Тема №20 «наука в системе познания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №20 «наука в системе познания»



1. Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики на­учного познания. Наука как система знаний, как процесс построения но­вого знания, как социальный институт, как особая область культуры. Медицина как научный и культурный феномен. Синергическое мышле­ние и его роль в научном познании. Особенности языка науки. Взаимо­действие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное по­знание и личностное знание.

2. Общие модели историографии науки. Неопозитивизм. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, И. Фейербенд. Эволюционистская модель неомарксиз­ма. Феноменология об истоках науки. Марксизм об истории науки. Тра­диции и новации в развитии науки и медицины.

3. Структура научного знания. Средства и методы эмпирического зна­ния. Наблюдение и эксперимент. Проблемы измерения. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Меди­цинское экспериментирование.

4. Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация обще­го. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естест­венных, гуманитарных и медицинских науках.

5. Анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Гипотеза. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и тео­ретическое моделирование. Компьютеризация науки. Теоретические мето­ды: аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному, сов­падения исторического и логического. Феноменологические и динамичес­кие теории.

6. Описательные и теоретические дисциплины. Проблема теоретизации медицинского знания. Особенности исторических дисциплин. Качествен­ные и количественные, математизированные и иематематизированные, ге­нетические и систематические теории. Многообразие функций теорий. Классический и иеклассический варианты формирования теории. Крите­рии выбора теории. Эстетические критерии. Идеи верификации и фальсификации науки об обществе и теория. Самостоятельность наук. Проб­лема их аксиологической суверенности. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности. Вера и знание. Этика ученого. Биоэтика и деонтология в медицине. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

 

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Научные революции как коренные преобразователи основных науч­ных понятий, концепций, теорий.

2. Дифференциация и интеграция в науке.

3. Неравномерность развития областей науки и медицины. Проблемы клас­сификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития.

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия медицины /Ю.Л.Шевченко и др. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. Раздел III, глава XII § 3-5

4. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава X

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

ПЛАН

Семинарского занятия по философии

Тема №21 «ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ»

1. Философия техники как область современной философии. Фи­лософский смысл проблемы "человек - техника". Основные вопросы философии техники. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация. Проблема технической реальности. Тради­ционная и техногенная цивилизация.

2. Технократизм и гуманизм. Философия техники М. Хайдеггера. Философская оценка изобрете­ния (Ф. Дессауэр, Э. Блох). Техника и природа. Проблемы технического прогресса. Римский клуб (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, А. Печчеи). Абсо­лютизация роли материального производства как возможный фактор от­чуждения общества от природы.

3. Этические проблемы использова­ния техники в медицине.

4. Аномальные явления и энерго-информационный обмен. Понятие био­информатики. Взаимодействия энерго-материальные, материально-энерге­тические, энерго-информационные, информационно-энергетические и ин­формационные. Экстрасенсорика, психокинез, медитация, гениальность с точки зрения информационного подхода. Рационализация, развитый изоморфизм, высокие экономические и социально-политические ценнос­ти как основа информационной технологии.

5. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Изменения во взглядах на причинность, роль стати­стических законов, вероятностные процедуры исследования. Комплексирование исследований и размывание предметных границ. Синергетика. Перестройка категориальной системы современного научного мышления. Изменения в социальном положении науки и техники » XX веке. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития инженер­ной деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманиза­ции науки и техники, гуманистические проблемы медицины.

 

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Сущность технического подхода и его отличие от научного. Различие естественного и технического. Вопросы оценки тех­ники. Философия производства (Э. Юр).

2. Особенности технического знания. Структура и функционирова­ние технической теории, ее формирование и развитие. Место техники в духовной культуре. Этика и техника.

 

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава X § 6

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

 

ПЛАН

Семинарского занятия по философии

Тема №22 «РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»

1. Религия как часть общечеловеческой культуры: структура, виды, функции. Происхождение и социальная суть религии. Статус религии в системе духовной культуры. Религия как форма общественного созна­ния. Подлинный гуманизм и религия. Мировоззренческие постулаты ре­лигии. Религиозный способ мышления (догматизм).

2. Общее и особенное в мировых религиях (буддизм, христианство, ислам). Философия о сущ­ности и происхождении религий. Философская теология. Философский теизм. Современная философско-религиозная антропология. Религия и мораль. Религия и наука.

 

3. Рели­гиозная ситуация в мире и России. Причины конфликтов на националь­но-религиозной почве. Истоки психологической напряженности и враж­дебности между отдельными религиозными конфессиями. Религиозный гуманизм. Демиургическая основа православия.

4. Религиозная философия и медицина, философия о будущем религии.

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Современная философия о природе религии.

2. Мир и человек как творение Божие. Вера и разум, философский анализ.

3. Религиозная антро­пософия. Личность и вера в Бога. Проблематика греха и свободы.

 

 

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Философия /В.П.Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Глава XI § 8 Глава XII § 3

 

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

 

ПЛАН

Семинарского занятия по философии

Тема №23 «ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ»

1. Эрос как понятие. Эрос как величайшая человеческая страсть, глу­бинное сексуальное влечение человека. Мифологическое истолкование эрос Соотношение понятий "эрос", «секс», "амор", "либидо". Образы эроса в разных культурах. Метаморфозы эроса. Виды любви (Э.Фромм).

2. Расколотость человеческого бытия. Мужское и женское начало в че­ловеке. Платон о рождении пола как о разрыве в первоначальной, еди­ной и могучей природе.

3. Философия о смысле любви в человеческом существовании. Любовь как жизненная суть и моральная чистота личности. Этика и эстетика любви. Любовь как основа счастливого брака и семьи. Любовь как сти­мул творчества и борьбы за справедливость. Любовь и эрос - "топливо" жизни, возвышение личности.

Вопросы предлагаемые для самостоятельного изучения:

1. Сущность любви - тема философского размышления.

2. Любовь как возвышенное интимное чувство. Любовь -путь к истине, красоте.

3. Любовь как возвышенная энергетика человека. Любовь и творчество. Любовь как моральный принцип.

 

Перечень литературы:

Обязательная:

1. Антология мировой философии. – М., 1969-1972.

2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

3. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999., глава 12

Дополнительная

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. История философии /В.П.Яковлев и др. Ростов н/Д, Феникс. 2004

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М. АСТ, Минск Харвест. Современный литератор. 2001

ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.239.181 (0.018 с.)