Предмет философии и ее функции в культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и ее функции в культуре



ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ В КУЛЬТУРЕ

Философия (от греч. phileo - любовь и sophia - мудрость) - это наука о наиболее общих законах функционирования и развития природы, общества и духовно-познавателыюй деятельности человека. Философия - система рационально обоснованных и предельно обобщённых знаний о мире чел-ка и формах взаимосвязи между ними.

Предмет - конкр. аспект объекта, тот срез реальности, кот. изучается конкр. наукой.

В качестве предмета философии выступают:

- всеобщие законы бытия, проявляющиеся во всех классах объектов независимо от их природы, структуры и функций. В этом отличие философии от конкретных наук, которые изучают отдельные фрагменты реальности и закономерности их функционирования;

- Мировоззрение - это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем. Уровни мировоззрения: мироощущение и миропонимание. Мироощущение - это эмоционально-чувственный компонент мировоззрения, который связан со способностью человека переживать мир и формировать конкретное жизненно-практическое отношение к нему. Миропонимание -это рационально-логический компонент мировоззрения, связанный со способностью человека осмысливать мир, анализировать скрытые за внешней видимостью закономерности. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Мировоз-ние включ. в себя ряд эл-тов:знания, ценности, убеждения, чувства, эмоции. Философия изучает универсалии культуры в чистом виде, освобождая их от субъективных смыслов. Особое внимание уделяется анализу динамики содержания универсалий, формам их влияния на поведение и деятельность людей.

-методы и формы научно-позпавательной и предметно-практической деятельности человека. Философия сыграла важнейшую роль в становлении конкретных научных дисциплин, многие из которых дисциплинарно оформились в границах философского познания.

функции:

- прогностическая функция заключается в том, что, изучая и объясняя мир, законом-ти его бытия как целого, философия разрабатывает модели и сценарии его будущих состояний, направления развития отдельных сфер бытия - природы, общества, культуры и т.д.

-мировоззренческая функция реализуется посредством рационально-теоретического выражения программ деятельности, общения и поведения людей той или иной эпохи.

- методологическая функция связана с регуляцией деятельности с точки зрения разработки эффективных и адекватных реальности методов, приемов, принципов и форм освоения дейст-сти.

ИСТОЧНИКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Первые философские системы сложились в середине 1 -го тысячелетия до н.э. в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии. Их возникновение связывается с наличием необходимых условий - предпосылок в развитии общества: экономических, социальных, духовных, мировоззренческих.

К экономическим предпосылкам относятся: разделение труда, разнообразие форм хозяйственной деятельности, относительно высокий уровень материального благосостояния, позволяющий содержать представителей интеллектуальных профессий, и др.

В социально-политической сфере эти предпосылки обеспечиваются основными цивилизационными показателями: налич. гос. власти, городского образа жизни, формированием правовых систем и гражд. общ-ва.

К духовным предпосылкам относятся развитые миф. системы, кот. в таком виде выступают исторически первой картиной мира со своими принципами его понимания и объяснения. Источники: гносеогенные,мифогенные.Это значит, что по своему происхождению фил-я может развиваться из мифологии, религии, искусства или из рацион., науч, логич. представлений о мире.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Элементами внутренней структуры философии являются ее разделы, которые формируются по проблемам и делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные отражают устойчивые, традиционные, в определенном смысле «вечные» проблемы философского познания, а прикладные возникают под влиянием конкретной социальной потребности. Фундаментальные разделы:

- онтология -учение о бытии как таковом, о фундаментальных принци­пах, первичных основах и атрибутах бытия;

- гносеология - теория познания;- аксиология - учение о ценностях;- философская антропология - учение о человеке;- праксиология - учение об активности и деятельности человека;

- методология - учение о принципах и способах организации теоре­тической и практической деятельности;

-диалектика-учение о развитии;

- социальная философия - учение об обществе;

- философия истории - теория исторического процесса и методология

исторического познания.

Некоторые из фундаментальных разделов со временем получили статус самостоятельных научно-философских дисциплин, к ним относятся:

- логика - наука о принципах, законах и формах мышления;

- этика - наука о нравственных принципах деятельности, общения и

товедения людей;

- эстетика - наука о производстве и восприятии художественных

ценностей.

Прикладные разделы:

- философия религии,политики,искусства,права,науки,техники,культуры,любви и др.;

Принципы философского познания: системность, логическая непротиворечивость, обоснованность, аргументированность, доказательность, ясность, точность, объективность.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Фил-я в культурах др.Востока наиболее отчётливо проявилась в 2-х вариантах: в Др. Китайском и Др. Инд.. Каждый из которых имеет свою специфику. В месте стем в восточной фил-ии можно обнаружить ряд общих особ-й: 1). Антропологизм - восточные фил-фы преимущественно уделяли внимание проблемам чел-ка.Проблемы бытия мира, его оснований, его законов волновали вост. фил-в. меньше.При этом место чел-ка в мире трактовалось особым образом. Чел-к на Востоке всегда включён в некое общее целое, более важное, более значимое, он является элементом этого целого и не имеет право ничего менять.В Индии таким общим целым был Космос. 2). Тесная связь с мифом,религией,искусством и обыденным мышлением. Фил-я вырастает из этих форм общ. сознания.Наука,логика,рац. мышление оказали на неё гораздо меньше влияния.

3). Заключ. в специфич. языке. На востоке не сложилось общепринятого языка с устойчивыми и определёнными понятиями.

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧ. НАПРАВЛЕННОСТЬ Ф-ИИ ДР.ИНДИИ

Как и в Китае, предфилософия Индии складывалась под воздействием древних книг. Веды, Упанишады, Араньяки, Махабхарата, Бхагавадгита. Рамаяна и другие представляют собой уникальные литературно-художественные своды гимнов, мифов, ритуалов, откровений, заговоров, молитв, законодательных и даже научных текстов. Эти книги демонстрируют специфическую особенность мировоззрения древних индийцев - доми­нирование в нем магических, мифологических и религиозных представлений. закрепившихся в универсальных для данного культурного пространства понятиях, среди которых:

- сансара - переселение души;- дхарма - закон поведения;-карма- закон возмездия;

-мокша-освобождение;- нирвана (задувать, тушить) - состояние полного покоя и невозмутимости, символ космической гармонии, основополагающего начала мира.

Эти понятия присутствуют во всех философских системах, но акценты и смыслы их могут варьироваться.

Философские школы в Индии назывались даршаиами. Основные даршаны сложились к середине I -го тысячелетия до н.э., среди них:

-брахманизм- вайшешика;- веданта;- чарвака-локаята;- миманса; -джайнизм; -ньяя;-буддизм;-йога;санкхья.;

Буддизм(6-5век до н.э.)Основатель-Гаутама Синдхарта.В основе буддизма лежит 4 благопр. истины:1).Жизнь-есть страдание.2).Корень страдания в жажде жизни.3).Уничтожить жажду жизни-значит прекратить страдания.4).Есть путь к освобождению: правильная решимость, прав.речь,действие,мысль.

ПОЗИТИВИЗМ.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направ­ление, возникшее в ЗО-е гг. XIX в. Представители: О. Конт,Э. Литтре,Г.Н. Вы­рубов, П. Лаффит,И.Тэн,Э.Ж. Ренан(Франция);Дж.С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания); ВВ. Лесевич, М.М.Троицкий, В.И. Ивановский. П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский (Россия).

Главным предметом исследования в позитивизме является наука во всем многообразии ее проявлений, связей и отношений с другими формами общественного сознания. Статус науки и техники в культуре, история науки, демаркация научных и ненаучных форм познания, структура научно-познавательной деятельности, динамика научных программ, научные револю­ции, дисциплинарная организация и методология науки, язык научных выска­зываний и понятийный аппарат науки, становление научных теорий и научных картин мира- вот далеко не полный перечень проблем, которыми занимались на разных этапах существования этого направления философы-позитивисты.

Основателем позитивизма считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Он первым сформулировал программу позитивистской философии и высказал широко известный тезис: «Наука сама себе философия». Логика рассуждений О. Конта такова. Общество в своей истории проходит три стадии развития. На первой, она называется теологической, человеческим духом управляет религия. Вторая стадия - метафизическая, ее содержание состаатяет деятельность философов и юристов. Третья стадия связана с утверждением господства науки и называется позитивной.В дальнейем развитии позитивизма выделяются этапы эмпириокри­тицизма, неопозитивизма и постпозитивизма.

Эмпириокритицизм(от греч. empeiria - опыт и искусство судить, «критика опыта>>другие названия: махизм, физический позитивизм. Представители:Э. Мах,Р. Авенариус, К. Пирсон, А. Пуанкаре, В. Оствальд,.Эмпириокритицизм стал реакцией на кризис в классической физике. Крупным физиком был Э. Мах. Неопозитивизм (М Шлик,Р. Карнап,Г. Фейгель,О. Нейрат,Ф. Кауфман; Г. Рейхенбах, В. Дубислав (Берлин);; Л. Витгенштейн, А. Айер, Д. Остин, Г. Райл, Д. Уиздом, Дж. Мур (Великобритания). Офор­мился в 20-е гг. XX вНеопозитивисты исходили из того, что во всяком научном исследовании можно выделить две группы вопросов. Первая группа ставит проблемы фак­тов и вещей, вторая - слов и терминов. Постпозитивизм. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, С. Тулмин, П. Фейерабенд, М.Иолани, Н. Хэнсон,Дж. Агасси, У. Селларс. Его формирование в 60-е гг. XX в. связано с новым этапом научно-технической революции, утверждением новых образцов науки и путей ее развития, усилением методологической компоненты в структуре научного познания.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

Рассмотрим основные направления иррационализма.

Философия жизни: А. Шопенгауэр, В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Г. Зиммель. Направление сложилось в последней трети XIX в., но его контуры обозначились уже в начале XIX в. в творчестве А. Шопен­гауэра, концентрированным выражением которого стала книга «Мир как воля и представление».

Название книги связано с пониманием бытия культуры как органи­ческого, интуитивно постигаемого жизненного потока. Основной ее тезис заключается в утверждении примата воли по отношению к разуму. Это значит, что воля независима от контроля разума: так называемое «абсолютно свободное хотение», родственное первоначальным и неисповедимым мировым силам.

Особый интерес представляют эстетика и этика А. Шопенгауэра. Отка­зывая разуму в способности познания, он наделяет этой способностью созер­цание, основанное на интуиции и характерное для художественной дальности. Искусство- это удел гения, это путь преодоления рациональности и синоним подлинного отношения к миру. В типологизации искусства выделяются: поэзия, музыка как «язык чувства и страсти», нравственность. Нравственная философия-это «этика сострадания». Эгоизм-движущая пружина нравст­венности. Степени нравственности зависят от силы сострадания. Примеча­тельны определения жизни А. Шопенгауэра: «Жизнь есть сон», «Жизнь -это то, что мы о ней думаем».

Фридрих Ницше (1844-1900) также поместил в центр философии волю, но взятую в качестве специфической воли к власти, стремящейся к максимуму. Ницшеанская философия представлена в виде броских афоризмов, несистемных и парадоксальных мыслей, многозначных символов, памфлетов и притч.

Вместе с тем Ф. Ницше, получивший блестящее филологическое образо­вание, создал оригинальную художественно-культурную концепцию. Она основана на трактовке человека как существа, находящегося па пути между животным состоянием и сверхчеловеком. Эти два качества всегда присутствуют в человеке.

28. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Экзистенциализм (философия существования): Н. Бердяев, А. Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет, Г. Марсель. Значительный вклад в развитие экзистенциализма внес Мартин Хайдеггер. В качестве самостоятельного философского направления экзистенциализм сложился между Первой и Второй мировыми войнами, в 30-60-е гг. XX в. Экзистенциализм явился мощным умонастроением современного Запада. характерным симптомом в философии XX в.. своеобразной реакцией на рационализм эпохи Просвещения, немецкой классической философии, позитивизма.

Идейные истоки экзистенциализма прослеживаются уже в первой половине XIX в. в творчестве Серена Кьеркегора (1813-1885) и в русской литературе второй половины XIX - начала XX в. С. Кьеркегор обозначил начало антропологического поворота в современной философии, назвал вопрос о человеке главным пунктом размежевания с философией прошлого, связал мышление с духовной жизнью личности, ее интимными пережива­ниями. Ф.М. Достоевский акцентировал процессуальность, драматизм внутренней жизни человека. «Все, что в его произведениях не есть буря, попало туда только как пролог для бури», -пишет Х.Ортега-и-Гасет.

В экзистенциализме подвергается критике основная черта рационального мышления - принцип противоположности субъекта и объекта, в соответствии с которым вся действительность, в том числе и человек, предстает только как объект научного исследования. Ориентация исключительно на нормы разума обезличивает человека и создает непреодолимые препятствия в реальной жизни. Вместо обращения к абсолютным абстракциям, экзистен­циализм стремится передать целостность человеческой жизни, многообразие способов человеческого поведения. Само название этого направления заклю­чает в себе замену классической «философии сущностей» философией человеческого существования.

В основе экзистенциальной трактовки человека лежит диалектика существования, сущности и бытия человека.

Существование, или экзистенция, отражает факт присутствия в мире отдельного человека сего чувствами и переживаниями. По своему хар-ру существование чел-ка является временным, ограниченным рождением и смертью. Оно имеет место не по воле человека, который обнаруживает себя заброшенным в мир. Следовательно, каждый человек -существо одинокое, его опыт глубоко индивидуален и непередаваем. Преодоление одиночества в процессе коммуникации почти невозможно. Поэтому основными спутниками человеческого существования являются неуверенность, озабо­ченность, страх, отчаяние. Но на фоне бесприютности, неустроенности, угро­зы обезличивания человек неизбежно должен сформировать и проявить свою собственную сущность.

30. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ Б. В ЭПОХУ ВОЗР.(СКОРИНА......).

Применительно к политической сфере жизн-ти общества раз­рабатывались идеи межгосударственной интеграции и федерализма. Социально-правовая мысль опиралась на глубокий анализ категорий: «закон», «от­ветственность», «свобода». Такими мыслителями, как Андрей Волан, Лев Сапега и другие, была заложена традиция методологии системного подхода к созданию правовых актов, фактическим результатом которой стал Статут Великого княжества Литовского. Социально-правовая трактовка свободы в аспекте сосуществования различных культурно-исторических традиций закрепилась в исследованиях Симеона Полоцкого, Мелетия Смотрицкого. Философия религии получила дополнительный импульс в связи с процессами реформации и контрреформации, распространением атеизма. Она представлена в работах Сымона Будного, Василия Тяпинского. Казимира Лыщинского. Традиционно белорусских мыслителей интересовали проблемы человека в системе социальных отношений, его морального выбора, самооп­ределения в многообразии культурных парадигм, просвещения, интеллек­туального совершенствования. Показательна позиция Афанасия Филиппови­ча, обосновавшего идею социокультурного плюрализма, сохранения сформировавшихся на Беларуси культурных традиций при условии их равноправия и равнозначности. Во второй половине XIX в. усиливаются революционно-демократические идеи, одним из первых представителей которых стал Константин Калиновский.

В развитии философии Беларуси в Новое время можно проследить оп­ределенную преемственность и тематическую целостность, которую обеспечили видные представители духовной культуры:

- XVI-XVIIвв.: Франциск Скорина, Сымон Будный, Андрей Волан. Николай Гуссовский, братья Лаврентий и Стефан Зизании, Михалон Литвин. Ян Намысловский и т.д.;

31.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

В конце XIX - начале XX в. на Беларуси сложилась неблагоприятная для стабильного развития духовной культуры ситуация: назревание револю­ционных тенденций, подготовка и начало Первой мировой войны' - обус­ловили утрату философией своей теоретической формы и переход на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными стали проблемы духовности, социокультурного самоопределения белорусского народа.

На этой основе выделились два направления социально-философской мысли. Одно из них сложилось под влиянием русской религиозной филосо­фии, другое выражало идею национального белорусского возрождения.

Религиозная философия, представленная творчеством Я. Окуня и Д. Скрынченко, отстаивала приоритет религиозной духовности как базовой ценности в жизни общества. Усиление ее регулятивных функций связывалосьс программой слияния религии и этики. В контексте решения определенной идеологической задачи они обосновывали принадлежность белорусского народа к греко-православной культурной традиции, восточнославянским принципам самодержавия, православия, народности. Историческая перспек­тива виделась им в освобождении от навязанного Польшей западноевро­пейского влияния и вхождении в русскую культуру в качестве ее наиболее древней части.

Фипософия национального возрождения оформилась в деятельности М.Абдираловича, В. Самойло, А. Цвикевича. Представители этого направ­ления отвергали принадлежность белорусской культуры к польской или рос­сийской, полагая, что на территории Беларуси за многие столетия сформи­ровалась основа для развития оригинальной и самостоятельной парадигмы, разграничивающей Запад и Восток.

Революционно-демократическое крыло национальной философии - М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Колас,Я. Купала, Б. Тарашкевич - внесли существенный вклад в становление белорусского искусства, современного литературного белорусского языка. Они добились высокого уровня отражения объективной реальности, связанной с положением крестьянских масс, простого народа.

В целом для философии национального возрождения были характерны ярко выраженные этнографические акценты, идеализация крестьянского, сельского быта. В последующем из этой философии выделились две идейно-политические основы: либерального национализма и революционного радикализма?[Последние представлены в политическом плане партией большевиков.

В советский период философия Беларуси развивалась на диалектико-материалистичеокой основе. В БССР в 1931 г. был открыт Институт фило­софии в национальной Академии наук, в 1947 г. в Белорусском государствен­ном университете открылось отделение философии, что способствовало повышению научно-профессионального уровня белорусских философов.

К 60-м гг. XX в. сложились основные философские школы:

- минская школа философии и методологии науки, начало которой положено работами B.C. Степина. В рамках этой школы были выделены проблемы функционирования и развития научной теории, взаимосвязи теории и эмпирических методов (эксперимент, наблюдение), началось изучение статуса и функций оснований научной деятельности (идеалы и нормы, научная картина мира, философские принципы), социокультурного контекста развития науки. В настоящее время школа представлена исследованиями А.Н. Елсукова, А.А. Михайлова, В.Е. Петушковой, А.И. Зеленкова, Л.Ф. Куз­нецовой, Я.С. Яскевич, А.И. Лойко;

- академические школы Института философии и права - методологи­ческая (Д.И. Широканов, В.К. Лукашевич, А.П. Трофименко, А.И. Осипов, Н.И. Жуков), историко-философская (А.С. Майхрович, С.А. Подокшин, А.А. Бирало, Э.К. Дорошевич, В.М. Конон). Интересы методологической школы сосредоточены на изучении возможностей диалектических категорий и принципов в естественнонаучном познании. Историко-философская -занимается изучением философской мысли Беларуси;

- школа социальной диалектики, основателем которой является Ю. А. Ха-рин. В рамках этой школы изучается социальная динамика с точки зрения эвристики таких категорий, как: «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальное противоречие», «субъективный фактор»;

- философско-экологическое направление, представленное работами П.А. Водопьянова, А.И. Зеленкова. Разрабатывается методологический инструментарий анализа постчернобыльской ситуации и техногенных катастроф, проводятся практические исследования по разработке программ адаптации населения к различным проявлениям технофобии.

Таким образом, в силу различных факторов социального, гуманитарного, техногенного характера философская мысль Беларуси сохранила преем­ственность проблематики, конституировалась в совокупность специализиро­ванных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию.

32.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУССКОЙ ФИЛ-ИИ .

Обозначим наиболее яркие проблемные ориентации русской философии.

Во-первых, это проблема самоидентификации русской культуры, обнаружения основ ее самобытности и определения путей исторического развития. Культурологическую проблематику представляли в дискуссиях западники: М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, АИ. Герцен, Н.О. Лосский, Н.П. Огарев, Ф.Е. Корш, П.Г. Редькин, И.А. и т. д.; славянофилы: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, С.Н. Бул­гаков, В.И. Даль, И.В. Киреевский, АН. Островский, Ю.Ф. и т.д.

Западничество и славянофильство - это две линии в культурных ориентациях русской интеллигенции, наметившиеся еще в XVII в. как борь­ба сторонников латинского и греческого образования. В XVIII в. эти течения приобрели более четкие очертания в связи с петровскими реформами. В 40-60-е гг. XIX в. предметом обсуждения стал более широкий круг вопросов о направлении и характере социокультурного развития России.

Во-первых, сущностью спора между западниками и славянофилами был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррацио­нальные мотивы, эмоции, православная духовность.

Во-вторых, - теологическая проблематика, в рамках которой поднимались вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни. В целом Бог в русской философии трактуется и как онтологическое основание мира, и как основа духовности человека, и как гарант общественной жизни.

В-третьих, - антропологическая проблематика. Проблема человека является центральной врусской философии. Она реализовалась в разработке вопросов экзистенциального, психологического, этического, художествен­ного характера.

В философии морали главный интерес был сосредоточен не на обосно­вании этических понятий, а на решении практических проблем социалы юго и политического характера, установлении связи морали и религии, индиви­дуального поступка и коллективного блага. Поэтому в сочинениях этическо­го цикла присутствует терминология, понятная только в контексте одной концепции и практически непереводимая на общезначимый категориально-понятийный язык, например: «сродность», «соборность», «софийность». «воскрешение» и другие, которые имеют непосредственный выход к религиозности.

В-четвертых, - проблема переустройства жизни общества на гуманис­тических началах справедливости, любви, добра, всеобщего блага. Эта ориентация реализовалась в социально-исторических исследованиях и революционно-демократических идеях.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.

Бытие - это философская категория, отражающая совокупность многообразных проявлений мира, существующих в реальности. Выделяется несколько сфер бытия:

- бытие природы: органической и неорганической;

- бытие культуры: матер., дух., художественной; нацио­нальной, региональной, общечеловеческой; народно-фольклорной, массовой. элитарной;

- бытие общества, или социальное бытие: экономическое, политическое;

- индивидуально-личностное бытие человека.

Обнаруживая различные сферы бытия, философия стремится выделить его универсальные принципы,среди которых:

- принцип единства мира и его целостности;

- принцип взаимосвязи и взаимодействия всех явлений и процессов;

- принцип системности;

- принцип развития;

- принцип глобального эволюционизма и коэволюции (согласованности);

- принцип сложной причинно-следственной обусловленности всех явле­ний и процессов в мире, который называют еще принципом детерминизма.

Важнейшей онтологической проблемой является выяснение причин и оснований, обеспечивающих единство и цельность мира. Такие основания в классической онтологии называются субстанциями (от лат. substantia -сущность; то, что лежит в основе). Субстанция характеризуется постоянством и относительной устойчивостью на фоне многообразных изменений развивающегося универсума. Уже древнегреческие мыслители выделили и проанализировали возможные субстанциальные начала мира и постепенно свели их к двум основным: материальному (от лат. materialis - вещество) и идеальному (от греч. idea - идея, первообраз, парадигма, эталон, образец, эйдос).

ДВИЖЕНИЕ КАК АТРИБУТ БЫТИЯ.

Движение - это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение -это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, так как и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабиль­ность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состоя-^ ниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необра­тимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие-два аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологи­ческую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф.Энгельсом, сохраняет­ся: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ.

Закон - это фил. категория для отражения необходимой, существенной, устойчивой связи между явлениями и процессами природной и социальной реальности, кот. носит общий хар-р.

Закон может быть сформулирован в пределах конкретной науки или научной теории. Философские законы, или законы диалектики, обладают специфическими характеристиками;

- отражают всеобщий, универсальный характер связи, движения и развития явлений природной, социальной реальности и духовно-познавательной деятельности человека;

-характеризуют связи, движ-е и развитие явлений в чистом виде, без специфики их носителя;

- всесторонне раскрывают сущность развития, т.е. отвечает на вопросы об источнике, механизме, структуре, форме и направленности развития.

Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противопо­ложностей -указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимо­действия противоположных сторон в любом системном объекте.

Противоречие - фил. категория для отражения процесса взаимо-я противоположных сторон. В этом процессе можно выделить три стадии: тождество, различие, борьба. Тождество - фил. категория для отражения такого этапа противоречия, на кот. родовые и индивидуальные св-ва противо­положностей совпадают, объект равен самому себе. Различие - фил. категория для отражения такого этапа противо­речия, на кот. углубляется противоположность и выявляется содержание каждой из сторон. Борьба - понятие, отражающее этап разрешения противоречия между противополож. сторонами объекта.

Второй закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные - раскрывает механизм развития, соотношение эволюционной и революционной фаз в нем. Основные категории этого закона: качество. количество, мера, скачок, революция, эволюция, реформа.

Качество - фил. категория для отраж. предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Кол-во - фил. категория для отражения степени развития и интенсивности св-в предмета, выраженных в величинах и числах.

Мера- фил. категория для отраж. диалектического единства кач-ва и кол-ва или такого интервала количественных изменений, в пределах кот. сохраняется каче.определенность предмета. Скачок - фил. категория для отражения перехода колич. изменений в кач. или перехода из одного колич. состояния в другое в рез-те повышения меры.

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания - раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Он фиксирует: во-первых, уничтожение качественной определенности системы с сохранением некоторых ее элементов, свойств, характеристик; во-вторых, преобразование сохраненного содержания на новом этапе развития системы.

Содержание закона раскрывается через ряд понятий: отрицание, негация, снятие, трансформация, преемственность.

Отрицание - фил. категория для отраж. закономерного процесса перехода системы в иное кач. состояние вследствие развития его внутр. противоречий.

ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА.

Синергетика (от греч. synergos - содействие, сотрудничество) -теория согласованного состояния процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. В рамках синергетического подхода исследуются сложные, открытые, нелинейные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств В стабильном состоянии система данного типа функционирует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно, а часто и под влиянием случайности, возрастают отклонения величин в нормальном функционировании системы. Такие отклонения называются синергетическими флуктуациями. Их усиление ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Она оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. Своеобразная точка перелома или ветвления системы называется точкой бифуркации. Синергетика представляет собой научную теорию высокого уровня, кот. позволяет синтезировать результаты из различных областей знания. Она не только подтверждает идею развития, но и позволяет сформулировать на общенаучном уровне идею глобального эволюционизма.

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛ-КА

Жизнь - это понятие для отражения такого состояния системы, которое обеспечивает ее способность к функционированию, саморегуляции и воспроизводству. У человека эти способности зависят не только от биоло­гических факторов, но и от волевого начала, ролевой активности, воздействия техногенных сред.

Для того чтобы общество развивалось и одновременно сохраняло устойчивость и стабильность, человек должен полноценно реализовать свои возможности, выявить свою сущность. Категория «бытие» в философской антропологии и отражает активное присутствие человека в мире как индивида, индивидуальности, личности.

Индивид - категория для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Такая отдельность, атомарность характе­ризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиоло­гической организации, устойчивостью во взаимодействии с окружающей средой, активностью. Ценностный статус индивида в конкретной культуре определяется понятиями «индивидуализм» и «коллективизм».

Индивидуальность - категория для обозначения ярко выраженных творческих и физиологических характеристик индивида среди определенного сообщества людей. Физиологические особенности закрепляются в механизмах наследственности, творческие - в социокультурных механизмах. Личность -категория для отражения социальной природы человека, его способности к ответственности и организации в политических, экономи­ческих, морально-правовых отношениях. Формирование личности связано с процессом социализации индивида. Ценность - категория, отражающая индивидуальное, социальное или культурное значение определенных явлений действительности, их способ­ность служить удовлетворению человеческих потребностей.

СТРУКТУРА И Ф-ЦИИ СОЗНАНИЯ.

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств чел-ка.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознатель­ное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга,Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлек­сы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, кот. отвечает за мышление чел-ка, его интеллекти память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.069 с.)