Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западноевропейская философия XIX-XX веков↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет» ТГАСУ
Методические указания
ТЕМА № 2 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ
Томск 2012
РАЗРАБОТАНЫ и РЕКОМЕНДОВАНЫ секцией гуманитарной подготовки научно-методического Совета ТГАСУ
Составитель: Платонова А.В.
Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Философия».
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..4 ГЛОССАРИЙ (Основные понятия) …………………………………7 ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ …………………...9 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ……………………………………………………9 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….10 Основная литература к семинарскому занятию ………………………10 Дополнительная литература…………………………………………….10 INTERNET РЕСУРСЫ к семинару ………………………………….11 I. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЗИТИВИЗМА …………………11 ТЕКСТ №1. Первый позитивизм: О. Конт……………………..11 II. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ..20 ТЕКСТ № 2. К. Маркс. К критике политической экономики…20 ТЕКСТ № 3. Глава 6. Марксистская философия: основные идеи и эволюция………………………………………………………….23 III. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ) ………………………………………29 ТЕКСТ № 4. Волюнтаризм Артура Шопенгауэра…………..29 ТЕКСТ № 5. Личность Ф. Ницше и его философия…………37 IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИИ ХХ ВЕКА ……………………………………………………………...50 ТЕКСТ № 6. Феноменология (Э. Гуссерль)……………………50 ТЕКСТ № 7. Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер)…..52 ТЕКСТ № 8. Герменевтика (В.Дильтей, Г. Гадамер)…………55 ТЕКСТ № 9. Психоанализ (З. ФРЕЙД)…………………………58 ВВЕДЕНИЕ Философия XIX и второй половины XX, безусловно, уникальное во всех отношениях явление. Предшествующая классическая философская традиция, начинающая натурфилософией греческих мыслителей, стала неким каноном знания, формой мировоззрения, пришедшего на смену мифологическому восприятию мира. Западноевропейская философия от Платона до Гегеля – это движение к великому и всесильному Разуму, способному поставить человека в центр собственной вселенной. Но что же произошло с философией – это всесильной областью человеческого духа в XX веке, а потом весь ХХ, который по большому лишь углубляет и расширяет те проблемы, что были уже сформулированы в XIX веке. Какой духовный кризис поразил общество? Или наоборот вселил надежду и радость, связанную с развитием науки и техники? Главная задача данного учебно-методического указания заключается в том, чтобы студент сумел составить представления о многообразии философских школ и направлений, разобраться в основных идеях: таких учений как позитивизм (О.Конт), марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), философия жизни (А. Бергсон, Ф. Ницще, А. Шопенгауэр), экзистенциализм (А.Камю, К. Ясперс, Ж. П.Сартр), психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг), феноменология (Э. Гуссерль), герменевтика (В. Дильтей, Г. Гадамер). Современному студенту важно не только знать основные проблемы философии XIX и XX века, но понимать, что философские размышления о «вечных темах» таких как проблема познания и бытия оказываются, тесно связаны с нашей современной жизнью. Образ мира, ценности, предпочтение, в целом все наше мировоззрение было. В целом наше мировоззрение – это было описано по новому, в новых исторических условиях. В общественном сознании получают распространения такие понятия как ПРАКТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ, СТРАХ, ОТЧАЯНИЕ, ЗАБРОШЕННОСТЬ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ФЕНОМЕНЫ СОЗНАНИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ. Безусловно, за все этим стоит главная проблема философии – это ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, рассматриваемая через призму социальных отношений (марксизм), экзистенции (особого способа бытия человека), бессознательного (структура в психике человека, оказывающего влияние на его мотивацию), вопрос о данностях нашего сознания (феноменология). XIX-XX века – это апофеоз науки и научно-технического прогресса и его огромного влияния на человека. Сформировались новые типы организации бытия человека: индустриальное, а потом и постиндустриальные формы жизни. Необыкновенное воодушевление научно-техническим развитием приводит к тому, что позитивизм как одно из направлении философии XIX- XX века, становится своего рода «точкой опоры», сдвинувшей с места устоявшиеся представления о месте и роли философии в культуре. Философия всегда выполняла мировоззренческую функцию, она была формой самосознания эпохи, культуры, а в позитивизме ее статус низведен для проверки логики языка науки. Таким образом, мы видим, что складываются две противоположные тенденции XIX-XX века. С одной стороны, это сомнение в философском рационализме – от Декарта до Гегеля, искавшего законы «чистого разума», т.е. разума, очищенного от заблуждений и способного изменить жизнь людей по своим законам. Считалось, что принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы, что на принципах разума стоит строить совершенное государство. Философы убеждали в естественности социального и культурного прогресса на базе науки. Торжество разума связывали с просвещением масс, а просвещение с демократией. Однако исторические обстоятельства свидетельствовали о том, что доводы разума не всегда оказываются действительными двигателями общественного развития и шире Вселенной. Уже французская революция 1789-1793 гг. явила миру страшные парадоксы. Революция, подготовленная на идеях философии Просвещения, породила бессмысленный террор, особенно усилившийся во времена якобинской диктатуры М. Робеспеьера. Возникал вопрос – что в действительности руководит массами – стремление к разумному переустройству действительности или желание собственной наживы и стремление к власти. История показывала, что развитие науки и техники также не всегда является позитивным. Это особенно проявилось в годы Наполеоновских войн, показавших эффективность новых видов оружия – картечи, скорострельных ружей. Определенным фоном в середине XIX века также служила концепция Ч. Дарвина о биологических предпосылках появления человека. Западная цивилизация вступила на полосу кризиса, охватившего и духовную сферу. Возникла необходимость переоценки ценностей, в том числе и ценностей классической философии. Поэтому в западной философии произошел новых крутой поворот к человеку и осмысление проблем индивидуального человеческого существования, получившее преимущественно осмысление в рамках иррационального направления в философии. Таким образом, становление новых типов философствования происходит в условиях ускорения и радикализации социокультурных изменений в обществе. В большинстве европейских стран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная на крупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда. Развитие капитализма сопровождается формированием мощного рабочего движения. Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат - беспрецедентный рост производительности общественного труда. Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расширяет грамотность и горизонты бытия. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Это время второй научной революции, результатом которой стала профессионализация научной деятельности. Наука становится единицей в общественном разделении труда, социальным институтом. Оформляется ее предметная организация. Наука начинает замыкаться на производство, превращаться, по выражению К.Маркса, в «непосредственную производительную силу». Главные задачи данного учебно-методического пособия, повторяясь, можно сказать, заключаются в следующем: Во-первых, студент должен представлять общие тенденции и проблемы, вокруг которых сформировались основные течения западноевропейской философии. Во-вторых, понимать причины столь разнообразного осмысления философских проблем.. В-третьих, иметь общее представление о сути основных положений и понятий данного направления, В- четвертых, знать имена философов, представляющих, т. е или иные философские школы.
ГЛОССАРИЙ (Основные понятия)
ЗАПАДНОЕВПРПЕЙСКОЙ ФИЛОСОИИИ
АПРИОРИ – ПЕРВИЧНЫЙ, ДОООПЫТНЫЙ, это понятие философии (кантовской, гуссерлевкой), означающее первичные исходные познавательные формы, делающие возможным опыт как нечто организованное. БЫТИЕ – фундаментальное, исходное понятие философии, обозначающее у разных философов либо существование как таковое, либо все существующее, либо основу всего существующего. МЕНТАЛЬНОЕ – в англоязычной литературе, особенно в аналитической философии, синоним духовного, принадлежащего психике, сознанию. МЕНТАЛИТЕТ – особенность умственного «устроения» народа, социальной группы, личности, духовно-нравственных ориентаций в некотором «среднем» виде. ОБЫДЕНННОЕ СОЗНАНИЕ – повседневное сознание научно и философски не рефлектирующего человека. РАЗУМ – в широком смысле – экзистенциальная особенность человека, заключающаяся в способности к упорядоченно-организованному мышлению и действованию. В узком смысле – это отличительная от рассудка, высшая интеллектуальная способность схватывать предмет в его противоречивости и предельной абстрактности. РЕЛЬНОСТЬ – понятие, обозначающее нечто, что отличается от иллюзии, воображения, заблуждения. СУБЪЕКТ – в онтологическом смысле – обозначает Я как самость, как основание бытия. В гносеологическом смысле – это познающее человеческое сознание. В праксеологическом смысле – это активно-деятельный человек. В социологическом смысле – субъектом может быть группа, социальный институт и т.п. Логическом смысле – то, о чем осуществляется суждение. СУЩЕСТВОВАНИЕ – интуиция «есть»; мы считаем существующим то, что с чем имеем дело либо ожидаем, что можем иметь дело. СУЩЕЕ – здесь синоним «существующее», то, что есть. СЦИЕНТИЗМ – мышление, ориентирующее на приоритет научности, научных доказательств в выборе предпочтений, в том числе и за пределами собственно науки. Абсолютизируется значение науки. От ХОЛИЗМ – философское учение ХХ века, опирающееся на идею целостности как на центральное понтияе в построении системы. ЦЕЛЬ – один из видов основания для событий, на реализацию которой направлена некоторая активность. - ОБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ – будущее состояние сложной системы, к достижению которой направленно ее функционирование - СУБЪЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ – образ некоторого желаемого будущего, к достижению которого активно устремлен субъект, поставивший эту цель. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии и науке, которое исходит из позитивного, т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, а метафизическое объяснение считает теоретически неосуществимым и практически бесполезным. Основатель О. Конт. МАРКСИЗМ Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (Э. Гуссерль) – это учение, связанное с исследованием значения и смысла, наука о сущностях, которая, подобно, геометрии, может иметь дело только с чистыми сущностями, но не с реальными вещами, фактами. Центральные понятия: ГОРИЗОНТ – граница простирания смыслового поля отдельного феномена и сознания в целом. ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ – термин, означающий совокупность содержания индивидуального сознания, включающую предметный горизонт и горизонт значимостей и смыслов. ИНТЕЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство сознания, заключающееся в том, что сознание всегда предметно, всегда сознание чего-то, «Сознание о..». ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философия существования, напрвлениев в философии иррационализма, возникшее в начале 20 века в РОсии, Германии, Франции. Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, С. Кьеркегор. Одно из центральных понятий ЭКЗИСТЕНЦИЯ – буквально– существование; присущий только человеку способ бытия, как бытия знающего и переживающего себя. ГЕРМЕНЕВТИКА – буквально искусство перевода, объяснения. Это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. Предстатели В. Дильтей, Г. Г. Гадамер. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ, означающее наличие в процессах познания и понимания взаимного обусловливания целого частями, а частей – целым.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ 1. Основные идеи позитивизма. 2. Закон трех стадий по О.Конту? Дайте характеристику каждому этапу. 3. В чем особенности позитивной стадии развития? 4. Роль философии в иерархии наук в иерархии наук по О. Конту? 5. Возникновение марксизма. Социально-философская концепция марксизма. 6. Каковы основные принципы и идеи социальной философии марксизма? 7. Как рассматривает Маркс систему буржуазной экономики. 8. Как Маркс определяет производственные отношения. 9. Как Вы понимаете, что выражение бытие определяет сознания. 10. Как, по Марксу, формируется идеология? 11. Кризис рационализма и возникновение философии жизни. 12. В чем отличие органического взгляда на природу от механического по мнению Шопенгауэра? 13. Как Ницше характеризует человека? 14. Как используется метод "герменевтического круга"? 15. Что такое экзистенция и в чем основной смысл «проблемы существования» в философии экзистенциализма? 16. Экзистенциализм о свободе человека (Ясперс, Хайдеггер). 17. Феноменология (Э. Гуссерль), философская герменевтика (Г. Гадамер). 18. Какова роль бессознательного в философии психоанализа З.Фрейда?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: · Особенности второго позитивизма (махизм, или эмпириокритицизм) · Основные идеи неопозитивизм. · Критический рационализм К. Поппера. · Теория общественно-экономических формаций К.Маркса. · Категория практики в философии К.Маркса. · Роль практики в философии К.Маркса. · Причины и следствия кризиса философского рационализма XIX-нач. XX в · Проблема человека в экзистенциализме. · Герменевтика: жизнь как целостный текст.
ЛИТЕРАТУРА: Основная литература к семинарскому занятию:
1. Хрусталев Ю.М. Философия.: учебник для студ. М.: «Академия», 2008. C. 139-155 2. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. М.20009.- 376 с. 3. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. – 612 с. 4. Спиркин Философия. Учебник, 2009 г.-368 с. 5. Налетов И.З. Философия. Учебник. М. 2008.- 400с. 6. Философия.: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров в 2 ч.: часть I – М, 2010. – С88-114. 7. Философия. учебник 5-е издание под ред. В.Н. Лавриненко, 2011. – 561 8. Философия. учебник под ред. Л.А. Деминой.: М, 2012 9. Философия под. Ред. А.ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.-688с. 10. Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.2012 -394 с. 11. Лебедев С.А. Философия науки Дополнительная литература: 12. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX века. –М.: Высшая школа, 1988.- С. 32-43, 243-244,258-269, 294-301, 307-316, 429-445. 13. К.Маркс и Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Изд-во полит. лит., 1969. – с.36-54. 14. Маркс и Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии. М.: Изд-во полит. лит., 1979. – с.24-38. 15. Радугин А.А. Философия: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп.. –М.: Центр, 1997. – С.210-214. 16. Современная буржуазная философия. – М.: Высшая школа, 1978.- С.88-102. 17. Философия: учебник для высших учебных заведений/ отв. ред. 19. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 2000. – С.75, 80-84, 91-106. INTERNET ресурсы к семинару: Лавриненко В. Философия. Учебник. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/08.php Карл Маркс. http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/index.html Феноменология. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st054.shtml А. Г. Зарубин. Философия экзистенциализма (проблема времени) http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm Герменевтика. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st025.shtml
ТЕКСТ №1. Первый позитивизм: О. Конт Из кн.: А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. Буржуазная философия середины ХIХ-начала ХХ века. - С. 32-43. Первый позитивизм: О.Конт § 1. Позитивистское учение о мире и познании Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. Это прежде всего: 1) «закон трех стадий», 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению, 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук*. Согласно Конту, «закон трех стадий» прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Более того, Конт утверждает, что «каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния... Другими словами, человеческий разум, в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала методом теологическим, затем метафизическим, наконец, позитивным. Отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений; первая есть необходимый отправной пункт человеческого ума, третья — его определенное и окончательное состояние, вторая предназначена служить только переходной ступенью» (63, 2). Итак, первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснять вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т. п. Вторая стадия — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. С этой точки зрения такими мнимыми сущностями можно считать воду у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита, идеи у Платона, формы у Аристотеля и схоластов, субстанцию у Декарта и Спинозы, монады у Лейбница, «Я» у Фихте, «бессознательное» у Шеллинга, «вещь в себе» у Канта, абсолютный дух у Гегеля, а также материю у материалистов. В опыте мы воспринимаем деревья, камни, моря, горы, звезды, столы и стулья, но мы не воспринимаем субстанции, формы, сущности и идеи. По мнению Конта, мы их придумываем, чтобы создать видимость ответа на вопрос о первоначале, о природе всех вещей. Но сам-то этот вопрос по своей природе таков, что ответа на него не может быть дано. Все наше знание происходит из опыта и им же ограничено. У нас нет средств выйти за его пределы, и вопрос о том, что лежит в его основе или позади его, навсегда обречен остаться без ответа. Метафизическая стадия мышления, согласно Конту, имеет определенные преимущества перед теологической. Она преодолевает теологическую стадию, означающую тупик для мысли. Она способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но все же Конт считает, что метафизика — это не более как деградировавшая теология. Коренная ошибка ее в том, что, как и теология, она стремится узнать абсолютные начала и причины всего, а поскольку это невозможно, она предается самым необузданным и бесплодным фантазиям. Третья стадия — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т. е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. В гносеологическом плане это означает, что науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, и формировать законы, понимаемые Контом как повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Они служат нам для объяснения частных фактов и для предвидения будущих явлений. Но они остаются, так сказать, на поверхности, не проникают в сущность явлений и имеют значение только для явлений. Они отвечают на вопрос «как?», а не «почему?». Что касается философии, то, отбросив все свое метафизическое содержание, она сохраняет значение в качестве дисциплины, задача которой сводится к систематизации и объединению данных отдельных наук, приведению их к единству. «Закон трех стадий» Конта подвергся серьезной критике даже со стороны представителей самого позитивистского течения. В частности, против него энергично возражал Г. Спенсер. Прежде всего указывалось на его фактическую ошибочность. В истории познания дело обстояло вовсе не так, как это изобразил Конт. Во-первых, в истории духовного развития человечества не было той смены трех стадий или состояний, о которых говорит Конт. Конт прав, может быть, только в том смысле, что до возникновения науки и философии преобладало мифологическое объяснение природных, да и социальных явлений. Но возникновение философии или метафизики вовсе не привело к отказу от мифов и теологии, так же как возникновение начатков научных знаний и складывание их в науку не означало отказа от попыток теологического и метафизического объяснения. Во-вторых, неверно, что в каждом из своих исследований, каков бы ни был их предмет, человеческий разум проходит эти три состояния. Кроме того, ошибочность закона трех стадий в том, что Конт обращает мало внимания на собственную теоретическую проблематику философии. Он выступает против ложного объяснения мира идеалистами с помощью идей, форм, монад и т. д. Однако он не видит того, что подчас в этих терминах выражалось, хотя и неадекватным образом, действительное знание или, по крайней мере, содержались догадки, имеющие рациональное зерно. Конт выступает против учений о мнимых сущностях, и в этом он, конечно, прав. Но к ним он причисляет материалистическое учение, признание первичности и объективной реальности природы, материи. «Закон трех стадий» на первый взгляд кажется эмпирическим (хотя и неверным) обобщением фактов. Однако критики сразу усмотрели его спекулятивную природу и совершенно явственные следы гегелевской «метафизики». В самом деле, «закон трех стадий» Конт представляет как закон интеллектуального развития или прогресса человечества, он предписывает человеческому разуму те стадии, которые тот должен миновать, прежде чем прийти к окончательному состоянию. Эти три стадии сильно напоминают моменты гегелевской триады, которые необходимо сменяют друг друга. Вместе с тем «закон трех стадий» все-таки нельзя считать законом развития, поскольку последняя позитивная стадия представляется Конту абсолютной. Ведь сам Конт пишет: «Позитивная философия, действительно, представляет собой окончательное состояние человеческого ума» (63, 5). Конт заявляет, что «в положительном состоянии человеческий дух сознает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных фактов явлений, т. е. их неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение явлений, приводимое к его действительным пределам, есть отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки» (36, 4). Такого рода итог, действительно, представляется естественным пределом развития знания буржуазному утилитаристски ориентированному сознанию. Его носитель, буржуазный теоретик, как таковой поддерживает науку не ради познания мира, а лишь постольку, поскольку она поставляет технические системы, т. е. такие стандартизированные совокупности орудий и приемов деятельности, которые могут производить практически полезный результат. Именно здесь философия позитивизма опускается до уровня массового буржуазного сознания, поскольку она, с одной стороны, не вдохновляется больше никакими великими идеями и идеалами, а готова чуть ли не обожествить долгожданное и наконец достигнутое царство буржуазии, а с другой стороны, инстинктивно избегает идти в познании дальше, чем до явлений, чтобы не открыть за ними более глубокие и скрытые силы, могущие поставить под вопрос устойчивость существующего порядка. Но это, конечно, не законченный процесс, а только тенденция. Справедливости ради надо сказать, что сам Конт не проходит этот путь буржуазного утилитаризма до логического конца. «Как бы ни были велики услуги, которые научные теории оказали промышленности... мы все же не должны забывать, что науки прежде всего имеют более прямое и возвышенное назначение: именно удовлетворение нашего ума в его основной потребности познавать законы явлений» (63, 25). Под это утверждение Конт подводит и определенную теоретическую базу: «Человек должен приступать к теоретическим исследованиям, совершенно не задаваясь какими бы то ни было практическими целями, ибо наши средства для открытия истины так слабы, что если мы их не сосредоточим исключительно на одной цели, на отыскании истины, а будем еще руководствоваться посторонним соображением: получать через нее непосредственную практическую пользу,— то мы почти никогда не будем в состоянии найти самую истину» (63,26). Это и подобные утверждения Конта — не только определенное противоречие внутри его концепции, поскольку признание «изначальных стремлений человеческого духа» к познанию вполне в стиле поиска «первых причин», что строжайше запрещено «позитивным методом», но и выражение живого противоречия науки, развивающейся в условиях буржуазного общества: буржуа, конечно, не интересуют никакие «почему» относительно основ технологических процессов, хотя он и склонен вкладывать свои капиталы в прикладные исследования и разработки, сулящие видимый и скорый эффект — тем не менее техника и технология не могут долго питаться одними стихийными изобретениями. Все в большей степени возникают они из фундаментальных научных исследований объективных законов природы, из поиска механизмов природных процессов, из активного поискового эксперимента, ведомого смелыми гипотезами, порывающими с ограниченной научной и технической традицией, хотя в конечном счете и вырастающими из запросов, проблем и противоречий прошлого техники и науки. Противоречивость доктрины Конта — результат попыток метафизически мыслящего разума освоить диалектику объективного процесса саморазвития социальной (в том числе производственной) практики человечества. Однако, пожалуй, в не меньшей степени отмеченное противоречие концепции Конта питалось и теми традициями французского энциклопедизма и просвещения, которые в 30-е годы были еще очень сильны в Европе. А ведь мыслители, подготавливавшие здесь буржуазную революцию, вовсе не были буржуазно ограниченными людьми! Как же, согласно Конту, выглядит знание на позитивной стадии? На третьей позитивной стадии полностью вступает в силу второй закон, закон подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки он понимает преимущественно как накопление полученных знаний, и прежде всего законов. Поскольку научное знание, по Конту, это эмпирическое, т. е. опытное, знание, а опыт не имеет никаких окончательных границ, а может расширяться беспредельно, то понятно, что ни о каком абсолютном, завершенном знании не может быть и речи. Конт рассматривает науку не как некоторое достигнутое состояние, а как непрерывный процесс движения от узкого, ограниченного, неполного знания к более полному и всестороннему. Иначе говоря, наука для него есть не что иное, как история познания человеком мира, познания основанного главным образом на наблюдении. Поскольку же наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело ни с их сущностью, ни с первыми, ни с конечными причинами. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другим словами,—в замене слова почему словом как» (63, 81). С точки зрения диалектического материализма, закон есть некоторое глубинное отношение, он выражает существенную, необходимую связь явлений. С точки зрения Конта, закон выражает лишь внешнюю поверхностную, непосредственно наблюдаемую, т. е. чувственно воспринимаемую, связь явлений. Вообще говоря, склонность сводить науку к описанию наблюдаемых явлений сама по себе возникла как некоторая тенденция задолго до Конта. Начало ее ведут иногда от знаменитой фразы Ньютона «гипотез не измышляю», от установки на то, чтобы основывать все выводы науки только на наблюдаемых и проверяемых фактах и избегать каких-либо объяснений, вводящих понятия, не имеющие чувственно воспринимаемого коррелята. Правда, это стремление никогда не осуществлялось полностью, но оно неизменно выдвигалось в противовес всевозможным спекуляциям натурфилософов. В нем можно усмотреть желание науки или ученых освободиться от ненаучных, догматических натурфилософских и иных напластований и твердо стать на свою собственную почву. Кроме того, этой тенденции к чистой описательности в XVIII в. немало способствовала потребность науки в накоплении фактов и классификации явлений природы, прежде всего органической. Но даже классификация растений Линнея не может рассматриваться как чисто эмпирическая и описательная. Она исходит из некоторых теоретических постулатов, например из положения о структурном сходстве близких объектов. Эта тенденция, которой в реальной истории науки всегда противостояла другая, рационально-теоретическая и объяснительная, была выделена Контом и позитивизмом вообще как специфическая черта научного знания и противопоставлена объяснению как якобы метафизическому занятию. Хотя законы рассматриваются Контом как независящие от человека и его сознания, вся его концепция научного знания тяготеет к феноменализму. Почему? Да потому, что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается, что лежит на поверхности. Эмпирический мир, который мы познаем, не имеет, так сказать, глубины, он весь находится на одной плоскости, плоскости чувственного восприятия. Поэтому в позитивизме Конта возникает двусмысленность: с одной стороны, познание имеет дело как будто с объективным миром, с другой стороны, этот мир, образно говоря, как бы не имеет третьего измерения. О феноменализме Конта вполне откровенно говорит его ученик, другой видный позитивист, Дж. С. Милль, в своей работе «Огюст Конт и позитивизм». Милль пишет: «Основная доктрина истинной философии, по мнению Конта, равно как и характер его определения позитивной философии, может быть кратко выражена таким образом: мы познаем одни только феномены, да и знание наше о феноменах относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т. е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих,— называются законами этих явлений. Законы явлений — вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными» (49, 7). И немного далее он добавляет: смысл, который хотят навязать слову «положительный», с меньшей точностью мог бы быть передан с объективной стороны термином «феноменальный» (49, 7). Таков характер науки. Что касается ее гносеологических функций, которые, вообще говоря, состоят в описании, объяснении и предвидении, то объяснению Конт придает минимальное значение. Это ясно из замены вопроса «почему?» вопросом «как?». Место объяснения занимает у него описание. Но главную функцию науки Конт видит в предвидении. «Таким образом,— говорит он,— истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов» (37, 19). Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления. Но к этому вопросу мы еще вернемся. Каково же строение научного знания в целом? Отвечая на этот вопрос, Конт предлагает свою классификацию наук. При этом он, бесспорно, дал кое-что новое и ценное. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память и воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Сам он предлагает более объективный и научный принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Это, конечно, вполне правильный подход к классификации наук и шаг вперед в этом вопросе. Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так. 1. Математика. 2. Астрономия. 3. Физика. 4. Химия. 5. Физиология. 6. Социальная физика (социология). 7. Мораль. При построении э
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.021 с.) |