Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная философия Ю. ХабермасаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В творческой эволюции Хабермаса наиболее значимым является его отношение к Марксу, а также к «классикам» франкфуртской школы. Можно сказать, что к 80-ым годам, в работах «зрелого Хабермаса», это отношение приобрело критическую завершенность и содержательную полноту. Согласно Хабермасу, применение идей классического марксизма к современному общественному развитию невозможно в силу целого ряда факторов, существенно трансформировавшим тот объект исследования, которой имел в виду Маркс. Во-первых, переплетение экономических и социальных структур в современном обществе стало столь очевидным и всеохватным, что теряет смысл тот способ рассмотрения, при котором преимущественное внимание отдается экономике. Во-вторых, поскольку современный капитализм смог обеспечить достаточно высокий материальный уровень жизни и социальные гарантии для широких слоев населения, то вопрос об эмансипации перемещается из экономической сферы в области социально-психологического самочувствия, духовного здоровья, культурного развития социального большинства. Именно в этих областях с особой остротой обнаруживает себя отчуждение. Господство в современном обществе обеспечивается через манипулятивное воздействие на сознание индивидов. В-третьих, современный капитализм исключает возможности для революционных трансформаций, которые для своей эпохи считал неизбежными Маркс. Исчез носитель революционных устремлений, пролетариат. Советский и близкие ему варианты реализации социалистического проекта оказались неубедительными. Наконец, исторический опыт XX-го века показал, что более эффективным является реформаторский путь гуманизации капитализма, при котором используются сформировавшиеся в его развитии социально-политические формы (демократия, правовое государство, всеобщее образование и др.). При этом Хабермас остается в современной социальной философии критиком капитализма, считая, что он так и не реализовал тот социально-культурный и нравственный потенциал, который история предоставила в его распоряжение. Что касается предшественников по франкфуртской школе, то Хабермас, подчеркивая значение «Диалектики Просвещения» и других работ франкфуртцев 30-х годов, поддерживая некоторые идеи и установки поздних текстов Хоркхаймера, Адорно, Маркузе, вскрывает существенные изъяны их концепции. Во-первых, Хабермас отмечает непроясненность нормативных оснований «критической теории». Если в современном обществе социальное знание тотально ангажировано и господствует идеология обмана, то это в полной мере должно относиться и к «критической теории». В противном случае любая критика общественных патологий будет носить внешний характер. Кроме того, Хоркхаймер, Адорно и Маркузе, разоблачая репрессивный характер современной рациональности, так сказать неразумие буржуазного разума, ставят под вопрос возможность самой «критической теории» как рационального предприятия. Во-вторых, сузив свою задачу до критики инструментального разума, классики «критической теории» не сумели опереться как на достижения конкретных социальных наук, так и на новые социально-философские идеи, представленные в аналитической и структуралистской традициях. Это не позволило им выйти на новый уровень описания усложнившейся в XX-м веке социальной реальности. Наконец, в-третьих, Хабермас указывает, что тотально-критическая установка, реализованная в работах Хоркхаймера, Адорно, Маркузе, привела к недооценке достижений социального правового государства, демократических традиций в эволюции общества модерна с эпохи Просвещения до наших дней. Создание Хабермасом собственной концепции современного общества шло по пути преодоления недостатков как классического марксизма, так и «критической теории» франкфуртской школы. При этом он сумел плодотворно интегрировать в своей социальной философии не только традиции марксизма, но и наиболее перспективные достижения западной философии и социальной науки XX-го века. Наиболее значительным достижением Хабермаса является разработка целостной, обладающей эмпирической разрешимостью и сохраняющей критический потенциал теории современного общества, известной как «теория коммуникативного действия». Если попытаться выделить базовые концепты этой теории, то к ним можно отнести следующие: общественность, коммуникативная рациональность и коммуникативное действие, жизненный мир и системы власти и денег. Осуществив теоретическую реконструкцию исторической эволюции капитализма, Хабермас обнаруживает такую социальную форму, в рамках которой осуществляется воспроизводство критических, рациональных представлений граждан об общественных делах – это «структура общественности» (Qffentlichkeit). Современная форма «общественности» зарождается вместе со становлением буржуазного общества, начиная с XVII-XVIII веков. Социальным пространством этой общественности становятся отели, салоны, «открытые» для дискуссии частные дома, кафе, клубы, театры, музеи, библиотеки – все то, что образует «публику», создает условия для неформального обсуждения и дискуссии, формирует не совпадающее ни с государственной властью, ни с частным экономическим интересом «общественное мнение». Возникновение свободной прессы и критической публицистики, распространение образованности, вовлечение литературы и искусства в общественную жизнь, формирование негосударственных научных сообществ - превращают «общественность» в особую структуру общества, с которой государственная власть и капитал не могут ни считаться. В XX-м веке круг граждан, образующих свободную общественность, расширился. Но одновременно расширились и возможности воздействия системно организованной власти и капитала на процессы функционирования и воспроизводства общественности. В традиционные структуры общественности, которые по природе своей имеют негосударственный, небюрократизированный характер, все больше вмешивается государство. С другой стороны, процесс формирования общественного мнения превращается в выгодное коммерческое предприятие. Мощным, трансформирующим традиционную общественность, инструментом стали современные средства массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, а позднее Интернет). Возникает опасность вытеснения продуцируемой общественностью критической гласности манипулятивной гласностью. В этой связи нужны периодические изменения структур общественности,способствующие сохранению и развитию этого важного компонента общественной жизни, благодаря которому легитимируется (делается оправданной) критика «патологий» демократии, ее уклонов в контролируемый правящими слоями и частным интересом формализм. Концепт «коммуникативной рациональности» разрабатывается Хабермасом на основе переосмыслении идей франкфуртской школы, герменевтики, психоанализа, аналитической философии, а также достижений лингвистики, социологии и психологии XIX-XX-го веков. Используя понятие «рациональный», указывает Хабермас, мы, прежде всего, имеем в виду соотношение между рациональностью и знанием: рациональность связана с тем, как, способные к речи и действию субъекты, применяют и используют знания. Они могут это делать через такие символические структуры как язык и действие. Выраженное в языке знание претендует на истинность, если оно соответствует положению дел в мире; знание, реализованное в действие, подтверждает свою достоверность, если результат действия успешен. Однако присутствующее в том и другом случае притязание на фактическую истинность знания предполагает доступность его для критики и соответственно возможность обоснования, т.е. значимость для другого (наблюдателя или адресата). Таким образом, относительно утверждений о мире и целеориентированных действий в нем можно сказать, что они тем более рациональны, чем лучше обоснованы связанные с ними притязания на истинность и эффективность. Такую рациональность Хабермас называет когнитивно (познавательно)-инструментальной. Наряду с этим типом рациональности, в котором коммуникативная установка присутствует в скрытом виде и может рассматриваться в качестве вторичной, Хабермас обращает внимание на рациональность, связанную с отношением к нормам и переживаниями. В этом случае речь идет о притязаниях субъекта на соответствие норм своего действия принятым правилам поведения (оправданности перед лицом другого), а также - на искренность экспрессивного самоизображения желаний и чувств. Стремление к нормативной правильности и субъективной искренности связаны с достижением согласия и взаимопонимания с другими участниками коммуникации. Эти притязания на правильность и искренность также претендуют на рациональность, поскольку они могут обосновываться и критиковаться. В этом случае мы имеем дело с коммуникативной рациональностью в собственном смысле слова. В реальном процессе социальной жизни когнитивно-инструментальная и коммуникативная рациональность переплетены друг с другом. Но в действиях субъекта всегда можно распознать, какой тип рациональности является доминирующим. Кроме того, установка на интерсубъективное признание в любом случае не может безоговорочно игнорироваться. Следующий шаг анализа приводит Хабермаса к вопросу о различных типах деятельности (действия). Он выделяет три таких типа: телеологическое (целенаправленное), нормативно регулируемое и драматургическое. Телеологическое действие направлено на достижение индивидом поставленной цели при работе с определенным объектом (природным или культурным), а также при взаимодействии с другими индивидоми (субъектом). В первом случае мы имеем дело с инструментальным действием, а во втором – со стратегическим действием. Для понятия телеологического действия (инструментального и стратегического) исходным является индивид и его расчеты. Это поведенческое понятие соотносится с «объективным миром». Понятие нормативно регулируемого действия исходит из установившихся в обществе норм и ценностей, с которыми соотносит свое поведение индивид. Это поведенческое понятие соотносится с «социальным миром».Драматургическое действие – это понятие, которое обозначает действия индивида, направленные на самовыражение, на представление самого себя. Это поведенческое понятие раскрывает взаимодействующих индивидов как ищущих признания по отношению друг к другу, оно соотносится с тем, что может быть обозначено как «субъективный мир» (миры). Эти три поведенческих понятия, задающие соответствующие миры, однако, не выражают фундаментальную роль языка в жизни человека и общества. Опираясь на современные концепции языка, Хабермасвводит понятие коммуникативного действия. Это такое действие, которое воспроизводится при осуществлении любого из перечисленных выше типов действия. Коммуникация, связанная с использованием языка и направленная на достижение понимания, признание и согласие между взаимодействующими в социальном пространстве индивидами, является основанием как любого типа рациональности, так и деятельности. В коммуникативной практике задается общий горизонт для взаимодействующих друг с другом индивидов – их жизненный мир, сохранение и поддержание которого является необходимым условием социальной интеграции. В процессе исторического развития человеческого существования в орбиту инструментального действия (процесса труда) включаются все новые разряды объектов, усложняется социальная организация и институциональная структура общества, что ведет к возрастанию требований к координации (управлению) совместной деятельности людей. В капиталистическом обществе главными механизмами управления и координации становятся деньги, обеспечивающие всеобщность рыночных отношений, и власть, реализуемая через законодательно-административную систему государства. Деньги и власть заменяют язык в качестве механизма координации социального действия. Именно это обстоятельство ведет к расширению поля применения инструментального и стратегического типов действия, а также соответствующей им когнитивно-инструментальной рациональности. Если развитие классического капитализма вело к усилению управленческой функции денег и институциональной власти главным образом в сфере труда, то в современном капитализме, опирающемся на новые формы функционирования капитала и научную рациональность, управленческим воздействиям денег и власти подвергаются вся совокупность социальной жизни, культурные процессы и повседневная жизнь индивидов. По мнению Хабермаса, такой оборот дела ведет к ослаблению социальной интеграции, достигаемой, прежде всего, с помощью повседневных коммуникативных практик. Под воздействием современных систем денег и власти разрушается жизненный мир человека как условие социальной интеграции и социальной идентичности. Таким образом, главным противоречием общества позднего капитализма (современного капитализма), как это вытекает из анализа Хабермаса, является противоречие между системами власти и денег, с одной стороны, и жизненным миром, выражающим социальную грамматику индивидов, с другой стороны. Управляемость социальной жизни, поддержание социального порядка, когда они выступают по отношению к социализированным индивидам как навязываемые извне, а не как естественный результат разнообразных коммуникативных практик, порождают дезинтеграционные процессы, разрушают общественное согласие. Именно поэтому перспективы современного общества Хабермас связывает с сохранением и развитием коммуникативной рациональности и коммуникативной деятельности, способствующих формированию социального пространства для взаимопонимания, согласия (взаимного признания) и интеграции индивидов. На практике это означает развитие форм общественного обсуждения любых, значимых для социализированных индивидов, управленческих решений как в сфере экономических и социально-политических процессов, так и в области культурной и духовной жизни. Такое обсуждение не может игнорироваться современным экспертным и управленческим сообществом, поскольку является необходимым условием социальной консолидации, вне которой любые резоны эффективности целерациональной деятельности институциональных структур не получают ни общественного признания, ни общественной поддержки. В этой связи Хабермас считает, что общество модерна, берущее свое начало в эпоху Нового времени, - это незавершенный проект, поскольку сопровождающая его становление рационализация еще не нашла своего адекватного воплощения в коммуникативных основах социального бытия человека. В современном обществе перед философией встает нетривиальная задача посредничества, во-первых, между сферами науки, морали и искусства, которые оказались «замкнутыми в капсулы» экспертных культур, а во-вторых, между специализированными видами рациональности и традициями жизненного мира, воплощающие целостность коммуникативной практики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ: 1.Завьялов Б.М. Размышления об одиннадцатом тезисе К. Маркса о Фейербахе //Социальный прогресс: проблемы гуманизации. Сыктывкар, Коми пединститут. 1992. С.49-59. 2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. Введение. С. 1-25, 161-188, 223-266. 1. Монсон П. Юрген Хабермас и современность//Монсон П. Современная западная социология С.-Пб., 1992. С. 307-345. 2. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса //Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 375-414. 3. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. С. 32-43, 95-133, 190-224. 4. Фурс В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск, 2000. С. 3-117, 175-221. 5. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма //THESIS. Альманах. Т.1. Вып. 2., М., 1993. С. 123-150. 6. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С.33-55, 79-165. 7. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.- С.-Пб., 1997. С. 8-209.
Аналитическая философия Ключевые понятия темы: аналитическая традиция, логический и лингвистический анализ, логико-аналитический эмпиризм, атомарные предложения и атомарные факты, осмысленность высказываний, языковые игры, эмпирический базис науки, проблема демаркации, редукционизм, верификация, фальсификация, позитивизм и постпозитивизм, философия науки, парадигма и научная революция, эпистемологический анархизм, методология исследовательских программ, теория речевых актов, дескриптивная метафизика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.009 с.) |