Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля.



Философия Г. Гегеля (1770 - 1831) считается кульминационным пунктом, вершиной развития немецкой философии. В философском учении Гегеля нашли продолжение диалектические идеи И. Канта и других философов. Гегель ввел в духовную культуру Европы 19 в. темы истории и развития, диалектики и научности, целостности и объективности.

Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.

Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики.

Диалектика признается Гегелем как универсальный метод познания, который разрабатывается как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философского знания.

Гегель отвергает кантовское противопоставление сущности и явления, и считает, что явление также объективно, как и сущность. Познавая явления, человек познает и их сущность. Природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как не могут быть и сведены к нему.

По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых самодостаточна. Он считает, что ничто не существует безусловно и вполне реально кроме целого. Гегель рассматривает целое как сложную систему. Очевидные, отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, имеют большую или меньшую степень реальности; и реальность состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении.

Процесс развития мира подчинен законам разума, он разумен. Гегель признает тождественность мысли и бытия. Он утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно. Но все существующее разумно только в определенном смысле: разумно, когда выражает какую-то необходимость, закономерность. Как только исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому.

Гегель утверждает тождество бытия и мышления как изначальную единую первооснову мира. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития бытия и мышления. Высшая ступень развития, по Гегелю, - это "Абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории.

Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия.

Свою систему логики Гегель создал на основе знаний и размышлений о природе и общественном развитии. Он опирался на огромный естественнонаучный и исторический материал, которым располагал как энциклопедически образованный мыслитель.

В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления - законы логики. Но логики особого рода - диалектической логики.

Гегель считает, что законы диалектической логики - это мысли Бога до сотворения им мира, т.е. это замысел Божий. "Мысли Бога" - это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектическая логика есть "изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Логика для Гегеля - это система "чистого разума", совпадающая с божественным разумом.

Процесс мышления - это необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Логика представляет собой закономерное движение понятий и категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

Началом развития понятий служит категория чистого бытия. Бытие, по Гегелю, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Возникнуть из небытия, из ничто[8].

Если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок, то из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением.

Становление - это дилектический процесс возникновения, который представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее нет вообще. В этом смысле становление можно считать единством бытия и небытия. "Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат".

Процесс исчезновения, уничтожения обозначается Гегелем понятием "снятие". Оно означает одновременно и отмену, прекращение чего-то и сохранение, сбережение. В понятии "снятие" фиксируется тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, оно всегда служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Г. Гегель сделал вывод о том, что каждое понятие, каждая категория, по сути своей антиномична. Каждое понятие, обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявленные противоречия посредством перехода к новому понятию. Этот переход - процесс развития понятия. Противоречие при этом становится движущей силой развития.

В развитии понятия Гегель выделяет три фазы: тезис, антитезис, синтез.

 

Законы диалектики Г. Гегеля

Гегель пришел к выводу о том, что бытие развивается по законам диалектической логики. Он вывел три таких закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества и качества, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположностей – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Примером действия закона является переход воды из одного состояния в другое при нагревании или охлаждении.

Закон отрицания отрицания Развитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей.

Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, отражающее единство его сторон. Эти различные стороны явления в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако, их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" [9].

Примерами действия этого закона служат: эволюция рода (дети в чем-то повторяют своих родителей); ежедневное отмирание кровяных клеток и возникновение новых (также клеток кожи, эпителия, костной ткани и т.д.).

Диалектические законы не существуют друг без друга. Они действуют в неразрывном единстве, реализуясь как компоненты единого общего процесса развития и характеризуя его с разных сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.019 с.)