Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские альтернативы XX векаСодержание книги Поиск на нашем сайте
(ОТ ФИЛОСОФИИ К ФИЛОСОФИСТИКЕ) Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Появление нового философского языка. Основные направления неклассической философии: религиозно-мистическое, сциептистские, антисциентистские. Позитивизм как попытка философской реанимации эмпиризма. Эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX - начала XX вв. Позитивистская попытка демаркации науки и ценностей, разделения мировоззренческой и методологической функций философии. Понимание философии,. как логики науки и сведение философской логики к формально-математической. Самоопровержение позитивистской мысли и рождение постпозитивизма. Влияние позитивизма на западную медицину. Социал-дарвинизм. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма. Наука и "жизненный мир". Феноменология Э.Гуссерля и ее влияние на развитие современной гносеологии. Философия Э. Гуссерля и "феноменологическая медицина". Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Бытие человека» мире как философская проблема. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; философема пограничной ситуации. Понимающая психология и "психиатрия К.Ясперса". Становление новой философской антропологии XX века. Проблемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена. Человек как носитель добра и зла. Современная герменевтика. Герменевтика и диалектика. Неопрагматизм, структурализм и постструктурализм. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли XX века - неосхоластика, неоавгустинизм, диалектическая теология. Теологический вариант психоаналитики. Философская рациональность на рубеже XXI века в поисках новых гуманистических перспектив. Современные модели философского мышления. Фрейдо-марксизм, неомарксизм и т.п.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ (ОТ ДУХОВНОСТИ К ФИЛОСОФИИ) Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России. Философские идеи в культуре Древней Руси. Место и роль русских мыслителей в диалоге Западной и Восточной духовных культур. Многообразие течений и направлений философской мысли. Органическая взаимосвязь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Западное влияние на русскую духовную культуру. М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригинальные русские мыслители. Славянофилы у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности. Трудная судьба философской мысли в России. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.). Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Идея богочеловечества. Философия всеединства. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей. Мыслители-материалисты - выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вернадский, МЯ.Мудров, ИЛ.Павлов, И.В.Давыдовский и др.). Русские писатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Становление и развитие отечественной диалектической мысли (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский и др.). О судьбе русской философии в XX веке. Философы русского зарубежья советского периода о судьбах России и русского народа. II ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ) Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Способы и формы предметной представленности бытия в рациональном мышлении. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология. Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях. Непосредственное и опосредованное. Общее, особенное, единичное, качество, количество, мера. Причина, условие, повод. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство, отношение. Закон и закономерность. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Истоки и смысл онтологической проблематики. Категория "бытие" и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии. Учение о первоначале. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира. Гармония и трагизм бытия. Принцип и закон объективной противоречивости бытия. Качественно-количественная определенность бытия. Развитие бытия по закону отрицания отрицания. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существования всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусственного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции. Судьба бытия.
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхождения души (Аристотель). Религиозные представления о душе. Потенции души. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Р. Декарт - сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменология сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценностная ориентация. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общественный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология. Понятие идеального. Идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительности". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Существующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обосновании знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности. Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.
ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ Аксиология - философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Методологические принципы построения современной аксиологической теории. Ценности - их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей прежними и современными философскими системами. Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала общественной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), политико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Конец XX века и проблема человека. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит "открытие человека": ' античности, эзо-теризму, философии, науке? Идея двойственной природы человека..Загадка антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека "по мерке любого вида". Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса. Трактовка человека в научной и философской традициях. Био-логизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность человека. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и че-ловекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. "Компьютерная метафора" когнитивной психологии. Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); символическое животное (Кассирер); размышляющий человек - испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться - незавершенное животное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек - совокупность общественных отношений (Маркс). Человек в культурах Востока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах. Человек - уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА Пути понимания природы общества. История социально-философских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первичности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Социальное пространство и время. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и демократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества. Проблема элемента социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Социальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц - классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы - род и племя. Народность. Нация - новоевропейская форма этнической общности. Микросоциологические общности. Особенности социологии как науки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая структура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины. Философия истории. Необратимость социального времени. "Золотой век", "град божий", "счастливое будущее", "осевое время", "всеобщий труд" и другие формы мерности социального времени, понимания его направленности. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема начала человеческой истории. Становление цивилизации. Традиционное общество. "Неолитическая революция". Машинная революция. Компьютерная революция. Концепции многообразия цивилизаций и культур (НЛ. Данилевский, О. Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тейлор, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Яковец и др.). Исторический прогресс. Проблема смысла и "конца истории". Цивилизованный динамизм, циклизм, катастрофизм. Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории. Духовная жизнь общества. Относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Политическое сознание. Правосознание, правопослушаиие. Нравственное сознание, религиозное сознание, философия религии. Эстетическое сознание. Философия культуры. III ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Дух и материя как субстанциональные формы бытия. Становление философского расчленения духа и материи в истории европейской философии. Личная и безличная онтология духа. Дух и формы его бытия. Дух и сознание как онтологическая проблема. Осмысление духовной реальности философии. Философия - сердцевина духовной культуры человечества. Философия как потребность человеческого духа. Духовное как состояние сознания, чувств, воли личности. Духовность как единство интеллектуального, нравственного, эстетического, этического. Мир духовной культуры общества. Духовные интересы и потребности человека. Духовно-символическая реальность и общественное сознание. Духовная сущность образно-символического бьпия культуры. Разновидности парадигм'духовной жизни общества, отдельного человека. Бытие духовного в немецкой классической философии. Бытие духовного в современной философии. Религиозное понимание духовности - сверхчувственная реальность. Душа и проблемы единства духовно-идеального и телесно-материальною. "Врачевание человека философией" или развитие в нем духовности. Философия в поиске высшего духовного смысла жизни человека. Дерзания человеческого духа. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Дух и воля. Активная роль воли в духовной жизни человека и человечества. Духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Сущность человеческой совести. Проблемы духовно-нравственных отношений в медицине. Оккультизм, мистицизм, нетрадиционные верования и их экспансия в духовный мир современного человека и проблемы борьбы с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.013 с.) |