Схоластика. Спор об универсалиях. Взгляды Фомы Аквинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схоластика. Спор об универсалиях. Взгляды Фомы Аквинского.



Этот период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название - "схоластика" (от лат. scholastikos - ученый, школьный).
Периодизация схоластической философии
* Начальный период - 12 век
* Расцвет схоластики - 13 век.
* Период упадка схоластики - 14 век.
Главные проблемы
Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит снованием для периодизации внутри схоластики.
Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.
Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.
Соотношения сущности и существования.
Проблема теодицеи - оправдания Бога в виду господства в мире зла.

Главная идея – идея Бога, в частности решается вопрос о доказательстве бытия Божьего.

Сквозь всё средневековье прошел спор об универсалиях, общих идеях. Этот спор о том, как существует общее.
1.реалисты: общее существует до вещей (в уме Бога до их сотворения)

Умеренные: общее существует в вещах (есть схожести, которые позволяют называть вещи одинаковыми именами)

Номиналисты: реально существуют только единичные вещи, а общие существуют после вещей, как некое обобщение в разуме человека. Общего реально не существует.

Номинализм подрывал схоластику изнутри и открывал дорогу новому естествознанию нового времени т.к. приковывал внимание к конкретным единичным вещам.

Вильям Оскам: не следует умножать сущности без необходимости. Не следует придумывать свои вещи, если есть достаточное количество уже существующих.

С номинализмом связан закат схоластики, а с реализмом – расцвет.

Реалисты: Фома Аквинский.

В средние века забыли философию Аристотеля, кроме его логики.

Ибн Ружд (Аверроэс): единичные предметы не являются творением Бога, но являются косвенным предметом интеллекта, т.е. отрицал божественное всемогущество. Высшая форма познания – философия, а не богословие.

Подобные рассуждения не устраивали католическую церковь. И она запретила учения Аристотеля, а затем решила очистить Аристотилизм от всего, что не соответствует христианскому учению. На решение этой задачи отправлен Фома Аквинский, решался вопрос о вере и разуме. Существует несколько подходов:

Пьер Абеляр и его сторонники. Из христианского учения нужно убрать все, что не соответствует разуму.

Гертулиан и его последователи. Философия – служанка богословия. Разум – помеха веры.

Теория 2-х истин (аверроисты). У религии своя истина, а у науки и философия своя.

Фома рассудил так: не может быть 2-х истин, т.к. Бог один, а разум не противоречит вере, а напротив.

Фома выдвинул 5 доказательств:

От движения. Двигаться – переводить потенцию (возможность) в акт (действительность). Вещь может быть приведена в активность тем, кто уже активен. Первое, что двигает – Бог.

От причины. В мире находится порядок движущих величин. Нет случая, когда бы вещь была причиной самой себя. Она должна была бы предшествовать самому себя. Должна быть первая причина – Бог.

От возможностей. Бытие вещей возможно, т.е. они могут быть, а могут и не быть (исчезнуть). Но или бы все могло быть, то когда-нибудь так бы и случилось, а даже ничего бы не появилось, т.к. то, чего нет, может начать быть только благодаря Богу.

От существования степеней совершенства. Т.к. существуют степени совершенства, то должно быть само совершенство.

Телеологическое. Телеология – целесообразность, т.к. все в мире все целесообразно, то в мире должен быть тот, кто устанавливает эти цели.

Следовательно разум не мешает вере, помогает ей. Но при этом есть сверхразумные положения христианства, понимание которых невозможно, т.е. стоит опираться на Бога (н-р, догмат и Троице, догмат о двуединой природе Христа).

Философия опирается на естественный разум, а богословие – божественное откровение.

Философия не противоречит богословию, философия помогает вере, но теология по своей компетенции выше, чем философия.

С именем Фомы связано соединение учения Аристотеля с христианским учением.

Вслед за Аристотелем Фома различал актуальное и потенциальное состояние.

Е уровня бытия вещей; актуальность этих уровней связана с тем, каким образом форма (акт. начало) реализуется в вещах.

Форма составляет лишь внешнее определение вещич – царство минералов

Форма формирует тело изнутри – мир растений

Мир животных – форма представляется как причина. Существующая идея имеет не только цель, но и начало деятельности.

Форма представляет не как принцип материи, а сама по себе – разумная душа, которой обладают люди.

Человеческий мир является переходным миром в мир божества. Венчает эту пирамиду Бог – начало, суть, цель.

Философия Фомы Аквинского стала официальной философией католической церкви. Сейчас эта философия называется неотомизм.

Гуманизм эпохи Возрождения.

Эпоха в культурном развитии Западной Европы 14-17вв.

«Очень средневековая» или «Начало нового времени»

Эпоха культурноособая свободообразная. Выделяют периоды: гуманистический,

Натурфилософский.

В мировоззрении Возрождения выделяют три черты:

Светский характер

Гуманизм

Повышенное внимание к культуре античности.

По некоторым вопросам Античность – авторитетное мнение, идеал.

Возрождение – эпоха христианская. В центре внимания – космос, а человек – песчинка в нем. В христианстве человек выше космоса, он существо сверх природное.

Характерной чертой был гуманизм.

Гуманизм – тип мировоззрения, подчеркивающий ценность земной жизни, что выражается в идеях эпохи Возрождения.

Гуманисты не были профессиональными философами, критиковали схоластику, противопоставляли ей не атеизм, а живую веру, не рассуждения, а веру в Бога.

Кружки гуманистов поддерживались богатыми людьми.

«Платоновская академия» во Флоренции – любители философии Платона изучали неоплатоников, формировали свои взгляды.

Э.Грек, Плифон, Фичино, Мирандолла. Внимание к Платону характерно эпохе Возрождения.

Первым гуманистом называют Франческо Петрако. Его учитель Грек – элигрант.

Идея искушения грехов и противостояния души телу характерны для средних веков. Земная жизнь – подготовка к жизни вечной, а тело – место для грехов.

Возрождение восстанавливает христианское представление о теле, как о храме души.

Представители гуманизма обозначает гармонию между телом и душой. Человек два начала: духовное и телесное. 2 мира: небесный и земной.

Следовательно, задача: жить творческой жизнью, не опуская цель: возвышать земное до небесного.

Наиболее отчетливо проявилось в художественном творчестве. В мировоззрении гуманизм отрицал индивидуализм и эгоизм.

Гуманизм оправдал чувственность, след, получение удовольствий оправдывались.

Характерным просветителем был Лоренцо Валло – поклонник философии Эпикура, т.е., счастье – наслаждение – указатель к самосохранению - то, чем руководствуются все живые существа. Считал глупым умирать за свою Роднину.

Валло переосмысливал христианское учение. Бог – начало, дарующее людям всевозможные наслаждения, а рай – место телесных и духовных наслаждений.

С индивидуализмом и эгоизмом связан утилитаристский подход к этике, след, связь между добром и эгоистической полезностью. Бог – обещает послесмертного вознаграждения, дает добро.

Валло считал, что человек должен не только подчиняться, смиряться, но должен уметь мудро управлять, жить в браке.

Натурфилософия Возрождения.

Базой философии Возрождения был неоплатонизм - это связано с тем, что Аристотель связался со схоластикой. Просветители: Николай Кузанский, Джордано Бруно.

Кузанский – председатель Пантеизма, «принцип одного знания». (Работа «об ученом незнании»): части могут свидетельствовать о заключавшем его некогда целом. Люди изначально не обладают истиной, след, никогда ее и не достигнут, след, Бог – истина, а люди только продвигающиеся к истине, «многограннику никогда не стать окружностью» - т.е. истина никогда не достигнется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.014 с.)