Философские альтернативы XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские альтернативы XX века



(ОТ ФИЛОСОФИИ К ФИЛОСОФИСТИКЕ)

Место и роль философии в культуре XX века. Философское ис­следование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и не­нависти в качестве бытийных феноменов. Появление нового философско­го языка. Основные направления неклассической философии: религиоз­но-мистическое, сциептистские, антисциентистские.

Позитивизм как попытка философской реанимации эмпиризма. Эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX - начала XX вв. Позитивистская попытка демаркации науки и ценностей, разделе­ния мировоззренческой и методологической функций философии. Пони­мание философии,. как логики науки и сведение философской логики к формально-математической. Самоопровержение позитивистской мысли и рождение постпозитивизма. Влияние позитивизма на западную медици­ну. Социал-дарвинизм. Философское открытие бессознательного. Бессоз­нательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма.

Наука и "жизненный мир". Феноменология Э.Гуссерля и ее влия­ние на развитие современной гносеологии. Философия Э. Гуссерля и "фе­номенологическая медицина".

Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Бы­тие человека» мире как философская проблема. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; филосо­фема пограничной ситуации. Понимающая психология и "психиатрия К.Ясперса".

Становление новой философской антропологии XX века. Про­блемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена. Человек как носитель добра и зла.

Современная герменевтика. Герменевтика и диалектика. Неопраг­матизм, структурализм и постструктурализм. Основные тенденции запад­ной религиозно-философской мысли XX века - неосхоластика, неоавгустинизм, диалектическая теология. Теологический вариант психоаналитики. Философская рациональность на рубеже XXI века в поисках новых гуманистических перспектив. Современные модели философского мыш­ления. Фрейдо-марксизм, неомарксизм и т.п.

 

ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ

(ОТ ДУХОВНОСТИ К ФИЛОСОФИИ)

Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России. Философские идеи в культуре Древней Руси. Место и роль русских мыслителей в диалоге Западной и Восточной духовных культур. Многообразие течений и направлений философской мысли. Органическая взаимосвязь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Западное влияние на русскую духовную культуру. М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригиналь­ные русские мыслители. Славянофилы у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности. Трудная судьба философской мыс­ли в России. Характерные черты и ключевые вопросы русской филосо­фии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистичес­кая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.). Русская религиоз­ная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Идея богочеловечества. Философия всеединства.

Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских ес­тествоиспытателей. Мыслители-материалисты - выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вер­надский, МЯ.Мудров, ИЛ.Павлов, И.В.Давыдовский и др.). Русские пи­сатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Становление и развитие отечественной диалектичес­кой мысли (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чи­жевский и др.). О судьбе русской философии в XX веке. Философы рус­ского зарубежья советского периода о судьбах России и русского народа.

II ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

 

УЧЕНИЕ О БЫТИИ

(ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ)

Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная он­тология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Спо­собы и формы предметной представленности бытия в рациональном мышлении. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философ­ская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос филосо­фии и философская онтология.

Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях. Не­посредственное и опосредованное. Общее, особенное, единичное, качест­во, количество, мера. Причина, условие, повод. Необходимость и случай­ность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство, отношение. Закон и закономерность.

Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Истоки и смысл онтологиче­ской проблематики. Категория "бытие" и ее содержание в истории фило­софии. Объективная и субъективная реальность в бытии. Учение о перво­начале. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире. Две сфе­ры человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философ­ское осмысление духа и материи как предела противоположности. Само­организация и системность мира.

Гармония и трагизм бытия. Принцип и закон объективной противо­речивости бытия. Качественно-количественная определенность бытия. Развитие бытия по закону отрицания отрицания. Философия о соотноше­нии движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существова­ния всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.

Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и фи­лософское обоснование единства мира с позиции диалектики. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о мате­рии. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи. Неразрывное единство материи в ее движе­нии. пространстве и временя.

Основные формы движения материи и диалектика их соотно­шения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизио­логического и социального. Соотношение мира естественного и искусст­венного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции. Судьба бытия.

 

 

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

 

От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхож­дения души (Аристотель). Религиозные представления о душе. Потенции души. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Р. Декарт - сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, куль­турно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Пси­хика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект).

Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.

Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и ре­флексия.

Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания:

диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессозна­тельное и психопатология. Понятие идеального. Идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Отно­сительность и абсолютность противоположности материального и иде­ального.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нор­мы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.

Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительно­сти". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дис­курсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектичес­кое соотношение.

Понимание и объяснение как формы познания.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Су­ществующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

 

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аксиология - философская теория ценностей. Становление тео­рии ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Методологические принципы построения современ­ной аксиологической теории. Ценности - их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объектив­ная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей преж­ними и современными философскими системами.

Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала обществен­ной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), поли­тико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этичес­кие ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система ма­териальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Конец XX века и проблема человека. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит "открытие человека": ' античности, эзо-теризму, философии, науке? Идея двойственной природы человека..За­гадка антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки воз­никновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека "по мерке любого вида". Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса.

Трактовка человека в научной и философской традициях. Био-логизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность чело­века. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и че-ловекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. "Компью­терная метафора" когнитивной психологии.

Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональ­ное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); сим­волическое животное (Кассирер); размышляющий человек - испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться - незавершенное жи­вотное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек - сово­купность общественных отношений (Маркс). Человек в культурах Вос­тока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах.

Человек - уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Пути понимания природы общества. История социально-фило­софских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первич­ности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Соци­альное пространство и время. Социальные общности и объединения, соци­альные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и де­мократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества.

Проблема элемента социальной системы. Социальные отноше­ния и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Со­циальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц - классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы - род и племя. Народность. На­ция - новоевропейская форма этнической общности.

Микросоциологические общности. Особенности социологии как на­уки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-эконо­мической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая струк­тура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.

Философия истории. Необратимость социального времени. "Золо­той век", "град божий", "счастливое будущее", "осевое время", "всеобщий труд" и другие формы мерности социального времени, понимания его направленности.

Функционирование и развитие общества. История как действи­тельность общественной жизни. Проблема начала человеческой истории. Становление цивилизации. Традиционное общество. "Неолитическая ре­волюция". Машинная революция. Компьютерная революция. Концепции многообразия цивилизаций и культур (НЛ. Данилевский, О. Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тейлор, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Яковец и др.). Исторический прогресс. Проблема смысла и "конца истории". Цивилизованный динамизм, циклизм, катастрофизм.

Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и обществен­ный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О ро­ли народных масс и личности в истории.

Духовная жизнь общества. Относительная самостоятельность и ак­тивная роль в жизни человека и общества. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Политическое со­знание. Правосознание, правопослушаиие. Нравственное сознание, рели­гиозное сознание, философия религии. Эстетическое сознание. Филосо­фия культуры.

III ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Дух и материя как субстанциональные формы бытия. Станов­ление философского расчленения духа и материи в истории европейской философии. Личная и безличная онтология духа. Дух и формы его бытия.

Дух и сознание как онтологическая проблема. Осмысление духовной ре­альности философии.

Философия - сердцевина духовной культуры человечества. Фи­лософия как потребность человеческого духа. Духовное как состояние сознания, чувств, воли личности. Духовность как единство интеллекту­ального, нравственного, эстетического, этического. Мир духовной куль­туры общества. Духовные интересы и потребности человека. Духовно-символическая реальность и общественное сознание. Духовная сущность образно-символического бьпия культуры. Разновидности парадигм'духов­ной жизни общества, отдельного человека. Бытие духовного в немецкой классической философии. Бытие духовного в современной философии. Религиозное понимание духовности - сверхчувственная реальность.

Душа и проблемы единства духовно-идеального и телесно-матери­альною. "Врачевание человека философией" или развитие в нем духов­ности. Философия в поиске высшего духовного смысла жизни человека. Дерзания человеческого духа. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Дух и воля. Активная роль воли в духовной жизни человека и человечества. Духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Сущность че­ловеческой совести. Проблемы духовно-нравственных отношений в ме­дицине.

Оккультизм, мистицизм, нетрадиционные верования и их экспансия в духовный мир современного человека и проблемы борьбы с ними.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.039 с.)