Предмет и функции философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и функции философии.



Предмет и функции философии.

Философия(гр.) – «Любовь к мудрости». Появилась в 7-6вв до н.э. в Др.Индии, Др.Китае, Др.Греции приобрела классическую форму, т.е. достаточно обособилась от религии и обыденного знания. Понятие «философ» ввел Пифагор (считается). Легенда: обладает ли человек мудростью? Ответ: нет, только Боги обладают ею. Но человек стремиться к ней, следовательно, этот человек философ.

Аристотель считал, что ф. – первая среди наук (по важности изучаемого предмета – принципа мира)

«Софисты» - полагали, что Ф. – техника мышления, умения доказать, навязать свое мнение.
Кант – 2 вещи наполняют мою душу удивлением – звездное небо над нами и нравственный закон внутри меня.

Философия опирается на понятийность и доказательность. Искусство более субъективно, чем философия, философия более объективна.

Философия похожа на религию, но философия опирается на разум, а религия – на веру.

Философия не наука? Научное знание – доказуемо, а в философии своя мера доверяемости, многие философские положения непроверяемы.

Карл Поппер – «принцип фальсификации». Научные концепции должны быть принципиально опровержимыми.

В любой науке в определенное время господствует определенная теория, а в философии такого нет, т.к. абсолютный плюрализм.

Что изучает философия?

· философию отличает не предмет, а стиль мышления;

· предмет философии – наиболее общие законы природы, общества и мышления;

· ф. – общетеоретическая рефлексия культурных универсалий;

· люди бы не стали философствовать, если не было смерти.

Функции философии:

· мировоззренческая – ф представляет собой систематизированное мировоззрение, ф. теоретическое ядро мировоззрения

· гносеологическая – «знание о знании» - ф., являлась познавательной деятельностью, является рефлексией деятельности. Ф. пытается понять основные принципы познавательной деятельности, а также важным является вопрос о истине.

· Методологическая – «путь» - рождение общих методов (нар-ть, диалектика, метафизика).

· Аксиологическая – учение о ценностях. Ценность – значимость ч-л для человека.

· Интегрирующая - ф. интегрирует в себе знания из различных областей культуры, формирует философскую картину мира.

· Прогнозирующая – ф. в общих чертах прогнозирует будущее.

2. Основные вопросы философии.

У каждого философа свои вопросы. Материалисты и идеалисты - отношение сознания к бытию.

Выделяют 2 стороны: что первично? Материя или сознание? Адекватно ли мышление бытию?

Материалисты – первична материя, т.е. философская категория, применяемая для обозначения объективной реальности данной человеку посредством ощущений. Материально то, что обладает самостоятельным существованием (а не только в нашем сознании), что воспринимается с помощью органов чувств или приборами. Сознание – функция высокоорганизованной материи, т.е. человеческого мозга, не может быть сознания без материи. Сознание зависит от материи в большей степени, чем материя от сознания.

Идеалисты – первично сознание. Первично человеческое сознание. Беркли: «Для любой вещи быть (существовать) всегда означает быть воспринимаемой кем-то из людей». Любая вещь – сумма св-в (качеств). Н-р стол – желтый, твердый… св-ва – это ощущения человека, следовательно любая вещь – комплекс ощущений человека. Мир – это наше представление. Неправомерно говорить о самостоятельном существовании предмета.

Вторая сторона вопроса: познавали ли мир? Большинство – «да» - гносеологический оптимизм, некоторое число – «нет» - агностики: наше мышление не отражает реальность такой, какая она есть.

Субстанция – основа. По отношению к ней философские учения делятся на монистические, дуалистические, плюралистические.

Монистические – есть только 1 субстанция. Есть только материя.

Дуалисты – 2 основы: сознание и материя.

Плюралисты – материи много (огонь, земля, вода…)

Философия досократиков.

Античная философия просуществовала от 6в. до н.э. до 6в. Н.э. состоит из 4 этапов.
1.зарождение 6вв. до н.э.

Зрелость и расцвет 5-4в до н.э.

Закат 3-1вв. до н.э.

Упадок и гибель 1-5вв.

Первоначально - «философия природы». Появилась философия в богатых колониях на территории малой азии (ионии). Важный город – Милет, следовательно «ионийская философия» = «милетская школа». Первый философ Фалес. Интересовал вопрос: откуда все произошло?, что первоначально «архе». Фалес: «все произошло из божественной воды». Его ученик Анаксимандр – все произошло из алейрона (бесформенный).

Анаксемен – первоначален воздух – субстанция, - сгущаясь, превращается в воду и землю, а если разряжается – огонь, т.е. все – воздух. В городе Эфест жил Гераклит – первоначален огонь, мир родился из мирового пожара и в нем же сгорит. Гераклит – один из первых деалектиков. Мир – война противоположного, а борьба приводит к изменению, т.е. все в мире относительно и изменчиво. «самая красивая из обезьян уродлива по отношению к человеку». «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» т.е. все течет, изменяется.

Ионийская философия – стихийный материализм, т.к. первоначально видели в природных стихиях, а выводы делались на основе наблюдений, без теории.

Италийская философия. Пифагор и его школа относится к этой философии. Пифагор обучался 24 года в Египте, 12 в Вавилоне, следовательно, внимание к числу. Любая математическая вещь соотносится со своими числами, сущность всего – числа и их соотношения.
Школа элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Ксенофан – критик политеизма (многобожия) и антропоморфизма (человек + форма, человекоподобие. «Если бы быки и кони имели руки, то изображали своих Богов быками и конями», т.е. Бог – это чистая мысль, пронизывающая весь космос, не имеющая форму.

Пантеизм «все»+»Бог»

Парменид – первым стал размышлять в бытии, о существовании как таковом. При этом придерживался рационализма (разума) – точка зрения, согласно которой разум сильнее чувств. Существует только то, что мыслимо, следовательно, бытие есть, а небытия нет. Бытие едино, неподвижно и неизменно. Парменид представитель метафизики – истинный мир, найденный при помощи умозрения является неизменным, неподвижным, истинным, найденным с помощью разума. Его учеником был Зенон, он известен апориями (безвыходное положение) с помощью которых доказал, что Парменид прав. Если мы начинаем рассуждать и наталкиваемся на непреодолимые противоречия, то получается, что не существует того, о чем мы рассуждаем т.к. существует только истинное. Известная апория «Ахиллес и черепаха».

Можно сказать, что Древнегреческая философия рационалистична, чувства недооценены, они дают только мнения.

К досократикам можно отнести атомистов. Демокрит – все состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Атомы - предположения, сугубый рационализм. Мир- атомы (бытие) и пустота (небытие) между ними, а т.к. есть небытие, то есть куда двигаться, изменяться. Атомы движутся в пустоте, в некоторых местах сталкиваются, следовательно, образование физических тел.

Философия софистов и Сократа

Появились софисты в 5 в. До н.э., в Греции в переводе «мудрецы», связано с развитием демократии. Учили Мудрости, учили побеждать в спорах, навязывать свое мнение. Считали, что нет объективной истины, есть только субъективная, т.е. у каждого своя. «Что здоровому горько, больному – сладко», «То хорошо, что для меня хорошо». Разрабатывались разные приемы споров (учили говорить быстро, чтобы собеседник не понимал, или медленно, чтобы утомился).

Софизм – «запутывание»

Учение об идеях Платона.

Платон («плато» - широкий). После казни Сократа ушел из Афин, странствовал, затем создал свою школу «Академия». Создал систему объективного индивидуализма, писал диалоги. «Пир» и «государство» - самые известные диалоги. Владимир Соловьев - «Жизненная драма Платона» - Платон думал, что Афины – лучшее место, а лучший житель – Сократ, и в лучшем месте казнили лучшего человека, следовательно, нет истины на земле, она выше, на небесах.

Платон считал, что истина должна быть вечной, неизменной, а все вещи чувственного мира – временные, меняющиеся, далеки от совершенства. Истина – мир идей, который располагается в занебесье, в ином мире, божественном, в котором существуют идеи. Эти идеи первичны по отношению к земным вещам. Но земные вещи – бледные копии соответствующих небесных вещей. Материя – втрое вечное начало. Бог смотрит на идеи и из материи создает вещи. Идеи в небесной пирамиде: чем идея более общая, тем она более совершенная. Самая высшая идея - идея блага, вбирает в себя все остальные идеи, следовательно, все благие.

С учением об идеях Платона связана гносеология Платона (тория познания). Познание – припоминание. Душа прольет те идеи, которые она видела на небесах, когда была бестелесной. Душа в теле – в плену. Как только вселилась в тело младенца, душа забывает все. А в течение жизни припоминает то, что видела на небесах. Чувственное восприятие – повод к припоминанию. С учением об идеях и о душе связан проект идеального гос-ва: в душе человека 3 части: разумная, страстная, вожделеющая. У каждого преобладает только одна. Идеальное гос-во – разумное, в нем 3 сословия: философы управляют, стражи охраняют, а крестьяне обеспечивают всех. Философы и стражи высшие сословия. Для них нет собственности, все общее, включая жен и детей. Проект идеального гос-ва – считают утопией, первым проектом капитализма, тоталитаризма.

Сын врача македонского царя, в 18 лет попал в Академию, после смерти Платона ушел из нее. «Платон мне друг, но истина дороже». Странствовал, был воспитателем Ал.Македонского. в Афинах основал школу «Ликей»(лицей).

Формальная «что это»

Целевая – ради чего

Человек создан для счастья, а для этого нужно разобраться: «что нас окружает, что из этого следует, как к этому относиться? Нет строгого знания вещей, следовательно, мы не знаем, что нас окружает, следовательно, надо воздерживаться от категорических суждений. Человек должен успокоиться, след, атараксия, след, счастье.

Школа стоиков.

«сто» - «портик» - «команда».

Образование мира: единое – свет – не может не светить – единое порождает мир по высшей необходимости – единое переполнено совершенством – совершенство переливается через край – происходит истечение единого – порождение космического ума и мировой души, где нет света единого - там мгла, материя.

Появившаяся христианская философия опиралась на 2 основания – античную философию и библейские традиции, след, новая форма, с новыми принципами (1.идея монотеизма – единобожия. 2. Теоцентризм – Бог, как совершенное бытие и высшее благо. 3.Креацинизм – Бог сотворил все из ничего по своей воле. 4. Символизм – явление природы и события истории не воспринимались самодостаточно, но указывающие на что- то из иного мира. Мир дан во благо и поучение. 5.Провидеционизм – Бог провидец. 6. Принцип откровения – в Библии. 7. Принцип противопоставления добра и зла – Бог добр и всемогущ).

* Основные представители философии этого периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.

* Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.
* Период патристики - 3 - 8 вв.
* Период схоластики - 8 - 14 вв.
* Период заката - 15 - 16 вв.

Характерной чертой является – фидеизм (веру на место знания). Высшее благо – познание, а в христианской - вера (мудрость мира сего – безумие перед Богом). Христианская философия началась с патристики («патр»-отец). Христиане учат тому, что мир сгорит в огне, грешники будут наказаны, а праведники – вознаграждаются. Греческая философия позаимствовала многое у Моисея.

Климент Александрийский: философия и религия дополняют друг друга, христианство объединило древнегреческую философию и ветхий завет. В философии видел некую подготовку к религии, путь к Богу.

Отрицательное отношение к философии встречается у Тетулиана: изменение умствования вредит вере. Душа – христианка, и это можно только испортить философией, т.к. философия ищет истину, а истина уже есть в Библии. «Верую, потому что абсурдно – мы не поймем замыслов, надо поменьше умствовать и больше верить».

Августин Блаженный: «Разум не противоречит вере, но вера впереди разума. Человек сначала верит, а потом думает, узнает. Т.е. верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Создал первую систему христианской философии: христианство + неоплатонизм. Была основана до 13 века. Взгляды Августина характерны для того времени: все создано Богом, с помощью непрерывного его творения. Высшее создание – человек – образ и подобие Бога, главное душа с тремя способностями (воля, разум, память).

Что создано Богом – добро, след, зло относительно. Зло – тень (отсутствие добра). Работы: «Исповедь» (рассказ о себе), «О граде Божьем».

Реалисты: Фома Аквинский.

Ибн Ружд (Аверроэс): единичные предметы не являются творением Бога, но являются косвенным предметом интеллекта, т.е. отрицал божественное всемогущество. Высшая форма познания – философия, а не богословие.

Подобные рассуждения не устраивали католическую церковь. И она запретила учения Аристотеля, а затем решила очистить Аристотилизм от всего, что не соответствует христианскому учению. На решение этой задачи отправлен Фома Аквинский, решался вопрос о вере и разуме. Существует несколько подходов:

От возможностей. Бытие вещей возможно, т.е. они могут быть, а могут и не быть (исчезнуть). Но или бы все могло быть, то когда-нибудь так бы и случилось, а даже ничего бы не появилось, т.к. то, чего нет, может начать быть только благодаря Богу.

Гуманизм эпохи Возрождения.

Натурфилософский.

В мировоззрении Возрождения выделяют три черты:

Светский характер

Гуманизм

Натурфилософия Возрождения.

Базой философии Возрождения был неоплатонизм - это связано с тем, что Аристотель связался со схоластикой. Просветители: Николай Кузанский, Джордано Бруно.

Кузанский – председатель Пантеизма, «принцип одного знания». (Работа «об ученом незнании»): части могут свидетельствовать о заключавшем его некогда целом. Люди изначально не обладают истиной, след, никогда ее и не достигнут, след, Бог – истина, а люди только продвигающиеся к истине, «многограннику никогда не стать окружностью» - т.е. истина никогда не достигнется.

Бесконечный ум Бога – ум, в котором отождествляется противоположности. Сам Бог – единство противоположного, он максимум, но в тоже время он один, т.е., минимум. Промысел божий превыше человеческой возможности познания, превосходит человеческой познание.

В 17 веке – буржуазные революции в экономике, социальные отношения и сознание людей. Важную роль играет наука, экспериментально-математическое естествознание. Наиболее развитые – механика – характер науки и философии. Вселенная, природа, животные и т.д. рассматриваются как механизмы.

Механистический взгляд определяет, что между причиной и следствием существует определенная связь: причина порождает следствие. При этом, причиной может быть только внешнее воздействие. Детерминизм – внешние однозначные причины. Если мы знаем параметры системы и изменений, то мы можем «вычислить» характеристики этой системы в любой момент времени, т.е. все можно просчитать.

Выступал против рационалистического познания и крайностей эмпиризма. «Истинное познание не похоже на работу паука, который выпускает паутину из себя самого, и на работу муравья, собирающего все к себе в муравейник, а на работу пчелы, которая собирает нектар и преобразовывает его в мед». Нельзя ограничиваться лишь сбором фактов.

Т.Гоббс «Основы философии», «Левиафан». По его мнению, философия разделяется на две части: учение о теле и государстве. Все в мире телесно, не существует чистого, бестелесного сознания. Даже Бог обладает некоторой телесностью. Сумма тел, взаимодействующих согласно законам механики.

Естественное: человек обладает всеми правами, руководствуется самосохранением. Это приводи к войне всех против всех. Однако, война противоречит принципу самосохранения, след, общественный договор, след, создание государства – передают свои права государству – гражданская стадия: государство поддерживает порядок, мир.

Утверждения всеобщего необходимого характера не могут проистекать из опыта, следовательно, всеобщность ее необходимость изначально присутствуют в человеческом разуме. Они обеспечиваются врожденными идеями.

Декарт был недоволен состоянием науки, философия – корни всей науки – с философии начать «перестройку» - найти прочный фундамент, новое основание. Допустим меня обманывает хитрый демон, я во всем сомневаюсь, даже в существовании собственного тела; я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Такое сомнение - одно из действий мышления.

«мыслю- существую»

Спиноза: в природе не бывает случайностей. Но одно природное явление не обладает свободой выбора (снег не выбирает: таять ему или нет), а Спиноза писал: «Брошенный кем-то камень может лететь и думать: «лечу куда хочу». Люди часть природы – поступки людей обусловлены природной необходимостью.

Основа морального поведения – рационализация аффектов. Кто хочет разгадать научный моральную доктрину, тот должен руководствоваться таким правилом: не осмеивать человеческие поступки, не огорчаться ими, не проклинать их, а понимать. Решающий элемент понимания – рассмотрение всего духовного мира человека, как явления естественного духовного мира.

Поведение человека проявляется в его стремлениях к самосохранению. Человек, исходящий из самосохранения, преследует ту или иную пользу, совершает поступки, которые влекут за собой естественные последствия.

Принцип всеобщих различий

Развитие разума само собой ведет к улучшению жизни людей. Если выделить главную идею – идея всесилия человеческого разума, вера в безграничные возможности, вера в прогресс, построение разума, в котором устранено отсталые и неразумные. Необходимо проверить все сферы жизни на разумность и исключить всё неразумное. Создавали культ разума, но при этом разум – ограниченный рамками опыта.

Под гносеологией понимается взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Кант высказал свое отношение по каждому вопросу.

Особенно интересным для рассмотрения является вопрос о возможности объективного анализа субъективных ощущений, т.е. возможны проверки результатов объективных процессов через субъективный (в данном случае математический) анализ.

Согласно философии субъективного идеализма, ощущение -это единственная реальность, о которой может говорить философ. С этой точки зрения существовать - значит быть воспринимаемым. Вещь - комплекс ощущений. Основная проблема - что является источником ощущений.

Если ознакомиться с работами Канта, можно сделать вывод, что Бог - источник ощущений. Кант пишет, что нужно верить в Бога, и в то же время он сам ощущает сомнительность его существования. Он приводит следующие доказательства: Солнечная система возникла из огромного облака разряженных в пространстве частиц, животный мир имеет свою генеалогическую классификацию, человек развивался со временем, а не был создан Богом.

Для философии Канта характерна глубокая противоречивость суждений. Основной чертой его "критической философии" является примирение материализма с идеализмом, агностицизмом, но постепенно Кант все-таки отходит от этой позиции.

Он предполагает все явлении в мире подразделить на две категории:

1. "вещь в себе" - явления существующие сами по себе не зависимо от нас.

2. "вещь для нас" - человек имеет представление о мире вещей.

И уже на основе этих категорий он развивает свое учение. Нельзя говорить о философских взглядах, одобряя или отрицая их. Каждый из нас берет, что-то для себя у философа, судит о нем по своему. Чтобы понять и осмыслить его философию нужно знать все его взгляды по каждому вопросу. В общих чертах нельзя сказать о правильности или неправильности, взглядов суждений и оценок.

Система и метод Г. Гегеля.

Философская система делится Гегелем на три части: логика философия природы, философия духа, Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии – логика – опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя. «Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело разумеется нельзя сводить к простому «переворачиванию». Между диалектикой Гегеля и материалистической диалектикой имеются существенные различия. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей – это одно и то же.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.

Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

А. Шопенгауэр (1788-1860)

«Мир как воля и представление» - его труд. В основе мира лежит воля – слепая, рациональная, мрачная, темная, беспросветная воля, которая ни к чему не стремится. «Наш мир худший из возможных миров». Человек – это прежде всего страдающее существо. Желания по своей природе страдания. Желание управляет человеком. Этический путь – следовать определенным этическим правилам. Главное правило – правило сострадания. Причина моих страданий это мои желания. Разум есть не что иное как некая произведение желаний. Главная трагедия заключается в том, что не человек управляет желаниями, а желания управляют человеком.

Два способа нейтрализации воли:

Этический

Эстетический

Фридрих Ницше (1844-1990)

Поздний Ницше. Работы: «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти». Основной мотив – учение о сверхчеловеке. У сверхчеловека ценности витальные (жизненные) должны преобладать над социальными; творческое начало; сверхчеловек должен быть свободным и ответственным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. В широком смысле этого понятия представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско - психологических концепций.

И "гуманистический психоанализ" Фромма, и его "демократический социализм" определяются видением человеческой природы, отличным как от биологического редукционизма Фрейда, так и от различных социологических теорий "среды", превращающих человека в игрушку внешних сил. "Человек — не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст". Имеется некая человеческая природа, сохраняющаяся во всех изменениях и во всех культурах. Она ставит границы для социальных "экспериментов", она служит критерием для оценки тех или иных экономических и политических режимов как способствующих или препятствующих свободной реализации этой природы. И современный капитализм, и "реальный социализм" осуждались Фроммом не просто как несправедливые или недемократичные, но как враждебные самой человеческой природе, производящие "психических калек".

Идейное содержание спора «западников» и «славянофилов».

Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В.С.Соловьева (1853-19ОО). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии

и т.д., Соловьев выступил против тезиса Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.

С главной темой - проблемой личности, связано внимание Бердяева к философии истории (см. "Смысл истории", 1923, "Новое средневековье", 1924, "Судьба человека в современном мире", 1934, "Русская идея", 1946, и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в "метаисторию" ("царство божие"). В современности Б. находит признаки "варваризации" европейской культуры, начало её сумерек ("Конец Европы", М., 1915), связанных с наступлением "массовой культуры". Б. - один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Б., результатом "торжества буржуазного духа" ("Смысл творчества", М., 1916). Б. призывает к "спасению" через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), - к "персоналистической революции" вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Б., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением - сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.

Бытие в античной философии

Как самостоятельное понятие бытие возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие.

Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость, т. е. имманентно содержит свой объект. На этом принципе построены системы Мальбранша и Спинозы, разделяет его и Лейбниц.

Бытие в философии 19-20 вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.200.155 (0.082 с.)