Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В середине XIX в. в Германии возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Основоположники марксизма – Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). В настоящее время существуют различные формы марксизма - "западный", "восточный", "неомарксизм", "вульгарный", "гуманистический" и др., однако основополагающие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса остаются во всех его формах ведущими. Теоретической основой марксизма стали немецкая классическая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм. Маркс и Энгельс восприняли и развили в соответствии со своими взглядами гегелевское учение об исторической обусловленности философии. Философия в марксизме рассматривается как одна из форм общественного сознания, специфически отражающая общественное бытие. Следовательно, философия как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме утверждается, что каждый философ, создавая свое учение, сознательно или бессознательно отражает в нем наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества. Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он считает, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное - это не объяснять мир, а изменять его. Философия - это духовное средство такого изменения. В марксизме представлено диалектико-материалистическое понимание истории. По оценке Энгельса, главный вклад Маркса в философию состоит в открытии и обосновании материалистического понимания истории, т.е. в распространении основополагающих принципов философского материализма на область социального бытия, человеческой истории. Идеалистический подход к переустройству мира и общественной жизни предполагает признание исходным моментом в этом процессе перевоспитание сознания человека, прежде всего нравственного и религиозного. При марксистском подходе в качестве исходного момента признается изменение материальной основы общества, его базиса, включающего материальное производство и общественные отношения, которые складываются между людьми, независимо от их воли и сознания. Это диалектико-материалистическое понимание истории развития общества. Материалистическое понимание истории как практический материализм впервые было изложено Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии". Изложение своей концепции Маркс и Энгельс начинают с констатации предпосылок: действительные индивиды, их деятельность, материальные условия жизни. Маркс и Энгельс рассматривают этот процесс применительно к каждой отдельной эпохе. Маркс считает, что правовые отношения коренятся в материальных жизненных отношениях людей и "анатомию гражданского общества следует искать в политэкономии". Маркс предлагает в своей концепции понимание человеческой деятельности через рассмотрение субъектов и объектов общественного развития. Труд, по Марксу, - это отношения человека (субъекта) и природы (объекта). Именно труд, по мнению Маркса, является фундаментом культурообразующей деятельности. Согласно концепции Макса, человек и природа существуют в неразрывном единстве, которое воплощается в материальном производстве. Человек и природа составляют единую субстанцию. Природа - это не только условия, среда обитания человека, это и сам человек, его тело. Маркс утверждает природность человека. В то же время, человек не только природное существо, он человеческое природное существо. Человек сам себя выделяет из природы своим способом жизнедеятельности - трудом. Труд - сущность отношения человека к природе. Поэтому, вся история человечества рассматривается как порождение человека трудом. Природа становится объектом деятельности человека в практическом или духовном плане, превращается в неорганическое тело человека. Это тело - фундамент созданного человеком собственного мира. Таким образом, сам способ единения человека с природой (труд) приводит к появлению отличительных человеческих качеств как природного существа. В своей работе "Капитал" Маркс рассматривает труд не только как абстрактную категорию, но исследует его как историческое явление, рассматривает отношения между людьми, которые возникают в технологическом производственном процессе. Маркс создал теорию общественного труда. Историческая специфика отношений человека к природе образуется, по Марксу, в зависимости от того, в каком отношении находятся друг к другу личные и вещные элементы человеческой деятельности до начала процесса производства. Способ их соединения дает ту или иную форму принуждения к прибавочному труду. Анализ деятельности человека выявляет отдельные элементы, существующие с начала истории: производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, порождение новых потребностей, производство других людей. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что производство собственной и чужой жизни всегда связано с определенным способом совместной деятельности, определенным общественным состоянием. Производство непосредственной жизни обеспечивает не только их физическое состояние, но определенный образ жизни. Каждый способ деятельности (производства) является ступенью человеческой истории и характеризуется специфическим отношением людей к природе и друг другу. Отношение человека к природе обозначается понятием "производительные силы", а отношение людей друг к другу - понятием общения. В процессе общения и взаимодействия людей друг с другом возникают производственные отношения. Все кардинальные исторические события происходят в рамках противоречий между производительными силами и формами общения людей. Маркс и Энгельс, проанализировав трудовые отношения в различных исторических формах, пришли к выводу о том, что конструктивную роль в историческом процессе играет разделение труда. С помощью понятия "разделение труда" объясняется природа таких социальных образований как собственность, классы, государство, отчуждение, революция, различные состояния сознания, намечается периодизация всемирно-исторического процесса. Диалектико-материалистическая концепция понимания истории содержит следующие основные идеи: - основу истории или общества составляет гражданское общество, образуемое процессом производства и порожденной им формой общения; - это основание определяется материальным производством непосредственной жизни, трудовым отношением, разделением труда; - центральное место в общественно-производственном организме занимают отношения собственности и соответственно отношения распределения, в основе которых - разделение труда; - на основе разделения труда возникают классовые отношения; - классовое расслоение общества обусловливает возникновение государства, а с ним - различных правовых форм; - на основе производства и форм общения можно проследить возникновение различных форм сознания. Таким образом, история человечества представляется в виде естественно-исторического процесса, подчиненного объективным законам. Главной закономерностью общественно-исторического процесса является то, что ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производительные отношения никогда не появляется раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.012 с.) |