К последней группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К последней группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии.



Вопрос: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Период науки 17 век – конец 19.

Неклассическая наука – наука эпохи кризиса. Зависимость картины мира от целенаправленности субъекта. Т.е. результат (поиск истины) был связан со средствами, методами познавательной деятельности. Истина была связана с деятельностью субъекта. Картина мира предполагает принцип динамической неустойчивости. Эталоном знания стала физика. Смена описания объекта с необходимостью на возможность. Неклассическая наука большое внимание стала уделять случайности и статистическим закономерностям. Существенной чертой неклассической науки выступает изменение идеальной модели реальности при изменении ее элементов и признаков.

Постнеклассическая наука началась в последней трети 20 века. Признаки:

Изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний.

Распределение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ.

Повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей.

Изменение самого объекта открытия саморазвивающейся системы.

Включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений.

Использование в естествознании методов гуманитарных наук.

Объект – саморазвивающиеся сложные системы, природные комплексы, включающие человека.

Основные идеи:

Нелинейность

Коэволюция – совместная эволюция

Самоорганизация

Идея глобального эволюционизма

Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов – системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Согласно синергетическому подходу открытые неравновесные системы в своем развитии проходят точки бифуркации. С учетом этого взгляда можно сказать, что развитие это нелинейный процесс, а процесс ветвления. Идея необратимости – если точка прошла бифуркацию, то назад пути нет.

Вопрос: культура и цивилизация

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Для Шпенглера цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой на смену приходит цивилизация. В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация - переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества. Слово " культура" - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. История распадается на ряд независимых, неповторимых замкнутых циклических культур, которые имеют сугубо индивидуальную судьбу, приговорены пережит рождение, становление и закат.

Вопрос: общественный прогресс и его критерии

Прогресс есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес­са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле­нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шел­линг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что на­правленность исторического процесса обусловлена ростом и со­вершенствованием производительных сил общества, включаю­щих средства труда, степень овладения человеком силами при­роды, возможности их использования в качестве основы жизне­деятельности человека. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, кото­рые.соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производитель­ности труда, для развития человека. Человек здесь рассматрива­ется как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства чело­веческой природы.

Вопрос: социальная структура общества

Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. По Гегелю, классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное – на характере труда: это крестьяне, занимающиеся земледелием; рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах; служащие, составляющие класс чиновничества; люди умственного труда – ученые, художники и вообще деятели искусства.

Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся ступени обучения и воспитания, члены обществ далеко не однородны по своим интеллектуальным, моральным и иным данным. И каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную группу. В разумно организованном развитом обществе осуществляется мудрый принцип, метко сформулированный А. Сен-Симоном: «От каждого по способностям, каждому по его делам». Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе. В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом, а в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рождению, уму и характеру. Одни более пригодны к одному роду деятельности, другие – к другому. Во многом вследствие этого границы между классами, социальными группами всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность социальной миграции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.039 с.)