Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурализм как метод и философияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структурализм как особое течение в западной философии сложился в результате утверждения и широкого распространения в социально-гуманитарной науке XX-го века методов структурного анализа, переход к которым сопровождался критикой субстанциалистских (направленных на поиск единой основы) и историко-генетических (связанных с выявлением порождающего начала или фактора) способов объяснения. Понятие «структура», ключевое для структуралистской методологии и философии, означает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость при изменяющихся условиях. Существует два основных варианта интерпретации структуры: холистический (гр.: holos-целое), в котором структура отождествляется с системой, а система рассматривается как совокупность элементов и связей между ними; и нехолистический, в котором структура (лат.struktura-строение, взаимное расположение частей целого) не тождественна системе, а представляет собой внутреннюю организацию и упорядоченность элементов. Если в первом варианте абсолютизируется взаимоотношение элементов (собственно структура), то во втором - элементы рассматриваются как неразделимые далее сущности. Оба варианта использования понятия «структура» предполагают статическое и динамическое измерения. Статическое измерение обозначает статику и синхронию (единство во времени) структуры. В этом случае субстратные (содержательные) характеристики составляющих ее элементов, а также изменение и развитие системы не принимаются во внимание. Динамическое измерение (диахрония или учет изменений во времени) структуры ориентирует на регулярности процессов и эволюций. Становление структурализма как особого метода связана главным образом с холистической установкой. Она предполагает соблюдение ряда условий в структурном анализе: во-первых, целостности – подчинение элементов целому и независимость последнего; во-вторых, трансформации – упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; в-третьих, саморегулирования – внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Основоположником структурализма как метода по праву можно считать швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913гг.). Именно он заложил научные принципы исследования языка как замкнутой системы (формальной структуры) и тем самым явился родоначальником структурной лингвистики, а также вместе с американцами Ч.Пирсом и Ч. Моррисом семиотики как общей науки о знаках и знаковых системах. Основные идеи своего подхода к языку Соссюр изложил в труде «Курс общей лингвистики», изданном его учениками (Ш.Балли и А.Сеше) в 1916 году. Согласно принятой в этой работе концепции язык есть система знаков, подчиненная своему внутреннему порядку, который и является истинным объектом лингвистики. Порядок или структура языка раскрывается исходя из следующих базовых принципов: 1) системность языка - взаимодействие и коммуникация составляющих его знаков, где знак представляет собой единство означающего и означаемого (плана выражения и плана содержания, смысла); 2) различение языка в качестве области всеобщего, кода правил, существующих вне индивида, и речи, как индивидуально-конкретного воплощения языка; 3) выделение синхронического порядка языка в качестве исходного и независимого по отношению к его диахроническому порядку; 4) обращение с языком как с формой, а не субстанцией, несводимость языка к субстратной природе элементов, его составляющих; 5) понимание структурной лингвистики как ориентированной на внутренние процессы и порядок языка, а традиционной лингвистики – на внешние условия его функционирования и развития. Концепция Соссюра получила свое развитие в трех крупнейших лингвистических школах: пражской (В. Матезиус, Б. Гавранек, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон); копенгагенской (Л. Ельмслев, В. Брендель, Х. Ульдалль); американской (дескриптивная лингвистика). В дальнейшем структуралистский метод стал использоваться в литературоведении и искусствознании (В. Пропп, Р. Барт, У. Эко), антропологии и социологии (К. Леви-Стросс), мифологии и религиоведении (Ж. Дюмезиль, Ж.-П. Вернан), истории знания (М. Фуко, М. Серр), политэкономии (Л. Альтюссер), психоанализе (Ж. Лакан). Становление структурной лингвистики и экстраполяция ее методов в 20-40-ые годы на целый комплекс дисциплин социально-гуманитарного знания можно определить как первый этап в эволюции структурализма. Понятие «структурализм» в этой связи стало использоваться как общее название методов социально-гуманитарных наук, направленных на обнаружение и описание структур в разных областях культуры. На втором этапе, в 50-60-ые годы, структуралистская методология осмысляется как самостоятельное философское направление, которое оформилось в полемике с такими философскими позициями как субъективизм, эмпиризм, историцизм и гуманизм. Философский структурализм – это не единая доктрина, а приверженность исследовательской стратегии, в рамках которой действует ряд установок. Во-первых, смена акцентов в философском анализе с бытия и сознания, объекта и субъекта на отношения и структуры; иначе говоря, радикальная десубстанциализация традиционной метафизики. Провозглашение «смерти Бога» у Ницше дополняется у представителей философии структурализма констатациями «смерти Человека», «смерти Автора», «смерти Субъекта», неадекватности для современного мышления понятий «произведение», «творчество» и т.д. Во-вторых,поиски внеразумных оснований разума, стимулируемые идеями социальной философии Маркса и психоанализом Фрейда. В философском дискурсе структуралистов появляются понятийные конструкты, которые претендуют на формализацию и прояснение взглядов на природу и функции бессознательного: «ментальные структуры» (Леви-Стросс), «эпистемы», «дискурсивные формации» (Фуко), «символический порядок» (Лакан) и т.п. В-третьих, приоритет в рассмотрении разнообразных феноменов культуры на формообразующую, системно-знаковую роль языка; распространение структуралистской модели языка на разнообразные предметные области социально-культурной действительности. В-четвертых, манифестация перехода к рациональности нового типа, исключающей апелляции к рефлексивным, интроспекционистским или наивно натуралистическим, эмпирическим данностям в процедурах понимания и описания действительности. В этой связи в философии структурализма обсуждается вопрос об онтологическом статусе понятия структуры. Леви-Стросс настаивает, что структуры – это не фрагмент реальности, а ее конституирующие модели. У Эко, как и у большинства семиотиков, структура является инструментом мышления, который используется для гомогенизации (приведение к однородности) объектов исследования. Для известного социолога Гидденса нет структур, а есть структурации, иначе говоря, структура обладает виртуальным существованием, на которое указывают действия и взаимодействия. На третьем этапе, в 70-80-ые годы, под воздействием внутренней самокритики происходит трансформация структурализма в постструктурализм и семиотику текста. Постструктуралистские программы были высказаны такими (прежде всего французскими) философами, как Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лиотар, Ж. Кристева и др. Самокритика структурализма оказалась неизбежной потому, что структурализм начал с критики базовых понятий классического мышления: субстанция, сущность, реальность, человек. Недостатком этих понятий была их закрытость и завершенность. Но в результате эволюции структурализма оказалось, что таким образом может быть интерпретировано и понятие структуры. Необходимость переосмысления базовых понятий структурализма и привела к формированию постструктурализма. Наибольшее влияние на становление философского структурализма оказали работы К. Леви-Стросса, Ж. Лакана и М. Фуко, хотя в их работах трудно отделить структуралистскую методологию, реализованную на определенном материале, от структуралистского философствования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.006 с.) |