Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия Г. Гегеля (1770 - 1831) считается кульминационным пунктом, вершиной развития немецкой философии. В философском учении Гегеля нашли продолжение диалектические идеи И. Канта и других философов. Гегель ввел в духовную культуру Европы 19 в. темы истории и развития, диалектики и научности, целостности и объективности. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Диалектика признается Гегелем как универсальный метод познания, который разрабатывается как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философского знания. Гегель отвергает кантовское противопоставление сущности и явления, и считает, что явление также объективно, как и сущность. Познавая явления, человек познает и их сущность. Природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как не могут быть и сведены к нему. По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых самодостаточна. Он считает, что ничто не существует безусловно и вполне реально кроме целого. Гегель рассматривает целое как сложную систему. Очевидные, отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, имеют большую или меньшую степень реальности; и реальность состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении. Процесс развития мира подчинен законам разума, он разумен. Гегель признает тождественность мысли и бытия. Он утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно. Но все существующее разумно только в определенном смысле: разумно, когда выражает какую-то необходимость, закономерность. Как только исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому. Гегель утверждает тождество бытия и мышления как изначальную единую первооснову мира. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития бытия и мышления. Высшая ступень развития, по Гегелю, - это "Абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории. Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Свою систему логики Гегель создал на основе знаний и размышлений о природе и общественном развитии. Он опирался на огромный естественнонаучный и исторический материал, которым располагал как энциклопедически образованный мыслитель. В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления - законы логики. Но логики особого рода - диалектической логики. Гегель считает, что законы диалектической логики - это мысли Бога до сотворения им мира, т.е. это замысел Божий. "Мысли Бога" - это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектическая логика есть "изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Логика для Гегеля - это система "чистого разума", совпадающая с божественным разумом. Процесс мышления - это необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Логика представляет собой закономерное движение понятий и категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Началом развития понятий служит категория чистого бытия. Бытие, по Гегелю, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Возникнуть из небытия, из ничто[8]. Если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок, то из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира. Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление - это дилектический процесс возникновения, который представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее нет вообще. В этом смысле становление можно считать единством бытия и небытия. "Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат". Процесс исчезновения, уничтожения обозначается Гегелем понятием "снятие". Оно означает одновременно и отмену, прекращение чего-то и сохранение, сбережение. В понятии "снятие" фиксируется тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, оно всегда служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Г. Гегель сделал вывод о том, что каждое понятие, каждая категория, по сути своей антиномична. Каждое понятие, обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявленные противоречия посредством перехода к новому понятию. Этот переход - процесс развития понятия. Противоречие при этом становится движущей силой развития. В развитии понятия Гегель выделяет три фазы: тезис, антитезис, синтез.
Законы диалектики Г. Гегеля Гегель пришел к выводу о том, что бытие развивается по законам диалектической логики. Он вывел три таких закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположностей – внутренний источник движения и развития всего сущего. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Примером действия закона является переход воды из одного состояния в другое при нагревании или охлаждении. Закон отрицания отрицания Развитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, отражающее единство его сторон. Эти различные стороны явления в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако, их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" [9]. Примерами действия этого закона служат: эволюция рода (дети в чем-то повторяют своих родителей); ежедневное отмирание кровяных клеток и возникновение новых (также клеток кожи, эпителия, костной ткани и т.д.). Диалектические законы не существуют друг без друга. Они действуют в неразрывном единстве, реализуясь как компоненты единого общего процесса развития и характеризуя его с разных сторон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.011 с.) |