Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классич. И некл. Ф-ия - два стиля философского мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отличительные черты классической и неклассической философии: 1. В классической философии наблюдалось противопоставление человека и мира, такое разведение субъекта и объекта познания, при котором индивид выступал носителем мирового разума, способным достичь абсолютного знания. В неклассической философии возникла идея создания новой oнтологии без жесткого противопоставления субъекта и объекта, человека и мира, материальных и духовных начал бытия. 2. Схема: «субъект-объект», из которой исходила классическим философия, была в основном теоретико-познавательной. Отсюда возникали гносеологические проблемы метода, истины, доказ-ва, сознания,отражения. С этой ориентацией классической культуры связана установка «Знание - высшая ценность». Общей теоретической целью классической философии было достижение истины или абсолютно достоверного знания о мире, чел-ке и их взаимоотношениях.В неклассической фил-ии изменяются представления об исходных основаниях и истинности философских знаний. Сама философия осмысляет себя как проекцию, отражение целостности конкретной и фактической жизни. 3. Классическая философия трактовала чел-ка строго рационалистически, в ней господствовал определенный культ сознания, познания, мышления, разума, их приоритетность в понимании целей и смысла человеческого бытия. Идеал всемогущего познающего разума часто выступал в образе надиндивидуального, «божественного» разума. Неклассическая философия совершает антропологический поворот. Она стремится к созданию нового образа человека, который включал бы в себя все аспекты его бытия. 4. В классической философии, особенно начиная с эпохи Возрождения, признавалась эталонная роль естествознания по отношению к иным формам рациональности. Философия ощущала свое кровное родство с наукой, для которой достижение истины, понимаемой как знание вещей, их св-в и управляющих ими законов, тоже было идеалом. В неклассической философии очевидно широкое осмысление рациональности, распространение ее на все сферы бытия, а не только на научно-познавательную деятельность. 5. Классическая философия выработала установку па познание,освоение и преобразование прир. и соц. реальности, она обосновала приоритеты и ценности техногенного пути развития культуры Неклассическая философия стремится к глубокому анализу сущ-ти науч.-технич. прогресса и перспектив развития челоисчестна в его условиях. 6. Важнейшими разделами классической философии обычно считались метафизика, теория познания и этика. Она стремилась к созданию глобальных, универсальных философских систем и концепций. В неклассической философии наблюдаются дифференциация философской проблематики, плюрализм моделей философствования. 7. Для классической философии была характерна элитарность философского познания, его ориентация на сравнительно узкий круг интеллигенции, профессионалов. Неклассическая философия стремится к популяризации своих идей и концепций через средства массовой информации, литературу и искусство. Она обращается к общественному, в том числе и массовому, сознанию. ПОЗИТИВИЗМ. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, возникшее в ЗО-е гг. XIX в. Представители: О. Конт,Э. Литтре,Г.Н. Вырубов, П. Лаффит,И.Тэн,Э.Ж. Ренан(Франция);Дж.С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания); ВВ. Лесевич, М.М.Троицкий, В.И. Ивановский. П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский (Россия). Главным предметом исследования в позитивизме является наука во всем многообразии ее проявлений, связей и отношений с другими формами общественного сознания. Статус науки и техники в культуре, история науки, демаркация научных и ненаучных форм познания, структура научно-познавательной деятельности, динамика научных программ, научные революции, дисциплинарная организация и методология науки, язык научных высказываний и понятийный аппарат науки, становление научных теорий и научных картин мира- вот далеко не полный перечень проблем, которыми занимались на разных этапах существования этого направления философы-позитивисты. Основателем позитивизма считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Он первым сформулировал программу позитивистской философии и высказал широко известный тезис: «Наука сама себе философия». Логика рассуждений О. Конта такова. Общество в своей истории проходит три стадии развития. На первой, она называется теологической, человеческим духом управляет религия. Вторая стадия - метафизическая, ее содержание состаатяет деятельность философов и юристов. Третья стадия связана с утверждением господства науки и называется позитивной.В дальнейем развитии позитивизма выделяются этапы эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Эмпириокритицизм(от греч. empeiria - опыт и искусство судить, «критика опыта>>другие названия: махизм, физический позитивизм. Представители:Э. Мах,Р. Авенариус, К. Пирсон, А. Пуанкаре, В. Оствальд,.Эмпириокритицизм стал реакцией на кризис в классической физике. Крупным физиком был Э. Мах. Неопозитивизм (М Шлик,Р. Карнап,Г. Фейгель,О. Нейрат,Ф. Кауфман; Г. Рейхенбах, В. Дубислав (Берлин);; Л. Витгенштейн, А. Айер, Д. Остин, Г. Райл, Д. Уиздом, Дж. Мур (Великобритания). Оформился в 20-е гг. XX вНеопозитивисты исходили из того, что во всяком научном исследовании можно выделить две группы вопросов. Первая группа ставит проблемы фактов и вещей, вторая - слов и терминов. Постпозитивизм. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, С. Тулмин, П. Фейерабенд, М.Иолани, Н. Хэнсон,Дж. Агасси, У. Селларс. Его формирование в 60-е гг. XX в. связано с новым этапом научно-технической революции, утверждением новых образцов науки и путей ее развития, усилением методологической компоненты в структуре научного познания. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Рассмотрим основные направления иррационализма. Философия жизни: А. Шопенгауэр, В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Г. Зиммель. Направление сложилось в последней трети XIX в., но его контуры обозначились уже в начале XIX в. в творчестве А. Шопенгауэра, концентрированным выражением которого стала книга «Мир как воля и представление». Название книги связано с пониманием бытия культуры как органического, интуитивно постигаемого жизненного потока. Основной ее тезис заключается в утверждении примата воли по отношению к разуму. Это значит, что воля независима от контроля разума: так называемое «абсолютно свободное хотение», родственное первоначальным и неисповедимым мировым силам. Особый интерес представляют эстетика и этика А. Шопенгауэра. Отказывая разуму в способности познания, он наделяет этой способностью созерцание, основанное на интуиции и характерное для художественной дальности. Искусство- это удел гения, это путь преодоления рациональности и синоним подлинного отношения к миру. В типологизации искусства выделяются: поэзия, музыка как «язык чувства и страсти», нравственность. Нравственная философия-это «этика сострадания». Эгоизм-движущая пружина нравственности. Степени нравственности зависят от силы сострадания. Примечательны определения жизни А. Шопенгауэра: «Жизнь есть сон», «Жизнь -это то, что мы о ней думаем». Фридрих Ницше (1844-1900) также поместил в центр философии волю, но взятую в качестве специфической воли к власти, стремящейся к максимуму. Ницшеанская философия представлена в виде броских афоризмов, несистемных и парадоксальных мыслей, многозначных символов, памфлетов и притч. Вместе с тем Ф. Ницше, получивший блестящее филологическое образование, создал оригинальную художественно-культурную концепцию. Она основана на трактовке человека как существа, находящегося па пути между животным состоянием и сверхчеловеком. Эти два качества всегда присутствуют в человеке. 28. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм (философия существования): Н. Бердяев, А. Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет, Г. Марсель. Значительный вклад в развитие экзистенциализма внес Мартин Хайдеггер. В качестве самостоятельного философского направления экзистенциализм сложился между Первой и Второй мировыми войнами, в 30-60-е гг. XX в. Экзистенциализм явился мощным умонастроением современного Запада. характерным симптомом в философии XX в.. своеобразной реакцией на рационализм эпохи Просвещения, немецкой классической философии, позитивизма. Идейные истоки экзистенциализма прослеживаются уже в первой половине XIX в. в творчестве Серена Кьеркегора (1813-1885) и в русской литературе второй половины XIX - начала XX в. С. Кьеркегор обозначил начало антропологического поворота в современной философии, назвал вопрос о человеке главным пунктом размежевания с философией прошлого, связал мышление с духовной жизнью личности, ее интимными переживаниями. Ф.М. Достоевский акцентировал процессуальность, драматизм внутренней жизни человека. «Все, что в его произведениях не есть буря, попало туда только как пролог для бури», -пишет Х.Ортега-и-Гасет. В экзистенциализме подвергается критике основная черта рационального мышления - принцип противоположности субъекта и объекта, в соответствии с которым вся действительность, в том числе и человек, предстает только как объект научного исследования. Ориентация исключительно на нормы разума обезличивает человека и создает непреодолимые препятствия в реальной жизни. Вместо обращения к абсолютным абстракциям, экзистенциализм стремится передать целостность человеческой жизни, многообразие способов человеческого поведения. Само название этого направления заключает в себе замену классической «философии сущностей» философией человеческого существования. В основе экзистенциальной трактовки человека лежит диалектика существования, сущности и бытия человека. Существование, или экзистенция, отражает факт присутствия в мире отдельного человека сего чувствами и переживаниями. По своему хар-ру существование чел-ка является временным, ограниченным рождением и смертью. Оно имеет место не по воле человека, который обнаруживает себя заброшенным в мир. Следовательно, каждый человек -существо одинокое, его опыт глубоко индивидуален и непередаваем. Преодоление одиночества в процессе коммуникации почти невозможно. Поэтому основными спутниками человеческого существования являются неуверенность, озабоченность, страх, отчаяние. Но на фоне бесприютности, неустроенности, угрозы обезличивания человек неизбежно должен сформировать и проявить свою собственную сущность. 30. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ Б. В ЭПОХУ ВОЗР.(СКОРИНА......). Применительно к политической сфере жизн-ти общества разрабатывались идеи межгосударственной интеграции и федерализма. Социально-правовая мысль опиралась на глубокий анализ категорий: «закон», «ответственность», «свобода». Такими мыслителями, как Андрей Волан, Лев Сапега и другие, была заложена традиция методологии системного подхода к созданию правовых актов, фактическим результатом которой стал Статут Великого княжества Литовского. Социально-правовая трактовка свободы в аспекте сосуществования различных культурно-исторических традиций закрепилась в исследованиях Симеона Полоцкого, Мелетия Смотрицкого. Философия религии получила дополнительный импульс в связи с процессами реформации и контрреформации, распространением атеизма. Она представлена в работах Сымона Будного, Василия Тяпинского. Казимира Лыщинского. Традиционно белорусских мыслителей интересовали проблемы человека в системе социальных отношений, его морального выбора, самоопределения в многообразии культурных парадигм, просвещения, интеллектуального совершенствования. Показательна позиция Афанасия Филипповича, обосновавшего идею социокультурного плюрализма, сохранения сформировавшихся на Беларуси культурных традиций при условии их равноправия и равнозначности. Во второй половине XIX в. усиливаются революционно-демократические идеи, одним из первых представителей которых стал Константин Калиновский. В развитии философии Беларуси в Новое время можно проследить определенную преемственность и тематическую целостность, которую обеспечили видные представители духовной культуры: - XVI-XVIIвв.: Франциск Скорина, Сымон Будный, Андрей Волан. Николай Гуссовский, братья Лаврентий и Стефан Зизании, Михалон Литвин. Ян Намысловский и т.д.; 31.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В конце XIX - начале XX в. на Беларуси сложилась неблагоприятная для стабильного развития духовной культуры ситуация: назревание революционных тенденций, подготовка и начало Первой мировой войны' - обусловили утрату философией своей теоретической формы и переход на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными стали проблемы духовности, социокультурного самоопределения белорусского народа. На этой основе выделились два направления социально-философской мысли. Одно из них сложилось под влиянием русской религиозной философии, другое выражало идею национального белорусского возрождения. Религиозная философия, представленная творчеством Я. Окуня и Д. Скрынченко, отстаивала приоритет религиозной духовности как базовой ценности в жизни общества. Усиление ее регулятивных функций связывалосьс программой слияния религии и этики. В контексте решения определенной идеологической задачи они обосновывали принадлежность белорусского народа к греко-православной культурной традиции, восточнославянским принципам самодержавия, православия, народности. Историческая перспектива виделась им в освобождении от навязанного Польшей западноевропейского влияния и вхождении в русскую культуру в качестве ее наиболее древней части. Фипософия национального возрождения оформилась в деятельности М.Абдираловича, В. Самойло, А. Цвикевича. Представители этого направления отвергали принадлежность белорусской культуры к польской или российской, полагая, что на территории Беларуси за многие столетия сформировалась основа для развития оригинальной и самостоятельной парадигмы, разграничивающей Запад и Восток. Революционно-демократическое крыло национальной философии - М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Колас,Я. Купала, Б. Тарашкевич - внесли существенный вклад в становление белорусского искусства, современного литературного белорусского языка. Они добились высокого уровня отражения объективной реальности, связанной с положением крестьянских масс, простого народа. В целом для философии национального возрождения были характерны ярко выраженные этнографические акценты, идеализация крестьянского, сельского быта. В последующем из этой философии выделились две идейно-политические основы: либерального национализма и революционного радикализма?[Последние представлены в политическом плане партией большевиков. В советский период философия Беларуси развивалась на диалектико-материалистичеокой основе. В БССР в 1931 г. был открыт Институт философии в национальной Академии наук, в 1947 г. в Белорусском государственном университете открылось отделение философии, что способствовало повышению научно-профессионального уровня белорусских философов. К 60-м гг. XX в. сложились основные философские школы: - минская школа философии и методологии науки, начало которой положено работами B.C. Степина. В рамках этой школы были выделены проблемы функционирования и развития научной теории, взаимосвязи теории и эмпирических методов (эксперимент, наблюдение), началось изучение статуса и функций оснований научной деятельности (идеалы и нормы, научная картина мира, философские принципы), социокультурного контекста развития науки. В настоящее время школа представлена исследованиями А.Н. Елсукова, А.А. Михайлова, В.Е. Петушковой, А.И. Зеленкова, Л.Ф. Кузнецовой, Я.С. Яскевич, А.И. Лойко; - академические школы Института философии и права - методологическая (Д.И. Широканов, В.К. Лукашевич, А.П. Трофименко, А.И. Осипов, Н.И. Жуков), историко-философская (А.С. Майхрович, С.А. Подокшин, А.А. Бирало, Э.К. Дорошевич, В.М. Конон). Интересы методологической школы сосредоточены на изучении возможностей диалектических категорий и принципов в естественнонаучном познании. Историко-философская -занимается изучением философской мысли Беларуси; - школа социальной диалектики, основателем которой является Ю. А. Ха-рин. В рамках этой школы изучается социальная динамика с точки зрения эвристики таких категорий, как: «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальное противоречие», «субъективный фактор»; - философско-экологическое направление, представленное работами П.А. Водопьянова, А.И. Зеленкова. Разрабатывается методологический инструментарий анализа постчернобыльской ситуации и техногенных катастроф, проводятся практические исследования по разработке программ адаптации населения к различным проявлениям технофобии. Таким образом, в силу различных факторов социального, гуманитарного, техногенного характера философская мысль Беларуси сохранила преемственность проблематики, конституировалась в совокупность специализированных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию. 32.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУССКОЙ ФИЛ-ИИ . Обозначим наиболее яркие проблемные ориентации русской философии. Во-первых, это проблема самоидентификации русской культуры, обнаружения основ ее самобытности и определения путей исторического развития. Культурологическую проблематику представляли в дискуссиях западники: М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, АИ. Герцен, Н.О. Лосский, Н.П. Огарев, Ф.Е. Корш, П.Г. Редькин, И.А. и т. д.; славянофилы: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, С.Н. Булгаков, В.И. Даль, И.В. Киреевский, АН. Островский, Ю.Ф. и т.д. Западничество и славянофильство - это две линии в культурных ориентациях русской интеллигенции, наметившиеся еще в XVII в. как борьба сторонников латинского и греческого образования. В XVIII в. эти течения приобрели более четкие очертания в связи с петровскими реформами. В 40-60-е гг. XIX в. предметом обсуждения стал более широкий круг вопросов о направлении и характере социокультурного развития России. Во-первых, сущностью спора между западниками и славянофилами был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррациональные мотивы, эмоции, православная духовность. Во-вторых, - теологическая проблематика, в рамках которой поднимались вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни. В целом Бог в русской философии трактуется и как онтологическое основание мира, и как основа духовности человека, и как гарант общественной жизни. В-третьих, - антропологическая проблематика. Проблема человека является центральной врусской философии. Она реализовалась в разработке вопросов экзистенциального, психологического, этического, художественного характера. В философии морали главный интерес был сосредоточен не на обосновании этических понятий, а на решении практических проблем социалы юго и политического характера, установлении связи морали и религии, индивидуального поступка и коллективного блага. Поэтому в сочинениях этического цикла присутствует терминология, понятная только в контексте одной концепции и практически непереводимая на общезначимый категориально-понятийный язык, например: «сродность», «соборность», «софийность». «воскрешение» и другие, которые имеют непосредственный выход к религиозности. В-четвертых, - проблема переустройства жизни общества на гуманистических началах справедливости, любви, добра, всеобщего блага. Эта ориентация реализовалась в социально-исторических исследованиях и революционно-демократических идеях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.012 с.) |