Философия человека в истории философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия человека в истории философской мысли



Человек как личность.

3 подхода:

1. Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического.

2. Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества.

3. Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру).

1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности.

2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе.

3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее.

Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.

 

21.Проблема смысла человеческого бытия:

Жизнь и смерть в философии человека.

Главный вопрос: в чем смысл жизни?

Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета».

Позиция экзистенционализма заключается в философии.

А. Камю:

Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит.

Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала.

Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему.

Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов).

Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти).

Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе.

Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели.

Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни.

Ценности:

1. Ценность перетивная- зависит от чувств.

2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее).

3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом.

Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.

 

Понятие «смерть»

В чем смысл смерти?

Бессмертие:

1. Родовое- продолжение жизни потомков;

2. Творческое- жизнь в своём творчестве;

3. Религиозное- продолжение жизни в раю;

4. Чувственное- потеря чувства времени;

5. Натуралистическое- слияние с природой.

 

22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии:

Философия общества

Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.

2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:

1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне;

2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений.

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.

Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.

Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.

4 основных характеристики общества:

1. Самодеятельность;

2. Самоорганизация;

3. Саморазвитие;

4. Самодостаточность;

4 типа общественных отношений:

1. Материальная сфера;

2. Социальная сфера;

3. Духовная сфера;

4. Политическая сфера;

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.

Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.

В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:

1. Формационная;

2. Цивилизационная;

Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:

1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет;

2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы;

3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне;

4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями;

5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем.

Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.

Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика.

К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.

 

23.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций:

Цивилизационность

Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения.

Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.

В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.

Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.

Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.

3 этапа развития общества:

1. Традиционное общество- связано с земледелием;

2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность;

3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.

 

24.Философия истории. Модели исторического процесса:

Философия истории

Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля.

Проблемы философии истории:

1. Смысл и направленность истории;

2. Типологизация общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерий прогресса общества.

Общество движется целенаправленно.

Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).

В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.

История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс.

У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала.

Субъекты истории - кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.

 

25.Наука как вид познания и форма культуры:

Научное познание как особый вид деятельности

 

Наука (лат.)- «знание».

Наука - теория любой деятельности.

В современном понимании наука появляется в 16-17 веках как естествознание. Её появление связано с именами Гука, Галилея, Ньютона.

 

Философия и наука начинают различаться в XIX веке.

Впервые в античной философии появляется натурфилософия.

 

Философы пытались найти естественное объяснение различных явлений, а не приписывали всё Богам.

 

Натурфилософы: Фалес, Пифагор. Они искали элемент, из которого всё создалось.

 

Аристотель делит науки на умозрительные (наука о божественном, наука о природе- физика, математика) и практические (этика, политика, экономика),

низшие науки- творческие (все ремесленные искусства- врачевание, строительство, военное дело).

Для аристотеля наука- это теория деятельности.

 

Вебер делит науки на 3 раздела:памяти соответствует история, разуму- философия, воображению- поэзия.

 

Философию Вебер разделил на 3 вида:

1. естественная философия- физика и метафизика;

2. естественная теология;

3. науки о человеке;

 

Декарт говорил: «Всё знание подобно дереву, корни которого- метафизика, ствол- физика, ветви- медицина, механика, этика».

 

Сдвиг в разделении философии происходит в середине 19 века, когда появляется направление «философия как позитивизм», который был основан французским философом Контом. Он разделял 3 периода в развитии знания:

1. религиозный (знание основано на вере);

2. философский;

3. научный (когда появляется наука);

 

Конт резко отличал философию от науки.

Философия науки занимается общемировоззренческими вопросами.

 

Наука- это деятельность по производству объективно- истинного знания, в результате которого появляется достоверное систематизированное практически проверенное знание.

Науке интересно знание причин, выраженных законом, от которого даётся возможность предвидения будущего и его сознательного формирования.

 

Идеал науки- стройное, логически непротиворечивое, организованное в систему знание, примером которого служит математика.

 

Характеристики науки:

  1. Научному познанию соответствует определённая система ценностей- ценность разума, нового знания, ценность независимости суждений;
  2. Определённый набор инструментов, то есть разнообразные технические средства. Оснащённость труда определяет результативность науки;
  3. Совокупность методов;
  4. определённым образом организация научной деятельности, включающая в себя исследование, приложение науки на практике, подготовка научных кадров;
  5. Непротиворечивость теории, проверяемость на практике, последовательность мышления;
  6. установление новых фактов;

 

Классификация наук:

  1. Естественные, гуманитарные- по предмету изучения;
  2. Фундаментальные и прикладные- по функции;
  3. теоретические и эмпирические- по методу;

 

Методы науки

Метод- это система приёмов, принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

 

Методы делятся на:

  1. специальные- используются отдельными науками;
  2. общенаучные- характерны для всех наук;
  3. универсальные- для всей познавательной деятельности в целом;

 

Методы наук:

  1. Анализ- это разложение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения;
  2. Синтез- соединение частей в целое для получения знания в целом;
  3. Абстрагирование- вычленение некоторых отдельных признаков, свойств и отличение от других свойств или признаков;
  4. Идеализация- абстрагирование от реальных свойств предмета;
  5. Метод индукция- «наведение»- вывод от частного знания к общему, от ряда каких-то фактов к закону;
  6. Метод дедукция- от общего к частному;
  7. Метод аналогии- на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях;
  8. Метод моделирования- объект замещается другим предметом, находящимся в отношении подобия с первым объектом;
  9. Наблюдение- основной метод эмпирического знания, целенаправленное изучение предметов, итогом которого является описание;
  10. Эксперимент- целенаправленное изучение явлений, фиксированных условиях, которые могут контролировать исследователи;
  11. Гипотеза- форма знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью.

Философия является всеобщим знанием.

26.Философская, научная и религиозная картины мира:

Религиозная, философская и научные картины мира.

I. НКМ — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.

Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.

Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности.

Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.

Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.

Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности.

Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук.

II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)

III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия — специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.

В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной.

Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.

 

27.Понятие техники. Техника и общество:

Техника и технология

Техника- от греч. «техне»- умение, мастерство.

Техника- это совокупность технических устройств (машин).

 

С другой стороны- техника- совокупность приёмов деятельности.

 

Техника- некое совершенствование различных органов человека.

Техника помещается между человеком и природой, это и не природа, и не человек.

 

Существует принцип дополнения техники и человека, так как техника без человека мертва, а человек без техники слаб.

 

Технология- отождествляется техникой; последовательность трудовых операций, общий тип деятельности, характерный для определения социума.

 

Технологии разделяют на

  • экстенсивные- подчинение природе;
  • интенсивные- покорение сил природы;

 

Этапы развития техники:

  1. преобладание ручных орудий труда;
  2. преобладание механических устройств;
  3. проебладание автоматизированных устройств.

 

28.Глобальные проблемы современности и глобализация в филосовском контексте:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.066 с.)