Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы биоэтики и охраны здоровья в России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормой для российской медицинской практики должны стать не только сохранение жизни, но и ее качество, чтобы лечение и жизнь после него не превращались в мучения (особенно актуальна эта проблема для онкологических больных). Насущной потребностью в современной России является формирование культуры охраны здоровья, которая исходит из определения здоровья Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, оно определяется не только отсутствием болезни и немощи». Оно существенно отличается от ставшего традиционным (и не только в России) понимания здоровья как только медицинской категории. Определение здоровья, данное ВОЗ, основано на гуманистическом подходе к биоэтике, с необходимостью требует правового регулирования проблем биоэтики, недопустимости коммерциализации человеческого тела. Несмотря на декларацию права на жизнь и здоровье в Конституции России, в настоящее время остаются нерешенные проблемы, связанные с соблюдением, обеспечением и защитой этих прав, трансплантацией органов и тканей, эвтаназией, операциями по изменению пола и т.п. Как отмечает М.Н. Малеина, «в нашей стране пора принять решение о неиспользовании или использовании (с указанием условий) человеческого плода для научных исследований и лечения... В качестве общего правила следовало бы установить, что зачатие и аборт только с целью получения материала для трансплантации или фармацевтических и научных исследований не разрешается». Наряду с правом на жизнь, в российском законодательстве закреплено право на здоровье, в частности, в ст. 41 Конституции Российской Федерации, в Основах законодательства об охране здоровья граждан, законах Российской Федерации от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», от 9 июля 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов», от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в Гражданском кодексе Российской Федерации, Так, согласно ст. 150 Гражданского кодекса здоровье названо нематериальным благом и отнесено к объектам гражданских прав. В целях обеспечения порядка финансирования и организации медицинских услуг, оказываемых пациенту, с 1993 г. в России введено обязательное медицинское страхование. В этом же году в российском законодательстве было закреплено право каждой совершеннолетней женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона (ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). В 1996 г. в Семейном кодексе Российской Федерации появился институт суррогатного материнства, были закреплены права суррогатной матери. Так, в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса было закреплено, что лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине с целью вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка. Правовые основы проведения медицинских экспериментов биомедицинских исследований человека в качестве их объекта были зафиксированы в ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; в частности: право на предварительную информацию о будущем эксперименте; необходимость свободного письменного согласия гражданина – объекта исследования при предварительном проведении лабораторного эксперимента, осуществлении эксперимента в учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения. В 1997 г. в российском законодательстве было закреплено право гражданина на проведение профилактических прививок с его согласия и его обязанность подтвердить отказ от прививки в письменном виде (Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации каждый гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью. В соответствии со ст. 1064 указанного нормативного акта вред, причиненный личности, должен быть возмещен лицом, причинившим вред в полном объеме. Потерпевшему возмещается не только моральный, но и имущественный вред в виде компенсации дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085). Наряду с указанными правами в российском законодательстве также закреплены: Право каждого на личную (физическую и психическую) неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Закон Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Право на медицинскую тайну (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другие правовые акты). При этом медицинская тайна включает в себя информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья граждан, диагнозе его заболевания и иные сведения, в том числе информацию о его семейной, интимной жизни, состоянии здоровья родственников пациента. Обязанность хранить медицинскую тайну распространяется как на врачей, так и на медицинский персонал (сестры, няни, сиделки, регистраторы), а также на студентов медицинских вузов, техникумов, проходящих практику в лечебных учреждениях, и на других лиц, которым были переданы соответствующие сведения в установленном законом порядке (ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). В то же время в законодательстве предусмотрены пределы и ограничения данного права. Право граждан на квалифицированную медицинскую помощь в рамках программ обязательного всеобщего страхования и добровольного медицинского страхования, предполагающего получение не только обязательных, но и дополнительных услуг (ст. 41 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Права пациентов, закрепленные в ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: право на уважительное и гуманное отношение медицинского и обслуживающего персонала; право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего (при его согласии), на выбор лечебно-профилактического учреждения; право на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации других специалистов; право на облегчение боли, вызванной заболеванием и (или) медицинским вмешательством; право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, отказ от такого вмешательства; право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи; право на допуск адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; право на допуск священнослужителя, на создание условий для отправления религиозных обрядов. Право на регулярное и своевременное получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья и оказывающих на него вредное влияние. Информация может быть предоставлена в различном порядке. Существуют четыре модели предоставления информации: 1) информационная, в которой врач выступает как компетентный, бесстрастный эксперт, а принимает решение и несет ответственность сам пациент; 2) интерпретационная, в которой врач выступает в роли убедительного консультанта, но при этом сохраняется автономия пациента; 3) совещательная, которая предполагает достижение взаимного согласия при совместном обсуждении положения больного; 4) патерналистская, которая предполагает, что врач выступает в роли опекуна, самостоятельно принимает решение или навязывает его больному (наиболее распространенная в России). Право на информацию в отношении лекарств и других изделий, применяемых в медицине и в сфере медицинских услуг (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей». При нарушении права на здоровье в Российской Федерации можно использовать следующие способы его защиты: 1) прекращение правоотношений (например, расторжение договора с медицинским учреждением, частнопрактикующим врачом); 2) изменение правоотношения (например, выбор другого врача (с его согласия); 3) возмещение возникшего вреда. При этом: 1) вред, причиненный личности, подлежит возмещению лицом, причинившим вред в полном объеме (ст. 1064 ГК); 2) сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, пропорционально увеличивается с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 318 ГК); 3) потерпевшему возмещается также имущественный вред в виде компенсации дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085): расходы на дополнительное питание, уход за потерпевшим, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и др. В целом вред, причиненный здоровью, возмещается в форме взыскания утраченного потерпевшим заработка, которого он был лишен вследствие повреждения здоровья; вынужденных дополнительных расходов; морального ущерба. Основными задачами граждан как потенциальных пациентов должны быть следующие: «защитить себя от недоброкачественной медицинской помощи и предпринять усилия для получения помощи качественной». О достижении данных целей можно судить только тогда, когда пациент ощущает себя максимально защищенным. Это предполагает, что пациент: 1) сам осознанно и обоснованно делает выбор в сфере медицинской помощи; 2) согласен, что эффективный язык дискуссии «пациент – медработник» – язык юридический, а надежный аргумент – обязательная к исполнению норма права; 3) не сомневается, что самая главная и самая сильная фигура в здравоохранении – это он, пациент; 4) видит во взаимоотношениях «здравоохранение – пациент» не столько свободное творчество, сколько регламентированные законом процедуры, права, обязанности, ответственность каждой из сторон; 5) повседневно применяет свои права как инструмент безопасной жизнедеятельности; 6) имеет навыки самозащиты прав, опыт использования представителей; 7) не питает излишних иллюзий о заботливости государственных систем, в том числе здравоохранения; 8) является грамотным, требовательным и эффективным пользователем здравоохранения – системы, созданной и функционирующей на его (налогоплательщика) деньги; 9) осваивает статус «потребителя», а не «просителя медицинских услуг»[43]. Среди защитников прав пациентов выделяют традиционных (сам пациент, суд, прокуратура) и нетрадиционных. К нетрадиционным субъектам защиты нарушенных прав пациентов относятся страховые медицинские организации, государственные органы и должностные лица учреждений здравоохранения, органы местного самоуправления, федеральный антимонопольный орган, федеральные органы по стандартизации и сертификации, федеральные органы исполнительной власти, контролирующие качество и безопасность услуг, лицензионная палата, общественные объединения (ассоциации, союзы), защищающие права потребителей и юридические лица, уставом которых предусмотрена деятельность по защите прав пациентов, Уполномоченный по правам человека. Права человека в сфере охраны здоровья защищены российским уголовным законодательством. Под причинением вреда здоровью пациента Уголовный кодекс Российской Федерации понимает причинение телесных повреждений (т.е. анатомические или функциональные нарушения органов и тканей). Вредом здоровью является так же наступление последствий в виде заболеваний и патологических состояний, возникших в результате действия различных факторов внешней среды (физических, механических, химических, биологических, психологических). При этом в Уголовном кодексе определяются три степени тяжести вреда здоровью: тяжкий, средний и легкий. Степень тяжести устанавливается судебно-медицинской экспертизой на основании соответствующих квалифицирующих признаков (ст. 111, 112, 115). Наряду с правами пациента в российском законодательстве закреплены права медицинских работников: право на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; право на работу по трудовому договору, в том числе за рубежом; право на защиту своей профессиональной чести и достоинства, в том числе в судебном порядке; право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки; право на повышение квалификации; право страхования профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью граждан, не связанные с халатным или небрежным выполнением ими своих профессиональных обязанностей (ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Кроме прав пациента, гражданин Российской Федерации в медицинской (прежде всего в фармацевтической) сфере пользуется правами потребителя, закрепленными в Законе «О правах потребителей»: право на безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья потребителя (ст. 7), окружающей среды, право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) (ст. 8), право на информацию о товарах (об основных потребительских свойствах товаров, работ, услуг, сроке годности, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров, работ, услуг) и т.п. (ст. 10). Потребитель имеет право требовать возмещения морального и имущественного вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) (ст. 14). Защита прав потребителей осуществляется судом, при этом иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда (ст. 17). Правовые аспекты эвтаназии Термин «эвтаназия» происходит от греческих слов танатос (смерть) и эу (хороший, счастливый) и буквально обозначает «легкая смерть, без мучений». Впервые этот термин был употреблен английским философом Ф. Бэконом в ХVII в. для определения «легкой смерти», а с ХIХ в. применялся в значении «умертвить кого-либо из жалости». Эвтаназия была известна еще в древнем мире (убийство или оставление без ухода стариков в первобытных племенах, убийство в Спарте слабых и больных, младенцев). В советской литературе это понятие появилось в 1986 г. в Большой советской энциклопедии, в которой было дано следующее определение: «намеренное наступление смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий». Существуют две формы эвтаназии: активная – «разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть вызывают применением специальных средств»; пассивная – «разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть наступает вследствие прекращения средств поддерживающей терапии». Активная эвтаназия (ее называют также «методом наполненного шприца») предполагает введение умирающему человеку каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, которые влекут за собой быстрое и безболезненное наступление смерти. Она может быть выражена в следующих формах: 1) «убийство из милосердия», которое происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает смертельный исход; 2) «самоубийство, ассистируемое врачом», которое происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью; 3) собственно активная эвтаназия, которая может происходить и без помощи врача, когда пациент сам включает устройство, приводящее его к быстрой и безболезненной смерти. Пассивная эвтаназия (или «метод отложенного шприца») предполагает прекращение оказания направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. Бесчеловечный опыт активной эвтаназии имел место в гитлеровской Германии, когда декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа «Эвтаназия». В результате данной программы было умерщвлено 275 тыс. умственно и психически больных, эпилептиков, пациентов, страдающих от старческой немощи, различных органических неврологических расстройств. Этих людей уничтожали в газовых камерах, крематориях и других типах индустрии умерщвления, применение которых было продолжено для массового уничтожения граждан Восточной Европы, прежде всего еврейского населения. Данные действия были квалифицированы Международным военным трибуналом в Нюрнберге как преступления против человечества[44]. Сейчас в мире запрещена активная эвтаназия. Пассивная эвтаназия разрешена в ряде штатов США, в Нидерландах, Австралии, где допускается возможность добровольного ухода из жизни при условии предварительного уведомления прокуратуры. Так, в 1994 г. в штате Орегон был принят Орегонский акт смерти и достоинства, в соответствии с которым врач имеет право содействовать в умирании. В 1995 г. в Австралии был принят Билль о правах терминальных больных, разрешающий врачам содействовать таким больным в умирании, если уже недоступна разумная паллиативная помощь. Пассивная эвтаназия допускается в Швеции и Финляндии, где основой для применения решения о прекращении лечения может быть только осознанное, свободное волеизъявление пациента. В некоторых странах право на достойную смерть получило законодательное оформление. Так, в соответствии с законодательством штата Индиана (США) действует прижизненное завещание, в котором пациент официально подтверждает свою волю на то, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определенных обстоятельствах. В 1977 г. в штате Калифорния (США) был принят первый в мире Закон «О праве человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. Однако этим Законом никто не смог воспользоваться до настоящего времени в связи с тем, что: 1) одним из условий осуществления эвтаназии должно быть заключение психиатра о вменяемости пациента, а Американская ассоциация психиатров запрещает своим членам участие в подобных процедурах; 2) другим условием является проведение эвтаназии врачом, что невозможно, так как Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участия в эвтаназии и выдвинула лозунг «врачи не должны быть палачами». В связи с появлением фактов использования эвтаназии в ряде стран мира в 1970–1980-е гг. на 39-й Всемирной медицинской Ассамблее в 1978 г. была принята Декларация об эвтаназии, где отмечается: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, неэтична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания». Активная эвтаназия запрещена законодательством всех стран мира, однако соответствующие законы применяются не всегда. Ряд судебных процессов над медицинскими работниками, применившими эвтаназию к своим пациентам, состоялся в Бельгии, Нидерландах, Германии, США, Австрии. Одним из широко известных является судебный процесс над врачом из США Дж. Кеворкяном. За период своей медицинской практики (на 26 ноября 1997 г., когда убийство двух женщин, не являющихся безнадежно больными, получило широкий резонанс в США и мире в целом) он «помог уйти из жизни» более чем 130 безнадежно больным людям, за что получил прозвище «Доктор Смерть». После восьмилетней деятельности по убийству тяжелобольных 13 апреля 1999 г. Дж. Кеворкян был осужден и приговорен к семи годам лишения свободы. От пожизненного заключения его спасло только то, что суд учел его почтенный возраст – 71 год. Эти и другие факты использования эвтаназии врачами стали основанием для принятия на 44-й Всемирной медицинской ассамблее в Испании в 1992 г. специального заявления о пособничестве врачей при самоубийствах. В нем было отмечено, что подобно эвтаназии самоубийство при пособничестве врача является неэтичным и подлежит осуждению со стороны медицинской общественности. В российской медицине и юриспруденции, а также в обществе идут дискуссии о возможности применения эвтаназии. Так, Ю.А. Дмитриев считает запрет эвтаназии неконституционным актом, который противоречит юридическому принципу обеспечения человеческого достоинства. Тем более что в России, отмечает Ю.А. Дмитриев, имеются многочисленные факты латентного применения эвтаназии, несмотря на ее законодательный запрет (по разным данным они составляют 20-30 тыс. случаев в год). По его мнению, любой этический вопрос и, в частности, вопрос об юридическом разрешении возможности эвтаназии должны решать первоначально сами граждане, а потом уже законодатель. В России эвтаназия была запрещена с принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии со ст. 45 «Запрещение эвтаназии» медперсоналу запрещается удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. Однако в то же время ст. 33 «Отказ от медицинского вмешательства» и ст. 30 «Права пациента» создают возможность легального использования пассивной эвтаназии. Проблема эвтаназии как проблема права на достойную смерть нуждается в тщательной разработке и законодательном разрешении, так как с принятием Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан с 1993 г. до настоящего времени ситуация в экономической, медицинской и других сферах, которые затрагивают вопрос эвтаназии, изменилась кардинальным образом. Лечение стало практически платным, бесплатная медицина осталась только для ряда групп граждан, имеющих льготы. Родственники больных часто не в состоянии оплатить дорогостоящее лечение, что ведет самих больных к отказу от медицинского вмешательства и создает прецеденты пассивной эвтаназии. Проблема эвтаназии, находясь на стыке медицины и юриспруденции, нуждается в первую очередь в юридической конкретизации. «Решения, принимаемые медициной, не могут быть заменены правовыми. Особенно это касается человеческой жизни. Поэтому правовые решения касаются только жизненно важных прав человека, в том числе и права знать о своей болезни, о прогнозах лечения, отказываться от лечения, права на снисхождение и помощь в уменьшении страданий». При рассмотрении эвтаназии необходим комплексный подход, участие в процессе оформления процедурных моментов эвтаназии не только органов прокуратуры, но и суда, что предполагает изменение уголовно-процессуального подхода к данной проблеме. При этом процедура оформления может быть представлена следующим образом: 1) согласие больного на получение информации о своем здоровье; 2) предоставление истинной информации о заболевании больному и родственникам; 3) сознательная просьба больного об эвтаназии; 4) проведение углубленного психологического исследования, включающего в себя определение социопсихотипа личности, а также исключение заболеваний, имеющих в своих проявлениях стремление к смерти; 5) попытки психотерапевтической коррекции установки больного на эвтаназию; 6) подтверждение сознательной и устойчивой просьбы больного об эвтаназии в присутствии адвоката (представителя), нотариуса, судебного психиатра, Уполномоченного по правам человека и лечащего врача (нотариально заверенная форма завещания с отметкой о дееспособности и с указанием эвтаназии в качестве последней воли); 7) создание экспертного совета для оценки диагноза и прогноза заболевания; 8) проведение подготовительных правоохранительных мероприятий для обнаружения признаков возможного преступления, а также для уточнения порядка наследования; 9) проведение закрытого судебного заседания для подтверждения условий применения эвтаназии (с обязательным участием и заключением прокурора); 10) судебное решение; 11) осуществление эвтаназии; 12) оформление протокола о проведении эвтаназии (с отметкой о присутствующих и констатации смерти). В целом проблема эвтаназии требует законодательного разрешения в новых условиях жизнедеятельности граждан в России; привлечения юридических и психологических служб к решению вопросов допустимости пассивной эвтаназии в конкретных случаях; необходимости вывода российской медицины из нищенского состояния посредством приоритетного финансирования медицинских учреждений, разработки и принятия федеральной медицинской программы «Здоровое общество», законов о правах пациентов, о здравоохранении, о правах и социальной защите медицинских работников. С проблемой эвтаназии тесно связан вопрос о необходимости развития в России паллиативного лечения, системы хосписов. Впервые идея создания хосписов – учреждений по уходу за смертельно больными, умирающими больными – возникла в XIX в. Хосписы создаются как альтернатива эвтаназии, основные цели их создания – полный уход за неизлечимо больными и их семьями, обеспечение душевного покоя и контроль за физическими и душевными страданиями, не ускоряя и не отодвигая смерть. В отличие от обычных больниц в хосписе: 1) можно держать домашних животных, принимать родственников, устраивать торжества; 2) подбирается особый персонал, учитывая, что в хосписе, в основном, обреченные люди; хотя шанс выздороветь есть всегда, ибо возможны ошибки при постановке диагноза или случаи самоисцеления человеческого организма; 3) наряду с медперсоналом работают добровольцы-волонтеры; 4) бюджет хосписа складывается из государственных ассигнований, благотворительных средств от организаций, фирм, клубов, а также из пожертвований от частных лип, завещаний умирающих пациентов и др. В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает следующие принципы паллиативной медицины: 1) утверждение жизни и рассмотрение смерти как нормального процесса; 2) отказ от ускорения и замедления смерти; 3) необходимость облегчения боли; 4) объединение. психологических и духовных аспектов ухода за больными; 5) разработка системы поддержки для помощи больным жить до конца активной жизнью, а их семьям справиться с трудностями во время болезни родственника и после его смерти. В России первый российский хоспис был открыт в октябре 1990 г., в Санкт-Петербурге. Основной идеей хосписа является облегчение физических и душевных болей и страданий, для этого в хосписе сотрудничают врачи, диетологи, религиозные служители, психиатры, реабилитологи, социальные работники, психологи, юристы, страховые агенты, волонтеры-добровольцы. Средний срок пребывания больного в хосписе 30–45 дней. В России необходимо активно развивать хосписное движение, которое призвано не только облегчить боль и страдание умирающих людей, но и гуманизировать общество, возродить гуманное отношение к каждому человеку. Таким образом, самой насущной потребностью в современной России являются соблюдение, обеспечение и защита прав каждого человека на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, права на благоприятную окружающую среду, т.е. прав, обеспечивающих физическое и психическое благополучие (целостность) личности. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое биоэтика? 2. Раскройте вопрос о соотношении международных стандартов и законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан. Рекомендуемая литература 1. Биоэтика: проблемы и перспективы / отв. ред. С. М. Малков, А. П. Огурцов. – М., 1992. 2. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности/ Н. В. Витрук. – М.: Норма, 2008. 3. Глушкова, С. И. Права человека в России: учеб. пособие / С. И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006. 4. Зайцева, А.М. пределы ограничения права на жизнь / А.М. Зайцева // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 18. – С. 19. 5. Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь / О. С. Капинус. – М.: Камерон, 2006. 6. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2003. Заключение Конституционно-правовой статус человека и гражданина – сложная, собирательная правовая категория (юридическая конструкция). Она отражает связь конкретной личности с обществом, государством, окружающими людьми, определяет права и обязанности, особенности их реализации. Правовой статус личности – важнейший институт конституционного права. Правовой статус личности (правовой статус человека и гражданина) включает следующие элементы: принципы правового статуса, правосубъектность, гражданство, конституционные права и свободы, которые условно можно разделить на пять групп: а) личные, б) политические, в) экономические, г) социальные, д) культурные права и свободы, гарантии прав и свобод, конституционные обязанности. Только все в совокупности перечисленные элементы составляют целостный конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Выделяется несколько разновидностей конституционных прав и свобод. Личные права и свободы носят естественный характер, принадлежат каждому индивиду уже в силу того, что он человек, вытекают из естественного порядка вещей. Политические права и свободы обеспечивают возможность участвовать в управлении делами государства. Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают реализацию экономических, социальных и культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, которая осуществляется всеми государственными органами. Множественность государственно-правовых средств позволяет реально гарантировать права и свободы человека и гражданина, обеспечить их охрану и защиту от неправомерных действий. Система государственных органов (государственный аппарат) – совокупность всех государственных органов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляющих государственную власть на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственный орган – самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, образованная в соответствии с законодательством, действующая постоянно, имеющая строго определенные полномочия по управлению определенной сферой общественной жизни. Государственный орган имеет собственную, основанную на принципах иерархии внутреннюю структуру, объединяющую государственных служащих и должностных лиц государства. В зависимости от того, к какой ветви власти относится орган, государственные органы подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные. Отдельную группу составляют органы с особым статусом, не относящиеся ни к одной из ветвей власти. В зависимости от территории действия государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов федерации. Большое значение в обеспечении прав и свобод человека и гражданина имеют международные договоры и соглашения. Международный Билль о правах человека включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Международный пакт о гражданских и политических правах, содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких-либо различий. Важное значение для Российской Федерации имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, значение которой состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их защиты. Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека. Международное гуманитарное право является важнейшим инструментом защиты прав человека в экстремальных условиях военных конфликтов, представляет собой отрасль международного права, принципы и нормы которой направлены на то, чтобы ограничить причиняемые вооруженными конфликтами страдания и бедствия путем установления недопустимых методов и средств ведения военных действий, чтобы обеспечить защиту жертв войны и гражданского населения.
Библиографический список Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 декабря. 2. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. Сб. документов – М., 1999. 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека. Сб. документов – М., 1999. 4. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сб. документов – М., 1999. 5. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон [12 июля 1994 г. №1-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 13. – Ст. 1447. 6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9. 7. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 47. 8. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон [12 августа 1995 г. №144-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995 г. – № 33. – Ст. 3349. 9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [18 декабря 2001 г. №174-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52(1). – Ст. 4921. 10. Устав Забайкальского края: закон Забайкальского края [17 февраля 2009 г. № 125-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – № 30. – 18 февраля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.018 с.) |