Философия как социокультурный феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как социокультурный феномен



Философия как социокультурный феномен

Философия -высший уровень и вид мировоззрения, отлич-ся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Фил-я тесно связана с понятием мировоззрения.

Миров-е: -потребности (витальные- дышать, соц-е - быть услышанным)

- ценности

-знания

Миров-е: мифологическое, религиозное, философское

Мифология - форма общественного сознания, миров-е древнего общества, кот. совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окр. действительности.

Религия - ф-ма миров-я, основанная на вере в наличие фантастич. сверхъестественных сил, кот. влияют на жизнь человека и окр мир

Переход к фил-му миров-ю обусловлен:

- плюрализм мнений

-появление классового деления общества

-развитие научного знания

-благодаря Аристотелю произошла дифференциация знаний

-Др. Греция начала бурную торговлю (выход к морю)

-возникают товарно-денежные отношения (деньги ведут к абстрактному мышлению)

Это ведет к возможности рационального знания, кот. Будет построено на логике.

Мифология и религия догматичны, философия- антидогматична.

Философия:

-стремится к более глубокой истине

-синтез наиболее общих взглядов на природу, общ-во, чел-ка

-целенаправленное познание. В последовательно логич-й ф-ме дает ответы на миров-е вопросы. Обосновывает утверждения апеллируя к разуму.

-рефлексивна(способ познания мира и формирования отношений)

-опирается на четкие понятия и категории

Философия возникает практически одновременно в 3 точках земного шара: Китай, Др. греция, Др. Индия

Фил-я- любовь к мудрости, познание мира.

Функции фил-и

-Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

-Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

-Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития

-Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы

-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

- Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты

-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей

Специфика философского мышления

Философия – как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей с античных времен. Кант называл философию естественной склонностью души. Человек задается вопросами: как я живу, есть ли судьба, на что я могу надеяться. Предмет философии исторически подвижен. Каждая эпоха по-новому ставит и решает вопросы о смысле жизни. Ученый ищет ответ: Что? Как? Почему? Философ – зачем? Во имя чего? По характеру своих вопросов философия близка к религии. Но религия – это вера, а философия обращается к разуму. С наукой ее роднит стремление к доказательству знаний, к достоверности. Древнегреческие мыслители указывали на два источника философских знаний. Все наше знание считал Аристотель обязано своим происхождением способности человека удивляться(любознательность). Маркс говорил, что духовно богатый человек – всегда нуждающийся человек, так как он хочет свои богатства умножить. Сократ называет смерть вдохновляемым учением философии. Человек думает о неизбежности смерти и это заставляет его искать смысл жизни. Говоря о специфике нельзя не сказать о социальном и духовном опыте, так как знание имеет в конечном счете источник – человеческий опыт. Философию нельзя назвать обобщением науки, так как она несет в себе новые знания и существовала когда не было науки

Исторические типы классической философии

исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока. ??????

2.Античная философия (изучает природу и человека в мире). (5)

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку). (55)

4. Философия нового времени.??????

5. Немецкая классическая философия. (10)

6. Отечественная философия XI-XIX (14)

7. Диалектика – материалистическая философия (17)

8. Зарубежная философия XX в. (12)

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока

Мифология:

- догматична

- синкретична (слитность, нерасчлененность)

-своеобразное видение мира, в кот. Смешивается естественный и сверхъес. Мир

-ощущение, вымысел

Религия:

-догматична

-делит действительность на естеств. И сверхъест. Миры

-основа-вера

Мифология - форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выража­ется через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, рит­мичности.В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина

 

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.

Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализации возможности возникновения античной философии: связь с производством, развитие товарно-денежных отношений, городская культура, классовая борьба, переход к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы. Гомер и его творчество, достаточно отметить его «Иллиаду» и «Одиссею», оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все «античные философы и мыслители «вышли из Гомера». А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.

Вначале философия выступает в форме мудрствования. Так, «семь мудрецов»: 1) Фалес Милетский, 2) Питтон Митиленский, 3)Биант из Присны; 4) Солон из Азии; 5) Клеобул Лионтийский; 6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей. В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок: «Чти отца своего» (Клеобул), «Знай свое время» (Питтон); «Плохое в своем доме скрывай» (Фалес). Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являютя общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, «больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть»1. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка. Но уже в рамках «Милетской школы философов»2 формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования?

 

Философия эпохи Ренессанса

Философия Ренессанса. Возрождение началось в XIV в. в Италии, к концу XV столетия распространилось на другие европейские страны, а в XVI в. охватило часть Восточной Европы. Главными действующими идеологическими силами оставались религия и схоластика, которые по-прежнему господствовали в европейских университетах. Однако гуманистическая мысль вступила с ними в ожесточенное сражение. Гуманистика опиралась на античный материал и находилась в тесной связи с многообразными явлениями городской буржуазной культуры. В новых условиях авторитет Священного Писания не мог ограничить стремление мышления к постижению истины. Культуре Возрождения была свойственна веротерпимость. Характерным стало и то, что критика религии проводилась с рационалистических позиций. Происходило расшатывание авторитарного мышления. Оспаривалась идея бессмертия души. Внимание обращалось на то, что религиозное братство отнюдь не едино, а раздираемо распрями и раздорами.

8. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре

? Решение этой проблемы привело к формированию методов:1. Опытно-индуктивный метод: Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. Самое главное в нем – правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэкон утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта. Поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент.
2. Математический метод Г. Галилея: он рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических гипотез. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эксперимента.
3. Рационалистический метод Р. Декарта.Декарт был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной силойПроблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII в., его основоположником считается Ф. Бэкон. Эмпиризм исходил из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности. В рамках эмпиризма оформилось два направления: материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри); идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью опыт человека, в результате данное направление столкнулось с парадоксами.
Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума – единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею – cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

 

Русская философия

Славянофилы и западники

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.

Лидеры славянофильства — Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817— 1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

В основе славянофильского понимания русской истории лежат общие взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленные в незаконченном фундаментальном труде А.С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н. В. Гоголем, — «Семирамида».

Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.

Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе.Православие в концепции славянофилов выступало как духовная основа всей русской жизни: «... проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию».

 

Философия природы

это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, "записывает" себя в нее (магнитная плата компьютера содержит "записанную" на нее человеком информацию, скульптура свидетельствует об эстетических ценностях ее создателя). Природа - это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Исторические формы отношения человека к природе .Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам. В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии. В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера - это область господства разума. Имеется в виду, что к ХХ веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени. В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание интерпретируется на основе данных естественных наук. П рирод а - это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в ХХ веке по сравнению с Новым временем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи. Герменевтики рассматривают природу как включенную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию. О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, химию, геологию, биологию, но и в философии.

Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае от "залетного гуманоида", чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи... Но вернемся к теориям...

Форм познания

Философия древней Индии

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал.

Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).

Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодок­сальные

1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья)

2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м

1) Фил рассотр, как руководство к жизни

2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.

3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравствен­ный закон в карму (все что происходит с человеком результат его соб-

ственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.)

4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.

5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобожде­ния души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.

Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:

1)жизнь есть страдание;

2) причины страданий - наши желания;

3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний;

Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир

состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня).

Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на

своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

 

Философия древнего Китая

Основные школы: конфуцианство и даосизм.

Конфуции: 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство преврати­лось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.

Даосизм: 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао - первопричина мира естест­венный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч­ка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.

 

Структура бытия

Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

 

Позитивизм ХIХ-ХХ вв

Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. не­должна выходить за рамки позитивного, положительного знания. т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она может описывать лишь внешние связи между явлениями. Характерная черта позитивизма - агностицизм. Позитивизм (особенно его первые формы) выступает как субъективный идеа­лизм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений ч­ка. Возникает в конце 19-го века.

1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный субъективный реализм.

3-я - неопозитивизм. (Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт. 4-ая - пост позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной теории.

Пространство и время

Пространство- фил-я категория, кот выражает протяженность, взаимное расположение матер. Объектов и их элементов.

Время- фил-я категория, кот. Выражает продолжительность существования вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.

В классической физике и некоторых направлениях фил-и, пространство и время отделяются от материи и рассм-ся как самостоятельная сущность движения вещей.

Для пространства хар-на 3мерность. Для времени хар-на одномерность и необратимость.

2 концепции пространства и времени

-субстанциональная- пространство и время этой концепции рассм-ся как сущности, сущест-е вне материи, но рядом с ней.

-релятивистская- берет свое начало у аристотеля. Простр-во и время явл-ся объективными, независимыми от чел-ка и от чего-либо другого.

Философия техники

Техника понимается следующим образом:
— как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
— как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
— как совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Только философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Этапы развития технических знаний:
— донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно
— зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.
— классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.
— современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.
Технические науки прошли следующие этапы развития:
— в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач
— как особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией (к сер. ХХ в.).
— в качестве системотехники как попытки комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т. е. при ориентации на системную картину мира (по наст. время).

Методы философии

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIX вв.)

Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

Философия культуры

Философия культуры, культурфилософия (нем. Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Философия культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений. Философия культуры появилась в XIX веке, опираясь на философские системы, охватывающие бессознательное, ум и волю. На основе критики существующих систем образовалось три основных направления: позитивизм, неокантианство и «философия жизни». К началу XX века возникло понятие культуры, произошедшее из за сближения культурологии позитивизма с философией культуры неокантианства и философией жизни. Тогда же начинают различать Германские, Французские, Англо-Американские попытки осознания философии культуры.Философия культуры в XXв. В XX веке на философию культуры оказали свое влияние такие ученые, как Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Георг Зиммель и представители баденского неокантианства.

Современная версия философии культуры оформляется лишь с середины XX века.

В России философией культуры занимались П. А. Флоренский, Андрей Белый, В. В. Иванов, П. А. Сорокин, Е. В. Спекторский,Г. Г. Шпет.

Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности. Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления.

 

Патристика

Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:

1) положили конец античной философии;

2) положили начало средневековой философии.

Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.

Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.

Схоластика

Название происходит от греческого «схолазо» - обучаю. В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.

Философия как социокультурный феномен

Философия -высший уровень и вид мировоззрения, отлич-ся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Фил-я тесно связана с понятием мировоззрения.

Миров-е: -потребности (витальные- дышать, соц-е - быть услышанным)

- ценности

-знания

Миров-е: мифологическое, религиозное, философское

Мифология - форма общественного сознания, миров-е древнего общества, кот. совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окр. действительности.

Религия - ф-ма миров-я, основанная на вере в наличие фантастич. сверхъестественных сил, кот. влияют на жизнь человека и окр мир

Переход к фил-му миров-ю обусловлен:

- плюрализм мнений

-появление классового деления общества

-развитие научного знания

-благодаря Аристотелю произошла дифференциация знаний

-Др. Греция начала бурную торговлю (выход к морю)

-возникают товарно-денежные отношения (деньги ведут к абстрактному мышлению)

Это ведет к возможности рационального знания, кот. Будет построено на логике.

Мифология и религия догматичны, философия- антидогматична.

Философия:

-стремится к более глубокой истине

-синтез наиболее общих взглядов на природу, общ-во, чел-ка

-целенаправленное познание. В последовательно логич-й ф-ме дает ответы на миров-е вопросы. Обосновывает утверждения апеллируя к разуму.

-рефлексивна(способ познания мира и формирования отношений)

-опирается на четкие понятия и категории

Философия возникает практически одновременно в 3 точках земного шара: Китай, Др. греция, Др. Индия

Фил-я- любовь к мудрости, познание мира.

Функции фил-и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.438 с.)