Взаимодействие чел-ка и природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие чел-ка и природы.



В широком смысле слова природа - это весь мир во всем многообразии его проявлений; в узком - естественная среда обитания человека и обществе. Взаимодействие человека с природой носит инструментальный характер. Это означает, что человек выступает инициатором коммуникации с природой, а

целью природопользования является удовлетворение различных потреб­ностей человека:

- во-первых, вступая во взаимодействие с природой, чел-к удовлетво­ряет естественные, биологические потребности. Природа выступает как источник жизни, а коммуникация с нею имеет характер обмена веществом,энергией, информацией;

- во-вторых, природа является источником деят-ти, она обеспечивает чел-ка материалами, необходимыми для изготовления продуктов, одежды, жилья, орудий труда. В процессе деятельности многих поколений людей создается особый мир культуры. Следовательно, взаимодействуя с природой, человек удовлетворяет также социокультурные потребности;

- в-третьих, природа является объектом теоретико-познавательной деят-ти. Изучая ее, чел-к обеспечивает прогресс общ-ва и реали­зует свои творческие потребности;

- в-четвертых, взаимодействие с природой формирует у чел-ка особый духовный мир, кот. воплощается в искусстве, традициях, обрядах, формах проведения досуга. Благодаря этому человек реализует свои эстети­ческие и художественные потребности.

В рез-те удовлетворения всех этих потребностей чел-к сущест­венно видоизменяет, преобразует природу.

42. АДАПТАЦ.-ДУХ. И ПОТРЕБИТ. ПАРАДИГМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗ-Я

Исторически первым типом взаимодействия человека и природы является адаптационно-духовная парадигма. Она была характерна для самых ранних этапов в развитии чел-го общ-ва: первобытного, раннеклассового, в том числе для цивилизаций Древнего Востока. На этих этапах социогенеза человек объективно находился в ситуации подчинения законам и естественным циклам природы. Поэтому его основная задача состояла в адаптации, приспособлении к существующей природной среде, выживании в условиях жесткой конкуренции с другими живыми системами. С учетом этой задачи была организована и деятельность человека. Потребительская парадигма взаимодействия с природой своими истоками уходит в античную культуру. В частности, греческая мифология быстро прошла этап зооморфизма и придала своим базовым ценностям человеческий образ. Античные пантеоны - и греческий, и римский -характеризуются антропоморфизмом. Понимание потребностей, способов их удовлетворения и деятельности в целом формировалось на принципиально иных, по сравнению с Востоком, основаниях - на идее овладения природой, познания и преобразования ее.В рамках потребительской парадигмы чел-к выступает субъектом познания и дейст­вия, обладающим правом и средствами воздействия на природу. Показатель­ным в этой связи является становление понятий «космос», «фюсис» и «натура» в античной философии.

Космос - наиболее древнее греческое понятие, кот. фиксировало гармонию, порядок, взаимосвязь между различными явлениями мира.

Выделяя человека из мира природы, греки уточнили этот мир в понятии «фюсис». Первоначально это понятие отражало природу вообще как некую космическую тотальность со своими законами становления и функционирования.Латинским по происхождению является понятие «натура». В буквальном смысле оно обозначало первозданную, нетронутую человеком природу. Понятию «натура» римские мыслители противопоставляли понятие «культура», трактуя ее как мир, созданный человеком. В мир культуры входила не только социальная реальность - геополитическое пространство, охваченное римской цивилизацией, но и окультуренная натура - вовлеченная в деятельность природа. Выказывая оценочное отношение к природе, римляне, таким образом, окончательно объективировали ее.Теоретическое обоснование силового, деятельностного отношения к природе осуществили такие мыслители, как И. Кеплер, Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

ОСН. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Философская антропология - это фил. учение о природе и сущ­-ти чел-ка, важнейший раздел философского знания, имеющий богатую историческую традицию.Образы человека в мировой философии формировались с учетом регио­нальных особенностей культуры. В индийской философии человек рас­сматривался в контексте психологических и духовных проблем. Китайские мудрецы ориентировали человека на социально-этические ценности.

Развитие антропологической проблематики в европейской философии происходило на иных основаниях, среди которых приоритетными являются: рационализм, индивидуально-личностное начало, идея активной реализации творческих потенций человека. Так, в античности человек понимался как особый элемент космоса, отличающийся от других элементов наличием разума, способностью формулировать законы бытия. В Средние века в фило­софскую антропологию вводится проблема духовного мира личности. Философы Возрождения и Нового времени видели в человеке способность к активной деятельности, направленной на познание и преобразование приро­ды. В немецкой классической философии анализировались познавательные способности человека и проблемы этики. Марксизм актуализировал исследования в области трудовой, практической деятельности, заложил основы анализа социальных и производственных конфликтов.

В современной философии проблема человека широко представлена в неокантианстве, психоанализе, философии жизни, экзистенциализме, герме­невтике, структурализме, неомарксизме. Разнообразие подходов позволяет отразить сложные и многогранные связи человека с природой, культурой,

обществом.

Человек является объектом изучения не только философии, ной конкрет­ных наук, которые выделяют медико-биологические, технико-технологи­ческие, организационно-управленческие аспекты жизни человека. К концу XX в. наука накопила значительный объем эмпирического материала о человеке, требующий мировоззренческого осмысления и систематизации; сформулировала задачу комплексного изучения человека и выработки науч­ной картины человека. Философия располагает необходимыми средствами для решения этих и других задач. Поэтому мы можем выделить основные проблемы и задачи современной философской антропологии:

- мировоззренческое осмысление и систематизация научных знаний о

человеке;

- выработка единой картины чел-ка;

- развитие методологических подходов и категориально-понятийных

средств изучения человека;

-исследование форм активности и атрибутов бытия человека.

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛ-КА

Жизнь - это понятие для отражения такого состояния системы, которое обеспечивает ее способность к функционированию, саморегуляции и воспроизводству. У человека эти способности зависят не только от биоло­гических факторов, но и от волевого начала, ролевой активности, воздействия техногенных сред.

Для того чтобы общество развивалось и одновременно сохраняло устойчивость и стабильность, человек должен полноценно реализовать свои возможности, выявить свою сущность. Категория «бытие» в философской антропологии и отражает активное присутствие человека в мире как индивида, индивидуальности, личности.

Индивид - категория для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Такая отдельность, атомарность характе­ризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиоло­гической организации, устойчивостью во взаимодействии с окружающей средой, активностью. Ценностный статус индивида в конкретной культуре определяется понятиями «индивидуализм» и «коллективизм».

Индивидуальность - категория для обозначения ярко выраженных творческих и физиологических характеристик индивида среди определенного сообщества людей. Физиологические особенности закрепляются в механизмах наследственности, творческие - в социокультурных механизмах. Личность -категория для отражения социальной природы человека, его способности к ответственности и организации в политических, экономи­ческих, морально-правовых отношениях. Формирование личности связано с процессом социализации индивида. Ценность - категория, отражающая индивидуальное, социальное или культурное значение определенных явлений действительности, их способ­ность служить удовлетворению человеческих потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.005 с.)