Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа». Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины. Сферы сознания: телесно-перцептивное, логико-понятийное, эмоционально-аффективное (образное), творческо-созидательное и др. Проблема «бессознательного». Культура и искусство в свете психоаналитического подхода (З.Фрейд, К.Г.Юнг, по выбору). Философия экзистенциализма в социокультурном контексте ХХ века (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К.Ясперс, А.Камю, по выбору). Феномен постмодернизма. Общая характеристика. Основные подходы (Ю.Хабермас, Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез и др., по выбору). Сознание как духовный центр личности.
Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. Рекомендуемая литература Философия социальных и гуманитарных наук (Под ред. С.А. Лебедева.) 2-е изд. – М., 2008. Айер А.Д. Язык, истина и логика. – М., 1993. Аналитическая философия. Становление и развитие. – М., 1998. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 тт. Т.5. – М., 1996. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М., 1990. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1998. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. – Ростов-на-Дону, 1992. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии, 2009, №3 Леонтьев В. Экономические эссе. Теория исследования, факты и политика. М., 1990 Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997. Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания – Мировоззрение – Историзм. – М., 1998. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. Новые идеи в социальной философии. Под ред. В.Г. Федотовой. М.,2006. Рассел Б. О границах человеческого познания. М., 2002. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., 2005. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Социокультурный контекст науки. М., 1998. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы. (Отв. ред. В.Г. Кузнецов). – Изд-во Воронежского университета, 2006. Шпанн О. Философия истории. СПб., 2005. Дополнительная литература Вундт В. Введение в философию. – М., 2001. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Мецниереба, 1984. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992. Степин В.С. Наука. Философский словарь. – М., 2001. Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996. Хайдеггер М. Бытие и время. – СПб., 2002. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980. Шредингер Э. Наука и гуманизм. – М., 2001. Вопросы к вступительному экзамену по философии в аспирантуру
1. Мировоззрение и его типы. Обыденное, мифологическое, религиозное и философское мировоззрение: сходство и различия. 2. Философия и мифология, соотношение и специфика. Протонаучное знание в древности. 3. Проблема предметного определения философии. Философия как «наука», «мудрость» и т.д. 4. Философский плюрализм. Религиозная и научная философия. Материализм и идеализм. 5. Проблема единства мира и ее альтернативные решения в истории философии. 6. Структура философского мировоззрения. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология. 7. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры. 8. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры. 9. Досократики. Ионийская философия, милетская школа. Основные представители, идеи. 10. Досократики. Италийская философия, элеаты. Основные представители, идеи. 11. Понятия бытия и субстанции. Виды бытия – материальное и идеальное. Бытие виртуального мира мультимедиа. 12. Материалистический атомизм Демокрита, его значение для развития научной мысли. 13. Проблема «движения» (изменения) Бытия. Движение и покой. Апории Зенона и попытки их решения. 14. Изменение и развитие. Эволюция и революция. 15. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. 16. Причина и следствие. Принцип детерминизма. 17. Классическое и современное представление ученых и философов о детерминизме. Индетерминизм. 18. Сущность и явление. 19. Возможность и действительность. Виды возможностей. 20. Необходимость и случайность. Понятие закона. Закономерность и случайность в природе и человеческой истории. 21. Научная картина мира и ее философские основания. 22. Познание как субъективное постижение бытия. Агностицизм о возможностях и границах познания. 23. Научное знание и вера, основные характеристики в истории философии и науки. 24. Понятие истины. Основные концепции истины в истории философии и науки. 25. Классическая концепция истины. Объективность истины. Проблема критериев истины. 26. Познавательные способности человека: формы чувственного и рационального познания. 27. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки. 28. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент. 29. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Понятие научного факта. 30. Социальная философия. Общество как особая форма бытия. Общественное бытие и общественное сознание. 31. Специфика массового сознания. Роль СМИ в формировании массового сознания. 32. Проблема цивилизации и культуры в исторических судьбах «западного мира» (Г.Зиммель, О.Шпенглер, А.Тойнби). 33. Основные исторические формы человеческих сообществ: семья-племя-этнос-нация. 34. Этносы и нации: сходство и различия. Признаки нации. 35. Виды социальной деятельности: материальное производство, создание духовных ценностей, организация и управление, образование и т.п. 36. Рационализм и эмпиризм как источники европейской науки. 37. Социальные группы: половозрастные, профессиональные, классы и социальные слои. Взаимоотношения социальных групп. Основания феминизма. 38. Основные социальные институты: семья, государство, наука и образование. 39. Формационный и цивилизационный подходы к истолкованию истории развития человеческого общества. 40. Глобальные проблемы современного человечества. 41. Глобализация и сферы ее распространения. 42. Влияние техники на различные стороны общественной жизни. Технические виды искусства. 43. Проблема идеального. Психика и сознание. 44. Социокультурная обусловленность происхождения и существования сознания. 45. Устная и письменная речь как предпосылка формирования и развития категориального строя мышления человека. 46. Знаковые системы и человеческий язык. Семиотика. Язык и сознание. 47. Сознание и самосознание. Нормы и ценности сознания. 48. Проблема «бессознательного». Культура и искусство в свете психоаналитического подхода (З.Фрейд, К.Г.Юнг, по выбору). 49. Философская антропология. Понятия «человек», «индивид», «личность». Научные и богословские концепции происхождения и развития человека. 50. Философия экзистенциализма в социокультурном контексте ХХ века (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К.Ясперс, А.Камю, по выбору). 51. Феномен постмодернизма. Общая характеристика. Основные подходы (Ю.Хабермас, Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез и др., по выбору) 52. Телесность как основа жизнедеятельности человека, средство межличностной коммуникации и создания произведений искусства. 53. Сознание как духовный центр личности. Сферы сознания: телесно-перцептивное, логико-понятийное, эмоционально-аффективное (образное), творческо-созидательное и др. 54. Объективизация результатов деятельности сознания. Философия семиотики. Знаковые системы. 55. Понятие «свободы творчества». Внутренние и внешние основания ее реализации в обществе. 56. Свобода и необходимость как личностные и общественные основы нравственности. 57. Социобиологические и духовно-религиозные основания морали. 58. Основные этические концепции: гедонизм, утилитаризм, альтруизм. 59. Добро и зло как основные категории этики. 60. Политическая философия. Современные политические системы и режимы власти. Общая характеристика. 61. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия «жизнь» (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). 62. Эстетика в системе философских знаний. Основные категории эстетики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.007 с.) |