Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления западной философии во второй половине 19 – 20 веке.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иррационализм - философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства
А. Шопенгауэр · Основа бытия не познавательная способность субъекта (т. е. разум играет второстепенную, вспомогательную роль), а воля – внутренняя, недоступная познанию сущность мира · Мир – это: - воля в себе - представление для меня, т. е. мир (объект) существует в сознании субъекта как представление, он обусловлен субъектом и без субъекта немыслим. · Воля первична, ничем не обоснована, не имеет причины и цели. Следовательно, воля лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне причинности, и она непознаваема (воля – это вещь в себе)
С. Кьеркегор · Вера представляет собой абсолютную противоположность разуму. Разум – злейший враг веры и религии. · На пути к Богу человек проходит три качественно различные стадии: - эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты - этическую, когда он живет заботой о будущем - религиозную, когда он живет ощущением вечности.
Философия жизни - иррационалистическое направление европейской философии, зародившееся в конце XIX века и изучающее "жизнь из неё самой". Основателем этого направления является Ф. Ницше, а в последствии её развили Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей и Освальд Шпенглер и Шопенгауэр.
Ф. Ницше · переоценка всех и прежде всего моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми самим Ф. Ницше. Наиболее острой критике подвергаются такие понятия, как «христианская любовь к ближнему», «сострадание», «самоуничтожение», «равенство всех перед Богом» и некоторые другие. Так же резко он критикует всю философию, начиная с сократовской, за ее рационализм, поверхностный идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. · Воля – основа человеческой активности, она является первичной по отношению к сознанию и мышлению. Формуле Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Ф. Ницше противопоставляет утверждение: «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу» · Идея сверхчеловека - создателя и носителя новых ценностей и новой морали
В. Дильтей · Метафизика - проекция тотальности жизни на существование · Душевная связь — переживания души, психики, которые легли в основу литературы, искусства, мифологии, исторических событий · Объясняя, мы опираемся на интеллект, но понимаем происходящее через переживания нашей души. Именно поэтому человек всегда больше понимает, чем знает, а переживает больше, чем понимает.
А Бергсон · Реальность – единый поток переживаний – «образов». Материя – тоже последовательность образов, взятых в отношении к действию «одного определенного образа – моего тела». · Существует два ряда «образов как две стороны реальности: материю и жизнь. Различия между ними - в направленности процессов. Материя – это процесс падения вниз, жизнь устремлена вверх, как жизненный порыв, процесс творческой эволюции, единый поток психических энергий · В процессе эволюции формируются два альтернативных способа познания: интеллект и инстинкт - Интеллект познает материю, жизнь в ее целостности ему не доступна, интеллект механистичен, складывает картину мира из отдельных фрагментов; связан с человеческой практикой, на нем основана наука. - Инстинкт - высшая форма познания. Высшая форма инстинкта – интуиция. Интуиция противопоставлена интеллекту, толкает интеллект «вне его самого». Она познает мир как жизнь, как «сверхсознание»
О. Шпенглер · Раскрыл тему противоположности судьбы и причинности в истории, как о противоположности органической логики, логики неорганического, застывшего и логики жизни · Рассматривал различные культуры, как некий организм, который проходит стадии рождения и умирания. Когда жизненные силы исчерпаны, культура превращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное.
Неокантианство - философское течение второй половины 19 – начала 20 века. Возникло в Германии и ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических и познавательных условиях.
Г.Коген · Научное знание - абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом · Вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем (положение Канта) · Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот
П. Наторп · Философия - метод достижения позитивного знания · Мышление имеет основания и источник в себе самом
Э. Кассирер · Познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным · Культура, являясь квинтэссенцией человеческого существования, связана с формообразующими принципами и отвлекается от скрытого за символическими формами содержания. Сам символ выступает как априорная форма, конституирующая действительность · Задача философии — выяснить правила символического функционирования в разных сферах культуры (язык, миф, искусство, религия, история, наука).
В. Виндельбанд · Для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов · Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности · Цель философии — создание новой методологии, науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.
Г. Риккерт · Главное — не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру · Мир не может быть предметом познания в силу своей иррациональности. Процесс, делающий возможным его относительное познание, определяется трансцендентальным долженствованием — необходимостью, заставляющей человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к предмету, вынося его оценочное суждение
Позитивизм - философское направление, отрицающее возможность познания закономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль науки описанием фактов, явлений.
О. Конт · Сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной (научной) · Для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельными науками, создания системы научного знания. Решение этих задач и является прерогативой «новой философии» – философии науки.
Эмпириокритицизм - философское направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений. В отличие от “первого” позитивизма главным предметом эмпириокритицизма стало само научное мышление, механизмы образования знания.
Приверженцы философской программы «второго» позитивизма были уверены, что тщательный критический анализ всего познавательного процесса вплоть до его истоков должен выявить области, где мысль ученого наиболее подвержена ошибкам, поскольку здесь не соблюдено главное условие достижения позитивного знания (о котором уже говорил «первый» позитивизм) – «непрерывность опыта» (непрерывность познавательного процесса). В результате подобных «сбоев», как следствие недостаточного контроля за ходом мысли, в состав науки и проникают метафизические утверждения. Т.о., по мнению эмпириокритиков, «метафизику» в конечном счете питают «гносеологические корни», и задача «позитивной» философии сводится к тому, чтобы заниматься «очищением опыта» и тем самым посредством выявления и нейтрализации истоков «метафизики» избавить от нее научное мышление. Результатом «очищения опыта» в эмпириокритицизме оказалось признание «потока ощущений» основанием и безусловным источником всякого позитивного знания. Ощущения как «изначальное» истолкованы эмпириокритицизмом как «нейтральные элементы», как нечто «третье», предсуществующее разделению целостного опыта на «физический» и «психический». Из этих элементов образуются как «физические тела», так и «содержания сознания», между которыми существует корреляция («принципиальная координация»). От дуализма «внутреннего» и «внешнего» (субъективного и объективного) как базового онтологического принципа следует отказаться, поскольку это утверждение не соответствует «изначальному» опыту. Если не провести «критику опыта» радикально, не осуществить редукцию всего состава знания к его изначальным элементам, возникает угроза «метафизики». Тогда образуются противоборствующие философские лагери материалистов и идеалистов, каждый из которых превращает один из моментов отношения, связанного принципиальной координацией, в самостоятельную сущность. Вместо «бесконечных и бессмысленных» метафизических споров эмпириокритицизм предлагает исследовать процесс конституирования (конструирования) предметов опыта («комплексов ощущений») и образований знания (научных понятий). Важным компонентом эмпириокритической философской программы было также обращение к истории науки, выступавшее как одно из следствий принятия «принципа непрерывности»; поэтому история науки предстала в трудах эмпириокритиков уже не в виде летописи, хронологического перечня событий из жизни корифеев науки и научных открытий, а как непрерывный процесс развития всего состава научного знания (включая понятия, теоретические модели и приемы познавательной деятельности); научное мышление не менее «предпосылочно», чем восприятие; прошлое знание во многом определяет и направление поисков, и методы исследования, и даже их дальнейшую эволюцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.01 с.) |