Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие чел-ка и природы.
В широком смысле слова природа - это весь мир во всем многообразии его проявлений; в узком - естественная среда обитания человека и обществе. Взаимодействие человека с природой носит инструментальный характер. Это означает, что человек выступает инициатором коммуникации с природой, а целью природопользования является удовлетворение различных потребностей человека: - во-первых, вступая во взаимодействие с природой, чел-к удовлетворяет естественные, биологические потребности. Природа выступает как источник жизни, а коммуникация с нею имеет характер обмена веществом,энергией, информацией; - во-вторых, природа является источником деят-ти, она обеспечивает чел-ка материалами, необходимыми для изготовления продуктов, одежды, жилья, орудий труда. В процессе деятельности многих поколений людей создается особый мир культуры. Следовательно, взаимодействуя с природой, человек удовлетворяет также социокультурные потребности; - в-третьих, природа является объектом теоретико-познавательной деят-ти. Изучая ее, чел-к обеспечивает прогресс общ-ва и реализует свои творческие потребности; - в-четвертых, взаимодействие с природой формирует у чел-ка особый духовный мир, кот. воплощается в искусстве, традициях, обрядах, формах проведения досуга. Благодаря этому человек реализует свои эстетические и художественные потребности. В рез-те удовлетворения всех этих потребностей чел-к существенно видоизменяет, преобразует природу. 42. АДАПТАЦ.-ДУХ. И ПОТРЕБИТ. ПАРАДИГМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗ-Я Исторически первым типом взаимодействия человека и природы является адаптационно-духовная парадигма. Она была характерна для самых ранних этапов в развитии чел-го общ-ва: первобытного, раннеклассового, в том числе для цивилизаций Древнего Востока. На этих этапах социогенеза человек объективно находился в ситуации подчинения законам и естественным циклам природы. Поэтому его основная задача состояла в адаптации, приспособлении к существующей природной среде, выживании в условиях жесткой конкуренции с другими живыми системами. С учетом этой задачи была организована и деятельность человека. Потребительская парадигма взаимодействия с природой своими истоками уходит в античную культуру. В частности, греческая мифология быстро прошла этап зооморфизма и придала своим базовым ценностям человеческий образ. Античные пантеоны - и греческий, и римский -характеризуются антропоморфизмом. Понимание потребностей, способов их удовлетворения и деятельности в целом формировалось на принципиально иных, по сравнению с Востоком, основаниях - на идее овладения природой, познания и преобразования ее.В рамках потребительской парадигмы чел-к выступает субъектом познания и действия, обладающим правом и средствами воздействия на природу. Показательным в этой связи является становление понятий «космос», «фюсис» и «натура» в античной философии.
Космос - наиболее древнее греческое понятие, кот. фиксировало гармонию, порядок, взаимосвязь между различными явлениями мира. Выделяя человека из мира природы, греки уточнили этот мир в понятии «фюсис». Первоначально это понятие отражало природу вообще как некую космическую тотальность со своими законами становления и функционирования.Латинским по происхождению является понятие «натура». В буквальном смысле оно обозначало первозданную, нетронутую человеком природу. Понятию «натура» римские мыслители противопоставляли понятие «культура», трактуя ее как мир, созданный человеком. В мир культуры входила не только социальная реальность - геополитическое пространство, охваченное римской цивилизацией, но и окультуренная натура - вовлеченная в деятельность природа. Выказывая оценочное отношение к природе, римляне, таким образом, окончательно объективировали ее.Теоретическое обоснование силового, деятельностного отношения к природе осуществили такие мыслители, как И. Кеплер, Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Бэкон, Р. Декарт. ОСН. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Философская антропология - это фил. учение о природе и сущ-ти чел-ка, важнейший раздел философского знания, имеющий богатую историческую традицию.Образы человека в мировой философии формировались с учетом региональных особенностей культуры. В индийской философии человек рассматривался в контексте психологических и духовных проблем. Китайские мудрецы ориентировали человека на социально-этические ценности.
Развитие антропологической проблематики в европейской философии происходило на иных основаниях, среди которых приоритетными являются: рационализм, индивидуально-личностное начало, идея активной реализации творческих потенций человека. Так, в античности человек понимался как особый элемент космоса, отличающийся от других элементов наличием разума, способностью формулировать законы бытия. В Средние века в философскую антропологию вводится проблема духовного мира личности. Философы Возрождения и Нового времени видели в человеке способность к активной деятельности, направленной на познание и преобразование природы. В немецкой классической философии анализировались познавательные способности человека и проблемы этики. Марксизм актуализировал исследования в области трудовой, практической деятельности, заложил основы анализа социальных и производственных конфликтов. В современной философии проблема человека широко представлена в неокантианстве, психоанализе, философии жизни, экзистенциализме, герменевтике, структурализме, неомарксизме. Разнообразие подходов позволяет отразить сложные и многогранные связи человека с природой, культурой, обществом. Человек является объектом изучения не только философии, ной конкретных наук, которые выделяют медико-биологические, технико-технологические, организационно-управленческие аспекты жизни человека. К концу XX в. наука накопила значительный объем эмпирического материала о человеке, требующий мировоззренческого осмысления и систематизации; сформулировала задачу комплексного изучения человека и выработки научной картины человека. Философия располагает необходимыми средствами для решения этих и других задач. Поэтому мы можем выделить основные проблемы и задачи современной философской антропологии: - мировоззренческое осмысление и систематизация научных знаний о человеке; - выработка единой картины чел-ка; - развитие методологических подходов и категориально-понятийных средств изучения человека; -исследование форм активности и атрибутов бытия человека. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛ-КА Жизнь - это понятие для отражения такого состояния системы, которое обеспечивает ее способность к функционированию, саморегуляции и воспроизводству. У человека эти способности зависят не только от биологических факторов, но и от волевого начала, ролевой активности, воздействия техногенных сред. Для того чтобы общество развивалось и одновременно сохраняло устойчивость и стабильность, человек должен полноценно реализовать свои возможности, выявить свою сущность. Категория «бытие» в философской антропологии и отражает активное присутствие человека в мире как индивида, индивидуальности, личности. Индивид - категория для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Такая отдельность, атомарность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии с окружающей средой, активностью. Ценностный статус индивида в конкретной культуре определяется понятиями «индивидуализм» и «коллективизм». Индивидуальность - категория для обозначения ярко выраженных творческих и физиологических характеристик индивида среди определенного сообщества людей. Физиологические особенности закрепляются в механизмах наследственности, творческие - в социокультурных механизмах. Личность -категория для отражения социальной природы человека, его способности к ответственности и организации в политических, экономических, морально-правовых отношениях. Формирование личности связано с процессом социализации индивида. Ценность - категория, отражающая индивидуальное, социальное или культурное значение определенных явлений действительности, их способность служить удовлетворению человеческих потребностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.005 с.) |