Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №13 «философия сознания»

Поиск

 

1. Основные традиции в объяснении природы сознания. Р. Декарт - сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс).

2. Пси­хика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.

3. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и ре­флексия.

4. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная.. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

5. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества.

6. Понятие идеального. Идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Отно­сительность и абсолютность противоположности материального и иде­ального.

7. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нор­мы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхож­дения души (Аристотель). Религиозные представления о душе. Потенции души. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания.

2. Эволюпионно-биологические, куль­турно-исторические и социальные предпосылки развития психики.

3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушарное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций.

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия медицины /Ю.Л.Шевченко и др. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. Раздел I, глава XI

4. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава VI

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

 

ПЛАН

Семинарского занятия по философии

Тема №14 «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

1. Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.

2. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительно­сти". Этапы познания и уровни знания, их диалектичес­кое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания.

3. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. Объекты материальные и идеальные. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.

4. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

5. Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

6. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Социокультурные основания познания.

2. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дис­курсивное познание. Природа познавательного отношения.

3. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. "Су­ществующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения.

4. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия медицины /Ю.Л.Шевченко и др. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. Раздел I, глава XII

4. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава IX-X

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

 

ПЛАН

Семинарского занятия по философии

Тема №15 «ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ»

1. Аксиология - философская теория ценностей. Становление тео­рии ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объектив­ная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности.

2. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д.

3. Ценностные ориентиры жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), поли­тико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие.

4. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этичес­кие ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система ма­териальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Разработка теории ценностей преж­ними и современными философскими системами.

2. Нравственные начала обществен­ной жизни.

 

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия медицины /Ю.Л.Шевченко и др. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. Раздел I, глава XXII

4. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава VII, § 3

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

 

ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.007 с.)