Особенности обеспечения политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обеспечения политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод



Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Это важнейший принцип конституционного строя Российской Федерации, и он получает практическое воплощение именно через систему политических прав и свобод. В соответствии с конституцией гражданин может в полном объёме осуществлять свои права с 18 лет (ст. 60), и это, прежде всего, касается политических прав.

Право на участие в управлении делами государства

Это наиболее общее право, закрепленное в ст. 32 Конституции Российской Федерации. Оно реализуется гражданами непосредственно (прямая демократия) или через своих представителей (представительная демократия). Гарантией этого права является комплекс избирательных законов о выборах и референдумах, как федерального уровня, так и уровня субъектов федерации. Исключительно выборным путем в Российской Федерации формируются все законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Что касается формирования органов исполнительной и судебной власти, то здесь используется принцип выборности и назначаемости, а именно представительные органы во многих случаях утверждают кандидатуру на государственной должности, например Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждает кандидатуры на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Всенародным голосованием избирается Президент Российской Федерации – глава государства.

Порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации регулируют избирательные законы. В основе избирательной системы лежит федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ[21], где закреплены универсальные избирательные принципы, действующие на всей территории Российской Федерации, это: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Часть 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации определяет две категории граждан, которые не могут участвовать в выборах (референдуме). Это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в метах лишения свободы по приговору суда. Других ограничений активного избирательного права нет.

Право на проведение публичных мероприятий.

В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения.

Конституция Российской Федерации (ст. 31) закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки или протеста политики властей, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Главная трудность в реализации этого права состоит в том, что, поскольку массовые мероприятия проводятся на городских улицах и площадях, это может создавать трудности для граждан и транспорта. Проведение публичных мероприятий регламентируется специальным федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Данным законом предусмотрен уведомительный порядок проведения указанных мероприятий. От инициаторов подается письменное заявление в местную администрацию, где указываются сроки, цели и место проведения мероприятия.

При проведении публичных мероприятий участники обязаны соблюдать общественный порядок. Им запрещено иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.

Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применят специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

За нарушение законодательства о проведении публичных мероприятий предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Право на обращение.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Это право укрепляет связь населения с государством, дает возможность контролировать деятельность как государственных, так и общественных институтов.

Обращения могут быть в письменной или устной форме. Письменные обращения граждан должны быть подписаны, в них указывается имя, фамилия и отчество обращающегося, адрес и место работы или учебы. Обращения, не содержащие этих данных считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений и жалоб. Предложения и заявления подаются гражданами в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалоба на решения и действия подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, решения или действия которых обжалуются. По выбору гражданина жалоба может быть сразу подана в суд. В суд граждане могут обратиться так же после отказа в удовлетворении его требования органом или должностным лицом, к которому он обратился, либо после отказа удовлетворить жалобу вышестоящим органом или должностным лицом.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивает реализацию экономических, социальных и культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Большинство из этих прав и свобод человек использует ежедневно, так как труд, учеба, культурная жизнь являются неизменными спутниками человеческого бытия. В настоящее время социальная политика нашего государства сводится прежде всего к предоставлению всем равных социально-экономических прав, с той целью, чтобы люди сами повышали свой уровень жизни.

Право на экономическую деятельность.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики. Ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации дает определение предпринимательской деятельности – «...самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг..».

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав. Субъект может создавать предприятия, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью, создавать союзы с другими предпринимателями, открывать счета в банках, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В то же время, это право подлежит определенным ограничениям. Некоторые виды деятельности прямо запрещены (производство оружия), либо требуют государственного разрешения (лицензирования). Кроме этого, Конституция Российской Федерации специально выделяет форму экономической деятельности, подлежащей запрету, а именно ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом нормативных актов, прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации.

Право частной собственности.

Это право наряду с правом на предпринимательскую деятельность образует фундамент рыночной экономики.

Содержание права частной собственности весьма широкое. Юридическая дефиниция права собственности дана в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и означает возможность собственника свободно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно без разрешения государственных органов, если его действия не нарушают права и интересы других лиц и не противоречат закону. Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. Таким образом, право частной собственности является комплексным правовым институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция Российской Федерации устанавливает две важные гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, может быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. При чрезвычайных ситуациях (эпидемия, стихийные бедствия и т.д.) может осуществляться изъятие собственности по решению государственных органов (ст. 242 ГК РФ), с обязательной выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Тем самым запрещается принудительное отчуждение собственности, без компенсации.

Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная в разряд частной (приватизация), но только на основе и в соответствии с законом.

Отдельно в Конституции Российской Федерации закреплено право частной собственности на землю (ст. 36). Это исключительное право граждан России и их объединений.

Социальные права и свободы обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Трудовые права и свободы.

Эта группа прав и свобод включает в себя: свободу труда, право на труд, право на защиту от безработицы, право на забастовку , право на отдых. Эта группа прав подробно регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовые права не зависят от того, на предприятии какой формы собственности работает гражданин.

Новшеством в трудовых правах стало то, что теперь труд не обязанность (как это было в партийно-советское время), а исключительное субъективное право и принудительный труд запрещен. Согласно этому положению в действующем УК РФ и КоАП РФ исключена ответственность за уклонение от общественно полезного труда. Однако не является принудительным труд в условиях чрезвычайного положения, военной службы, и труд, выполняемый по приговору суда.

Право на забастовку является средством разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и конфликтов. Однако это право не распространяется на работников, чьи трудовые функции связаны с обеспечением здоровья и безопасности других лиц и государства в целом, например, на государственных и муниципальных служащих.

Право на социальное обеспечение.

Социальная политика российского государства направлена на повышение благосостояния и уровня жизни граждан. Основным средством для достижения этой цели является предоставления всем равных прав. В то же время государство не может бросить на произвол судьбы наиболее социально незащищенные слои населения (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, увязывая размер пенсии со стажем работы. Государство берет на себя установление минимальной месячной оплаты труда и минимальной пенсии.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это комплексный правовой институт, включающий право на охрану здоровья и право на оказание медицинской помощи.

Законами установлен порядок оказания гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. Экстренная медицинская помощь в соответствии с законом оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса и бесплатно. Профилактическое лечение и лечение в частных клиниках происходит путем частичной или полной оплаты стоимости предоставленных медицинских услуг.

Культурные права и свободы обеспечивают возможность удовлетворения культурных потребностей и интересов.

Право на получение образования.

Закрепляя право на образование, Конституция Российской Федерации (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности высшего образования, а предоставляет право на его получение исключительно на конкурсной основе. Закон допускает создание в системе образования частных учебных заведении, где обучение преимущественно ведется на платной основе. Однако, для обеспечения порядка в образовательном процессе, государство, устанавливает единый федеральный образовательный стандарт, т. е. обязательные требования к учебным планам, программам и качеству подготовки обучающихся.

Таким образом, выделяется несколько разновидностей конституционных прав и свобод. Личные права и свободы носят естественный характер, принадлежат каждому индивиду уже в силу того, что он человек, вытекают из естественного порядка вещей.

Политические права и свободы обеспечивают возможность участвовать в управлении делами государства.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают реализацию экономических, социальных и культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности защиты и обеспечения права на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни.

2. Раскройте механизм реализации права граждан собираться мирно, без оружия.

3. Как обеспечивается право граждан на образование в Российской Федерации.

Рекомендуемая литература

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон [12 июня 2002 г. № 67-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.

Азаров А. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. / А. Азаров [и др.]. – М., 2000.

Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности/ Н. В. Витрук. – М.: Норма, 2008.

Глушкова, С. И. Права человека в России: учеб. пособие / С. И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006.

Лупенко, И. Ю. Реализация конституционно-правовых норм в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению личных прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. … канд. юрид. наук/ Лупенко И.Ю. – СПб., 2004.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2003.

Стремоухов А. В. Правовая защита человека / А.В. Стремоухов. – М.: Норма, 2006.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2008.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.249.17 (0.013 с.)