Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм государства и государственный аппарат

Поиск

Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность всех государственных органов, действующих на территории России, осуществляющих государственную власть на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Такое деление органов государственной власти сформулировано конституцией в связи с закреплением в ней принципа разделения властей. Создание подобной системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства во взаимодействии между собой.

В систему государственных органов входят не только те органы, которые прямо указаны в тексте конституции, но также и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Согласно Конституции Российской Федерации, государственную власть осуществляют Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют самостоятельно образуемые ими органы государственной власти, обладающие в пределах своего ведения и полномочий всей полнотой государственной власти.

Государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер. При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются различными государственными и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный механизм.

Понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «аппарат государства». В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются по объему и содержанию совпадающими. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность государственного аппарата, его направленность на результативную работу.

Вместе с тем, имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой понятие «государственный аппарат» представляется более узким, в него включаются только государственные органы и лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и её субъектов.

Так, в одном из авторитетных изданий[22] приводится следующее определение. «Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы: а) государственные органы; б) публичные службы и корпорации; в) процедуры принятия государственных решений; г) ресурсное обеспечение».

Кроме этого, между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того, что механизм государства создается для выполнения функций государства, последним принадлежит определяющая роль. Учитывая данный тезис, можно признать, что функции государства осуществляются не только государственными органами, но и другими элементами социальной системы общества – государственными учреждениями, предприятиями, органами местного самоуправления. Вместе с тем, включив все эти элементы в механизм государства, мы можем прийти к «размытости» понятия «механизм государства», утраты его идентичности.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы, в совокупности образующие государственный аппарат.

Для уяснения понятия государственного органа большое значение имеет понятие государственный аппарат, определяемое как совокупность государственных органов.

Структура государственного аппарата – это, прежде всего, деление его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 10 конституции государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, государственный аппарат представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов.

В Российской Федерации государственный аппарат объединяет государственные органы Российской Федерации и субъектов.

Многие федеральные органы в Российской Федерации имеют федеральное подчинение, хотя действуют на определенной территории (территории субъекта федерации). Примером могут быть суды, прокуратура, контрольно-надзорные органы, представитель президента и т.д.

Таким образом, государственный аппарат – организованная в соответствии с законодательством и действующая на определенных принципах система государственных органов и должностных лиц государства, наделенных определенной компетенцией, осуществляющих от имени государства его функции.

Принципами деятельности государственного аппарата являются разделение властей, федерализм и законность.

Одна из основ конституционного строя – принцип разделения властей. В ст. 10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конкретное содержание принципа разделения властей в российской конституции прямо не закреплено. Однако, в силу логики конституционных норм, определяющих механизм государственной власти (главы «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») правила взаимоотношения трех властей состоят в следующем:

– никто, кроме законодательных (представительных) органов государственной власти, не вправе принимать законы,

– законы обладают высшей юридической силой (правило верховенства закона),

– органы исполнительной власти занимается исполнением законов, нормотворчество их ограничено,

– обеспечивается сбалансированность полномочий между законодательными и исполнительными органами, при которой исключается перенесение всей полноты власти и властных решений на один их них (ранее действовал принцип «вся власть – советам»),

– независимость и самостоятельность судебных органов,

– недопустимость вмешательства ни одной из трех властей в прерогативы другой власти,

– разрешение споров о компетенции органов государственной власти Конституционным Судом Российской Федерации,

– существование правовых способов сдерживания каждой власти двумя другими, закрепленных конституционной системой, которые обеспечивают взаимные противовесы для всех властей (система сдержек и противовесов).

Однако следует помнить, что реализация принципа разделения властей не означает разрушение целостности концепции народного суверенитета. Разделение властей – это разделение полномочий органов государственной власти, при котором конституционный принцип единства государственной власти сохраняется.

Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации не входит ни в одну из трех ветвей власти. Это является особенностью российской формы правления. Он является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.10 Конституции России). Разногласия между властями президент может регулировать с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд, он не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов, их полномочия строго разделены конституцией.

Исходя из смысла многих конституционных норм, можно заключить, что Президент Российской Федерации фактически наделяется полномочиями главы исполнительной власти (право формировать правительство, председательствовать на его заседаниях и др.) и, таким образом, выполняет функции главы правительства и главы государства.

Другим принципом, связанным с федеративной формой государственного устройства Российской Федерации является принцип федерализма.

Система органов государственной власти в Российской Федерации представляет собой две в той или иной мере обособленные, самостоятельные, автономные системы, а именно систему органов государственной власти Российской Федерации и систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственное устройство России основано на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправны субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз не был федерацией, а конфедерацией и они считались бы субъектами международного права.

В связи с этим большое значение имеет принцип разделения компетенции и полномочий между органами государственной власти различных уровней. Конституция определяет круг вопросов, которые находятся в исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), и в совместном ведении (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Все остальные вопросы государственной жизни относятся к исключительному ведению субъекта федерации.

Другим важным принципом организации государственной власти является принцип законности.

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон).

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых законов, в одинаковой мере защищающих всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.009 с.)