Специфика философского мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философского мышления



Философия – как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей с античных времен. Кант называл философию естественной склонностью души. Человек задается вопросами: как я живу, есть ли судьба, на что я могу надеяться. Предмет философии исторически подвижен. Каждая эпоха по-новому ставит и решает вопросы о смысле жизни. Ученый ищет ответ: Что? Как? Почему? Философ – зачем? Во имя чего? По характеру своих вопросов философия близка к религии. Но религия – это вера, а философия обращается к разуму. С наукой ее роднит стремление к доказательству знаний, к достоверности. Древнегреческие мыслители указывали на два источника философских знаний. Все наше знание считал Аристотель обязано своим происхождением способности человека удивляться(любознательность). Маркс говорил, что духовно богатый человек – всегда нуждающийся человек, так как он хочет свои богатства умножить. Сократ называет смерть вдохновляемым учением философии. Человек думает о неизбежности смерти и это заставляет его искать смысл жизни. Говоря о специфике нельзя не сказать о социальном и духовном опыте, так как знание имеет в конечном счете источник – человеческий опыт. Философию нельзя назвать обобщением науки, так как она несет в себе новые знания и существовала когда не было науки

Исторические типы классической философии

исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока. ??????

2.Античная философия (изучает природу и человека в мире). (5)

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку). (55)

4. Философия нового времени.??????

5. Немецкая классическая философия. (10)

6. Отечественная философия XI-XIX (14)

7. Диалектика – материалистическая философия (17)

8. Зарубежная философия XX в. (12)

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока

Мифология:

- догматична

- синкретична (слитность, нерасчлененность)

-своеобразное видение мира, в кот. Смешивается естественный и сверхъес. Мир

-ощущение, вымысел

Религия:

-догматична

-делит действительность на естеств. И сверхъест. Миры

-основа-вера

Мифология - форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выража­ется через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, рит­мичности.В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина

 

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.

Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализации возможности возникновения античной философии: связь с производством, развитие товарно-денежных отношений, городская культура, классовая борьба, переход к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы. Гомер и его творчество, достаточно отметить его «Иллиаду» и «Одиссею», оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все «античные философы и мыслители «вышли из Гомера». А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.

Вначале философия выступает в форме мудрствования. Так, «семь мудрецов»: 1) Фалес Милетский, 2) Питтон Митиленский, 3)Биант из Присны; 4) Солон из Азии; 5) Клеобул Лионтийский; 6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей. В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок: «Чти отца своего» (Клеобул), «Знай свое время» (Питтон); «Плохое в своем доме скрывай» (Фалес). Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являютя общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, «больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть»1. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка. Но уже в рамках «Милетской школы философов»2 формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования?

 

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

Как и философия, религия также имеет своим предметом первопричины бытия (Бог, Брахман, Абсолют), однако философию интересует интеллектуальное постижение её предмета, а религию — отношение к нему. Для религии характерны вера в сверхъестественное (принятие его в форме личного убеждения, кредо), культ, статус «священного», наличие ритуалов и т. д. Таким образом, религия представляет собой как бы «священную» философию.

Средневековая философия — западная философия в период с V по XV века. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога

Философия:

- стремится к более глубокой истине

-синтез наиболее общих взглядов на природу, общ-во, чел-ка

-целенаправленное познание. В последовательно логич-й ф-ме дает ответы на миров-е вопросы. Обосновывает утверждения апеллируя к разуму.

-рефлексивна(спсоб познания мира и формирования отношений)

-опирается на четкие понятия и категории

Философия возникает практически одновременно в 3 точках земного шара: Китай, Др. греция, Др. Индия

Фил-я- любовь к мудрости, познание мира

Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.

Причины существования религиозного мировоз­зрения:

1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия

2) Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познательного про­цесса.

3) Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями.

 

Философия эпохи Ренессанса

Философия Ренессанса. Возрождение началось в XIV в. в Италии, к концу XV столетия распространилось на другие европейские страны, а в XVI в. охватило часть Восточной Европы. Главными действующими идеологическими силами оставались религия и схоластика, которые по-прежнему господствовали в европейских университетах. Однако гуманистическая мысль вступила с ними в ожесточенное сражение. Гуманистика опиралась на античный материал и находилась в тесной связи с многообразными явлениями городской буржуазной культуры. В новых условиях авторитет Священного Писания не мог ограничить стремление мышления к постижению истины. Культуре Возрождения была свойственна веротерпимость. Характерным стало и то, что критика религии проводилась с рационалистических позиций. Происходило расшатывание авторитарного мышления. Оспаривалась идея бессмертия души. Внимание обращалось на то, что религиозное братство отнюдь не едино, а раздираемо распрями и раздорами.

8. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре

? Решение этой проблемы привело к формированию методов:1. Опытно-индуктивный метод: Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. Самое главное в нем – правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэкон утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта. Поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент.
2. Математический метод Г. Галилея: он рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических гипотез. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эксперимента.
3. Рационалистический метод Р. Декарта.Декарт был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной силойПроблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII в., его основоположником считается Ф. Бэкон. Эмпиризм исходил из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности. В рамках эмпиризма оформилось два направления: материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри); идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью опыт человека, в результате данное направление столкнулось с парадоксами.
Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума – единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею – cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.013 с.)