Теория общественно-экономической формации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория общественно-экономической формации.



Маркс рассматривает историю человеческого общества как историю развития людей в процессе их отношения к природе, которая всегда опосредуется особым типом отношений индивидов друг к другу. Конкретно-исторические формы этого процесса различаются типом производственных отношений, обусловливающий тип общественно-экономической формации.

Развитие каждого типа общественно-экономической формации происходит по своим внутренним законам, но таким образом, что общество не может ни перескочить через естественные формы развития, ни отменить последние своими законами. Но общество может повлиять на процесс рождения новой общественно-экономической формации, сократив или смягчив его.

Основополагающей идеей теории общественно-экономической формации является идея о том, что в обществе материальные отношения определяют духовные, а не наоборот. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Основными понятиями теории общественно-экономической формации являются: базис, надстройка, общественно-экономическая формация, класс, классовая борьба, революционный переворот.

Маркс считал, что в ходе исторического развития человечества существует три типа общественно-экономических формаций: доклассовая, классовая и бесклассовая.

Общество в своем развитии закономерно движется к бесклассовой экономической формации - коммунизму. Движение общества, согласно марксистской теории, сложно, противоречиво, но неизбежно.

На последней стадии перехода к бесклассовой общественно-экономической формации экономические отношения в обществе начинают подчиняться социальным, исчезает частная собственность на средства производства и остается только государственная собственность. Поэтому данная стадия развития общества называется социализм.

Бесклассовая общественно-экономическая формация (коммунизм) - это общество, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, эксплуатация человека человеком. Уровень материально-технического развития настолько высок, что человек управляет только сложными механизмами на автоматическом производстве. Большую часть времени люди тратят на свое духовное и телесное самосовершенствование. В обществе изобилие продуктов и доступность всех видов необходимых услуг. Государство как аппарат насилия отмирает. Изменения в социокультурной и духовной сферах создают условия, когда исчезает насилие, воровство и другие виды безнравственных, асоциальных и противоправных поступков. Семейные отношения в обществе станут ненужными. Общество возьмет на себя заботу о молодом поколении, начиная с самого раннего возраста. В обществе станет возможно достижение идеала человека - универсального в своей деятельности и гармонично развитого человека. Таким образом, коммунистическое общество, по Марксу, - это идеальная модель общества, в которой человек может стать счастливым в этой, земной жизни.

Механизмом смены общественно-экономических формаций является социальная революция, включающая насилие. Маркс считал, что революция - это средство уничтожения эксплуатации человека.

Марксистская теория личности. Человек как субъект исторического развития общества.

В диалектике социального и индивидуального Маркс, как и Гегель, отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование социальных макроструктур (классов, экономических формаций, законов материального производства, веобщих форм сознания и др.) заметно оттеснило в социально-философской теории марксизма проблемы внутренней организации личности. В то же время вне внимания философии оставались «потаенные» стороны человеческой души – например, проблемы бессознательной сферы человека.

Маркс выявил важную закономерность: мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам.

Принципиальная новизна марксистского понимания человека состоит в том, что человек признается не просто существующим в природе, а практически преобразовывающим ее. В этом процессе преобразования природы человек одновременно изменяется и сам.

Труд, практика первичны, исходны по отношению к духовному миру, культуре. Практика общественна, предметна, в нее включены все виды деятельности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы.

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний

(Философия Нового времени)

  1. Назовите главные проблемы философии Нового времени (17 в.).
  2. Что такое «рационализм»?
  3. Что такое «эмпиризм»?
  4. Назовите основные положения теории рационалистов
  5. Назовите основные положения теории эмпириков.
  6. Что такое «картезианское сомнение»?
  7. Назовите главные методы познания, предложенные философами XYII века?
  8. Охарактеризуйте философские взгляды Ф.Бэкона на процесс познания
  9. Что такое «индукция»?
  10. Что такое «дедукция»?
  11. Назовите основные философские проблемы эпохи Просвещения.
  12. Охарактеризуйте философские взгляды просветителей на природу человека.
  13. Назовите имена философов эпохи Просвещения.

 

 

Задания в тестовой форме обучающего типа

(Философия Нового времени)

1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело

а) развитие новых направлений в христианстве

б) формирование наук, в первую очередь естественных

в) развитие буржуазных отношений в обществе

г) новые географические открытия

2. По мнению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это

а) развитие человеческого духа и знаний о мире

б) достижение славы и власти

в) общественная польза

г) познание абсолютных научных истин

3. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником направления в европейской философии

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

4. Истинное знание, по мнению Ф.Бэкона, можно получить только при помощи

а) изолированного чувственного восприятия

б) познания идеальной сущности вещи

в) опыта, опирающегося на эксперимент

г) создания идеального образа вещи

5. Основным методом познания истины Ф.Бэкон считал

а) анализ

б) синтез

в) индукцию

г) дедукцию

6. Мысль «Знание – сила» принадлежит

а) Р.Декарту

б) Ф.Бэкону

в) Т.Гоббсу

г) Г.Лейбницу

7. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал

а) Р.Декарт

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

8. Основным методом познания истины Р. Декарт считал

а) анализ

б) синтез

в) индукцию

г) дедукцию

9. К правилам достижения истинного знания по Р.Декарту не относится

а) не признавать знание истинным, если оно не является достоверным и очевидным

б) разделить вопрос на несколько частей для наилучшего разрешения

в) следовать логике «от простого к сложному»

г) считать истинными знания, полученные в опыте

10. Рене Декарт считается родоначальником направления в европейской философии

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

11. Философ, математик, физиолог, впервые выдвинувший идею условного рефлекса, - это

а) Аристотель

б) Леонардо да Винчи

в) Рене Декарт

г) Николай Коперник

12. Томас Гоббс называл «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»

а) социальный упадок

б) естественное состояние

в) природное заблуждение

в) психическое отклонение

13. Джон Локк, утверждал, что душа человека – это человеческая мысль, которая как чистый лист бумаги получает знания из чувственного опыта, поэтому его считают представителем философского направления

а) эмпиризм

б) рационализм

в) прагматизм

г) объективизм

14. Ф.Вольтер понимал человека как существо

а) природное

б) политическое

в) общественное

г) экзистенциальное

15. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство

а) природное

б) имущественное

в) политическое

г) сословное

16. Для Ж.-Ж.Руссо равенство людей – это равенство

а) природное

б) имущественное

в) политическое

г) сословное

17. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности

а) естественные

б) искусственные

в) необходимые

г) материальные

18. Для Руссо идеальное естественное состояние человека, к которому необходимо вернуться, включает все ниже перечисленное, кроме

а) социальное равенство

б) отсутствие частной собственности

в) справедливый правитель

г) свободный труд

19. Инициатором создания и составителем первой в истории европейской философии и науки энциклопедии был

а) Ф. Вольтер

б) Ж.Ж. Руссо

в) Д. Дидро

г) Ф.Ларошфуко

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

(Немецкая классическая философия. Философия марксизма)

1. Охарактеризуйте взгляды И.Канта на процесс познания.

2. Каково понимание человека в философском учении И.Канта?

3. Охарактеризуйте основные положения этики И.Канта.

4. Что обозначает понятие «вещь в себе» в учении И. Канта?

5. Что обозначает понятие «категорический императив» в учении И. Канта?

6. Что такое философия в учении Г. Гегеля?

7. Как называется метод познания, предложенный Г. Гегелем?

8. Назовите законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем.

9. Назовите представителей Немецкой классической философии.

10. Что такое «коммунизм»?

11. Как объясняется исторический процесс развития общества в

марксизме?

12. Назовите главные идеи марксизма.

13. Что такое «базис»?

14. Что такое «надстройка»?

15. Что такое «общественно-экономическая формация»?

16. Назовите типы общественно-экономических формаций (по К.Марксу).

17. Назовите основные положения марксистского учения об общественно-

экономической формации.

18. Охарактеризуйте бесклассовую общественно-экономическую

формацию в соответствии с учение К.Маркса. Как она называется?

19. Как понимается классовая борьба и революционный переворот в

марксистской теории?

20. Назовите основные понятия теории марксизма.

Задания в тестовой форме обучающего типа

(Немецкая классическая философия. Философия марксизма)

 

1. Нравственный закон, сформулированный И.Кантом, согласно которому человек всегда в своем поведении должен учитывать интересы других людей и относиться к другому человеку «как к цели, но никогда как к средству», называется

а) категорический императив

б) диалектический закон

в) всеобщим «естественным» законом

г) естественного долга

2. По мнению И.Канта, знание нравственного закона

а) является результатом образования

б) приобретается в жизненном опыте

в) дано человеку от природы

г) доступно не каждому человеку

3. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он

а) соответствует действующему закону

б) доставляет личное удовлетворение

в) подчинен врожденному чувству долга

г) связан с дружескими чувствами

4. «Практический разум» И.Канта связан с областью

а) научного познания

б) нравственной философии

в) морального поведения

г) правовых взаимоотношений

5. Гегель считал, что в основе реальности лежит

а) непознаваемая абсолютная сущность

б) сфера бессознательного

в) абсолютная идея

г) единый закон природы

6. Врожденная способность человека к различению добра и зла в учении И.Канта называется

а) практический разум

б) теоретический разум

в) высший разум

г) «вещь в себе»

7. Главным понятием в этике И.Канта является

а) справедливость

б) равенство

в) долг

г) любовь

8. Тезис И.Канта «Относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству» получил название

а) учение о долге

б) категорический императив

в) нравственный закон

г) «природная мораль»

9. И.Кант считает, что мир состоит из

а) мира идей и мира чувственных вещей

б) атомов и пустоты

в) вещей разумных и неразумных

г) мира «вещей в себе» и мира чувственных вещей

10. Наличие в рассуждении двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений И.Кант называет

а) антиномия

б) парадокс

в) случайность

г) конфликт

11. И.Кант считал, что изучение природы должно идти в соответствии с принципом

а) развития

б) системности

в) историчности

г) детерминизма

12. Человек, по Канту, - это

а) «вещь в себе»

б) феномен природы

в) продукт общественных отношений

г) одновременно и «вещь в себе» и феномен природы

13. Представитель немецкой классической философии, который первым представил весь естественный и духовный мир в развитии, обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики – это

а) И.Кант

б) Г.Гегель

в) Л.Фейербах

г) Г. Фихте

14. Выдающийся представитель немецкой классической философии, который впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования- это

а) И.Кант

б) К.Маркс

в) Г.Гегель

г) Л.Фейербах

15. Философское учение Г.Гегеля

а) диалектико-идеалистическое

б) диалектико-материалистическое

в) дуалистическое

г) субъективно диалектическое

16. Утверждение «Новое отрицает старое, но не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового» отражает содержание диалектического закона

а) единства и борьбы противоположностей

б) взаимоперехода количества и качества

в) отрицания отрицания

г) энтропии

17. Все мировое развитие, по Гегелю, обусловлено действием

а) законов природы

б) Абсолютной идеи

в) космических сил

г) социальных законов

18. Л,Фейербах считал, что предметом философии должен быть

а) мир в целом

б) общество

в) духовный мир

г) человек

19. Основой мировоззрения К.Маркса считается

а) материалистическое понимание истории

б) категорический императив

в) диалектика абсолютного духа

г) социальный фатализм

20. Основу развития общества, по К.Марксу, составляет развитие

а) сознания

б) производительных сил

в) мирового исторического процесса

г) природной среды

21. Учение об общественно-экономической формации создано

а) И.Кантом

б) Л.Фейербахом

в) Г.Гегелем

г) К.Марксом

 

 

 


[1] Бэкон Ф. Великое восстановление наук. – Соч. в 2-х т., т.1. М. 1971, с. 264.

[2] Там же, с.280.

[3] Гирц К. Запретный плод. Этика гуманизма. / Пер. с англ. И.В.Кувакина, ред. В.А.Кувакин. Изд. 2-е, исправленное.// Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

с.44.

[4] И.Г. Гердер (1744 - 1803 гг.) - ученик Канта и Лессинга. Он оказал значительное влияние на развитие философии и размышления поэта, натуралиста и просветителя И.В. Гёте (1749 - 1832 гг.) - современника эпохи немецкой классической философии и романтизма.

[5] Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991, с. 25.

[6] И. Кант. О педагогике. Собр. соч.Т. 2. С. 450.

[7] И. Кант. О способности духа побеждать болезненные ощущения. Собр. соч.Т. 2. С. 300.

[8] Гегель писал: "Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в начале".

[9] Гегель Г. Феноменология духа. Соч. Т. IY. М., 1959. С. 2.

[10] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1955. С. 60.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.092 с.)