Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская традиция в философии XX В.

Поиск

В условиях XX в. марксизм развивался в различных региональных' модификациях. Наиболее известными и продуктивными из них являются: западноевропейская (неомарксизм) и восточноевропейская, в первую оче­редь-советская.

Неомарксизм: Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, К. Корш, Э. Балибар, М. Хоркхаймер, К. Эдер, Э. Фромм, А. Шмит, . Складывался постепенно в 20-60-е гг. XX в. в русле западноев­ропейской философской традиции. Впервые термин «неомарксизм» употре­бил английский социалист Э. Бэльфорт в 1896 г. в работе «Синтетическое или неомарксистское понимание истории».

Содержательной основой неомарксистских учений является интерес к социально-деятельностному аспекту человеческого бытия; а формально эти концепции объединяет критическое отношение к негативным явлениям капиталистического и социалистического обществ. Представителей неомарксизма интересуют такие вопросы, как:

- анализ мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, в том числе ее категориально-понятийных структур: «общественное бытие», «производительные силы», «техника»;

- включение в сферу социально-философского анализа общих проблем культуры, духовной жизни;

- социологическая реконструкция сущности тоталитаризма, авторитари­
зма, технократизма;

- исследование механизмов стабилизации гражданского общества, коммуникации, социальной диалектики, жизненного мира;

- психоаналитическая трактовка человека в аспекте проблемы свободы; анализ факторов, объясняющих стремление человека избежать свободы; соотношение бытия и свободы, свободы и ответственности;

- различные аспекты отчуждения человека в условиях техногенного развития общества и индивидуального переживания бытия.

Становлению неомарксизма способствовали работы венгерского философа Дьёрдя Лукача (1885-1971), который сформулировал задачу освобождения марксизма от крайнего радикализма в политике и придания ему вида классической философии. Не только противники, но и сторонники марксизма вынуждены были признать, что многие теоретические положения марксистской социологии оказались либо непроверяемыми, либо неодноз­начными с точки зрения элементарной логической строгости.

Основная идея Д. Лукача - обновление рациональности путем преодоления идеологизированных и математизированных схем в познании. Общество, культура, история - это сверхсложные суперсистемы, бытие которых тесно связано с бытием живой природы и неорганического мира. Поэтому их изучение требует глубокого методологического обоснования, учета онтологических и гносеологических факторов, критического отно­шения к логике мыслительного освоения действительности.

Особое место в динамике неомарксизма занимает теория «социальной эволюции» Юргеиа Хабермаса (р. 1929). В ней выделяется несколько типов социальных явлений, которые не может объяснить классическая марксистская теория. Во-первых, разрыв между государством и обществом, типичный для ранних стадий капитализма, преодолен в его современной фазе. Товарное обращение и общественный труд нуждаются в централизации управления. Поэтому отношения базиса и надстройки изжили себя. Во-вторых, уровень жизни в капиталистических странах вырос настолько, что отчуждение потеряло свою экономическую форму. В-третьих, пролетариат исчезает в своем классическом качестве, следовательно, революционная теория ли­шается своего адресата. В-четвертых, реальный социализм не укладывается

Ю.Хабермас ввел в понятийный аппарат филосрфии понятие дискурса как особого по форме и содержанию типа речевой коммуникации. Участники дискурса, во-первых, ориентированы на глубокий и всестороннй анализ предмета обсуждения с непременным достижением консенсуса мнений, имеющих общественное звучание и значимость; во-вторых, располагают высокой собственной языковой культурой, предполагающей знание.и использование основных правил построения речи, точную оценку смысла и значения слов, оперирование строго определенными понятиями; в-третьих, способны к творчеству. В обществе одновременно сосуществуют различные дискурсы - экономический, политический, этический, правовой, технокра­тический. Их языковые схемы функционируют в социуме как онтологические данности, в которых объект не только представлен, но и интерпретирован. Поэтому усвоение и использование норм этих языков предполагает знание их истории, смысловой динамики, процедур интерпретации и формализации.

В целом современный западный марксизм акцентировал онтологические и философско-антропологические аспекты марксистской теории с учетом изменений, происходящих в мире. Приоритетной оказалась тенденция отхода от социологии конфликта и поиска устойчивых факторов развития социальной системы.

Марксизм в восточноевропейской философии. Распространение марксиз­ма в Восточной Европе, и в первую очередь в России, произошло в послед­ней четверти XIX в. и было тесно связано с организационным оформлением революционного пролетарского движения. Наиболее заметное участие в трансляции марксистских идей и их адаптации к специфике российской культуры приняли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.В. Лу­начарский и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская интерпретация марксизма стала нормативной в философии и науке, а во второй половине 20-х гг. XX в., с приходом к власти И.В. Сталина, она постепенно преобразовалась в жесткую систему. Философия стала полити­чески и идеологически ангажированной, ее развитие определялось требова­ниями, изложенными И.В. Сталиным в «Кратком очерке истории ВКП(б)».

Таким образом, философская жизнь в СССР характеризовалась высокой степенью активности. Марксистская традиция являлась школой научной ра­циональности и закладывала основы для диалога с представителями мирового научного сообщества.

В последние десятилетия XX в. марксистская методология по целому ряду позиций не утратила своего значения. Расширились возможности научных контактов с представителями западноевропейской, американской философии, переведены и опубликованы наиболее интересные произведения западных философов. Доминирование антропологической проблематики в мировой философии, актуализация проблем культуры способствовали широкому обращению российских и белорусских философов к богатому национальному духовному наследию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.011 с.)