Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская традиция в философии XX В.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях XX в. марксизм развивался в различных региональных' модификациях. Наиболее известными и продуктивными из них являются: западноевропейская (неомарксизм) и восточноевропейская, в первую очередь-советская. Неомарксизм: Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, К. Корш, Э. Балибар, М. Хоркхаймер, К. Эдер, Э. Фромм, А. Шмит, . Складывался постепенно в 20-60-е гг. XX в. в русле западноевропейской философской традиции. Впервые термин «неомарксизм» употребил английский социалист Э. Бэльфорт в 1896 г. в работе «Синтетическое или неомарксистское понимание истории». Содержательной основой неомарксистских учений является интерес к социально-деятельностному аспекту человеческого бытия; а формально эти концепции объединяет критическое отношение к негативным явлениям капиталистического и социалистического обществ. Представителей неомарксизма интересуют такие вопросы, как: - анализ мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, в том числе ее категориально-понятийных структур: «общественное бытие», «производительные силы», «техника»; - включение в сферу социально-философского анализа общих проблем культуры, духовной жизни; - социологическая реконструкция сущности тоталитаризма, авторитари - исследование механизмов стабилизации гражданского общества, коммуникации, социальной диалектики, жизненного мира; - психоаналитическая трактовка человека в аспекте проблемы свободы; анализ факторов, объясняющих стремление человека избежать свободы; соотношение бытия и свободы, свободы и ответственности; - различные аспекты отчуждения человека в условиях техногенного развития общества и индивидуального переживания бытия. Становлению неомарксизма способствовали работы венгерского философа Дьёрдя Лукача (1885-1971), который сформулировал задачу освобождения марксизма от крайнего радикализма в политике и придания ему вида классической философии. Не только противники, но и сторонники марксизма вынуждены были признать, что многие теоретические положения марксистской социологии оказались либо непроверяемыми, либо неоднозначными с точки зрения элементарной логической строгости. Основная идея Д. Лукача - обновление рациональности путем преодоления идеологизированных и математизированных схем в познании. Общество, культура, история - это сверхсложные суперсистемы, бытие которых тесно связано с бытием живой природы и неорганического мира. Поэтому их изучение требует глубокого методологического обоснования, учета онтологических и гносеологических факторов, критического отношения к логике мыслительного освоения действительности. Особое место в динамике неомарксизма занимает теория «социальной эволюции» Юргеиа Хабермаса (р. 1929). В ней выделяется несколько типов социальных явлений, которые не может объяснить классическая марксистская теория. Во-первых, разрыв между государством и обществом, типичный для ранних стадий капитализма, преодолен в его современной фазе. Товарное обращение и общественный труд нуждаются в централизации управления. Поэтому отношения базиса и надстройки изжили себя. Во-вторых, уровень жизни в капиталистических странах вырос настолько, что отчуждение потеряло свою экономическую форму. В-третьих, пролетариат исчезает в своем классическом качестве, следовательно, революционная теория лишается своего адресата. В-четвертых, реальный социализм не укладывается Ю.Хабермас ввел в понятийный аппарат филосрфии понятие дискурса как особого по форме и содержанию типа речевой коммуникации. Участники дискурса, во-первых, ориентированы на глубокий и всестороннй анализ предмета обсуждения с непременным достижением консенсуса мнений, имеющих общественное звучание и значимость; во-вторых, располагают высокой собственной языковой культурой, предполагающей знание.и использование основных правил построения речи, точную оценку смысла и значения слов, оперирование строго определенными понятиями; в-третьих, способны к творчеству. В обществе одновременно сосуществуют различные дискурсы - экономический, политический, этический, правовой, технократический. Их языковые схемы функционируют в социуме как онтологические данности, в которых объект не только представлен, но и интерпретирован. Поэтому усвоение и использование норм этих языков предполагает знание их истории, смысловой динамики, процедур интерпретации и формализации. В целом современный западный марксизм акцентировал онтологические и философско-антропологические аспекты марксистской теории с учетом изменений, происходящих в мире. Приоритетной оказалась тенденция отхода от социологии конфликта и поиска устойчивых факторов развития социальной системы. Марксизм в восточноевропейской философии. Распространение марксизма в Восточной Европе, и в первую очередь в России, произошло в последней четверти XIX в. и было тесно связано с организационным оформлением революционного пролетарского движения. Наиболее заметное участие в трансляции марксистских идей и их адаптации к специфике российской культуры приняли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский и др. После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская интерпретация марксизма стала нормативной в философии и науке, а во второй половине 20-х гг. XX в., с приходом к власти И.В. Сталина, она постепенно преобразовалась в жесткую систему. Философия стала политически и идеологически ангажированной, ее развитие определялось требованиями, изложенными И.В. Сталиным в «Кратком очерке истории ВКП(б)». Таким образом, философская жизнь в СССР характеризовалась высокой степенью активности. Марксистская традиция являлась школой научной рациональности и закладывала основы для диалога с представителями мирового научного сообщества. В последние десятилетия XX в. марксистская методология по целому ряду позиций не утратила своего значения. Расширились возможности научных контактов с представителями западноевропейской, американской философии, переведены и опубликованы наиболее интересные произведения западных философов. Доминирование антропологической проблематики в мировой философии, актуализация проблем культуры способствовали широкому обращению российских и белорусских философов к богатому национальному духовному наследию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.011 с.) |