Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Герменевтика ( В. Дильтей, Г. Гадамер)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое имя этот вид интеллектуального труда получил от греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Боги и люди говорили на разных языках, поэтому появилась нужда в вестнике божественных посланий. Сегодня мы вряд ли найдем однозначный ответ на вопрос, почему мудрые олимпийцы в выборе своего посредника остановились на Гермесе? Может быть, бог Гермес, успешно покровительствовавший торговле, лучше других мог выбрать форму общения, а может быть, он обладал особым даром убеждения. Главное то, что искусство толкования, разъяснения, принесения вести не может быть уделом каждого, а лишь тех, кто наделен даром откровения и убеждения. Основным ядром античной герменевтики было искусство аллегорической интерпретации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. Мир ценностей гомеровского эпоса должен был быть донесен до городского патриципата и разъяснен ему. В средние века герменевтика состояла на службе у теологии и основная ее задача заключалась в разработке методов интерпретации библейских текстов. Мартин Лютер, реформатор церкви, считал герменевтику искусством истинной интерпретации Священного писания. По его мнению, только таким методом, т. е. методом истинного истолкования, основанном на божественном откровении посредника, возможно преодолеть церковную традицию, освободить путь к истинной вере от наслоившихся церковных преданий. При этом возникает осознание специфики метода истолкования: он должен быть объективным, направленным на объект, и в то же время свободным от субъективного произвола. В герменевтике формулируются нормативные правила, каноны, которые приводят толкователя к оригинальному смыслу, через временные наслоения. Герменевтический метод входит в философию ярче всего через работы Фридриха Шлейермахера (1768— 1834), который соединил в себе теолога и филолога. В теологии он пользовался традиционными канонами искусства истолкования текстов, а как филолог-классик, поставил перед собой задачу разработать универсальное учение о понимании и интерпретации художественных текстов. Нормативная интерпретация художественного произведения может передать лишь поверхностный смысл, тогда как главный, сакральный смысл художественного текста не поддается нормативному толкованию. Фр. Шлейермахер формулирует учение о понимании как репродуктивном воспроизведении первоначального замысла автора произведения на основе конгениальности духовных миров интерпретатора и интерпретируемого. Герменевтика, в его представлении, является искусством понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. По существу, у него речь идет о психологической интерпретации. Движение от части к целому, от предварительного понимания через интерпретацию к адекватному пониманию,— такая методика интерпретации получила название «герменевтического круга», т. е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Что ждет исследователя в конце пути, можно ли выйти из круга понимания? Шлейермахер видит такую возможность только в одном случае— когда интерпретация и смысл произведения совпадут. Этот акт совпадения Шлейермахер называет конгениальностью. Метод герменевтического круга становится основным методом в последующих герменевтических, концепциях. Герменевтика как метод исторической интерпретации формулируется В. Дильтеем (1833-1911) для разработки метода гуманитарных паук. Психологической основой герменевтики для него служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте. Гуманитарные науки должны различать выражение жизненных проявлений в исторических текстах. Метод понимания исторических текстов в герменевтической трактовке Дильтея есть метод психологической реконструкции. Однако столь всеобъемлющий методический психологизм его не устраивал, и он ставит вопрос о возможности объективности в историческом познании, об объективности познания чужой индивидуальности. В этом направлении Дильтей разрабатывает метод соединения интерпретатора и интерпретируемого текста через нечто третье. Интерпретатор и интерпретируемый модусы третьего, но что представляет собой это третье? Именно вопрос о природе третьего стоит в центре метода Дильтея, хотя ответ на него, который можно было бы назвать исчерпывающим, философом не дается. Допустимо предположить, что третьим может стать культурно-историческая реальность, в которую включены и интерпретатор, и интерпретируемый. Задача Дильтея состояла в том, чтобы быть посредником между историческим сознанием и требованиями истины науки. Он делает попытку создать учение о типах мировоззрения, которые бы отражали многозначность жизни. Такое преодоление историзма содержало в себе некоторые нерефлективные догматические предпосылки. Этот недостаток особенно очевидно проявился у последователей Дильтея (М. Вебера, Е. Шпрангера и др.), которые утверждали, что плодотворность истины зависит от тайной догматики, на которой истина и зиждется. Во всех мировоззренческих типологиях проявляет себя ограниченность ценности истины, когда они стремятся быть совершенными. Шлейермахер, а вслед за ним Дильтей, положили начало наукам о межличностном понимании, о межкультурном взаимодействии на основе нового метода. Интерпретация стала теоретическим базисом наук о духе. Дальнейшее развитие герменевтики шло по пути освобождения метода от догматических установок. Особое место в развитии герменевтического метода занимает Мартин Хайдеггер (1889— 1976). Он рассматривает экзистенцию как понимание. На первый взгляд, такая интерпретация парадоксальна, однако она служит главной идеей Хайдеггера: — герменевтика как инструментальный метод превращается в онтологию. Понимание есть основа человеческого мышления, а не форма его поведения. Такое понимание герменевтики неизбежно порождает ряд новых вопросов. Чем является понимание: репродукцией начальной продукции? На каком основании можно различать репродуктивность смысла и науку? Как происходит репродукция смысла: на основе интуиции или на основе знания? Как возможна интерпретация исторических событий? Неужели участники исторических событий переживают, не понимая, что с ними происходит? Нужно очертить границы самопознания исторического сознания. Здесь на помощь приходит Г. X. Гадамер с требованием признания предпосылочности научного познания. Объективность науки включает в себя метод аппликации, также свойственный искусству и поэзии. Аппликация в науке выполняет функцию соотнесения фактов с определенной исторической эпохой. Нельзя понять никакое событие в жизни людей, исходя из абстрактного представления о нем. Необходим момент аппликации нашего понимания события на историческое время, на ту культуру, в которой происходит это событие. Аппликация в процессе понимания исторических фактов носит обязательный характер, и, по существу, и есть предпосылочность науки. Гадамер считает, что понимание возможно тогда, когда понимающие включают в свою игру собственные предпосылки. Так развивалась проблематика герменевтики: от субъективно-психологического базиса к объективному, к действительно историческому смыслу. Далее, усиливая этот тезис, Гадамер говорит о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании. В этом направлении прослеживается связь герменевтики с аналитической философией. Герменевтика имеет также специфическую связь с логикой. Обладая собственной тематикой, она понимает каждое высказывание как ответ, феноменологически обоснованное X. Липпсом в «Герменевтической логике». Герменевтика тесно связана и с риторикой, поскольку язык занимает в герменевтике центральное место. Язык в герменевтическом истолковании не просто медиум в мире людей и текстов, он есть потенциальная общность разума (Кассирер). На этом основывается универсальность герменевтического размера. Такая универсальность встречалась еще у Августина, который указывал на то, что значения знаков (слов) стоят выше, чем значения вещей. Однако современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Язык — универсальная предпосылка познания мира, он артикулирует всю совокупность человеческого опыта. Коммуникативность опыта и познания есть открытая тотальность, и герменевтика будет успешно развиваться там, где идет познание мира, где происходит интеграция всего научного познания в личные знания. Герменевтика универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознание. Кроме философской герменевтики существуют юридическая, филологическая и теологическая. Всех их объединяет общая основа: это и метод, и искусство разъяснения, интерпретации. В середине XX в. философская герменевтика получила широкое распространение в Германии, а как раздел аналитической философии — в Англии. В США на основе герменевтического метода успешно развивается понимающая социология. ТЕКСТ № 9. ПСИХОАНАЛИЗ (З. Фрейд) Психоанализ — метод, разработанный Зигмундом Фрейдом (1856-1939) для лечения психических заболеваний. Другое объяснение данного термина — теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества. С 20-х гг. возникает, сначала в Вене, а затем в Европе и Америке, психологическая философия. Наиболее выдающиеся исследователи Фрейда — Альфред Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм и др. Классическая психоаналитическая доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Огромную роль в жизни человека и общества играет «бессознательное» — сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер), выработанных «архетипов» образов коллективного бессознательного, т. е. безличных, схожих у всех людей снов, образов и т. д. (К. Юнг), «первичных позывов» жизни и смерти и пр. Весь этот сложный пласт бессознательного вытесняется за порог сознания и обусловливает большинство психических действий человека. В результате действия человека приобретают иррационалистическую окраску, потому что своим «подсознанием» человек не управляет, в то время как подсознание влияет на его сознательные поступки, отношение к другим людям, к обществу и т. д. Бессознательное может быть источником как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе. Следует понять, что не только большинство действий человека, но и все исторические культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений, которые «сублимируются», т. е. преобразуются в духовной деятельности и в первую очередь в сферах религии, искусства, философии (эдипов комплекс). Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, которые вызваны бессознательным началом. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги в человеке из-за невозможности реализовать желания. Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства, науки, политики, морали. * Формулируя «закон трех стадий» Конт использовал некоторые идеи Тюрго и особенно Кондорсе, выдвинутые при описании «картины прогресса человеческого разума». * Этиологией Шопенгауэр называет объяснение изменений в природе в отличие от морфологии как описания ее форм (78, 100). * Стоит отметить здесь сходство этого тезиса с утверждением Г. Спенсера о непознаваемости силы, проявляющейся в явлениях природы. * Так будет происходить до тех пор, пока в XX в. не возникнет вопрос о гуманистическом смысле науки, и вопрос о ее назначении для человеческой культуры в целом не встанет совершенно по-новому. ** Это выражение, как известно, приобрело специфическое значение в понимании языка поздним Витгенштейном. * Выражение это активно использовал потом Ф. Ницше. * «среди своих» — лат.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.008 с.) |