Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истина: объективная, абсолютная, относительная и конкретная.

Поиск

Объективная истина – это такое содержание нашего знания, которое не зависит от нашего сознания.

Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы могут какое-то время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако если ошибочные взгляды и выступают «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого истинности и приводят к отрицательным результатам.

Конкретная истина. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное – это действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т.д. конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. изолированное, отдельное, изолированное, отвлеченное.

Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Конкретная истина – это знание, полученное на основе изучения ограниченной области бесконечного мира, это знание конкретного предмета в конкретных условиях. Истина всегда конкретна, т.к. это знание конкретного предмета и она всегда ограничена конкретной исторической эпохой.

Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к определенным условиям, месту и времени.

Всякое знание в силу своей конкретности всегда относительно.

Абсолютная истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии.

Абсолютная истина складывается из относительных, но сумма относительных истин бесконечна, следовательно, абсолютная истина недостижима. Человек постоянно приближается к абсолютной истине, но никогда не достигнет ее, потому что мир постоянно меняется. Знание абсолютной истины остановило бы процесс познания.

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение, находясь на земле, приводило к ложному выводу. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания. Коперник утверждал, что центром планетарной системы является солнце. Здесь уже доля объективного содержания больше, но далеко не все соответствовало объективной реальности. Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, более верным знанием. Из данных примеров ясно, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает.

Практика и её виды. Гносеологические функции практики – основа, движущая сила, цель познания и критерий истины.

Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Практика – деятельность не одного человека, а всего человечества в его историческом развитии. Современный уровень практики – это результат всемирной истории.

Различают следующие виды практики:

- материально-производственную;

- социально-политическую;

-. научный эксперимент.

К специфическим видам практики относят:

- семейно-бытовую;

- воспитательную;

- образовательную и др.

Практика служит критерием истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными. Практическая деятельность и теория находятся в диалектическом единстве: практика без теории слепа, а теория без практики мертва.

Функции практики:

Во-первых, она связывает субъект познания, то есть человека с объектом с наличием того, что познается Отношение человека к явлениям объективного мира не может быть понят, если не учитывать роль практики как своеобразной связующее звено между познавательной сознанием и и объектом познания Истинное знание берет свое начало с непосредственной практики Практика дает познанию возможность существования и обоснования его В этом отношении практика выступает как як источник всех знаний Прежде чем люди стали аргументировать, они действовали Например, история медицины дает богатый материал, свидетельствующий о практической обусловленности важнейших медицинских знаний и навыков Кстати, лекарственные препараты были получены людьми из разных продуктов питания В результате многих \"проб и ошибок\" эмпирическим путем люди научились постепенно выделять не только питательные, но и лекарственные растительные продукты и вещества Таким же путем было найдено дозировки лекарственных верських речовин.

 

- Во-вторых, связь практики с процессом познания состоит в том, что само познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей История науки, как и данные современного материализма, неопровержимо свидетельствуют о том, что все области человеческого знания возникли из практических потребностей общества Например, астрономия возникла практической н необходимости определять успешное мореплавания людей, геометрия была рождена потребностью измерения земельных площадей, физика - из необходимости знать строение и свойства материи с целью практического овладения силами природы Под влиянием практических потребностей и более глубокого познания явлений природы появились и возникают новые науки, новые разделы давно существующих наук (радиоэлектроника, квантовая физика, кибернетика биохимия, космонавтика и др.) не только естественные, но и общественные науки возникают и развиваются из потребностей практики.

 

- В-третьих практика показывает человеку объект познания который выделяется из множества и разнообразия явлений окружающей действительности, познание которых становится исторической необходимостью Практика предоставляет познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и т теоретической обработке Практика формирует сам объект познавательной деятельности, определяет строение, содержание и направление его развитияку.

 

- Кроме того, практика вооружает познания приборами, различным оборудованием и тем самым способствует успехам познания

 

Итак, именно практика является исходным пунктом и основой всего познания

 

Специфика научного познания

Наука тесно связана с философией. Специфика научного познания в философии – это осознание и рассмотрение фактов по отношению к реальной картине мира. Философия была непременной спутницей науки в переломные моменты истории, остается не менее важной и на сегодняшний день.

Специфика научного познания выражается несколькими факторами:

1) Основная цель науки – выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, поскольку именно абстрагирование дает возможность не ограничивать широту мышления для определения правдивости тех или иных умозаключений.

2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.

3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.

4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.

5) Научное познание совершается посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.

6) Любое знание должно быть строго доказуемо – это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Научное познание – это прежде всего процесс, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику. Несмотря на различия, оба уровня взаимосвязаны и граница между ними достаточно подвижна. Специфика научного познания каждого из этих уровней основана на применении экспериментов и приборов, либо теоретических законов и методов объяснения к каждому конкретному случаю. Поэтому говоря о практике, невозможно обойтись без теории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.55 (0.009 с.)