Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ языка в лингвистической философии второй половины XX-го векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, у истоков аналитической философии сформировалось два направления: философия логического анализа и философия лингвистического анализа. Эволюция первого направления была раскрыта в предыдущих разделах главы. Что же касается второго направления, то оно оказалось наиболее ярко представленным в кембриджско-оксфордском движении (совокупности разнообразных школ лингвистической философии), в котором нашли свое продолжение и развитие методы анализа языка, предложенные Муром и «поздним Витгенштейном». Общим для данного движения было обращение к анализу естественного (повседневного) языка, на основе которого предметом исследования становились все лингвистические страты (язык философии, религии, этики, политики, искусства). Представители движения отказываются от сциентистской установки логического позитивизма, проявляют устойчивый интерес к философской проблематике, отчетливо осознавая различия между собственно философским и специально-научным исследованием. Метафизика в данном контексте воспринимается не как нонсенс, а в качестве особого способа видения (противоядия от ментального склероза), который нельзя отождествлять с информативно ориентированным научным знанием. Она способна генерировать научные гипотезы: «то, что начинается как метафизика, может кончаться как наука» (П. Стросон). Метафизические функции обнаруживаются также в морали, религии, политике и психологии. Кембриджская традиция связана с такими философами как Дж. Уиздом (1904г.р.), М. Лазеровиц, А.Эмброуз, Н. Малколм и др. Для нее характерно признание анализа языка как своеобразной терапии, освобождающей от философско-мировоззренческих неточностей и конфузов понимания. Поэтому не случайны в рамках этой традиции попытки соединения «лингвистической терапии» с методом психоанализа. Среди представителей оксфордской традиции следует назвать Г. Райла (1900-1976), А.Айера, С. Тулмина, Дж. Остина (1911-1976), П. Стросона (1919г.р.). Опираясь на витгенштейновское понимание значения как результата употребления (использования) языка, Остин разработал теорию речевых актов.Суть ее заключается в том, что наряду с индикативными (констатирующими) высказываниями, которые описывают положение дел, существуют перформативные (исполнительные) высказывания или лингвистические действия. Примером первых могут быть признаны высказывания такого вида: идет снег, на улице мороз, я еду домой и т.п. Ко вторым следует отнести высказывания: объявляю собрание открытым, клянусь, что…, обещаю, что… и т.п.Теория значения, основанная на выявлении объектного референта, применима только в отношении индикативных высказываний, но она не работает в случае прояснения перформативных высказываний, поскольку их значение определяется исходя из контекста употребления, конкретных особенностей коммуникации. В 70-80-ые годы разнонаправленные исследования речевых актов осуществили в своих работах Дж. Серль, М. Даммит, Д. Дэвидсон, которые можно отнести уже к области теоретической лингвистики. Метафизический потенциал аналитики языка был раскрыт в работах Стросона. Исходя из того, что выражение имеет значение не через указание на объект, а зависит от конвенций (соглашений) и контекста употребления, он делает вывод, согласно которому определить значение – это значит сообщить общие правила употребления выражения. Единство конвенции и контекста обобщается в понятии «концептуальная схема», без которой невозможен ни один коммуникативный акт. Описание концептуальных схем – такова главная задача современной метафизики по Стросону («дескриптивной метафизики»). Аналитическая философия к началу XXI-го века сохраняет позиции влиятельного философского направления. Совершенствуя процедуры анализа, она в своей эволюции поддерживает приверженность к концептуальной ясности и логической строгости в философском знании. Если логический позитивизм способствовал развитию конкретных логических исследований, то лингвистическая философия оказала существенное влияние на новые разработки в современной лингвистике. Совмещая методы логического и лингвистического анализа, актуальная аналитическая философия на новом уровне исследует традиционные философские проблемы, получает нетривиальные результаты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ: 1. Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. 2. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994. С. 5-73; 101-130. 3. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX-го столетия // Вопросы философии. 1996, №4. 4. Козлова М. С. Философские искания Л. Витгенштейна //Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. Вступительная статья. 5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Гл. 3, 5, 9, 10. 6. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Гл. 3. 7. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. Пер. с анг. М., 1993. 8. Мур Дж. Опровержение идеализма //Историко-философский ежегодник. М., 1987. С. 247-265. 9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998. Гл. 1-4. 10. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2005. Гл.1. 11. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999. С.146-167. 12. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. Введение. Гл. 1-5; 15-18. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.152 (0.012 с.) |