Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бог – это абсолют, бесконечный ум, все вещи в боге, а он присутствует в каждой вещи как ее сущность, Т. Е. Все есть во всем.

Поиск

Бесконечный ум Бога – ум, в котором отождествляется противоположности. Сам Бог – единство противоположного, он максимум, но в тоже время он один, т.е., минимум. Промысел божий превыше человеческой возможности познания, превосходит человеческой познание.

Бог – бесконечность ума, а в бесконечности противоположное отождествляется.

Бесконечность по диаметр окружность – прямая линия.

Пантеизм Кузанского не материалистический. Пантеизм Джордано Бруно - реалистический. Бруно считал, что Земля и все небесные тела, иные миры – живые существа.

Николай Коперник пришел к мнению о геоцентризме (земля в центре – геоцентризм) – солнце – центр мира.

Джордано Бруно пришел к выводу, что вселенная бесконечна. Бог создал бесконечное множество миров, вся вселенная в центре.

«Материальное единство вселенной» - Бруно

Подлунный – наш мир – земля, вода, воздух, огонь

Надлунный – «эфир» - сияние.

Натурфилософия - размышления о том, как устроена природа. За свои взгляды Бруно сожжен на костре в Риме.

Это точка в истории философии средневековья.

Эмпиризм в философии XVII века.

В 17 веке – буржуазные революции в экономике, социальные отношения и сознание людей. Важную роль играет наука, экспериментально-математическое естествознание. Наиболее развитые – механика – характер науки и философии. Вселенная, природа, животные и т.д. рассматриваются как механизмы.

Механистический взгляд определяет, что между причиной и следствием существует определенная связь: причина порождает следствие. При этом, причиной может быть только внешнее воздействие. Детерминизм – внешние однозначные причины. Если мы знаем параметры системы и изменений, то мы можем «вычислить» характеристики этой системы в любой момент времени, т.е. все можно просчитать.

Механика – ключ к тайнам мироздания. Бог создал мир, установил законы, а мир действует как сложный механизм.

«Деизм» - Бог создал мир и не вмешивается в развитие его.

В философии 17в. видны 2 линии: рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм – Френсис Бэко (1561-1626) «Новая Атлантида», «Великое восстановление наук» и др.

Бэко: цель знания – установление господства над природой, изобретения, современная наука не может решать такие задачи – 2 вида работ: критическая и позитивная.

Критическая: критика схоластики как бесподобных споров + учение об идолах – искаженные образы действительности:

Идолы рода, племени – люди склонны поддерживать то, к чему привыкли.

Идолы пещеры – связаны с особенностями характера и воспитания.

3) Идолы площади (рынка) – люди, вкладывающие в одни и те же слова разный смысл.

Идолы театра – излишняя вера в авторитетные учения.

Бэко отрицательно относился к Аристотелю.

«новый Аргонон» - произведение Аристотеля, Бэко вкладывает новый метод, противопоставляет его Аристотелю. Метод Аристотеля – абстрактное рассуждение, а Бэко предлагает новый метод – опытный, индуктивный, пути наблюдения, сравнения.

Выступал против рационалистического познания и крайностей эмпиризма. «Истинное познание не похоже на работу паука, который выпускает паутину из себя самого, и на работу муравья, собирающего все к себе в муравейник, а на работу пчелы, которая собирает нектар и преобразовывает его в мед». Нельзя ограничиваться лишь сбором фактов.

Т.Гоббс «Основы философии», «Левиафан». По его мнению, философия разделяется на две части: учение о теле и государстве. Все в мире телесно, не существует чистого, бестелесного сознания. Даже Бог обладает некоторой телесностью. Сумма тел, взаимодействующих согласно законам механики.

Гоббс – «Концепция общественного договора» 2 стадии разделения общества: естественное и гражданское.

Естественное: человек обладает всеми правами, руководствуется самосохранением. Это приводи к войне всех против всех. Однако, война противоречит принципу самосохранения, след, общественный договор, след, создание государства – передают свои права государству – гражданская стадия: государство поддерживает порядок, мир.

Представитель линии британского эмпиризма был Джон Локк.

«Опыт о человеческом разуме»: не бывает врожденных идей, нет никаких врожденных знаний. Все знания дает опыт и чувственное восприятие. В разуме нет ничего такого, чего ранее не было бы в ощущениях. Разум младенец – чистая доска.

Рационализм в философии XVII века.

Основоположник рационализма – Рене Декарт. Исходил из того, что новые знания нам дают разум, а чувства (опыт) нужны лишь для того, чтобы проверить то, что найдено с помощью разума.

Декарт идеалом знания считал математику. Рационализм сложился как попытка объяснить всеобщность и необходимость.

Утверждения всеобщего необходимого характера не могут проистекать из опыта, следовательно, всеобщность ее необходимость изначально присутствуют в человеческом разуме. Они обеспечиваются врожденными идеями.

Опытное значение – недостоверное, самое истинное – интуитивное т.к. оно опирается на непосредственное усмотрение врожденных идей.

Декарт был недоволен состоянием науки, философия – корни всей науки – с философии начать «перестройку» - найти прочный фундамент, новое основание. Допустим меня обманывает хитрый демон, я во всем сомневаюсь, даже в существовании собственного тела; я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Такое сомнение - одно из действий мышления.

«мыслю- существую»

Т.е. есть я – есть моя причина – Бог. Бог не может быть обманщиком, след, мир, который вокруг – реальность.

Декарт: «откуда берутся заблуждения, чем Бог не обманщик?. нет хорошего метода познания. Начинает разность универсальный метод познания, пригодный для всех наук.

«Начала философии»: освещает вопрос устройства мира. Существуют 2 субстанции: духовная (атрибут: мышление) и материальная (атрибут: протяженность).

Последователь Декарта – Бенедикт (Спиноза) «Богословско-политический тракт», «Этика».

Спиноза считал идеалом знания геометрию. Этику построил геометрическим образом т.е. сначала идут аксиомы, определения, а дальше – доказательства и теоремы.

Главный предмет интереса Спинозы – этика. Но он подводил под нее онтологический фундамент. Показал, как устроен мир, а затем вывел, какая должна быть этика.

Спиноза считал, что есть 1 субстанция с бесконечным количеством атрибутов. В реальном мире проявляется только 2 атрибута: протяженность и мышление. Субстанция должна быть материальной и мыслящей.

Спиноза: в природе не бывает случайностей. Но одно природное явление не обладает свободой выбора (снег не выбирает: таять ему или нет), а Спиноза писал: «Брошенный кем-то камень может лететь и думать: «лечу куда хочу». Люди часть природы – поступки людей обусловлены природной необходимостью.

Зависимость человека от природы неустранима – о свободе человека можно говорить в определенном смысле.

Спиноза: «свобода – осознанная необходимость». Человек- подчиняется свободе осознанно.

Основа морального поведения – рационализация аффектов. Кто хочет разгадать научный моральную доктрину, тот должен руководствоваться таким правилом: не осмеивать человеческие поступки, не огорчаться ими, не проклинать их, а понимать. Решающий элемент понимания – рассмотрение всего духовного мира человека, как явления естественного духовного мира.

Поведение человека проявляется в его стремлениях к самосохранению. Человек, исходящий из самосохранения, преследует ту или иную пользу, совершает поступки, которые влекут за собой естественные последствия.

В целом, степень морального поведения прямо пропорционально тому, насколько человек, руководствуется разумом.

Представитель рационализма – Гофрид Вильгельм Лейбниц. «Монадология»

Философия Лейбница связана с такими принципами:

Принцип всеобщих различий

Тождественно неразличимых вещей (если все св-ва совпадают, то это одна и та же вещь)

Всеобщая непрерывность (всюду имеют место постепенно увеличивать различия и происходят изменения)

Принцип монадной дискретности. принцип непрерывности указывает на континуальность деятельности, а принцип монадности на ее дискретность. Действительность вкл в себя непрерывность и отдельность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.164 (0.007 с.)