Материально-производственная сфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-производственная сфера



Источником материального производства являются потребности человека и общества, а его основой - труд.

Потребности зависят от условий существования общества и выступают побудительной силой для направления жизненной активности. Реализация потребностей связана с осознанием интересов и мотивов, формулированием целей и задач, выбором средств и методов трудовой деятельности.

Труд может быть определен трояко:

- как затрата физ.сил, отличие от животных закл.в том, что человек в процессе труда создае6т технику, которая уменьшает физ.затраты труда, но увел. Его эффект и эффективность. При этом в истории мат.-произв. деят. Постоянно возростает доля и напряженность умственного труда.

- как планомерная деятельность с определенными намерениями, целью, средствами. В этом смысле труд существенно отличает человека от животного, которое удовлетворяет свои потребности непосредственно в мире природы. Человек преобразует природный материал в продукт труда, произведенный на основе знаний;

- как основной аспект человеческого бытия, связанный в преобразовании человеком мира природы в мир культуры.

Человек трудится совместно с другими людьми, что предполагает разделение труда и его организацию.

Разделение труда формирует умения, навыки и средства, специфические для каждого производственного процесса или отдельной операции.

Организация труда осуществляется отчасти стихийно, отчасти по плану.

Разделение и организация труда влияют на его производительность -количество и качество продукции, созданной за единицу времени.

Таким образом, структура труда представлена элементами (К. Маркс 1т.«Капитал»):

- субъект труда - человек или социальная группа, обладающие навыками и осуществляющие производство материальных благ;

- предмет труда - необходимый исходный материал производства, который подвергается обработке, например земля, полезные ископаемые, материалы;

- орудия труда и инфраструктура - технические комплексы, необходимые для потребления природных материалов, организации рабочей силы, производства. Техническая сложность, наукоемкость, развитость инфраструк­туры являются показателем уровня производства и фактором повышения производительности труда;

- цели, мотивы, интересы, ценности, которые определяет субъект труда в процессе материального производства;

- продукт труда - товары и услуги, которые производит общество на определенном этапе своего развития.

В процессе производства, распределения, обмена и потребления мате­риальных благ и услуг между субъектами труда формируются сложные комплексы взаимосвязей, особые типы коммуникации: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи - это отношения управления и подчинения.

Горизонтальные связи создаются между равными по профессиональному статусу людьми на основе общих целей и задач.

Особую проблему социальной философии представляют конфликты в материально-производственной сфере. Конфликты (от лат. conflictus -столкновение; разногласие, грозящее осложнениями) чаще всего развиваются по следующим причинам:

- собственность на средства производства;

- нарушение соответствия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, когда производительные силы перерастают рамки сложившейся организации труда;

- профессиональная квалификация и компетентность работников;

- отчуждение человека от средств и результатов труда;

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Политика – это организац.-управленческая деятельность на ур-не гос-ва.

Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Власть - это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основными элементами политической системы:

Государство - это основной институт политической системы, наделен- ныйвысшей законодательной властью - правом устанавливать и perламенти-ровать нормы общественной жизни в пределах определенной террито­риальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различ­ными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юриди­ческих норм.

Концепций происхождения государства:

- христиапско-теологическая, (Августина Блаженного, Фомы Аквинского). Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам;

- договорная ,( Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо). Теория общественного договора основана на понимании государственности через ивдивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, до государственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором - юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглаше­ния - общественного договора;

-классовая, (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов.

Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации - клубы, кабинеты, партии.

Политическая партия - это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти.

Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. (неомарксисты)

Гражданское общество - это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регла­ментируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями.

Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания.

ДУХОВНАЯ СФЕРА

Духовность - это способность человека отражать мир в образах, выражать их в конкретных формах и следовать им на практике. Производство идей, их распространение связано с деятельностью всех субъектов общества, с функционированием общественного сознания. Отдельные индивиды вырабатывают много идей, но сохраняют свое значение и воплощаются в реальной жизни лишь те, которые получают признание всего общества.

Духовная сфера играет особую роль в социальной системе. С одной стороны, в ней отражаются особенности материально-производственной деятельности, политической жизни, социальных отношений и связей. С другой - в ней формируются и закрепляются общественные идеалы и ценности, которые направляют дальнейшее развитие общества. Социальная философия акцентирует внимание на феномене духовности в аспекте морально-нормативной регуляции деятельности, общения и поведения социальных субъектов, что выражается в следующих проблемах:

-динамика ценностных приоритетов общества;

- причины и последствия отказа от традиционных ценностей;

-соотношение духовности и нигилизма.

Ценность - это понятие, отражающее социальное и культурное значение определенных явлений действительности(закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах). На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Общечеловеческие ценности - гуманизм, вера, любовь к ближнему справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорусской - толерантность.

Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму.

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - полное или, частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов.

Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь».

Сотрудник ОВД должен уметь распознавать нигилистические тенденции, так как его профессиональная деятельность непосредственно связана с социальными слоями, способными продуцировать нигилизм.

Проблемы ценностей изучаются философией в разделе «аксиология»(актуален со второй половины XIX в). (И. Канта, неокантианцы).

Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека.

Духовная сфера имеет определенную структуру.

Уровниобщественного сознания:

-общественная психология - это уровень, на котором в качестве основных элементов выделяются чувственно-эмоциональная сфера, психологический склад, архетипы, менталитет. Архетип обозначает устойчивые модели отношения к миру, которые складываются на уровне «коллективного бессознательного» и закрепляются в системах символов. Менталитет -система образов и представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общество, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем. Эти представления определяют поступки и поведение людей.

-общественная идеология представляет совокупность рационально осмысленных взглядов, выступающих в форме идей. Например, идеи демок­ратии, коммунизма, либерализма, консерватизма, гуманизма в европейской культуре.

Формы общественного сознания (в них закрепл. результ. дух.деят. людей)-мифология, мифология;религия;искусство;наука;философия;политика;мораль;право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.014 с.)