Философия в жизни человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в жизни человечества



Утверждена на заседании

Учёного совета РостГМУ

«____» ___________2004 г.

протокол № ___

Проректор по учебной

работе__________________

Доцент Сависько А.А

«___»________2004 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЛОСОФИИ

Для студентов, осваивающих основные образовательные

программы по специальностям:

«лечебное дело»

«педиатрия»

«медико-профилактическое дело»

«лечебное дело» (вечернее отделение)

«высшее сестринское образование» (вечернее отделение)

 

Составлена на основании федеральной программы 2000 г. выпуска

Составитель МЕРКЛИН В.А.

2004 г.

Ростов-наДону

Рабочая программа

по дисциплине философия

рассмотрена и

рекомендована к

использованию конференцией

кафедры истории и философии

РостГМУ

 

Протокол №_____

«___»________2004 г.

 

 

Рабочая программа

по дисциплине философия

рассмотрена и

рекомендована к

использованию цикловой

методической комиссией

РостГМУ

 

Протокол №_____

«___»________2004 г.

 

Рабочая программа

по дисциплине философия

рассмотрена и

рекомендована к

использованию центральной

методической комиссией

РостГМУ

 

Протокол №_____

«___»________2004 г.

 

 

I ФИЛОСОФИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТНОШЕНИЕ С ОБЩИМИ ЦЕЛЯМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ЦЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ МЕЖДИСЦИЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР И СВЯЗАННЫМИ С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ

Задача высшей медицинской школы заключается в подготовке высоко­квалифицированного специалиста-медика, и одновременно личности, способной приме­нить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимать компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни. В реализации такой целевой задачи значительную роль призвана сыграть успешно идущая в России гуманитаризация выс­шего медицинского образования. Ключевую роль в профессиональной и гуманитарной подготовке врачей занимает освоение философской культуры.

Настоящая рабочая программа по философии для студентов РостГМУ составлена в полном соответствии с Государственным об­разовательным стандартом высшего профессионального образования.

В программе сформулирован широкий круг наиболее актуальных тем по истории и теории философских учений, критическому осмысле­нию базисных философских проблем культуры, науки, религии и сущест­вующих подходов к их решениям. Она отражает современное состояние философской мысли в мире и стране, основные изменения в ее препода­вании и учитывает цели и задачи постижения философской культуры мышления будущими медиками в контексте как общегумаиитарной, так и профессиональной подготовки врачей.

Предлагаемая рабочая программа по философии определённым образом отличается от существующих ранее программ в силу ряда новых обстоятельств. Она позволяет в рамках учебного процесса ориентировать преподавателей не только на дидактическое изложение базовых философских знаний, но и на показ проблемного характера философских тем. Прин­цип мировоззренческого плюрализма, закрепленный Конституцией России, позволил перейти от монотеоретичсской модели преподавания филосо­фии к плюралистической, открыв простор преподавателям для их твор­ческого философско-педагогического поиска. Вместе с тем программа исключает бесконечно-вариативные «новации» и истолкования даже традиционных проблем филосо­фии, которые совсем не обязательно выносить в студенческую аудиторию РостГМУ.

Этот позитивный процесс обновления на кафедре истории и философии РостГМУ идет мобильно и динамично. Это наше достижение. Но время требует идти дальше и искать нестандартные формы, ко­торые и предназначены именно для того, чтобы научить будущего врача философски мыслить. Задача состоит в том, чтобы с мак­симально возможной полнотой познакомить студентов с различными философскими доктринами, оставив право выбора между ними за са­мими студентами. При этом следует учитывать профессионально-при­кладной характер интересов студентов-медиков и, в частности, тот факт, что в нашем университете особый интерес вызывают такие направления как «философия медицины», «философия человеческой телесности», «философия здоро­вья», «философия любви» (как метафизическое осмысление проблем взаимосвязи тела и духа). Поэтому главная задача преподавания философии в РостГМУ будущим врачам может быть обозначена двумя векторами, очерчивающими пространство учебного процесса. Первый, заключается в том, чтобы научить студентов понимать глубокий смысл научных принципов развития природы, общества и мышления, вывести на продуктивный уровень осознание методологического значения законов и категорий диалектики в развитии медицинских наук и практического здравоохранения. Второй, со­стоит в том, чтобы глубже осмыслить категориальный статус понятия "жизнь" функционирующую в режимах «здоровья» и «болезни», понять ее не только как естественный, но и социокультурный феномен, исходя из нее самой.

Современная философия в РостГМУ является сегодня основополагающей дисциплиной в единой системе по­знания природы, культуры, человека и человеческой личности. Возрастает ее роль и значение и как фундаментального знания в системе высшего медицин­ского образования. Выявляя на основе историче­ского метода и системного подхода законы и общие закономерности раз­вития материи и существования живой природы, философия дает целост­ное видение Мира и человека в нем. Освоение предлагаемой програм­мы на основе постижения историко-философского и системно-проб­лемного материала позволит будущим врачам сформи­ровать свою собственную философскую позицию по важнейшим про­блемам современной медицины, а также умение самостоя­тельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной обществен­ной жизни.

В профессиональной подготовке и в становлении научного мировоз­зрения медика эта программа предусматривает преподавание краткой истории философской мысли, новейших концепций Мироздания, общих принципов жизни на Земле, смысла человеческого бытия и современных проблем цивилизационного развития. Интегрируя все это, студент должен научиться всю совокупность знаний о Мире и месте в нем человека оце­нивать через призму принципа триединства: истины, добра и красоты.

Предлагаемая рабочая программа свободна от конъюнктурных соображений; она не претендует на абсолютные истины и не навязывает категорические суждения и оценки. При этом главные концептуальные достижения совре­менных ученых (особенно в сфере методологических исследований в медицине) служат исходным мате­риалом для свободного осмысления широкой панорамы проблем в фило­софии медицины и биомедицинской этике.

В профессиональной подготовке и становлении научного мировоз­зрения врача данная программа предусматривает преподава­ние философии как интегрирующей дисциплины, в рамках которой сту­денты-медики побуждаются к самостоятельному критическому осмысле­нию противоречивых проблем современного общественного бытия, акту­альных вопросов жизнедеятельности человеческой личности и новых тем, характерных для современного естествознания и медицины. Так, для озна­комления предлагается историко-философская парадигма биоэтики (биомедицииской этики), изучающей философско-аксиологический смысл жизни и смерти человека в контексте медицинских и биомедицинских проблем современности (специальное изучение биоэтики предусмотрено учебным планом на шестом курсе).

При составлении учебной программы максимально учитывались исходный уро­вень знания у студентов по философии, полученные ими в средних учеб­ных заведениях, а также специальные знания, освоенные уже в медицинском вузе. Программа по философии координируется со смежными гуманитар­ными дисциплинами - психологией, педагогикой, историей, культуроло­гией, биоэтикой и с изучаемыми параллельно, и последующими медико-биологическими и клиническими дисци­плинами. Задача программы - сориен­тировать преподавателей кафедры на ключевых проблемах курса. Из федеральной наибольший акцент был сделан на темах, которые в наибольшей степени интересуют студентов-медиков нашего университета и отвечают преподавательскому потенциалу кафедры. Часть лекционных тем, имеющихся в федеральной программе не предусмотрена в рабочей программе в связи с тем, что соотношение лекций и семинарских занятий принято в РостГМУ в соотношении 1: 3.

Главная цель преподавания философии на всех факультетах РГМУ состоит в том, чтобы максимально:

Ø дать представление об основных и фундаментальных мировоз­зренческих проблемах, которые на протяжении веков обсуждала фило­софия, и таким образом подготовить студентов-медиков к грамотному са­мостоятельному мировоззренческому выбору;

Ø активизировать у студентов сознательное целеполагание, раскры­вая им достаточно исследованные в развитии философской мысли воз­можности и варианты аксиологического выбора и демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этичес­кая мысль медиков;

Ø показать единство медицинского знания и философской методо­логии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, ка­тегориальные структуры, которые лежат в основе постановки медицин­ских и общенаучных проблем, общенаучные познавательные программы. Это объективно необходимо для развития у студентов-медиков методо­логического мышления.

В соответствии с этими целями и задачами в программе изложены основные положения философии медицины, освоение которых позволит студентам-медикам повысить свой философский уровень мышления, ра­зобраться не только в сложных проблемах общественного развития, но и в тенденциях научного поиска ученых-медиков.

Для обеспечения контроля за качеством процесса обучения в настоящей рабочей программе предусмотрены: система рейтингового мониторинга, четыре рейтинговых зачёта (2 в пятом семестре и 2 в шестом семестре) и разработаны требования к знаниям и умения студентов, которыми они должны обладать по окончанию изучения курса философии

По завершению процесса изучения курса философии студент должен:

Иметь представление:

; о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, фило­софских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

; о многообразии форм человеческого знания, соотношении исти­ны и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в че­ловеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчест­ве и повседневной жизни.

Понимать:

; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и совре­менных противоречий существования человека в ней:

; роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и тех­ники и связанные с ними современные социальные и этические пробле­мы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

; роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

Знать:

; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

 

 

II СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские ми­ровоззрения. Структурные компоненты мировоззрения - картина мира, система идеалов, оценок, целеполагающих ориентиров. Результативные составляющие мировоззрения - убеждение, установка, уверенность, вера. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Круг метафизических разделов знания и мыслительных проблем. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистен­циально-личностного начала. О соотношении философии и отдельных наук. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитар­ной, естественнонаучной и практической подготовки врачей и провизо­ров. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от спе­цифики и уровня философской культуры. Возрастающая роль филосо­фии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

ГЕНЕЗИС И ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ

(НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ)

Понятие предфилософии. Возникновение философской рациональ­ности как преодоление мифа. Исторические основания для возникнове­ния философии как нового способа мышления. Многообразие философ­ских направлений, стилей и методов философствования, их критерии; способ синтеза знания и мудрости, рационального и внерапионального; выбор всеобщих оснований познания (рационализм и эмпиризм); отноше­ние к свободе и самоценности человека. Типы философской предметнос­ти. Субъективное и объективное, личное и безличное. Специфика катего­рий, законов, принципов и методов философии. Формы философской ра­циональности - диалектика, метафизика, герменевтика. Основные разде­лы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная филосо­фия, философская антропология.

Основные тенденции и исторические типы развития философской рациональности. История философии как источник философских идей, школа мысли.

Философская культура и способы ее творческой реализации. Специ­фика философского знания и его функции. Философские начала или об­щие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Фи­лософия как духовная квинтэссенция своего времени. Философские (ме­тафизические) идеи и проблемы медицины.

ЮНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

(ОТ МИФА К ЛОГОСУ)

Самодостаточный космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Древний Восток (Индия, Китай) - колыбель философской мысли. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, рели­гии и медицине Древней Индии. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древне­китайских учениях. "Средний путь" человека в китайском натурализме. Китайская медицина. Типы осмысления бога, мира, времени и простран­ства в Индии и Китае.

Греческая мысль и учения Востока. Истоки и социокультурные основания греческой мысли. Первые греческие мыслители. "Единое и многое" как основная проблема греческой философии. Элеаты. Ато­мизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика. Клас­сическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Фило­софия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Философские идеи в антич­ном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление

 

РАССУДОЧНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

(ОТ ЛОГОСА К РАССУДКУ)

 

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Фи­лософия средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение фило­софии в богословие. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский - вершина схоластики. Фома о вере и разуме. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Специфика схоластического рационального мышления.

Особенности арабской философии средневековья. Ибн-Сина (Ави­ценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) - виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание. Первые естественнона­учные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схола­стической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.

 

ЗРЕЛОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

(ОТ РАССУДКА К РАЗУМУ)

Немецкая классическая философия как завершение новоевро­пейской философской традиции. Социально-историческая, естествен­нонаучная и философская интерпретация эпохи.

И. Кант и критический поворот западной мысли. Его критика догматизма и скептицизма в философии. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и прин­ципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеоб­щего характера научного знания. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Нравст­венное доказательство бытия бога. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность Категорический императив как закон практиче­ского разума Свобода и долг. Эстетические взгляды Канта. Эстетическая и телеологическая способность суждения. Казуальное объяснение и те­леологическое рассмотрение природы. Культура как последняя цель при­роды. Философия истории Канта. Диалектика Канта.

Философия И.Г. Фихте как изложение "основания" кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная филосо­фия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы

Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип сис­темности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция ло­гики Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диа­лектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия при­роды. Философия духа. Философия права, философия истории, филосо­фия религии. История философии как развитие и конкретизация содер­жания философской системы Гегеля. История общества как процесс раз­вития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.

Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейер­баха. Сведение теологии к антропологии. Человек - единственный, уни­версальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущ­ности человека. Религия любви. Преобразующая критика "как метод реа­лизации философии будущего", философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.

 

 

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(ОТ РАЗУМА К ПРАКТИКЕ)

Идейные истоки марксистской философии. Формирование фи­лософии марксизма - закономерный этап развития материализма. Основные черты и особенности марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его позна­ния. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марк­сом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской сис­темы. Обоснование единства материализма и диалектики Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю чело­вечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория обще­ственно-экономической формации как ступени исторического развития человечества. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалекти­ки на развитие мировой философской мысли. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному

Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов - теоретик и историк диалектики в материа­лизма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалек­тика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практи­ки. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политиче­ская идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление со­временных глобальных проблем. Уроки истории философии.

 

ЗАПАДНЫЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ)

Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной фи­лософии. Забвение классической философии как системно-теоретичес­кого учения о всеобщем, отход от традиционных проблем мышления. Становление неклассической философии как протест против всеобщей рационализации бытия в машинно-бюрократической цивилизации.

Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Освобождение через искусство. Пессимизм. Аскеза и раскрепощение. Медико-деонтологическое значение идей Шопенгауэра о смерти, ничтожестве и горестях жизни.

Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. Учение о стадиях жизни. "Моральная диалектика" как средство самоопределения человека. Критика гегелевского рационализма. Вера и подлинная конечная экзис­тенция. Философия жизни - альтернатива философии разума. В. Дильтей и "критика исторического разума". Обоснование наук о духе. Витализм и психологизм В. Дильтея. А. Бергсон и творческая эволю­ция. Жизненный порыв. Инстинкт, разум и интуиция. Спиритуализм и ин­туитивизм Бергсона.

Философия Ф. Ницше и ее основной принцип. Переоценка цен­ностей. "Возвещение" смерти бога. Христианство как порок. Критика мо­рали. Идеал "сверхчеловека" и "воля к власти". Нигилизм, вечное возвра­щение, любовь к року.

Мифология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера. Цивилизации как организмы.

 

 

II ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

 

УЧЕНИЕ О БЫТИИ

(ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ)

Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная он­тология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Спо­собы и формы предметной представленности бытия в рациональном мышлении. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философ­ская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос филосо­фии и философская онтология.

Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях. Не­посредственное и опосредованное. Общее, особенное, единичное, качест­во, количество, мера. Причина, условие, повод. Необходимость и случай­ность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство, отношение. Закон и закономерность.

Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Истоки и смысл онтологиче­ской проблематики. Категория "бытие" и ее содержание в истории фило­софии. Объективная и субъективная реальность в бытии. Учение о перво­начале. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире. Две сфе­ры человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философ­ское осмысление духа и материи как предела противоположности. Само­организация и системность мира.

Гармония и трагизм бытия. Принцип и закон объективной противо­речивости бытия. Качественно-количественная определенность бытия. Развитие бытия по закону отрицания отрицания. Философия о соотноше­нии движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существова­ния всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.

Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и фи­лософское обоснование единства мира с позиции диалектики. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о мате­рии. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи. Неразрывное единство материи в ее движе­нии. пространстве и временя.

Основные формы движения материи и диалектика их соотно­шения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизио­логического и социального. Соотношение мира естественного и искусст­венного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции. Судьба бытия.

 

 

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

 

От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхож­дения души (Аристотель). Религиозные представления о душе. Потенции души. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Р. Декарт - сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, куль­турно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Пси­хика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект).

Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.

Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и ре­флексия.

Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания:

диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессозна­тельное и психопатология. Понятие идеального. Идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Отно­сительность и абсолютность противоположности материального и иде­ального.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нор­мы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.

Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительно­сти". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дис­курсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектичес­кое соотношение.

Понимание и объяснение как формы познания.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Су­ществующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

 

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аксиология - философская теория ценностей. Становление тео­рии ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Методологические принципы построения современ­ной аксиологической теории. Ценности - их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объектив­ная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей преж­ними и современными философскими системами.

Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала обществен­ной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), поли­тико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этичес­кие ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система ма­териальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Конец XX века и проблема человека. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит "открытие человека": ' античности, эзо-теризму, философии, науке? Идея двойственной природы человека..За­гадка антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки воз­никновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека "по мерке любого вида". Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса.

Трактовка человека в научной и философской традициях. Био-логизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность чело­века. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и че-ловекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. "Компью­терная метафора" когнитивной психологии.

Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональ­ное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); сим­волическое животное (Кассирер); размышляющий человек - испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться - незавершенное жи­вотное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек - сово­купность общественных отношений (Маркс). Человек в культурах Вос­тока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах.

Человек - уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Пути понимания природы общества. История социально-фило­софских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первич­ности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Соци­альное пространство и время. Социальные общности и объединения, соци­альные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и де­мократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества.

Проблема элемента социальной системы. Социальные отноше­ния и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Со­циальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц - классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы - род и племя. Народность. На­ция - новоевропейская форма этнической общности.

Микросоциологические общности. Особенности социологии как на­уки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-эконо­мической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая струк­тура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.101 с.)