Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции в философии как в науке↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Источник знания об учении Будды «Трипитака» («Три корзины учений»). 1. Винная- питака- правила поведения для монаха; 2. Сутта- питака - учения Будда; 3. Абхидхарма- питака - корзина философских текстов; Тхарма - мельчайшая частица, которая составляет все наши вещи. 5.Древнегреческая философия: Античная философия (философия древней Греции, Рима) Антигоус- древний. Фалес Биант Хилон Солон Питтак Клеобул Периандр
«Главное в жизни конец и ничего сверхмеры». Фалес «Мера превыше всего». Клеобул «Что тебя возмущает в ближнем, того не делай сам». Питтак Фалес (625- 545 гг. до н.э.) (посещал милетскую школу) Анаксимандр (610- 540 гг. до н.э.) Апейрон- беспредельное. Он первый создал солнечные часы. Анаксимен (585- 525 гг. до н.э.) Первоначалом является воздух. Пифагор Самоский (570- 497 гг. до н.э.) Развивал идеи математики. Создал пифагорейский союз. Этапы обучения: 1. Ученики- акусматики(слушатели) (5 лет обучения) 2. Ученики- математики (становятся членами пифагорейского союза) (5 лет обучения) 3. Ученики- иллюминаторы (5 лет обучения) 4. «Что упало- не поднимай». Пифагор 5. Он считал, что человеческая душа бессмертна. Она находится в метопсихизе(т.е. странствие души по телам) Человек должен возвысится: 1. Катарсис- очищение 2. Иллюминация- просвящение 3. Хемесис- богоподобие Открытие арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Введение понятия «космос».
Гераклит (544- 483 гг. до н.э.) Тёмный, плачущий. «В одну реку нельзя войти дважды» Ксеофан В эмадской школе служил. Выступал против религии и Богов. Парменид (540- 480 гг. до н.э.) Утверждал, что небытия нет, есть только были, нет движения. Небытие немыслимо, поэтому его и нет. Движение происходит по мнению, а не по истине. Бог один, т.к. бытие немножественно. У Парменида был приёмный сын Зенон Элейский, известен своими апориями, т.е. Зенон считал, что представимое нельзя помыслить. 1-я апория множественности: если существует множество вещей, то их количество стремится к бесконечности, предел бесконечности стремится к нулю. 2-я апория: если существует много вещей, то их столько, сколько существует и больше,а это противоречие. 3-я апория: доказательство против движения. Движение никогда не начнётся. 4-я апория: Ахилес и черепаха. 5-я апория: против движения, называется стрела. считалось (по легенде), что он воскрешает мёртвых. Считал, что в мире такое количество вещей, что у них нет первоначала. Земля, вода, воздух, огонь- из них происходят все вещи, но существуют две силы: любовь и ненависть.
История человечества 1-й цикл: здесь властвует любовь, и мир представляет собой шар. 2-й цикл: вражда атакует мир, пытаясь разрушить любовь. 3-й цикл: все вещи разъединяются, подобное объединяется с подобным. 4-й цикл: любовь движет все вещи к тому, что все однородное стремится к воссоединению с противоположным
Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Выделил гомеомерии или подобочастные, т.е. семена всех вещей, которые всё образуют. Всё во всём и из всего протекает. Дкмокрит Абдерский (460- 371 гг. до н.э.) Написал большое количество сочинений, но спустя 100 лет после его смерти все они были уничтожены. Считал, что существует бытие и небытие, они оба вечны. Существуют наименьшайшие частицы- атомы, они неделимые, которые составляют все вещи. Считал, что душа тоже состоит из атомов, они более лёгкие. В мире существует причинность и необходимость. Софисты София- мудрость. Софисты были учителями красноречия за деньги и считали, что любое можно доказать. Не существует абсолютной истины.
6.Философия средневековья и Возрождения: Философия средневековья
Эпоха господства религиозного сознания, когда философия становится служанкой богословия, её задачами становится доказательство истины веры с помощью разума. Эпоха характеризовалась упадком научных знаний. Разделяется на: · Патристику (примерно 2-8 века)- это совокупность учений отцов христианской церкви. · Сколастику (11-14 века)- единственная цель- стремление достичь Бога. Познание мира человека отходит на второй план Августин Блаженный- один из философов (354- 430 гг.) -это школьная философия. Её представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Фома предъявил 5 доказательств бытия Бога: 1. От движения (всё в мире движется) 2. У всего в мире есть причина => существует единственная причина, и ею может быть только Бог. 3. Аргумент о всеобщей необходимости, всё в мире подчинено закону необходимости. 4. В мире существуют вещи более совершенные и менее совершенные (то существует самая совершенная сущность- это Бог) 5. Телеологический Телеология- наука о цели.
Философия эпохи возрождения (конец 14- начало 17 века) Религиозная сфера отходит на второй план. Человек становится во главе вселенной. Главная черта эпохи: глубокое почтение к природе и к каждому её проявлению. Женщину почетали. Проявляется гуманизм. Известный философ- Мирандола (гуманист). Провозглашал человека как священное существо, у которого есть возможность выбора. Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) Писатель, известное его произведение- «Похвала глупости». Здесь он производит критику о религии. Пузанский «Наши знания- есть предположения» «Всё состоит из противоположностей, которые сливаются воедино». Определяет Бога как абсолютного максимума, бесконечность, которая включает в себя всё. Бог есть абсолютный минимум. Пантеизм: мир развёртывается из Бога. Вся вселенная- развёртывание Бога. В Боге всё свёрнуто. Джиодано Бруно (1548- 1600 гг.) Считал, что существует множество планет. Создаёт идею множественности миров.
7.Философия Нового времени: Философия нового времени
Френсис Бэкон (английский философ) «Знание- сила». Эмпирист (знание должно основываться на нашем опыте). «Новый органон», в котором он описывал индуктивный метод. Дедукция - вывод от общего к частному. Индукция - вывод от частного к общему. Идолы (призраки)- ошибочные предпосылки: · Идолы рода (наиболее распространённые). Человек всё рассматривает субъективно (через призму самого себя). · Идолы пещеры. Человек всегда выдаёт свою личную интерпретацию за то, что есть на самом деле. · Идолы площади (рынка). Люди часто друг друга не понимают из-за того, что вкладывают в слова разный смысл, это может приводить к ошибочным выводам. · Идолы театра. Люди подвержены религиозным и философским авторитетам.
Рене Декарт (фр.) «Мысли следовательно существуют». Начало всякой философии - сомнение. Мышление первично, а бытие- вторично. В основе мира: 1. Мышление; 2. Притяжение; Он философ- диолист, философ- дэист. Бог - перводвигатель, который создаёт мир. Он не участвует в делах мира. Философия должна строиться на научном методе (как математика). Человек может всё познать, не существует скрытых истин. Зная законы природы, мы сможем её приручить. Спиноза Бенедикт Философ- монист, который считает, что в основе мира лежит одно начало- это субстанция (или Бог, или природа). Свобода - познанная необходимость. Антиномия - противоречие. Джон Локк (Англия, 1632- 1704 гг.) Философ- эмпирист. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Описывал душу человека, как чистую доку. Готфрид Лейбниц (1646- 1716 гг.) Монады- духовные субстанции, существовавшие независимо друг от друга. 8.Немецкая классическая философия: Немецкая классическая философия
Эта эпоха начинается с Иммануила Канта. Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром. В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы. И. Кант придерживался строгого распорядка дня. Два периода И. Канта: 1. Докритический- высказывал натурфилософские взгляды, гипотезу происхождения Земли. 2. Критический- создаёт совершенно новые философские концепции: · Критика чистого разума (1781); · Критика практического разума (1786); · Критика способности суждений (1790);
Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем. Кант создаёт три философских вопроса: 1. Критика чистого разума отвечает на вопрос: «что я могу знать?» 2. Критика практического разума отвечает на вопросы: «что я могу делать? На что я могу надеяться» 3. Критика способности суждений является связующим звеном между двумя предыдущими, в ней излагаются астетические суждения. Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос. Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится. Синтетические суждения - здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание. Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности - время и пространство. Пространство - это внешняя форма, времявнутренняя. Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.
1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала); 4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем. В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом. И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»
Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.) Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта. В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения». Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук. Базисным законом нашего мышления является: 1-й принцип: «Я есть я»; Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним. Абсолютный субъект - Я- охватывает природу, эмпирические субъекты. Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.
Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.) Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю. «Учение об искусстве». Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии. Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой. 9.Современная западная философия: основные школы и направления: Философское учение
Философское учение - это система определённых логически-связанных друг с другом воззрений, поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, поскольку формируется в философских школах. Философские школы - это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций, одинаково идейных принципов называется течением. Философские направления - наиболее крупные образования в историко- философском процессе, имеющие общие положения и допускающие отдельные участки разногласия. Направления философии · Материализм - направление философской мысли, утверждающее реальное существование материи мира вещей её приоритет над духом; · Идеализм - в нём основной реальностью признаётся духовная, как более истинная и определяющая материальная реальность; · Эмпиризм - наше знание основано на ощущениях; · Рационализм - основу нашего знания составляют законы нашего разума. Наш разум более приоритетен; · Субъективизм - существующая истина относительная, и для каждого она разная; · Объективизм - можно найти абсолютную истину, она одна.
10.Русская фмлософия: единство в многообразии: Особенности философии в России Русская философия. Особенности философии в России
Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами. МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета: · Философский; · Медицинский; · Юридический.
Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода. Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.
Славянофилы и западники. Направление проявляется в 1930-х годах. Славянофилы. Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы. Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.
Особенности: 1. коллективизм; 2. общинное устройство жизни; 3. православная идеология.
Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви. Алексей Хомяков в сових записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии. Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего. Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.
Западники. Петр Алексеевич Чаадев - западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах. Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиаторов в течение 4-х лет. Виссарион Белинский - литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.
Александр Герцен - атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.
Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической. На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.
Общинность - некоторая родственная связь между людьми на основе православия. В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).
Николай Бердеев (1874-1948гг.) Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».
В 1907 году появляется ещё одно напрвление в русской философии- философия имени. Суть: особое почетание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.
Флоренский, Лосев - философы имени. Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).
Трубецкой – софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.
Русский космизм
Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский. Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.
Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.
Николай Фёдоров- « Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом. Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков.
Философия Толстого и Достоевского Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.
11.Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия: Онтология-учение о бытие
Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать. Философский смысл бытия- причина всего сущего. Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя. Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной. Доказательства бытия: 1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было; 2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует; 3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом; 4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться; 5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности: 1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени; 2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.
Формы (виды) бытия: 1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на: · Бытие явлений, природы(первая природа); · Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа); 2. Бытие человека: · Бытие человека в мире вещей; · Специфически-человеческое бытие; 3. Бытие духовного(идеального): · Индивидуализированное духовное; · Объективированное духовное; 4. Бытие социального: · Бытие индивида; · Бытие общества
Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека. Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность. Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное. 12.Философское и научное понимание материи. Материальное и идеальное: Сознание и язык Содержание сознания выражается через язык или речь, то есть мысль всегда осуществляется на каком-то языке. Невозможна фиксация мысли без слов. Функции языковой деятельности: 1. Коммуникативная; 2. Орудийно- мыслительная; 3. Когнетивная(то есть познавательская); 4. Регулятивная(регуляция поведения); 5. Трасляционная. Каждый язык накладывает определённый стиль мышления, то есть у каждого свой собственный язык, собственный менталитет. Мифологический язык- язык сферы бессознательного и единой для всех культур(наличие одинаковых символов).
16.Познание как предмет философского исследования: Объект и субъект познания Объектом называют то, на что направлена практическая познавательная деятельность человека. Объект познания для разных ученых может быть разным. Субъект познания - это носитель познавательной активности, осуществляющий направленную деятельность и оценивающий её результаты.
17.Знание, его природа и типология. Вера и знание: Формы знания: 1. Обыденно- практическое знание выражается в поговорках, пословицах; 2. Художественное познание- это образы, которые познаёт художник, как он использует в своей деятельности; 3. Научные знания характеризуются своей доказательностью; 4. Духовные знания- мифологическое, магическое, религиозное, то есть то знание, накапливающее в социальном опыте, принадлежит обществу в целом. Знание: · Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы. · Чувственное - в его основе лежат наши ощущения, восприятия. 18.Проблема истины в философии. Различные концепции истины: Концепции истины
19.Чувственные и рациональные формы познания: Знание: · Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы. · Чувственное- в его основе лежат наши ощущения, восприятия.
20.Человек как предмет философии. Модели человека в истроико- философском развитии: Понятие «смерть» В чем смысл смерти? Бессмертие: 1. Родовое- продолжение жизни потомков; 2. Творческое- жизнь в своём творчестве; 3. Религиозное- продолжение жизни в раю; 4. Чувственное- потеря чувства времени; 5. Натуралистическое- слияние с природой.
22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии: Философия общества Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека. 2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне: 1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне; 2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений. Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации. Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека. Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы. 4 основных характеристики общества: 1. Самодеятельность; 2. Самоорганизация; 3. Саморазвитие; 4. Самодостаточность; 4 типа общественных отношений: 1. Материальная сфера; 2. Социальная сфера; 3. Духовная сфера; 4. Политическая сфера; Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки. Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества. В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода: 1. Формационная; 2. Цивилизационная; Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества: 1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет; 2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы; 3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне; 4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями; 5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем. Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы. Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика. К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.
23.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций: Цивилизационность Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным. Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения. Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг. В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам. Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23. Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества. 3 этапа развития общества: 1. Традиционное общество- связано с земледелием; 2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность; 3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.
24.Философия истории. Модели исторического процесса: Философия истории Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля. Проблемы философии истории: 1. Смысл и направленность истории; 2. Типологизация общества; 3. Критерии периодизации истории; 4. Критерий прогресса общества. Общество движется целенаправленно. Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного). В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин. История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Марк
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.141 (0.014 с.) |