Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западноевропейская философия 17-19 веков. Рационализм и эмпиризм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
Фрэнсис Бэкон · «Знание – сила» · Выделяет четыре вида идолов: - Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде» - Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному. - Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». - Идолы театра — искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами». · Призыв к экспериментальному изучению природы
Джон Локк · Выделяет две разновидности опыта, объясняющие происхождение всех наших идей: - Идеи внешнего опыта мы получаем посредством органов чувств. - Идеи внутренние (о своей собственной деятельности) названы Дж. Локком размышлением, или рефлексией. В деятельности внутреннего опыта познавательные процессы неотделимы от волевых и эмоциональных. · Знание делится на интуитивное и демонстративное (выводное, доказательное). В совокупности они образуют умозрительное знание.
Томас Гоббс · Т. Гоббс утверждает, что нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах, ощущениях. Следовательно, содержание знаний выводится из деятельности органов чувств и сводится к сумме элементов чувственных данных (т. е. обусловливается действием мышления) · Мышление не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью
Рационализм — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.
Рене Декарт · «Я мыслю – следовательно, я существую» · Истину можно познать только исходя из несомненного · Разум есть главный источник познания и, более того, критерий его истинности. · Дуалист (нематериальная субстанция – идеи, материальная – протяжение)
Бенедикт Спиноза · Монист (существует только единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в иных причинах, самодостаточная и самообусловливающая себя сущность, содержащая в себе потенции всех последующих состояний. Субстанция выступает как высшая реальность, в которой нераздельно слиты сущность и существование.) · Чувственное познание, по мнению Б. Спинозы, проявляется как представление или воображение и выступает единственным источником смутных идей. Понимание у Б. Спинозы – второй род познания, составляющий рассудок и разум. Только на этой стадии возможна адекватная истинность, выражающаяся в общих понятиях. Высший род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания.
Готфрид Лейбниц · Деист (внеприродность божественного существования) · Мир состоит из мельчайших элементов, именуемых монадами. Они созданы Богом, лишены пространственно-временных форм, не похожи друг на друга в своей индивидуальности. В них заключены прообразы всего существующего, имеющие в своей природе материальное и духовное начала бытия одновременно. Главным атрибутом монад является сила. Монады обладают отрицательными (неделимость, неуничтожимость, неповторимость и пр.) и положительными (саморазвитие, самодостаточность и т. д.) качествами.
Скептицизм Дэвида Юма
Субъективный идеализм Джорджа Беркли
И. Кант · Познание, по И. Канту, имеет два источника: эмпирический и априорный. В своей теории познания он исходит из того, что знания полностью покоятся на опыте, на чувственном восприятии. Только чувства дают нам сведения о действительном внешнем мире. Однако познание формируется с помощью уже данных в познающем уме до и независимо от опыта, т. е. априори, форм созерцания пространства и времени и мыслительных, или рассудочных, форм категорий, назначение которых И. Кант называл трансцендентальным. Априорная основа предшествует чувственному опыту и обслуживает упорядочение данных опыта. · Категорический императив: - Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других; - Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему; - Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
И. Фихте · Первичной реальностью И. Фихте называет «абсолютное Я», которое включает в себя все, что можно мыслить. С одной стороны, «Я» – это конкретный индивид с присущей ему волей и мышлением, с другой, «Я» – это человечество в целом, т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и «абсолютного» характеризует процесс освоения человеком окружающей среды. Кроме «Я», существует «не Я» – понятие природы и материи (небытия), которое представляет собой возможность самореализации «Я». И. Фихте подчеркивает, что «не Я» нельзя отождествлять с «вещью в себе» в кантовском смысле, категория «не Я» – это результат деятельности сознания, т. е. продукт «Я». Одним словом, первичен субъект «Я», а его активная деятельность духовного характера творит объект, внешний мир и т. д.
Г. Гегель · Движение сознания, по Г. Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом более высоком уровне: сознание – самосознание – дух. С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени развития человеческой культуры: мораль, наука, право, религия и т. д. Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии – понятий. · Абсолютная идея, развивающаяся по принципу триады: тезис, антитезис, синтез, выступает в трех формах: чистых логических сущностях, инобытии идеи – природе, формах конкретного духа. Тем самым означаются три части гегелевской системы. · Свое высшее развитие абсолютная идея получает в абсолютном духе. Саморазвитие духа идет по трем стадиям. Первая стадия развития духа – субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию (раскрывающую душу как чувствующую субстанцию), феноменологию (исследующую превращение души по ступеням: сознание – самосознание – разум), психологию (показывающую теоретические и практические способности духа). Вторая ступень – объективный дух – человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя стадия – абсолютный дух – включает искусство, религию, философию. В искусстве абсолютный дух выступает в образе, в религии – в представлениях, в философии – в понятиях. Через философию абсолютный разум приходит к самопознанию
Антропологический материализм Л. Фейербаха · Не Бог создал человека, а человек – Бога. Сделать общество более совершенным и справедливым, можно только отказавшись от религии. Источник религии нужно искать в природе человека, в глубинах человеческой психики. На место любви к Богу нужно поставить любовь к человеку, а на место веры в Бога – веру в человека, в самого себя. · Антропологический принцип в философии, по Л. Фейербаху, состоит в том, что он превращает человека в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Человек, в понимании Л. Фейербаха, – телесное природное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Л. Фейербах отрицает дуализм души и тела, для него человек есть единство материального и духовного, субъективного и объективного, мышления и бытия. · Материализм есть основание науки, ее мировоззренческая предпосылка. Однако сам Л. Фейербах при обосновании материализма не использует понятие «материя», а заменяет его понятием «природа», что позволяет называть его мировоззрение натурализмом. Л. Фейербах основывается на утверждении, что природа существует независимо от какого-либо сознания
Марксистская философия В теории познания марксисты исходили из диалектической и одновременно материалистической предпосылки мира, о единстве законов природы и законов мышления. Теория познания марксизма – это взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Познание осуществляется путем правильного (истинного) отражения субъектом диалектики объективного мира. Критерием истины, согласно философии марксизма, является общественно-историческая практика, которая представляет собой материальную, чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека. Практика общественна, предметна, в нее включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. В структуре практики выделяются: потребности, цель и мотив деятельности, сама деятельность, применяемые средства и достигаемый результат. Таким образом, практика выступает не только критерием истины, но и движущей силой и целью познания. Из всех видов практики наиболее значимым марксисты считали материальное производство, в результате которого формируются производственные отношения. Центральной категорией постижения сущности базисных, первичных отношений была категория отчуждения. Согласно К. Марксу, отчуждение при капитализме носит массовый характер: человек отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры. Социальный порядок тем более отчужден и подавляет человека, чем интенсивнее он трудится. Из этого следует вывод, что преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности. Анализ отчужденного труда предопределил обоснование материалистического понимания истории, раскрытие сущности капиталистического производства и частной собственности, товара и денег, капитала, рассмотрение коммунизма как средства возвращения человеку его подлинной сущности. Как современник бурных социальных потрясений и революций К. Маркс делает вывод, что революции и есть средство уничтожения эксплуатации человека. Марксистская философия видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовать действительность. Вместе с тем существуют общеисторические закономерности, обеспечивающие единство всемирной истории – общественно-экономические формации. Категория общественно-экономических формаций характеризует сущность определенной ступени социально-экономического развития человечества, дает возможность обосновать периодизацию истории и выделить критерии общественного прогресса. Итак, принципиальная новизна философии марксизма заключается в следующем: человек не просто существует в природе, а преобразовывает ее в процесс практической деятельности, изменяясь в этом процессе и сам. К. Маркс обосновывал естественно-исторические законы развития истории, которые воплощаются в жизнь только через деятельность людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.013 с.) |