Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Герменевтика как метод и философское течениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие “герменевтика” (от греч. hermeneuo – разъясняю) в современной традиции употребляется в двух основных смыслах: во-первых, для обозначения теории и практики истолкования текстов, во-вторых, - течения в современной философии. Как практика истолкования текстов герменевтика имеет античную родословную, но особое значение эта практика приобрела в христианском богословии, в рамках которой она использовалась для истолкования библейских текстов, называясь экзегетикой (искусством толкования). В XVIII веке усилиями Г. Майера и Х. Вольфа герменевтика в качестве способа интерпретации текстов получила распространение в историко-филологической науке. Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены в XIX веке Ф. Шлейермахером (лингвистический вариант) и В. Дильтеем (психологический вариант). Таким образом, герменевтика становится методом гуманитарного знания, направленным наистолкование и понимание разнообразных текстов как письменно зафиксированных проявлений человеческой жизни, культуры. В XX веке герменевтический метод представляет собой целый конгломерат версий, спецификаций его использования. Он соединяется с экзистенциальной аналитикой или с психоанализом, или с тем и другим вместе взятыми. Суммируя сказанное о герменевтике в первом из выделенных здесь смыслов, можно определить ее как совокупность методов и подходов, ориентированных на имманентное понимание текстов в отличие от историко-генетического их объяснения. Иначе говоря, смыслы, которые обнаруживаются в тексте, должны быть истолкованы и поняты без какого-либо обращения к внешним по отношению к нему детерминантам. Многие современные сторонники герменевтики как теории и метода истолкования выступают против превращения ее в философию. Но, тем не менее, в начале XX века формируются предпосылки становления герменевтики как философского течения. Это происходит благодаря разработке гносеологических и онтологических оснований герменевтических процедур. И здесь решающую роль сыграли феноменологическое учение и экзистенциальная аналитика. Феноменология ориентирует наше понимание не на различение субъекта и объекта, духа и материи, а на «жизненный мир» как горизонт актуальных и потенциальных смыслов и значений. Именно в этом горизонте устанавливается коррелятивно связанное с миром сознание как поток феноменальных данностей, подлежащих описанию, интерпретации. Однако, у Гуссерля, отца феноменологии, интерпретация мыслилась все же вторичной по отношению к рефлексии, направленной на обнаружение первоочевидностей. Хайдеггер совершил поворот от поисков условий мыслимости, как это делал Гуссерль, к онтологии человеческого бытия, которая предпослана мышлению. Иначе говоря, существует вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится. Мыслящий всегда находит себя в определенном месте и в определенной ситуации. Способ же этого нахождения себя – это понимание, и оно реализуется через интерпретацию. По Хайдеггеру, человеческое бытие, всегда уже каким-то образом расположенное в мире, изначально герменевтично. Таким образом, истолковывающее понимание или понимающее истолкование – это один из модусов осуществления здесь-бытия. Из феноменологии и экзистенциальной аналитики вытекают важные для превращения герменевтики в философское течение следствия. Во-первых,принцип рефлексии ограничивается или корректируется принципом интерпретации. Во-вторых, от феноменологии сознания мы переходим к феноменологии бытия, способом самораскрытия которого выступаетязык. И, наконец, человеческое бытие, которое всегда уже рас-положено в мире, есть его пред-истолкование. Иначе говоря, человеческое бытие изначально герменевтично. Опираясь на эти выводы, немецкий философ Х. Г. Гадамер заложил основы философии герменевтики. Самостоятельную версию герменевтического философствования разрабатывает П. Рикер. А в 60-70-ых годах XX-го века, когда интерес к герменевтике был наиболее высок, она получила плодотворное развитие в трудах Г. Куна, К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, М. Франка в Германии; Э. Бетти в Италии; Э. Корета, Э. Хайтеля в Австрии; Д. Хоя, Р. Бернштейна в США. Идеи герменевтики были представлены и в русской философии: у Г.Г. Шпета, С.Л. Франка, а также у М.М. Бахтина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.008 с.) |