Проблема человека. Философское обоснование «естественных прав» человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человека. Философское обоснование «естественных прав» человека.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

 

Ростов-на-Дону

 

Тема: « Философия Нового времени. Немецкая классическая философия »

 

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

 

1. Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция.

2. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. Проблема человека.

3. Немецкая классическая философия и социально-исторические условия эпохи.

Критическая философия И. Канта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Антиномии. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как нравственный закон жизни человека. Свобода и долг.

4. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.

6. Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма. Теория общественно-экономической формации. Марксистская теория личности. Человек как субъект исторического развития общества.

 

 

Таблица 1.

Философия Нового времени

 

Этап Авторы философских концепций Основной интерес
  XVIIв.   Рене Декарт Джон Локк Фрэнсис Бэкон     Рационализм как теория познания. Сенсуализм как теория познания. Эмпиризм как теория познания.
  XVIIIв.   Иммануил Кант     Априорные принципы и их воплощение в науке и морали.  
  XIX в.   Георг Вильгельм Фридрих Гегель   Карл Маркс     Универсальная системная философия идей   Концепция общественного труда, исторический процесс как смена общественно-экономических формаций

 

Таблица 1.

Законы диалектики

 

Название закона Суть закона Главные философские категории закона
Закон единства и борьбы противоположностей В любом предмете или явлении содержатся противоположности, которые находятся в постоянном противоборстве. Борьба противоположностей приводит к образованию нового единства, где снова начинают проявляться и расти противоречия. Противоположность, развитие
Закон взаимного перехода количества и качества Постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового качества, нового предмета. Качество, количество, мера, скачок
Закон отрицания отрицания Развитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей. Отрицание

ГЛОССАРИЙ

философских понятий и категорий

Антиномия -философское понятие, обозначающее противоречие, которое выражается в появлении в ходе рассуждений двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений.

Базис -понятие марксистской теории, обозначающее совокупность средств производства, производительных сил и производственных отношений в обществе.

Дедукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от общих суждений к частным выводам.

Индукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от частных, единичных фактов к общим выводам и обобщениям.

Рационализм – это философское направление, в котором

утверждается, что источником истинного знания является разум.

Сенсуализм («сенс» - чувство, ощущение)

Декарт Рене (1596 – 1650) – выдающийся французский ученый (математик, физик, физиолог) и философ, считающийся основоположником рационалистического направления в западноевропейской философии.

Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является опыт.

«Вещь в себе» -понятие из философского учения И. Канта, обозначающее идеальные изначальные формы чувственности и рассудка.

Категорический императив -понятие из философского учения И. Канта, обозначающее нравственный закон жизни человека, согласно которому все требования нравственного долга могут быть сведены к формуле: «относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству».

Марксизм -концепция, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Коммунизм -понятие марксистской теории, которое обозначает тип бесклассовой общественно-экономической формации, в котором отсутствует частная собственность, классы - общество будущего.

Социализм -понятие марксистской теории, которое обозначает переходную форму общественно-экономического устройства общества (от классовой к бесклассовой общественно-экономической формации), главным признаком которой является отсутствие частной собственности на средства производства.

Надстройка -понятие марксистской теории, обозначающее совокупность социальных, правовых, нравственных и других отношений в обществе.

Общественно-экономическая формация -понятие марксистской теории, обозначающее совокупность конкретно-исторических отношений базиса и надстройки.

Диалектика (в пер. с греч. – вести спор, беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

 

 

Информационный блок

Эпоха научной революции.

Новое время – это период развития философии, охватывающий время с XYII по XIX века.

17 век – это эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды, Англия), реформаторского движения Мартина Лютера, время интенсивного развития естественных наук, полностью отделившихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика становятся самостоятельными науками.

Период разложения феодализма и перехода к новым буржуазным отношениям происходит в период с конца XV в. примерно до первой половины XVIII в. Этот период имел в истории науки исключительно важное значение, поскольку именно в этот период возникло новое опытное естествознание. После долгих исканий философской мысли в эпоху средневековья и Возрождения, когда философия на протяжении веков вынуждена была приспосабливаться к суровой диктатуре церкви, а затем выступить против этой диктатуры, начался новый этап в истории общественного развития и в истории познания. В Новое время философия уже не была делом только одиночек-затворников, она обретала достаточно светский, открытый характер, все больше и все теснее соприкасалась с другими формами культуры, получала не только признание, но и вызывала известный интерес со стороны общества.

Европейская философия 17 в. поставила в центр своей системы ценностей мыслящего субъекта. Это привело к существенному пересмотру всей совокупности воззрений на роль личности, общества, государства, религии. Победивший в ходе реформаторского движения протестантизм, возглавляемый Мартином Лютером, объявил религию культивированием личной веры, раскрытием высшего разума в человеке. Для передовых философов 17 в. стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора.

К XYI – XYII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований. Наука Нового времени все больше опиралась на эксперимент и математику. Молодая наука XYII-XYIII вв. добилась выдающихся успехов прежде всего в механике и математике. Идеи этих наук (механистический взгляд на материю, движение, пространство, время) оказали большое влияние на философию, где они разрабатывались уже как универсальные принципы бытия и познания (Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Ламетри, Ломоносов, Радищев и др.).

Но возникают проблемы: выработка общенаучных методов познания,

проблема систематизации и обобщения данных естественных наук.

XYII век - это первый этап развития философии Нового времени.

Философия Нового времени не только опиралась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования.

Главными проблемами философии Нового времени становятся гносеологические. Разработка теории познания и универсальных методов получения истинного знания, применимых во всех науках – центральная проблема философии Нового времени. Таким образом, философия должна была установить законы мышления, действующие во всех науках

Рациоцентризм.

В области западноевропейского общественного мировоззрения к началу 17 века происходят значительные перемены. Они связаны с тем, что происходит полное отделение науки от религии. Разум провозглашается единственным авторитетом.

Наука выдвигается в ранг важнейших занятий человечества. Значимость науки определяется тем, что только она способна избавить человечество от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс. Эти идеи, высказанные Ф.Бэконом, становятся общепризнанными.

Выдвигается идея о том, что развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления (метод «чистого разума»), способный действовать во всех науках (Р.Декарт).

Происходит выработка нового юридического мировоззрения, в котором главной идеей становится идея о том, юридическое равенство состоит в равенстве возможностей разных личностей. Признается, что все люди должны подчиняться одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов (Т. Гоббс, Дж. Локк).

В центре системы общественных ценностей оказывается мыслящий субъект, мыслящая личность.

Рациоцентризм – это принцип мировоззрения, согласно которому разум является источником мирового порядка и истинного знания.

Философы ищут законы разума, выявляют его возможности, которые кажутся им безграничными.

Большинство философов Нового времени считает, что разум человека в реальной жизни затуманен ложными представлениями и понятиями (Ф. Бэкон). В философии возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от ложных понятий разума, который проникает в сущность явлений.

Философы различных направлений пытаются найти универсальный метод познания, который приведет к абсолютной, вечной истине, признаваемой всеми людьми. Возникает несколько подходов к пониманию критерия истинного знания: чувственный опыт человека (сенсуализм), экспериментальный опыт (эмпиризм), мышление (рационализм).

Рациональные, аналитические методы исследования проникают во все науки, применяются ко всем областям реальности.

В области философии формируются два главных направления – рационализм и эмпиризм.

 

Фрэнсис Бэкон.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – выдающийся английский философ, политик, литератор.

Главная область его философских интересов – это взаимосвязь науки и практики. Его считают основоположником эмпирического направления в западноевропейской философии 17 века.

Интерес философа к вопросам практико-экспериментального характера объясняется социокультурными изменениями в обществе – это, прежде всего, быстрое развитие капиталистического производства.

Ф. Бэкон, как философ, критикует созерцательный идеал знания.

Он утверждает что «знание – сила», и сила эта выражается, прежде всего, в ее стимулировании человека к действию.

Бэкон стремится соединить философию с практикой. Он утверждает, что нет знания без науки, особенно фундаментальной, а действия нет без эксперимента, т.к. оно опирается на науку.

Бэкон – гуманист. Он тщательно анализирует то, что может способствовать развитию человека. Он считает, что чистое морализирование, в том числе и на различные религиозные темы, не плодотворно в смысле практической пользы для человека. Бэкон считает, что данные естественных наук чрезвычайно важны для развития человеческого общества и каждого человека. Поэтому, будучи философом-материалистом, он исследует философские проблемы естественных наук.

Бэкон создал учение о научном познании и роли науки в жизни человека и общества.

По мнению Ф. Бэкона, процесс познания осуществляется в два этапа:

1. «осведомление чувств» и 2. «суждение разума».

Особенность действия органов чувств человека состоит в том, что без них нельзя познать природу. Но они не все фиксируют, а главное – не дают достоверных знаний. Все качества (звук, цвет, вкус, запах, тепло, холод и т.д.) только кажутся свойствами предметов, а в действительности они представляют собой некоторые способы восприятия человеком внешних вещей.

Разум позволяет быстро избавиться от данных органов чувств, и многое привносит в познание от себя. (Эти привнесения Бэкон назвал «идолами»).

Чтобы откорректировать действие познавательных процессов и способностей человека, необходимо вооружиться соответствующими методами. Для преодоления «великого обмана чувств» Бэкон предлагает использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты.

Ф. Бэкон утверждал, что знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получать в результате осмысления данных эксперимента. Бэкон считал, что надо сравнивать экспериментальные данные, находить в них общие черты и в результате получать знание общего характера, на основе которого можно объяснять новые случаи, которые не противоречат общим положениям. Эксперимент индуцирует знание.

Бэкон разрабатывает метод индукции, который считает универсальным, применимым во всех науках. Он допускает, что у метода индукции есть пределы применения: он бессилен там, где получают идеализации (нематериальные результаты), например, в математике.

Разработанный в начале XYII в. английским философом Ф.Бэконом индуктивный метод был направлен на экспериментальное изучение природы и был открыто противопоставлен религиозному догматизму и схоластике. Отстаивая идею познаваемости мира, Бэкон считал познание важнейшим фактором увеличения господства, власти человека над природой.

Новизна философских идей Бэкона состоит в том, что он предлагает новое понимание практико-экспериментальной обусловленности знания. Он указывает на необходимость связи знания с экспериментом, считая, что научное знание выводится непосредственно из данных эксперимента.

Ф. Бэкон впервые теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания. Он видел назначение этого типа естествознания в том, чтобы добывать знание, приносящее пользу человеку. Он считал, что главным условием выполнения наукой своей цели является объективное знание, т.е. полученное на основе экспериментального опыта.

Ф.Бэкона уделил медицине много внимания в своем анализе наук того времени. Пожалуй, он впервые обратился к выявлению функций медицины и её задач. В труде «О достоинстве и приумножении наук» он писал: «Первая обязанность медицины – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней, третья – продление жизни».[1] Далее Ф. Бэкон делает важный вывод о том, что «…человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины»[2].

Эмпиризм и индукция.

Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является опыт. Название направления происходит от греческого слова «empiria», означающего в переводе «опыт».

Представителями эмпирического направления являются Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк и другие.

Эмпирики считали, что единственным источником истинного знания является опыт. Но опыт может быть получен различными способами, среди которых выделяют два основных: при помощи органов чувств, в ходе повседневной жизни человека и в процессе научных опытов, экспериментов, наблюдений, использующих специальные методы получения знания.

Содержание всех знаний человека (человечества) сводится, в конечном счете, к опыту. Опыт связан с чувствами, ощущениями, восприятиями и представлениями.

Главной идеей эмпириков-сенсуалистов является: «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях». В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека изначально чисты, как вощеная доска («tabula rasa»), на которой писали древние. Ощущения и восприятия «пишут» на ней свои «письмена».

Поскольку ощущения и чувства могут обмануть человека, то он проверяет их при помощи эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. В этом суть индуктивного метода познания, который эмпирики считали истинным и применимым как в философии, так и во всех частных науках.

Индукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от частных, единичных фактов к общим выводам и обобщениям. Термин «индукция» происходит от латинского слова, в переводе означающего «выведение», «наведение».

Т. Гоббс и Дж. Локк развивали идею равенства возможностей разных личностей.

Т.Гоббс – последователь Бэкона вошел в историю философии не только как выдающийся методолог науки, но и как автор теории государства. Гоббс одним из первых сделал попытку вскрыть земную, реальную основу государства, рассматривая его не как божественное творение, а как продукт сознательной деятельности людей. Он создал концепцию общественного договора, без которого, по его мнению, люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию.

Джон Локк (1632 – 1704) – философ, представитель эмпирического направления философии Нового времени. Главный его труд – «Опыт о человеческом разуме». Он подверг убедительной критике схоластические и умозрительные теории, в которых утверждалось, что у человека существуют «врожденные идеи» и доказал, что все наше знание имеет лишь опытное происхождение. Ввел в философию понятие «ассоциация», обозначив им способ образования сложных идей из простых посредством их притяжения.

Дж. Локк рассматривает в своем учении индивидов, ищущих во всем только свой частной выгоды. Он считал, что человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу и на собственность. Эта идея тройственности прав человека стала основой многих раннебуржуазных конституций. Дж. Локк показал, что эти три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга. Основные права гражданина и человека не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу, ибо терпимость есть теоретически осознанный всеобщий смысл права. В основе всех гражданских прав должно быть уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида.

Таким образом, идея об опыте как единственном источнике истинного знания была исследована Дж. Локком применительно к социальному опыту человека.

Новые философские идеи, выдвинутые эмпириками, оказали влияние на правоведение. Правоведы стали настаивать на том, что все люди долны подчиняться одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.

Рационализм Рене Декарта.

Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский ученый (математик, физик, физиолог) и философ, считающийся основоположником рационалистического направления в западноевропейской философии.

Рационализм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум.

Название направления происходит от латинского слова «ratio», означающего «разум».

Представителями рационалистического направления западноевропейской философии Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и другие.

Рационалисты считали, что опыт человека, основанный на ощущениях, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (звуки, цвета, боль и т.д., которых в действительности нет). Следовательно, опытные данные, как и данные экспериментов нельзя считать достоверными.

В разуме, в душе человека есть отчетливые идеи. Главное то, что человек думает, что содержится в его мыслях.

Рационалисты пришли к выводу: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в разуме идеи, человек может получать истинное знание о мире.

Сведения о мире человек получает из ощущений, поэтому опыт и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основа истинного метода познания – это разум.

Р. Декарт критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Возрождения. Он развивал и значительно дополнил понимание эксперимента Ф. Бэкона, используя при этом отдельные идеи из учения скептиков.

Рене Декарт считал, что

1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.

2) надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место поставить вновь добытые, но проверенные разумом;

3) отыскать истину можно только правильно используя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Таким образом, Р. Декарт считает, что источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Декарта и всего европейского рационализма Нового времени.

Р. Декарт предложил метод отыскания первоначального истинного знания. Этот метод получил название метод картезианского сомнения (картезианский метод). Название метода произошло от латинского варианта написания имени Р. Декарта – Renatus Cartesius.

Суть этого метода сводится к следующему: чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, надо сначала усомниться абсолютно во всем.

По Декарту, сомневаться – это значит считать несуществующим все, что дает хотя бы малейший повод к сомнению.

Не достоверно все, что основано на информации органов чувств. Они несут ложную информацию, следовательно, надо считать, что внешний мир не существует.

Образы внешнего мира, находящиеся в разуме человека, тоже следует отбросить, т.к. они возникли на основе недостоверной информации от органов чувств.

Достовернейшие из понятий (математические) тоже бывают ошибочны. Следовательно, надо отбросить и их.

Следующий этап – это сомнение в собственном существовании.

Но это невозможно, т.к. невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение – это мысль. Поэтому Р. Декарт делает вывод: «Мыслю, следовательно, существую», т.е. мысль – это единственный критерий существования чего-либо.

Таким образом, метод картезианского сомнения представляет собой процедуру отыскания первого, абсолютно истинного положения, которое является началом метафизики, а, следовательно, и всех наук.

Метод доказывает существование человеческого Я, его самосознания. Он показывает также, что человеческое Я не есть вещь телесная, а представляет собой исключительно духовное существо.

На основе своего метода Декарт вывел четыре главных правила получения истинного знания:

1) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

3) выстраивать на основе выделенных простых элементов строгую последовательность;

4) составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.

Выработав метод «сомнения», Декарт тем самым заложил основы новой философии – философии человеческого духа.

Р. Декарт на основе своего метода разработал четыре правила познания: 1) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению; 2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

3)выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность; 4) составлять полные перечни этих элементов.

Р. Декарт, используя свой метод сомнения, создал свою концепцию философского знания. По мнению Декарта, философия должна представлять собой систему, подобную дереву. «Корень» этого «дерева» - это метафизика как философская дисциплина о первоначалах всего сущего, «ствол» - физика, «ветви» и «крона» - все остальные науки, которые сводятся к трем главным – медицина, механика и этика.

Как в дереве ствол и ветви не могут вырасти без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики.

Р. Декарт, как родоначальник рационального направления в познании, заложил основы научной механики. Разработанные им принципы научной механики он распространил на все объекты человеческого познания, включая живую природу и человека.

Декарт проводил исследования в области физиологии с позиций механистического подхода. Он изучал систему кровообращения человека и животных и был сторонником теории кровообращения У. Гарвея.

Декарт сам проводил исследования в области анатомии и физиологии. Он анатомировал трупы животных и человека. В результате этих работ он установил схему двигательных реакций, которая представляет собой одно из первых научных описаний рефлекторного акта.

Любое животное, включая человека, по мнению Декарта – это своеобразный механизм, машина. Человек, по Декарту, - это реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением. Он считал, что телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, состояние тела и телесных органов влияет на состояние души и наоборот. Телесная сфера человека – это лишь механизм, который действует по законам механики, но «включает» этот механизм душа.

Дедуктивный метод является главным в рационализме. По правилам дедукции можно вывести возможность существования Бога, природы и людей.

Дедукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от общих суждений к частным выводам.

Законы диалектики Г. Гегеля

Гегель пришел к выводу о том, что бытие развивается по законам диалектической логики. Он вывел три таких закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества и качества, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположностей – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Примером действия закона является переход воды из одного состояния в другое при нагревании или охлаждении.

Закон отрицания отрицания Развитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей.

Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, отражающее единство его сторон. Эти различные стороны явления в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако, их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" [9].

Примерами действия этого закона служат: эволюция рода (дети в чем-то повторяют своих родителей); ежедневное отмирание кровяных клеток и возникновение новых (также клеток кожи, эпителия, костной ткани и т.д.).

Диалектические законы не существуют друг без друга. Они действуют в неразрывном единстве, реализуясь как компоненты единого общего процесса развития и характеризуя его с разных сторон.

Вопросы для самоконтроля знаний

(Философия Нового времени)

  1. Назовите главные проблемы философии Нового времени (17 в.).
  2. Что такое «рационализм»?
  3. Что такое «эмпиризм»?
  4. Назовите основные положения теории рационалистов
  5. Назовите основные положения теории эмпириков.
  6. Что такое «картезианское сомнение»?
  7. Назовите главные методы познания, предложенные философами XYII века?
  8. Охарактеризуйте философские взгляды Ф.Бэкона на процесс познания
  9. Что такое «индукция»?
  10. Что такое «дедукция»?
  11. Назовите основные философские проблемы эпохи Просвещения.
  12. Охарактеризуйте философские взгляды просветителей на природу человека.
  13. Назовите имена философов эпохи Просвещения.

 

 

Задания в тестовой форме обучающего типа

(Философия Нового времени)

1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело

а) развитие новых направлений в христианстве

б) формирование наук, в первую очередь естественных

в) развитие буржуазных отношений в обществе

г) новые географические открытия

2. По мнению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это

а) развитие человеческого духа и знаний о мире

б) достижение славы и власти

в) общественная польза

г) познание абсолютных научных истин

3. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником направления в европейской философии

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

4. Истинное знание, по мнению Ф.Бэкона, можно получить только при помощи

а) изолированного чувственного восприятия

б) познания идеальной сущности вещи

в) опыта, опирающегося на эксперимент

г) создания идеального образа вещи

5. Основным методом познания истины Ф.Бэкон считал

а) анализ

б) синтез

в) индукцию

г) дедукцию

6. Мысль «Знание – сила» принадлежит

а) Р.Декарту

б) Ф.Бэкону

в) Т.Гоббсу

г) Г.Лейбницу

7. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал

а) Р.Декарт

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

8. Основным методом познания истины Р. Декарт считал

а) анализ

б) синтез

в) индукцию

г) дедукцию

9. К правилам достижения истинного знания по Р.Декарту не относится

а) не признавать знание истинным, если оно не является достоверным и очевидным

б) разделить вопрос на несколько частей для наилучшего разрешения

в) следовать логике «от простого к сложному»

г) считать истинными знания, полученные в опыте

10. Рене Декарт считается родоначальником направления в европейской философии

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

11. Философ, математик, физиолог, впервые выдвинувший идею условного рефлекса, - это

а) Аристотель

б) Леонардо да Винчи

в) Рене Декарт

г) Николай Коперник

12. Томас Гоббс называл «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»

а) социальный упадок

б) естественное состояние

в) природное заблуждение

в) психическое отклонение

13. Джон Локк, утверждал, что душа человека – это человеческая мысль, которая как чистый лист бумаги получает знания из чувственного опыта, поэтому его считают представителем философского направления

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

14. Ф.Вольтер понимал человека как существо

а) природное

б) политическое

в) общественное

г) экзистенциальное

15. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство

а) природное

б) имущественное

в) политическое

г) сословное

16. Для Ж.-Ж.Руссо равенство людей – это равенство

а) природное

б) имущественное

в) политическое

г) сословное

17. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности

а) естественные

б) искусственные

в) необходимые

г) материальные

18. Для Руссо идеальное естественное состояние человека, к которому необходимо вернуться, включает все ниже перечисленное, кроме

а) социальное равенство

б) отсутствие частной собственности

в) справедливый правитель

г) свободный труд

19. Инициатором создания и составителем первой в истории европейской философии и науки энциклопедии был

а) Ф. Вольтер

б) Ж.Ж. Руссо

в) Д. Дидро

г) Ф.Ларошфуко

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

(Немецкая классическая философия. Философия марксизма)

1. Охарактеризуйте взгляды И.Канта на процесс познания.

2. Каково понимание человека в философском учении И.Канта?

3. Охарактеризуйте основные положения этики И.Канта.

4. Что обозначает понятие «вещь в себе» в учении И. Канта?

5. Что обозначает понятие «категорический императив» в учении И. Канта?

6. Что такое философия в учении Г. Гегеля?

7. Как называется метод познания, предложенный Г. Гегелем?

8. Назовите законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем.

9. Назовите представителей Немецкой классической философии.

10. Что такое «коммунизм»?

11. Как объясняется исторический процесс развития общества в

марксизме?

12. Назовите главные идеи марксизма.

13. Что такое «базис»?

14. Что такое «надстройка»?

15. Что такое «общественно-экономическая формация»?

16. Назовите типы общественно-экономических формаций (по К.Марксу).

17. Назовите основные положения марксистского учения об общественно-

экономической формации.

18. Охарактеризуйте бесклассовую общественно-экономическую

формацию в соответствии с учение К.Маркса. Как она называется?

19. Как понимается классовая борьба и революционный переворот в

марксистской теории?

20. Назовите основные понятия теории марксизма.

Задания в тестовой форме обучающего типа

(Немецкая классическая философия. Философия марксизма)

 

1. Нравственный закон, сформулированный И.Кантом, согласно которому человек всегда в своем поведении должен учитывать интересы других людей и относиться к другому человеку «как к цели, но никогда как к средству», называется

а) категорический императив

б) диалектический закон

в) всеобщим «естественным» законом

г) естественного долга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.226 с.)