Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классич. И некл. Ф-ия - два стиля философского мышления

Поиск

Отличительные черты классической и неклассической философии:

1. В классической философии наблюдалось противопоставление человека и мира, такое разведение субъекта и объекта познания, при котором индивид выступал носителем мирового разума, способным достичь абсолютного знания.

В неклассической философии возникла идея создания новой oнтологии без жесткого противопоставления субъекта и объекта, человека и мира, материальных и духовных начал бытия.

2. Схема: «субъект-объект», из которой исходила классическим философия, была в основном теоретико-познавательной. Отсюда возникали гносеологические проблемы метода, истины, доказ-ва, сознания,отражения. С этой ориентацией классической культуры связана установка «Знание - высшая ценность». Общей теоретической целью классической философии было достижение истины или абсолютно достоверного знания о мире, чел-ке и их взаимоотношениях.В неклассической фил-ии изменяются представления об исходных основаниях и истинности философских знаний. Сама философия осмысляет себя как проекцию, отражение целостности конкретной и фактической жизни.

3. Классическая философия трактовала чел-ка строго рационалис­тически, в ней господствовал определенный культ сознания, познания, мышления, разума, их приоритетность в понимании целей и смысла человеческого бытия. Идеал всемогущего познающего разума часто выступал в образе надиндивидуального, «божественного» разума.

Неклассическая философия совершает антропологический поворот. Она стремится к созданию нового образа человека, который включал бы в себя все аспекты его бытия.

4. В классической философии, особенно начиная с эпохи Возрождения, признавалась эталонная роль естествознания по отношению к иным формам рациональности. Философия ощущала свое кровное родство с наукой, для которой достижение истины, понимаемой как знание вещей, их св-в и управляющих ими законов, тоже было идеалом.

В неклассической философии очевидно широкое осмысление рацио­нальности, распространение ее на все сферы бытия, а не только на научно-познавательную деятельность.

5. Классическая философия выработала установку па познание,освоение и преобразование прир. и соц. реальности, она обосновала приоритеты и ценности техногенного пути развития культуры

Неклассическая философия стремится к глубокому анализу сущ-ти науч.-технич. прогресса и перспектив развития челоисчестна в его условиях.

6. Важнейшими разделами классической философии обычно считались метафизика, теория познания и этика. Она стремилась к созданию глобальных, универсальных философских систем и концепций.

В неклассической философии наблюдаются дифференциация философ­ской проблематики, плюрализм моделей философствования.

7. Для классической философии была характерна элитарность философ­ского познания, его ориентация на сравнительно узкий круг интеллигенции, профессионалов.

Неклассическая философия стремится к популяризации своих идей и концепций через средства массовой информации, литературу и искусство. Она обращается к общественному, в том числе и массовому, сознанию.

ПОЗИТИВИЗМ.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направ­ление, возникшее в ЗО-е гг. XIX в. Представители: О. Конт,Э. Литтре,Г.Н. Вы­рубов, П. Лаффит,И.Тэн,Э.Ж. Ренан(Франция);Дж.С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания); ВВ. Лесевич, М.М.Троицкий, В.И. Ивановский. П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский (Россия).

Главным предметом исследования в позитивизме является наука во всем многообразии ее проявлений, связей и отношений с другими формами общественного сознания. Статус науки и техники в культуре, история науки, демаркация научных и ненаучных форм познания, структура научно-познавательной деятельности, динамика научных программ, научные револю­ции, дисциплинарная организация и методология науки, язык научных выска­зываний и понятийный аппарат науки, становление научных теорий и научных картин мира- вот далеко не полный перечень проблем, которыми занимались на разных этапах существования этого направления философы-позитивисты.

Основателем позитивизма считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Он первым сформулировал программу позитивистской философии и высказал широко известный тезис: «Наука сама себе философия». Логика рассуждений О. Конта такова. Общество в своей истории проходит три стадии развития. На первой, она называется теологической, человеческим духом управляет религия. Вторая стадия - метафизическая, ее содержание состаатяет деятельность философов и юристов. Третья стадия связана с утверждением господства науки и называется позитивной.В дальнейем развитии позитивизма выделяются этапы эмпириокри­тицизма, неопозитивизма и постпозитивизма.

Эмпириокритицизм(от греч. empeiria - опыт и искусство судить, «критика опыта>>другие названия: махизм, физический позитивизм. Представители:Э. Мах,Р. Авенариус, К. Пирсон, А. Пуанкаре, В. Оствальд,.Эмпириокритицизм стал реакцией на кризис в классической физике. Крупным физиком был Э. Мах. Неопозитивизм (М Шлик,Р. Карнап,Г. Фейгель,О. Нейрат,Ф. Кауфман; Г. Рейхенбах, В. Дубислав (Берлин);; Л. Витгенштейн, А. Айер, Д. Остин, Г. Райл, Д. Уиздом, Дж. Мур (Великобритания). Офор­мился в 20-е гг. XX вНеопозитивисты исходили из того, что во всяком научном исследовании можно выделить две группы вопросов. Первая группа ставит проблемы фак­тов и вещей, вторая - слов и терминов. Постпозитивизм. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, С. Тулмин, П. Фейерабенд, М.Иолани, Н. Хэнсон,Дж. Агасси, У. Селларс. Его формирование в 60-е гг. XX в. связано с новым этапом научно-технической революции, утверждением новых образцов науки и путей ее развития, усилением методологической компоненты в структуре научного познания.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

Рассмотрим основные направления иррационализма.

Философия жизни: А. Шопенгауэр, В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Г. Зиммель. Направление сложилось в последней трети XIX в., но его контуры обозначились уже в начале XIX в. в творчестве А. Шопен­гауэра, концентрированным выражением которого стала книга «Мир как воля и представление».

Название книги связано с пониманием бытия культуры как органи­ческого, интуитивно постигаемого жизненного потока. Основной ее тезис заключается в утверждении примата воли по отношению к разуму. Это значит, что воля независима от контроля разума: так называемое «абсолютно свободное хотение», родственное первоначальным и неисповедимым мировым силам.

Особый интерес представляют эстетика и этика А. Шопенгауэра. Отка­зывая разуму в способности познания, он наделяет этой способностью созер­цание, основанное на интуиции и характерное для художественной дальности. Искусство- это удел гения, это путь преодоления рациональности и синоним подлинного отношения к миру. В типологизации искусства выделяются: поэзия, музыка как «язык чувства и страсти», нравственность. Нравственная философия-это «этика сострадания». Эгоизм-движущая пружина нравст­венности. Степени нравственности зависят от силы сострадания. Примеча­тельны определения жизни А. Шопенгауэра: «Жизнь есть сон», «Жизнь -это то, что мы о ней думаем».

Фридрих Ницше (1844-1900) также поместил в центр философии волю, но взятую в качестве специфической воли к власти, стремящейся к максимуму. Ницшеанская философия представлена в виде броских афоризмов, несистемных и парадоксальных мыслей, многозначных символов, памфлетов и притч.

Вместе с тем Ф. Ницше, получивший блестящее филологическое образо­вание, создал оригинальную художественно-культурную концепцию. Она основана на трактовке человека как существа, находящегося па пути между животным состоянием и сверхчеловеком. Эти два качества всегда присутствуют в человеке.

28. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Экзистенциализм (философия существования): Н. Бердяев, А. Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет, Г. Марсель. Значительный вклад в развитие экзистенциализма внес Мартин Хайдеггер. В качестве самостоятельного философского направления экзистенциализм сложился между Первой и Второй мировыми войнами, в 30-60-е гг. XX в. Экзистенциализм явился мощным умонастроением современного Запада. характерным симптомом в философии XX в.. своеобразной реакцией на рационализм эпохи Просвещения, немецкой классической философии, позитивизма.

Идейные истоки экзистенциализма прослеживаются уже в первой половине XIX в. в творчестве Серена Кьеркегора (1813-1885) и в русской литературе второй половины XIX - начала XX в. С. Кьеркегор обозначил начало антропологического поворота в современной философии, назвал вопрос о человеке главным пунктом размежевания с философией прошлого, связал мышление с духовной жизнью личности, ее интимными пережива­ниями. Ф.М. Достоевский акцентировал процессуальность, драматизм внутренней жизни человека. «Все, что в его произведениях не есть буря, попало туда только как пролог для бури», -пишет Х.Ортега-и-Гасет.

В экзистенциализме подвергается критике основная черта рационального мышления - принцип противоположности субъекта и объекта, в соответствии с которым вся действительность, в том числе и человек, предстает только как объект научного исследования. Ориентация исключительно на нормы разума обезличивает человека и создает непреодолимые препятствия в реальной жизни. Вместо обращения к абсолютным абстракциям, экзистен­циализм стремится передать целостность человеческой жизни, многообразие способов человеческого поведения. Само название этого направления заклю­чает в себе замену классической «философии сущностей» философией человеческого существования.

В основе экзистенциальной трактовки человека лежит диалектика существования, сущности и бытия человека.

Существование, или экзистенция, отражает факт присутствия в мире отдельного человека сего чувствами и переживаниями. По своему хар-ру существование чел-ка является временным, ограниченным рождением и смертью. Оно имеет место не по воле человека, который обнаруживает себя заброшенным в мир. Следовательно, каждый человек -существо одинокое, его опыт глубоко индивидуален и непередаваем. Преодоление одиночества в процессе коммуникации почти невозможно. Поэтому основными спутниками человеческого существования являются неуверенность, озабо­ченность, страх, отчаяние. Но на фоне бесприютности, неустроенности, угро­зы обезличивания человек неизбежно должен сформировать и проявить свою собственную сущность.

30. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ Б. В ЭПОХУ ВОЗР.(СКОРИНА......).

Применительно к политической сфере жизн-ти общества раз­рабатывались идеи межгосударственной интеграции и федерализма. Социально-правовая мысль опиралась на глубокий анализ категорий: «закон», «от­ветственность», «свобода». Такими мыслителями, как Андрей Волан, Лев Сапега и другие, была заложена традиция методологии системного подхода к созданию правовых актов, фактическим результатом которой стал Статут Великого княжества Литовского. Социально-правовая трактовка свободы в аспекте сосуществования различных культурно-исторических традиций закрепилась в исследованиях Симеона Полоцкого, Мелетия Смотрицкого. Философия религии получила дополнительный импульс в связи с процессами реформации и контрреформации, распространением атеизма. Она представлена в работах Сымона Будного, Василия Тяпинского. Казимира Лыщинского. Традиционно белорусских мыслителей интересовали проблемы человека в системе социальных отношений, его морального выбора, самооп­ределения в многообразии культурных парадигм, просвещения, интеллек­туального совершенствования. Показательна позиция Афанасия Филиппови­ча, обосновавшего идею социокультурного плюрализма, сохранения сформировавшихся на Беларуси культурных традиций при условии их равноправия и равнозначности. Во второй половине XIX в. усиливаются революционно-демократические идеи, одним из первых представителей которых стал Константин Калиновский.

В развитии философии Беларуси в Новое время можно проследить оп­ределенную преемственность и тематическую целостность, которую обеспечили видные представители духовной культуры:

- XVI-XVIIвв.: Франциск Скорина, Сымон Будный, Андрей Волан. Николай Гуссовский, братья Лаврентий и Стефан Зизании, Михалон Литвин. Ян Намысловский и т.д.;

31.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

В конце XIX - начале XX в. на Беларуси сложилась неблагоприятная для стабильного развития духовной культуры ситуация: назревание револю­ционных тенденций, подготовка и начало Первой мировой войны' - обус­ловили утрату философией своей теоретической формы и переход на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными стали проблемы духовности, социокультурного самоопределения белорусского народа.

На этой основе выделились два направления социально-философской мысли. Одно из них сложилось под влиянием русской религиозной филосо­фии, другое выражало идею национального белорусского возрождения.

Религиозная философия, представленная творчеством Я. Окуня и Д. Скрынченко, отстаивала приоритет религиозной духовности как базовой ценности в жизни общества. Усиление ее регулятивных функций связывалосьс программой слияния религии и этики. В контексте решения определенной идеологической задачи они обосновывали принадлежность белорусского народа к греко-православной культурной традиции, восточнославянским принципам самодержавия, православия, народности. Историческая перспек­тива виделась им в освобождении от навязанного Польшей западноевро­пейского влияния и вхождении в русскую культуру в качестве ее наиболее древней части.

Фипософия национального возрождения оформилась в деятельности М.Абдираловича, В. Самойло, А. Цвикевича. Представители этого направ­ления отвергали принадлежность белорусской культуры к польской или рос­сийской, полагая, что на территории Беларуси за многие столетия сформи­ровалась основа для развития оригинальной и самостоятельной парадигмы, разграничивающей Запад и Восток.

Революционно-демократическое крыло национальной философии - М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Колас,Я. Купала, Б. Тарашкевич - внесли существенный вклад в становление белорусского искусства, современного литературного белорусского языка. Они добились высокого уровня отражения объективной реальности, связанной с положением крестьянских масс, простого народа.

В целом для философии национального возрождения были характерны ярко выраженные этнографические акценты, идеализация крестьянского, сельского быта. В последующем из этой философии выделились две идейно-политические основы: либерального национализма и революционного радикализма?[Последние представлены в политическом плане партией большевиков.

В советский период философия Беларуси развивалась на диалектико-материалистичеокой основе. В БССР в 1931 г. был открыт Институт фило­софии в национальной Академии наук, в 1947 г. в Белорусском государствен­ном университете открылось отделение философии, что способствовало повышению научно-профессионального уровня белорусских философов.

К 60-м гг. XX в. сложились основные философские школы:

- минская школа философии и методологии науки, начало которой положено работами B.C. Степина. В рамках этой школы были выделены проблемы функционирования и развития научной теории, взаимосвязи теории и эмпирических методов (эксперимент, наблюдение), началось изучение статуса и функций оснований научной деятельности (идеалы и нормы, научная картина мира, философские принципы), социокультурного контекста развития науки. В настоящее время школа представлена исследованиями А.Н. Елсукова, А.А. Михайлова, В.Е. Петушковой, А.И. Зеленкова, Л.Ф. Куз­нецовой, Я.С. Яскевич, А.И. Лойко;

- академические школы Института философии и права - методологи­ческая (Д.И. Широканов, В.К. Лукашевич, А.П. Трофименко, А.И. Осипов, Н.И. Жуков), историко-философская (А.С. Майхрович, С.А. Подокшин, А.А. Бирало, Э.К. Дорошевич, В.М. Конон). Интересы методологической школы сосредоточены на изучении возможностей диалектических категорий и принципов в естественнонаучном познании. Историко-философская -занимается изучением философской мысли Беларуси;

- школа социальной диалектики, основателем которой является Ю. А. Ха-рин. В рамках этой школы изучается социальная динамика с точки зрения эвристики таких категорий, как: «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальное противоречие», «субъективный фактор»;

- философско-экологическое направление, представленное работами П.А. Водопьянова, А.И. Зеленкова. Разрабатывается методологический инструментарий анализа постчернобыльской ситуации и техногенных катастроф, проводятся практические исследования по разработке программ адаптации населения к различным проявлениям технофобии.

Таким образом, в силу различных факторов социального, гуманитарного, техногенного характера философская мысль Беларуси сохранила преем­ственность проблематики, конституировалась в совокупность специализиро­ванных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию.

32.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУССКОЙ ФИЛ-ИИ .

Обозначим наиболее яркие проблемные ориентации русской философии.

Во-первых, это проблема самоидентификации русской культуры, обнаружения основ ее самобытности и определения путей исторического развития. Культурологическую проблематику представляли в дискуссиях западники: М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, АИ. Герцен, Н.О. Лосский, Н.П. Огарев, Ф.Е. Корш, П.Г. Редькин, И.А. и т. д.; славянофилы: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, С.Н. Бул­гаков, В.И. Даль, И.В. Киреевский, АН. Островский, Ю.Ф. и т.д.

Западничество и славянофильство - это две линии в культурных ориентациях русской интеллигенции, наметившиеся еще в XVII в. как борь­ба сторонников латинского и греческого образования. В XVIII в. эти течения приобрели более четкие очертания в связи с петровскими реформами. В 40-60-е гг. XIX в. предметом обсуждения стал более широкий круг вопросов о направлении и характере социокультурного развития России.

Во-первых, сущностью спора между западниками и славянофилами был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррацио­нальные мотивы, эмоции, православная духовность.

Во-вторых, - теологическая проблематика, в рамках которой поднимались вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни. В целом Бог в русской философии трактуется и как онтологическое основание мира, и как основа духовности человека, и как гарант общественной жизни.

В-третьих, - антропологическая проблематика. Проблема человека является центральной врусской философии. Она реализовалась в разработке вопросов экзистенциального, психологического, этического, художествен­ного характера.

В философии морали главный интерес был сосредоточен не на обосно­вании этических понятий, а на решении практических проблем социалы юго и политического характера, установлении связи морали и религии, индиви­дуального поступка и коллективного блага. Поэтому в сочинениях этическо­го цикла присутствует терминология, понятная только в контексте одной концепции и практически непереводимая на общезначимый категориально-понятийный язык, например: «сродность», «соборность», «софийность». «воскрешение» и другие, которые имеют непосредственный выход к религиозности.

В-четвертых, - проблема переустройства жизни общества на гуманис­тических началах справедливости, любви, добра, всеобщего блага. Эта ориентация реализовалась в социально-исторических исследованиях и революционно-демократических идеях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.012 с.)