скрыто, сознание возникает и исчезает с рождением и смертью человека, бытие сознания не существует отдельно от бытия человека, внеиндивидуальный духовный мир – объективированный мир, воплощенный в материальных формах, идеи, идеалы, нормы, ценности способны сохраняться, совершенствоваться, развиваться. Сюда относятся науки. 4. Бытие общества. Общество рассматривается как форма совместной деятельности людей, это социальная форма материи. Общество – надприродная реальность, оно существует в процессе деятельности людей. Общество охватывает и прошлые, и будущие поколения, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
Материя. Материалисты признают материю как объективную реальность, это онтологический аспект. В гносеологическом плане признается независимость материи от сознания в том, что материя первична. Человек первичен по отношению к сознанию. Независимость материи: 1. Существование человека до сознания 2. Первичность человека по отношению к сознанию 3. Независимость вещей от образа в сознании человека. Абсолютная противоположность существует в онтологическом аспекте. Относительная противоположность материи и сознания – сознание – одно из свойств материи. Материя – субстанция, а атрибуты – всеобщие свойства материи. Атрибуты: движение, пространство и время, они материальны, но они не являются материей. Вид материи – класс материальных объектов, которые объединены на определенном уровне организации материи. Виды материи в неживой природе: 1. Элементарный, субатомный – элементарные частицы, вакуум 2. Атомный – атомы, возникающие из элементарных частиц, плазма – состояние вещества на подобие газа 3. Молекулярный - молекулы 4. Макротелесный - тела 5. Планетарный – планеты 6. Планетно-системный – системы, состоящие из звезд и планет 7. Галактический – скопления систем, газа, пыли 8. Галактико-системный 9. Метагалактический – система взаимодействующих скоплений галактик Виды материи в живой природе: 1. Доклеточный 2. Клеточный 3. Многоклеточные организмы 4. Популяция – сообщество особей одного вида, связанных общим генофондом и скрещивающиеся между собой 5. Биоценоз – сообщество популяций 6. Биосфера – взаимодействие биоценозов между собой. Соотношение высших и низших уровней материи: 1. Высший уровень возникает на основе низшего 2. Низший уровень включается и сохраняется в высшем 3. Высший зависит от низшего 4. Низший подчинен высшему 5. Интегральная природа высшего - высшее интегрирует высшее 6. Относительная самостоятельность высшего
Атрибуты. Атрибуты (свойства: первичные и вторичные)
14. Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, который означает любое изменение. Материалисты считают, что материя не существует без движения. Движение объективно и вечно. Движение не привносится из вне. Е=мс2 это формула показывает взаимосвязь энергии – характеристики движения, и массы – характеристика материи. Движение абсолютно, покой относителен. Движение – единство изменчивости и устойчивости, абсолютного покоя не существует, но нельзя абсолютизировать изменчивость, это приводит к релятивизму. Формы движения материи соответствуют уровню организации материи: 1. Форма движения соответствует виду материи 2. Генетическая связь между формами движения 3. Высшие формы не сводимы к низшим Механицизм, редукционизм – попытка свести высшие формы движения к низшим. Абсолютизация одной из форм движения – другая крайность.
Пространство – форма существования материи, которая характеризует протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование вещей. Время – форма существования материи, которая характеризует длительность и последовательность смены существования вещей. 1 т.з. Демокрит, Эпикур, Ньютон. Пространство – протяженность, некая пустота, пространство не зависит от вещей. 2 т.з. Ломоносов, Декарт, Спиноза, Аристотель. Пространство - 3 т.з. Гольбах. Пространство – форма бытия материи. 4. Пространство – порядок существования и взаимоотношения вещей (Лейбниц) 5. Комплекс ощущений 6. Априорная форма чувственного созерцания
Время: 1. Длительное существование и мера изменений материи 2. Длительность и последовательность изменений материи 3. Проявление абсолютной вечности как преходящая длительность 4. Абсолютная длительность, однородная во вселенной 5. (Лейбниц) Порядок последовательности событий 6. Беркли, Юм, Мах Форма упорядочивания комплексов суждений 7. Кант Априорная форма чувственного созерцания Концепции: 1. Субстанциональная 2. Реляционная Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время независимыми от материи, это вместилище, в котором находятся все материальные объекты (Ньютон). Реляционная концепция признает взаимосвязь пространства и времени и их связь с материей и движением (Лейбниц). Эйнштейн специальная и общая теория относительности. Специальная – при увеличении скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные – расширяются. С т.з. философии теория раскрывает связь пространства и времени. Общая теория – пространство и время зависят от тяготения, а оно зависит от взаимного расположения объектов, философский смысл – взаимосвязь пространства и времени с материей. Материализм признает объективность пространства и времени, идеалисты отвергают эту объективность, пространство и время существуют в сознании человека.
Свойства пространства и времени: 1. Трехмерность пространства и одномерность времени 2. Однородность и изотропность пространства и однородность времени. Однородность – отсутствие выделенных точек, однородность времени – равноправие всех его моментов, изотропность пространства – равноправие всех его частей. 3. Необратимость времени, обратное течение времени невозможно Архит понимал бесконечность пространства как бесконечное прибавление единиц длительности. На разных уровнях есть разная бесконечность пространства и времени. Материальное бытие – бытие свойств вещей, отношений. Вещь – то, что обладает свойствами и находится в отношениях с другими вещами. Свойства – стороны вещи, которые характеризуют сходство или различие с другими вещами. Свойства обнаруживаются в отношении – устойчивых взаимосвязях с другими вещами.
15. Бытие - структурное детерминированное бытие. Целое – то, что образовано частями, выражает делимость целого на части, часть – то, что образует целое, она образует целое. В современной науке выделяют суммативные системы и интегративные системы. Значение формы: 1. Способ внешнего выражения содержания 2. Внутренняя организация, способ связи элементов Содержание совокупность элементов, отношений, связей, процессов в определенной системе. Соотношение формы и содержания: 1. Единство 2. Неоднородность связи – одно и тоже содержание может иметь разные формы и наоборот 3. Противоречие – противоречие существует в результате возникновения разнонаправленных тенденций 4. Соответствие формы и содержания Этапы взаимодействия формы и содержания: 1. Соответствие 2. Несоответствие - форма мешает развитию содержания 3. Восстановление соответствия формы содержанию Форма может способствовать развитию содержания, если соответствует ему. Сущность – внутреннее устойчивое единство многообразных форм бытия вещи. Явление – внешняя форма выражения вещи, проявление сущности и её внешнее обнаружение. Сущность и явление соотносительны. Вещи разнонаправлены и разноступенчаты. Единство сущности и явления: 1. Сущность обнаруживается в явлении 2. Явление богаче сущности 3. Сущность – основа явлений Меризм Холизм Целое есть сумма частей. Целое больше суммы частей. Части предшествуют целому. Целое предшествует частям. Часть – все, целое - ничто. Целое – все, часть - ничто. Сущность и явление едины, их различают только в процессе познания. Сущность устойчивее, явление изменчивее. Изменения в явлении приводят к изменениям в сущности. Сущность в явлениях может внешне изменяться, казаться. Единичное – неповторимые индивидуальные признаки вещи. Общее – сходные, родственные признаки, присущие другим вещам. Особенное – связующее звено между единичным и общим, выражает наличие признаков, сходных с признаками одних вещей и отличных от признаков других вещей. Самостоятельное существование этих элементов возможно только в сознании. (пример с реализмом и номинализмом, и столами). Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, а единичное порождается общим. Номиналисты - реально только единичное, общее – есть продукт сознания. 16. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений. Причинность – генетическая связь между явлениями, вещами, при которой одно явление, называемое причиной, при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Признаки причинной связи: 1. Генетический – обязательное порождение причиной следствия 2. Необходимость – неизбежность порождения 3. Однонаправленность – причина всегда предшествует следствию 4. Пространственно-временная непрерывность. Если причина и следствие разделены пространством, то это пространство заполнено другими причинно-следственными связи, явления и события. У времени практически то же самое. Цепи причинения: 1. Однолинейные – одни и те же явления выступают причинами и следствиями, но в других связях. 2. Двухлинейное – следствие влияет на причину 3. Разветвленные Причина порождает следствие только при определенных условиях. Условие только способствует возникновению следствия, но оно не может стать причиной. Полная причина – совокупность всех условий, при которых с необходимостью появляется следствие. Полная причина: 1. Специфицирующая причина – то, что вызывает следствие. 2. Кондициональные причины – условия, факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние. 3. Реализаторская причина – повод, то, что обусловливает время появления следствия. Виды причин: 1. Внутренние – в рамках одной системы, внешняя – вне системы. 2. Непосредственные – прямо вызывает следствие, опосредованная – косвенно, через другие цепи. Причины и следствия не всегда связаны однозначными связями. Непричинная детерминация – есть взаимообусловленность явлений, но нет генетической связи (энергия не является причиной массы. Е=мС2). Необходимость – то, что произошло, должно произойти, и происходит именно так, а не иначе. То, что появляется неизбежно и не может не быть. Случайность – парная категория к необходимости, то, что может быть, может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Подходы в понимании соотношения необходимости и случайности: 1. Абсолютное разграничение, отрицание объективности – явление либо необходимое, либо случайное. 2. Признание объективности и всеобщности – явления и события являются необходимыми и случайными, но в разных соотношениях. Соотношение необходимости и случайности: 1. Единство 2. Случайность – форма проявления и дополнения необходимости, т.е. необходимость проявляется через случайность. Необходимость дополняется случайностью. (По Энгельсу) 3. Превращение – они могут превращаться друг в друга Закон определяется через связи. Закон – это связь. Признаки закона 1. Существенная – это отношения между сущностями 2. Всеобщая 3. Повторяющаяся – связь в определенном классе вещей повторяется 4. Необходимая 5. Устойчивая Закон – это существенная, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь в объективном мире. Виды: 1. Формы движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные 2. Структура детерминации: динамические – наличие однозначной связи, вероятностно-статистические – вероятные связи больших совокупностей вещей 3. Сферы действия: всеобщие – законы диалектики, общие – действуют в природе, познании, частные – действуют в ограниченной сфере. Возможность – то, что может быть, потенциальное бытие, будущее, которое содержится в настоящем, в ней содержатся предпосылки возникновения нового бытия. Невозможность – то, что не может быть из-за несовместимости с объективными законами бытия. Действительность – то, что реально существует, это актуальное бытие. Возможность и действительность взаимосвязаны. Действительность – результат реализации возможности. Виды возможности: 1. Обратимая – возможность, с превращением которой в действительность, действительность становится возможностью, необратимая – при превращении возможности в действительность, первоначальная действительность невозможно. 2. Абстрактная – возможность, для осуществления которой в данное время не возникли необходимые условия, конкретная – возможность для которой в данное время есть условия и она может быть реализована. 3. Формальная – обусловлена случайностью, реальная – обусловлена необходимостью. Детерминизм противоположен и фатализму и волюнтаризму. Волюнтаризм – возможность обусловлена только волей человека. Фатализм – возможность обусловлена судьбой.
17. Развитие – качественные, необратимые и направленные изменения. Черты развития: 1. Неотрывность от движения – и то и другое есть изменение 2. Качественное изменение 3. Необратимое изменение, а движение обратимо 4. Направленное изменение. Направления развития: 1. Прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. 2. Регресс – развитие от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному. Критерии прогресса: 1. Структурный – в неживой природе – степень усложнения структуры системы. 2. Функциональный – в живой природе – степень системной организации, которая позволяет организму выполнять ранее невыполнимые функции. Критерии прогресса в обществе: 1. Темпы роста производства и производительности труда, 2. Степень свободы, 3. Уровень демократизации, 4. Уровень возможностей для развития человека Универсальный критерий прогресса: 1. Увеличение степени разнообразия системы, 2. Усиление мобильности, эффективности, надежности, 3. Воспроизведение системы, 4. Рост автономности, 5. Увеличение организации и целостности Прогресс и регресс относительны.
Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположности. Категории: 1. Различие – прерывность, изменчивость, индивидуальность и неповторяемость. 2. Противоположности – взаимоисключающие стороны, элементы, тенденции, которые находятся в единстве и принадлежат одному явлению, одной вещи. Отношения противоположностей: 1. Взаимоисключение 2. Взаимополагание – противоположности не могут существовать друг без друга. 3. Взаимопроникновение – противоположности переходят друг в друга. Единство противоположностей характеризует взаимополагание и взаимопроникновение. Противоречие – источник развития. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, которое находится в единстве и является источником развития. Виды противоречий: 1. Общие – характеризуют бытие в целом, специфические – существуют в определенных сферах бытия 2. Внешние и внутренние 3. По уровням материи и формам её движения 4. Антагонистические – в основе диаметрально противоположные коренные противоречия, неантагонистические – некоренные противоречия. Формы разрешения противоречий: 1. Переход противоположностей друг в друга 2. Победа одной из противоположностей 3. Исчезновение обеих противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – определенность вещи, которая отличает вещь от других и делает это отличие четко оформленным и устойчивым. Количество – такое изменение вещи, которое не тождественно изменению его бытия. Это внешняя категория по отношению к бытию вещи. Оно характеризует делимость вещи. Мера – взаимосвязь количественных и качественных изменений, это граница, в пределах которой происходят количественные изменения в рамках данного качества, сохраняется качественная определенность вещи. Скачок – стадия, период превращения одного качества в другое качество в результате количественных изменений. Это перерыв постепенности в развитии. Формы скачков: 1. Формы движения материи 2. Время протекания – разовые и постепенные 3. Количество систем, которые входят в скачок – одинарные и комплексные – охватывают много элементов 4. Отношение к сущности – коренные – скачок в развитии всей системы, некоренной – скачок в отдельных элементах 5. Локальные и глобальные Закон отрицания отрицания. Преемственность – связь старого и нового качества в развитии. Отрицание характеризует возникновение нового и относительная повторяемость старого. Развитие – единство поступательности и отрицания. Типы отрицания: 1. Деструктивное – разрушение, распад, ликвидация системы 2. Конструктивное – необходимые элемент развития, обеспечивает связь старого и нового Триада Гегеля: 1. Тезис 2. Антитезис – отрицает тезис 3. Синтез Условия действия закона отрицания отрицания: 1. Наличие как минимум двух отрицаний 2. Повторение черт, свойств, которые были на первой стадии Закон не действует при деструктивном отрицании и регрессе.
Сознание Сознание – состояние внутренней жизни человека. Нередко отождествляется с душой, затем с психикой, психической жизнью. Дух – способность человека создавать ценнос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.014 с.) |