Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия человека в истории философской мысли↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек как личность. 3 подхода: 1. Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического. 2. Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества. 3. Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру). 1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности. 2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе. 3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее. Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.
21.Проблема смысла человеческого бытия: Жизнь и смерть в философии человека. Главный вопрос: в чем смысл жизни? Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета». Позиция экзистенционализма заключается в философии. А. Камю: Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит. Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала. Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему. Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов). Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти). Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе. Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели. Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни. Ценности: 1. Ценность перетивная- зависит от чувств. 2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее). 3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом. Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.
Понятие «смерть» В чем смысл смерти? Бессмертие: 1. Родовое- продолжение жизни потомков; 2. Творческое- жизнь в своём творчестве; 3. Религиозное- продолжение жизни в раю; 4. Чувственное- потеря чувства времени; 5. Натуралистическое- слияние с природой.
22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии: Философия общества Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека. 2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне: 1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне; 2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений. Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации. Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека. Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы. 4 основных характеристики общества: 1. Самодеятельность; 2. Самоорганизация; 3. Саморазвитие; 4. Самодостаточность; 4 типа общественных отношений: 1. Материальная сфера; 2. Социальная сфера; 3. Духовная сфера; 4. Политическая сфера; Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки. Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества. В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода: 1. Формационная; 2. Цивилизационная; Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества: 1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет; 2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы; 3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне; 4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями; 5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем. Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы. Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика. К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.
23.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций: Цивилизационность Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным. Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения. Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг. В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам. Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23. Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества. 3 этапа развития общества: 1. Традиционное общество- связано с земледелием; 2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность; 3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.
24.Философия истории. Модели исторического процесса: Философия истории Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля. Проблемы философии истории: 1. Смысл и направленность истории; 2. Типологизация общества; 3. Критерии периодизации истории; 4. Критерий прогресса общества. Общество движется целенаправленно. Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного). В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин. История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс. У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала. Субъекты истории - кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.
25.Наука как вид познания и форма культуры: Научное познание как особый вид деятельности
Наука (лат.)- «знание». Наука - теория любой деятельности. В современном понимании наука появляется в 16-17 веках как естествознание. Её появление связано с именами Гука, Галилея, Ньютона.
Философия и наука начинают различаться в XIX веке. Впервые в античной философии появляется натурфилософия.
Философы пытались найти естественное объяснение различных явлений, а не приписывали всё Богам.
Натурфилософы: Фалес, Пифагор. Они искали элемент, из которого всё создалось.
Аристотель делит науки на умозрительные (наука о божественном, наука о природе- физика, математика) и практические (этика, политика, экономика), низшие науки- творческие (все ремесленные искусства- врачевание, строительство, военное дело). Для аристотеля наука- это теория деятельности.
Вебер делит науки на 3 раздела:памяти соответствует история, разуму- философия, воображению- поэзия.
Философию Вебер разделил на 3 вида: 1. естественная философия- физика и метафизика; 2. естественная теология; 3. науки о человеке;
Декарт говорил: «Всё знание подобно дереву, корни которого- метафизика, ствол- физика, ветви- медицина, механика, этика».
Сдвиг в разделении философии происходит в середине 19 века, когда появляется направление «философия как позитивизм», который был основан французским философом Контом. Он разделял 3 периода в развитии знания: 1. религиозный (знание основано на вере); 2. философский; 3. научный (когда появляется наука);
Конт резко отличал философию от науки. Философия науки занимается общемировоззренческими вопросами.
Наука- это деятельность по производству объективно- истинного знания, в результате которого появляется достоверное систематизированное практически проверенное знание. Науке интересно знание причин, выраженных законом, от которого даётся возможность предвидения будущего и его сознательного формирования.
Идеал науки- стройное, логически непротиворечивое, организованное в систему знание, примером которого служит математика.
Характеристики науки:
Классификация наук:
Методы науки Метод- это система приёмов, принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Методы делятся на:
Методы наук:
Философия является всеобщим знанием. 26.Философская, научная и религиозная картины мира: Религиозная, философская и научные картины мира. I. НКМ — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху. Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук. Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности. Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности. Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру. Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности. Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.) III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия — специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания. В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной. Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.
27.Понятие техники. Техника и общество: Техника и технология Техника- от греч. «техне»- умение, мастерство. Техника- это совокупность технических устройств (машин).
С другой стороны- техника- совокупность приёмов деятельности.
Техника- некое совершенствование различных органов человека. Техника помещается между человеком и природой, это и не природа, и не человек.
Существует принцип дополнения техники и человека, так как техника без человека мертва, а человек без техники слаб.
Технология- отождествляется техникой; последовательность трудовых операций, общий тип деятельности, характерный для определения социума.
Технологии разделяют на
Этапы развития техники:
28.Глобальные проблемы современности и глобализация в филосовском контексте:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.009 с.) |