Функции в философии как в науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции в философии как в науке



Источник знания об учении Будды

«Трипитака»

(«Три корзины учений»).

1. Винная- питака- правила поведения для монаха;

2. Сутта- питака - учения Будда;

3. Абхидхарма- питака - корзина философских текстов;

Тхарма - мельчайшая частица, которая составляет все наши вещи.

5.Древнегреческая философия:

Античная философия

(философия древней Греции, Рима)

Антигоус- древний.

Фалес

Биант

Хилон

Солон

Питтак

Клеобул

Периандр

 

«Главное в жизни конец и ничего сверхмеры». Фалес

«Мера превыше всего». Клеобул

«Что тебя возмущает в ближнем, того не делай сам». Питтак

Фалес (625- 545 гг. до н.э.) (посещал милетскую школу)

Анаксимандр (610- 540 гг. до н.э.)

Апейрон- беспредельное.

Он первый создал солнечные часы.

Анаксимен (585- 525 гг. до н.э.)

Первоначалом является воздух.

Пифагор Самоский (570- 497 гг. до н.э.)

Развивал идеи математики. Создал пифагорейский союз.

Этапы обучения:

1. Ученики- акусматики(слушатели) (5 лет обучения)

2. Ученики- математики (становятся членами пифагорейского союза) (5 лет обучения)

3. Ученики- иллюминаторы (5 лет обучения)

4. «Что упало- не поднимай». Пифагор

5. Он считал, что человеческая душа бессмертна. Она находится в метопсихизе(т.е. странствие души по телам)

Человек должен возвысится:

1. Катарсис- очищение

2. Иллюминация- просвящение

3. Хемесис- богоподобие

Открытие арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Введение понятия «космос».

 

Гераклит (544- 483 гг. до н.э.)

Тёмный, плачущий.

«В одну реку нельзя войти дважды»

Ксеофан

В эмадской школе служил. Выступал против религии и Богов.

Парменид (540- 480 гг. до н.э.)

Утверждал, что небытия нет, есть только были, нет движения. Небытие немыслимо, поэтому его и нет.

Движение происходит по мнению, а не по истине. Бог один, т.к. бытие немножественно.

У Парменида был приёмный сын Зенон Элейский, известен своими апориями, т.е. Зенон считал, что представимое нельзя помыслить.

1-я апория множественности: если существует множество вещей, то их количество стремится к бесконечности, предел бесконечности стремится к нулю.

2-я апория: если существует много вещей, то их столько, сколько существует и больше,а это противоречие.

3-я апория: доказательство против движения. Движение никогда не начнётся.

4-я апория: Ахилес и черепаха.

5-я апория: против движения, называется стрела.

считалось (по легенде), что он воскрешает мёртвых. Считал, что в мире такое количество вещей, что у них нет первоначала. Земля, вода, воздух, огонь- из них происходят все вещи, но существуют две силы: любовь и ненависть.

 

История человечества

1-й цикл: здесь властвует любовь, и мир представляет собой шар.

2-й цикл: вражда атакует мир, пытаясь разрушить любовь.

3-й цикл: все вещи разъединяются, подобное объединяется с подобным.

4-й цикл: любовь движет все вещи к тому, что все однородное стремится к воссоединению с противоположным

 

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)

Выделил гомеомерии или подобочастные, т.е. семена всех вещей, которые всё образуют. Всё во всём и из всего протекает.

Дкмокрит Абдерский (460- 371 гг. до н.э.)

Написал большое количество сочинений, но спустя 100 лет после его смерти все они были уничтожены. Считал, что существует бытие и небытие, они оба вечны. Существуют наименьшайшие частицы- атомы, они неделимые, которые составляют все вещи. Считал, что душа тоже состоит из атомов, они более лёгкие.

В мире существует причинность и необходимость.

Софисты

София- мудрость.

Софисты были учителями красноречия за деньги и считали, что любое можно доказать. Не существует абсолютной истины.

 

6.Философия средневековья и Возрождения:

Философия средневековья

 

Эпоха господства религиозного сознания, когда философия становится служанкой богословия, её задачами становится доказательство истины веры с помощью разума.

Эпоха характеризовалась упадком научных знаний.

Разделяется на:

· Патристику (примерно 2-8 века)- это совокупность учений отцов христианской церкви.

· Сколастику (11-14 века)- единственная цель- стремление достичь Бога.

Познание мира человека отходит на второй план

Августин Блаженный- один из философов (354- 430 гг.)

-это школьная философия. Её представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

 

Фома предъявил 5 доказательств бытия Бога:

1. От движения (всё в мире движется)

2. У всего в мире есть причина => существует единственная причина, и ею может быть только Бог.

3. Аргумент о всеобщей необходимости, всё в мире подчинено закону необходимости.

4. В мире существуют вещи более совершенные и менее совершенные (то существует самая совершенная сущность- это Бог)

5. Телеологический

Телеология- наука о цели.

 

 

Философия эпохи возрождения

(конец 14- начало 17 века)

Религиозная сфера отходит на второй план. Человек становится во главе вселенной.

Главная черта эпохи: глубокое почтение к природе и к каждому её проявлению.

Женщину почетали.

Проявляется гуманизм. Известный философ- Мирандола (гуманист).

Провозглашал человека как священное существо, у которого есть возможность выбора.

Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.)

Писатель, известное его произведение- «Похвала глупости». Здесь он производит критику о религии.

Пузанский

«Наши знания- есть предположения»

«Всё состоит из противоположностей, которые сливаются воедино».

Определяет Бога как абсолютного максимума, бесконечность, которая включает в себя всё. Бог есть абсолютный минимум.

Пантеизм: мир развёртывается из Бога. Вся вселенная- развёртывание Бога. В Боге всё свёрнуто.

Джиодано Бруно (1548- 1600 гг.)

Считал, что существует множество планет. Создаёт идею множественности миров.

 

7.Философия Нового времени:

Философия нового времени

 

Френсис Бэкон (английский философ)

«Знание- сила».

Эмпирист (знание должно основываться на нашем опыте).

«Новый органон», в котором он описывал индуктивный метод.

Дедукция - вывод от общего к частному.

Индукция - вывод от частного к общему.

Идолы (призраки)- ошибочные предпосылки:

· Идолы рода (наиболее распространённые). Человек всё рассматривает субъективно (через призму самого себя).

· Идолы пещеры. Человек всегда выдаёт свою личную интерпретацию за то, что есть на самом деле.

· Идолы площади (рынка). Люди часто друг друга не понимают из-за того, что вкладывают в слова разный смысл, это может приводить к ошибочным выводам.

· Идолы театра. Люди подвержены религиозным и философским авторитетам.

 

Рене Декарт (фр.)

«Мысли следовательно существуют».

Начало всякой философии - сомнение.

Мышление первично, а бытие- вторично.

В основе мира:

1. Мышление;

2. Притяжение;

Он философ- диолист, философ- дэист.

Бог - перводвигатель, который создаёт мир. Он не участвует в делах мира.

Философия должна строиться на научном методе (как математика).

Человек может всё познать, не существует скрытых истин.

Зная законы природы, мы сможем её приручить.

Спиноза Бенедикт

Философ- монист, который считает, что в основе мира лежит одно начало- это субстанция (или Бог, или природа).

Свобода - познанная необходимость.

Антиномия - противоречие.

Джон Локк (Англия, 1632- 1704 гг.)

Философ- эмпирист.

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Описывал душу человека, как чистую доку.

Готфрид Лейбниц (1646- 1716 гг.)

Монады- духовные субстанции, существовавшие независимо друг от друга.

8.Немецкая классическая философия:

Немецкая классическая философия

 

Эта эпоха начинается с Иммануила Канта.

Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром.

В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы.

И. Кант придерживался строгого распорядка дня.

Два периода И. Канта:

1. Докритический- высказывал натурфилософские взгляды, гипотезу происхождения Земли.

2. Критический- создаёт совершенно новые философские концепции:

· Критика чистого разума (1781);

· Критика практического разума (1786);

· Критика способности суждений (1790);

 

Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем.

Кант создаёт три философских вопроса:

1. Критика чистого разума отвечает на вопрос: «что я могу знать?»

2. Критика практического разума отвечает на вопросы: «что я могу делать? На что я могу надеяться»

3. Критика способности суждений является связующим звеном между двумя предыдущими, в ней излагаются астетические суждения.

Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос.

Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится.

Синтетические суждения - здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание.

Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности - время и пространство.

Пространство - это внешняя форма, времявнутренняя.

Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.

 

1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала);
2-я антиномия: антиномия простого и сложного: всё просто и в то же время всё сложно;
3-я антиномия: антиномия природной причинности и свободы воли: человек как природное существо подчинён природе, в то же время у него есть свобода выбора;

4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем.

В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом.

И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»

 

Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.)

Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта.

В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения».

Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук.

Базисным законом нашего мышления является:

1-й принцип: «Я есть я»;
2-й принцип: «Я есть не я»;
3-й принцип: «я противополагает в я, делимому я делимое не я».

Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним.

Абсолютный субъект - Я- охватывает природу, эмпирические субъекты.

Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.

 

Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.)

Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю.

«Учение об искусстве».

Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии.

Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой.

9.Современная западная философия: основные школы и направления:

Философское учение

 

Философское учение - это система определённых логически-связанных друг с другом воззрений, поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, поскольку формируется в философских школах.

Философские школы - это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми, идейными принципами.

Совокупность различных модификаций, одинаково идейных принципов называется течением.

Философские направления - наиболее крупные образования в историко- философском процессе, имеющие общие положения и допускающие отдельные участки разногласия.

Направления философии

· Материализм - направление философской мысли, утверждающее реальное существование материи мира вещей её приоритет над духом;

· Идеализм - в нём основной реальностью признаётся духовная, как более истинная и определяющая материальная реальность;

· Эмпиризм - наше знание основано на ощущениях;

· Рационализм - основу нашего знания составляют законы нашего разума. Наш разум более приоритетен;

· Субъективизм - существующая истина относительная, и для каждого она разная;

· Объективизм - можно найти абсолютную истину, она одна.

 

10.Русская фмлософия: единство в многообразии:

Особенности философии в России

Русская философия.

Особенности философии в России

 

Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами.

МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета:

· Философский;

· Медицинский;

· Юридический.

 

Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода.

Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.

 

Славянофилы и западники.

Направление проявляется в 1930-х годах.

Славянофилы.

Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы.

Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.

 

Особенности:

1. коллективизм;

2. общинное устройство жизни;

3. православная идеология.

 

Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви.

Алексей Хомяков в сових записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии.

Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего.

Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.

 

Западники.

Петр Алексеевич Чаадев - западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах.

Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиаторов в течение 4-х лет.

Виссарион Белинский - литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.

 

Александр Герцен - атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.

 

Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической.

На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.

 

Общинность - некоторая родственная связь между людьми на основе православия.

В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).

 

Николай Бердеев (1874-1948гг.)

Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».

 

В 1907 году появляется ещё одно напрвление в русской философии- философия имени. Суть: особое почетание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.

 

Флоренский, Лосев - философы имени.

Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).

 

Трубецкой – софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.

 

Русский космизм

 

Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский.

Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.

 

Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.

 

Николай Фёдоров- « Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом.

Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков.

 

Философия Толстого и Достоевского

Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.

 

11.Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия:

Онтология-учение о бытие

 

Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать.

Философский смысл бытия- причина всего сущего.

Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя.

Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной.

Доказательства бытия:

1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было;

2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует;

3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом;

4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться;

5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления

Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности:

1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени;

2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.

 

Формы (виды) бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на:

· Бытие явлений, природы(первая природа);

· Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа);

2. Бытие человека:

· Бытие человека в мире вещей;

· Специфически-человеческое бытие;

3. Бытие духовного(идеального):

· Индивидуализированное духовное;

· Объективированное духовное;

4. Бытие социального:

· Бытие индивида;

· Бытие общества

 

Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека.

Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность.

Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.

12.Философское и научное понимание материи. Материальное и идеальное:

Сознание и язык

Содержание сознания выражается через язык или речь, то есть мысль всегда осуществляется на каком-то языке. Невозможна фиксация мысли без слов.

Функции языковой деятельности:

1. Коммуникативная;

2. Орудийно- мыслительная;

3. Когнетивная(то есть познавательская);

4. Регулятивная(регуляция поведения);

5. Трасляционная.

Каждый язык накладывает определённый стиль мышления, то есть у каждого свой собственный язык, собственный менталитет.

Мифологический язык- язык сферы бессознательного и единой для всех культур(наличие одинаковых символов).

 

16.Познание как предмет философского исследования:

Объект и субъект познания

Объектом называют то, на что направлена практическая познавательная деятельность человека. Объект познания для разных ученых может быть разным.

Субъект познания - это носитель познавательной активности, осуществляющий направленную деятельность и оценивающий её результаты.

 

17.Знание, его природа и типология. Вера и знание:

Формы знания:

1. Обыденно- практическое знание выражается в поговорках, пословицах;

2. Художественное познание- это образы, которые познаёт художник, как он использует в своей деятельности;

3. Научные знания характеризуются своей доказательностью;

4. Духовные знания- мифологическое, магическое, религиозное, то есть то знание, накапливающее в социальном опыте, принадлежит обществу в целом.

Знание:

· Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы.

· Чувственное - в его основе лежат наши ощущения, восприятия.

18.Проблема истины в философии. Различные концепции истины:

Концепции истины


Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. При этом соответствие знания (идей) действительности может пониматься двояким образом, в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности (Аристотель), а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей (Платон). Однако, какую бы обще-метафизическую гносеологическую установку мы ни заняли (реалистическую или платоническую) в классическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.
Когерентная теория истины. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности.
Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.
Прагматическая концепция. Ее суть сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального общезначимого результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Если ученый-теоретик не получает новых результатов, его научная репутация, а потом и квалификация могут быть поставлены под сомнение. Если инженер не изобретает новых технических устройств и приспособлений, ему могут перестать платить зарплату. Прагматисты не обсуждали вопрос и достоверности. Рассматривали ее не через соответствие с реальностью, а через общезначимую полезность.
Конвенциональная концепция. Здесь утверждается, что истина есть всегда продукт гласного (а чаще негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.
Релятивистская истина. Признавали полную относительность истины. Нет оснований говорить. Что истина одна. Их может быть много. Мы не имеем инструментов для того, чтобы доказать абсолютность истины. Сознание субъективно.

19.Чувственные и рациональные формы познания:

Знание:

· Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы.

· Чувственное- в его основе лежат наши ощущения, восприятия.

 

20.Человек как предмет философии. Модели человека в истроико- философском развитии:

Понятие «смерть»

В чем смысл смерти?

Бессмертие:

1. Родовое- продолжение жизни потомков;

2. Творческое- жизнь в своём творчестве;

3. Религиозное- продолжение жизни в раю;

4. Чувственное- потеря чувства времени;

5. Натуралистическое- слияние с природой.

 

22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии:

Философия общества

Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.

2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:

1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне;

2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений.

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.

Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.

Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.

4 основных характеристики общества:

1. Самодеятельность;

2. Самоорганизация;

3. Саморазвитие;

4. Самодостаточность;

4 типа общественных отношений:

1. Материальная сфера;

2. Социальная сфера;

3. Духовная сфера;

4. Политическая сфера;

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.

Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.

В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:

1. Формационная;

2. Цивилизационная;

Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:

1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет;

2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы;

3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне;

4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями;

5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем.

Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.

Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика.

К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.

 

23.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций:

Цивилизационность

Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения.

Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.

В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.

Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.

Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.

3 этапа развития общества:

1. Традиционное общество- связано с земледелием;

2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность;

3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.

 

24.Философия истории. Модели исторического процесса:

Философия истории

Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля.

Проблемы философии истории:

1. Смысл и направленность истории;

2. Типологизация общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерий прогресса общества.

Общество движется целенаправленно.

Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).

В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.

История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Марк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.243 с.)