Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности современной философии, этапы ее эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевые понятия темы: массовое общество, массовый человек, массовые идеологии, процедурная рациональность, лингвистический сдвиг, неклассическая и постклассическая философия, коммуникативная стратегия философствования. Хронологически то, что мы будем называть современной философией, начинает свой отсчет с конца XIX-го века и охватывает весь XX-й век. В культурно-типологическом отношении мы будем вести речь преимущественно о западной философской традиции, в которой нашли свою понятийно-теоретическую экспликацию предельные основания (универсалии) культуры техногенной цивилизации, имеющей западноевропейскую родословную, показавшую способность к динамичному росту и экспансии в другие культурные миры, претендующую на планетарный универсализм и столкнувшуюся в XX-м веке с целым рядом проблем, инициирующих поиски новых ответов на вызовы истории, в том числе, на пути освоения иного культурно-цивилизационного опыта. В принятой историко-философской типологии мы будем иметь дело с поворотом от классической к неклассической и постклассической философским парадигмам. Поворот, о котором мы ведем речь, происходил на фоне глубинных социально-исторических изменений, приведших благополучную Европу в начале XX-го века к мировой войне. В нее оказалась втянутой и Российская империя. Последствия этой войны известны: крушение империй, перекройка европейских границ, революционные потрясения, образование в результате кровавой гражданской войны Советской России. Но самое главное последствие состояло в том, что для того, чтобы развязать тугой узел проблем европейской социально-экономической и политической жизни, понадобилась еще одна мировая война, начавшаяся опять с Европы и приведшая к колоссальным жертвам и разрушениям. Все эти события мировой и европейской истории были серьезным испытанием для традиций и ценностей европейской культуры: социального и экономического прогресса, форм права и индивидуальной свободы, рационального порядка, моральной ответственности и гуманизма. Путь этих испытаний должно было пройти и философское мышление как автономная форма европейской культуры и рефлексия над ее основаниями. Однако, взяв за точку отсчета «современности» перечисленные исторические факты, следует иметь в виду, что они были выражением фундаментального преобразования в социально-экономической жизни европейской цивилизации, а именно: появление и утверждение на исторической арене массового общества. Это общество базируется на развитии массового производства и массового потребления, обеспечивая достаточно высокий уровень жизни для большей части населения. Но широкое производство и потребление массового продукта означало и радикальное изменение в социально-культурной жизни западного общества. Дело в том, что массовое производство и потребление, вовлекая в свой круговорот огромные массы людей, освобождает их от необходимости производительно-творческого труда и избирательного потребления: продукт массового производства – это тиражирование образцов, создаваемых ничтожным меньшинством; продукт массового потребления – это усредненный, годный для всех продукт. Так появляется «массовый человек», освобожденный от иерархического порядка традиционного общества, от традиционной морали и традиционной идеологии. Этот человек предоставлен самому себе и формально свободен в своей социальной деятельности, но, одновременно, его не покидает ощущение одиночества и заброшенности, которое он пытается преодолеть, ориентируясь на общие для большинства запросы, предпочтения и стереотипы поведения. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет определил этот феномен как «восстание масс». В процесс массового тиражирования и потребления вовлекаются и продукты духовного труда: знания, произведения искусства, идеологические формы. Наука становится разновидностью массового производства, ориентированного на непосредственно-практическое использование результатов знания. Возникает и массовая культура, рассчитанная на усреднено-массовый спрос. Место обычаев, традиций, религиозных норм в регулировании повседневной жизни людей все в большей степени занимают формализмы права и морали, а также специально продуцируемые массовые идеологии. Знание, искусство, идеологии становятся инструментами манипулирования массовым поведением, которыми все шире пользуется политическая и экономическая власть. Эффективность этого манипулирования многократно возрастает в связи с развитием средств массовой коммуникации. В массовом обществе изменяется роль и функции интеллигенции. Поскольку интеллектуальный, духовный труд приобретает массовый характер, то, во-первых, она теряет свое привилегированное положение в обществе, а во-вторых, как уже отмечалось, продуцирование принципиально нового знания, идей, форм искусства и т.д. входит в круг задач незначительного числа представителей интеллигенции. Радикально изменяется статус интеллигенции: вместо социальной группы лиц «свободных профессий» она превращается в одну из многочисленных групп, занятых в сфере наемного труда. Таким образом, к началу ХХ века в рамках европейской культурно-цивилизационной целостности формируется кардинально отличная от предшествующих эпох историческая реальность, требующая принципиально новых способов своего философского осмысления, выражения в формах языка и способов трансляции в культуре. При этом ситуация, в которой находится философ, отнимает у него право быть выразителем всеобщей истины, - он всего лишь один из агентов массового духовного производства. На рубеже XIX-XX-го веков происходят и серьезные изменения в системе научного знания. Мы наблюдаем то, что получило название второй научной революции, приведшей к появлению неклассической науки, остро поставившей вопрос о новых методологических принципах получения, трансляции и применения знания. Помимо того, что в ходе этой революции возникают принципиально новые теоретические конструкции, изменяющие предметные области сначала естественных, а потом и социально-гуманитарных наук, устанавливаются и новые требования к способам, методам и формам научной деятельности вообще. Для научной деятельности существенным становитсяне только содержание знания, но и способы его получения, поскольку теперь только в связи с ними может быть поставлен вопрос об истинности научных результатов. Этот поворот в системе научного знания также должна была осмыслить европейская философия. Таким образом, можно выделить основные моменты того общекультурного контекста, в котором совершался поворотк новой, получившей название неклассической, философской парадигме. А именно: 1) экономические сдвиги и связанные с ними ожидания социально- политических потрясений; 2) появление на исторической арене массового общества; 3) изменения в статусе и роли интеллигенции в связи с формированием массового духовного производства; 4) экспансия формализмов права и морали в массовую общественную жизнь, в структуры повседневности в условиях становления правового государства или его прообразов; 5) революционные изменения в науке, связь этих изменений с техническим прогрессом и формированием индустриального общества; 6) распространение секулярного гуманизма, идей справедливости и эмансипации как потребности времени, а в этой связи критика религии; 7) расширение культурных взаимодействий и как следствие осознание неоднородности европейской и мировой культуры вообще, интерес к Востоку и сомнения в справедливости европоцентристкой позиции. Становление новой философской парадигмы начинается с критики классической метафизики и, прежде всего, ее развитой формы, воплощенной в системе гегелевской философии. Именно в контексте критики Гегеля во второй половине XIX-го века в позитивизме (Конт, Спенсер и др.), философии Маркса, экзистенциализме Кьеркегора и философии жизни (Шопенгауэр и др.) проблематизируются исходные принципы новоевропейской классической философии. Проблематизации подвергаются: принцип разума как универсальной константы постижимости природной, исторической и антропологической реальностей; субъектно-объектная структура познания, в которой субъект мыслится как внеисторический, надкультурный человек вообще, а объект как упорядоченный природный универсум; принцип единой истины как всеобщего эквивалента человеческого познания и деятельности. Новое философское мышлениепровозглашало в качестве своих установок существование человеческого индивида вместо всеобщности духа (С. Кьеркегор), принцип воли вместо принципа разума (А.Шопенгауэр), позитивное знание вместо философских спекуляций (позитивизм О.Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля), практическое преобразование вместо теоретического объяснения (К.Маркс). А когда Ф. Ницше провозгласил «смерть Бога», стало очевидна неизбежность переоценки европейских ценностей и трансформации обосновывающего их разума. В конечном счете, критика классики была первым шагом в становлении нового типа рациональности. Этот процесс шел противоречиво. С одной стороны, он находил свое выражение в критике идеала разума вообще (философия жизни, экзистенциализм), с другой – представлял собой радикализацию сциентистских (наукоцентристских) тенденций новоевропейской культуры и философии (позитивизм, марксизм). Поворот от классических к неклассическим формам философского мышления завершился в первой трети XX-го века, когда сложились основные направления современной философии. Неклассическая философия как новая традиция в истории европейского философского мышления в течение первой половины XX-го века утверждается вследующих основных направлениях: феноменология, экзистенциализм и новая философская антропология, герменевтика, логический позитивизм и прагматизм, критический марксизм, структурализм. В рамках этих направлений окончательно сложилсяновый типрациональности. Обозначим его наиболее существенные черты. Во-первых, неразрывная связь содержания знания со способами и методами его получения – процедурная рациональность, заменившая тотализирующее мышление, направленное на поиски Единого. Во-вторых, историзм, утвердивший конечный разум (ситуативный, контекстуальный, де-трансцендентализированный), благодаря повороту познания к жизни, производству и языку (М. Фуко). В-третьих, «лингвистический сдвиг» в мышлении, познании и культуре в целом. В четвертых, конец господства теории над практикой через уяснение вплетенности теоретических актов в практические ситуации, в повседневный контекст («феноменологическо-экзистенциальный сдвиг» в мышлении, культуре, философии). В связи с этими изменениями смещаются акценты в осознании задач философии: от приоритета общеметодологической и гносеологической функции к признанию большей значимости общекультурной, конкретно-мировоззренческой, личностно-антропологической функции. Меняется представление о месте и роли философа в общественном целом, он теряет свое привилегированное положение в качестве выразителя всеобщей истины. Наконец, трансформируются стили философствования и типы философского дискурса (строения философской речи, рассуждения). В последней трети XX-го века неклассическая философия трансформируется в постклассическую, что означает, с одной стороны, усиление и развитие всех тенденций неклассического философствования, а с другой – новое прочтение философской классики, ее встраивание в новый социально-культурный и интеллектуальный контекст постиндустриальной эпохи. В этих новых условиях не столь принципиальным становится вопрос о чистоте учения. Все в большей степени постклассический философский дискурс строится по принципу сочетания как подходов различных философских направлений и школ, так и способов, приемов, сложившихся в системе постклассической науки. В конечном счете, оказывается, что разделение на школы не так принципиально, а важно просто концентрировать внимание философского анализа, принадлежащего разным направлениям, на наиболее важных для данного времени проблемах. В XX-м векев философии утвердилась коммуникативная стратегия. Она пришла на смену рефлексивной стратегии новоевропейской классики и созерцательной стратегии античной и средневековой философии. Смысл коммуникативной стратегии состоит в том, что ближайшей задачей философствования становится участие в равноправном диалоге со всеми формами культуры (наука, миф и религия, массовое и элитарное искусство, опыт повседневности, мораль, право, политика и др.). Реализуя коммуникативную стратегию, философ выступает как интерпретатор и диагностик смысловых предпочтений времени. Таковы в общих чертах особенности и этапы эволюции современной философии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Каковы три аспекта определения «современной философии»? 2. Какое социально-историческое преобразование предопределило переход к современной парадигме философствования? 3. Какие изменения в научном знании требовали своего осмысления в философском мышлении ХХ века? 4. Дайте развернутый анализ основных моментов общекультурного контекста, в котором совершился поворот к неклассической философии. 5. Какие принципы новоевропейской классической философии подверглись проблематизации в современном философском мышлении? 6. Обозначьте существенные черты неклассической философии. 7. Что принято называть постклассической философией?
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.0 (0.013 с.) |