Философия и наука в культуре современной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и наука в культуре современной цивилизации



Введение

 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии освещает основные темы развития философского и научного мировоззрения в объеме, необходимом для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

ЧАСТЬ I

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Философия и наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Мировоззрение и его типы. Обыденное, мифологическое, религиозное и философское мировоззрение: сходство и различия. Философия и мифология, соотношение и специфика. Протонаучное знание в древности. Проблема предметного определения философии. Философия как «наука», «мудрость» и т.д. Философский плюрализм. Религиозная и научная философия. Материализм и идеализм. Проблема единства мира и ее альтернативные решения в истории философии.

Структура философского мировоззрения. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология. Научная картина мира и ее философские основания.

 

Возникновение философского мировоззрения и основные стадии его исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Наука, философия, миф.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Наука в эпоху Возрождения. Революционный переворот Н. Коперника в астрономии: создание гелиоцентрической теории. Философские и астрономические взгляды Дж. Бруно. Социально-гуманитарныедисциплиныэпохи Возрождения.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Законы И. Ньютона и создание парадигмы классической науки. Рационализм Р.Декарта и эмпиризм Ф.Бэкона как важнейшие источники европейской научности.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Неклассический и постнеклассический период развития науки. Революция в естествознании в конце XIX начале XX вв. Создание теории относительности и квантовой механики. Переход к новой парадигме науки. Онтология, гносеология и методология неклассической науки. Научно-техническая революция. Возрастание роли науки в экономических и социальных процессах. Особенности постнеклассического периода развития науки.

Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Классификация науки. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в развитии науки.

 

Познание как основная функция науки. Структура научного знания

Субъект и объект познания. Виды познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения. Особенности научного познания. Парадигма, научный стиль и методология исследовательской деятельности. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Роль абстракции, идеализации и интуиции в познавательном процессе.

Проблема оснований науки. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Понятие истины. Основные концепции истины в истории философии и науки. Классическая концепция истины. Объективность истины. Проблема критериев истины.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Необходимость и случайность. Понятие закона. Закономерность и случайность в природе и человеческой истории. Развитая теория.

Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания.

 

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Часть II

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования.

Вопросы

к вступительному экзамену по философии в аспирантуру

 

1. Мировоззрение и его типы. Обыденное, мифологическое, религиозное и философское мировоззрение: сходство и различия.

2. Философия и мифология, соотношение и специфика. Протонаучное знание в древности.

3. Проблема предметного определения философии. Философия как «наука», «мудрость» и т.д.

4. Философский плюрализм. Религиозная и научная философия. Материализм и идеализм.

5. Проблема единства мира и ее альтернативные решения в истории философии.

6. Структура философского мировоззрения. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология.

7. Основные идеи Платона: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад платонизма в развитие европейской культуры.

8. Основные идеи Аристотеля: онтология, гносеология, понимание искусства. Вклад Аристотеля в развитие европейской культуры.

9. Досократики. Ионийская философия, милетская школа. Основные представители, идеи.

10. Досократики. Италийская философия, элеаты. Основные представители, идеи.

11. Понятия бытия и субстанции. Виды бытия – материальное и идеальное. Бытие виртуального мира мультимедиа.

12. Материалистический атомизм Демокрита, его значение для развития научной мысли.

13. Проблема «движения» (изменения) Бытия. Движение и покой. Апории Зенона и попытки их решения.

14. Изменение и развитие. Эволюция и революция.

15. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

16. Причина и следствие. Принцип детерминизма.

17. Классическое и современное представление ученых и философов о детерминизме. Индетерминизм.

18. Сущность и явление.

19. Возможность и действительность. Виды возможностей.

20. Необходимость и случайность. Понятие закона. Закономерность и случайность в природе и человеческой истории.

21. Научная картина мира и ее философские основания.

22. Познание как субъективное постижение бытия. Агностицизм о возможностях и границах познания.

23. Научное знание и вера, основные характеристики в истории философии и науки.

24. Понятие истины. Основные концепции истины в истории философии и науки.

25. Классическая концепция истины. Объективность истины. Проблема критериев истины.

26. Познавательные способности человека: формы чувственного и рационального познания.

27. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки.

28. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

29. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Понятие научного факта.

30. Социальная философия. Общество как особая форма бытия. Общественное бытие и общественное сознание.

31. Специфика массового сознания. Роль СМИ в формировании массового сознания.

32. Проблема цивилизации и культуры в исторических судьбах «западного мира» (Г.Зиммель, О.Шпенглер, А.Тойнби).

33. Основные исторические формы человеческих сообществ: семья-племя-этнос-нация.

34. Этносы и нации: сходство и различия. Признаки нации.

35. Виды социальной деятельности: материальное производство, создание духовных ценностей, организация и управление, образование и т.п.

36. Рационализм и эмпиризм как источники европейской науки.

37. Социальные группы: половозрастные, профессиональные, классы и социальные слои. Взаимоотношения социальных групп. Основания феминизма.

38. Основные социальные институты: семья, государство, наука и образование.

39. Формационный и цивилизационный подходы к истолкованию истории развития человеческого общества.

40. Глобальные проблемы современного человечества.

41. Глобализация и сферы ее распространения.

42. Влияние техники на различные стороны общественной жизни. Технические виды искусства.

43. Проблема идеального. Психика и сознание.

44. Социокультурная обусловленность происхождения и существования сознания.

45. Устная и письменная речь как предпосылка формирования и развития категориального строя мышления человека.

46. Знаковые системы и человеческий язык. Семиотика. Язык и сознание.

47. Сознание и самосознание. Нормы и ценности сознания.

48. Проблема «бессознательного». Культура и искусство в свете психоаналитического подхода (З.Фрейд, К.Г.Юнг, по выбору).

49. Философская антропология. Понятия «человек», «индивид», «личность». Научные и богословские концепции происхождения и развития человека.

50. Философия экзистенциализма в социокультурном контексте ХХ века (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К.Ясперс, А.Камю, по выбору).

51. Феномен постмодернизма. Общая характеристика. Основные подходы (Ю.Хабермас, Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез и др., по выбору)

52. Телесность как основа жизнедеятельности человека, средство межличностной коммуникации и создания произведений искусства.

53. Сознание как духовный центр личности. Сферы сознания: телесно-перцептивное, логико-понятийное, эмоционально-аффективное (образное), творческо-созидательное и др.

54. Объективизация результатов деятельности сознания. Философия семиотики. Знаковые системы.

55. Понятие «свободы творчества». Внутренние и внешние основания ее реализации в обществе.

56. Свобода и необходимость как личностные и общественные основы нравственности.

57. Социобиологические и духовно-религиозные основания морали.

58. Основные этические концепции: гедонизм, утилитаризм, альтруизм.

59. Добро и зло как основные категории этики.

60. Политическая философия. Современные политические системы и режимы власти. Общая характеристика.

61. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия «жизнь» (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).

62. Эстетика в системе философских знаний. Основные категории

эстетики.

 

 

Введение

 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии освещает основные темы развития философского и научного мировоззрения в объеме, необходимом для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

ЧАСТЬ I

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Философия и наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Мировоззрение и его типы. Обыденное, мифологическое, религиозное и философское мировоззрение: сходство и различия. Философия и мифология, соотношение и специфика. Протонаучное знание в древности. Проблема предметного определения философии. Философия как «наука», «мудрость» и т.д. Философский плюрализм. Религиозная и научная философия. Материализм и идеализм. Проблема единства мира и ее альтернативные решения в истории философии.

Структура философского мировоззрения. Основные разделы философии: онтология, эпистемология, антропология, аксиология. Научная картина мира и ее философские основания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.40 (0.034 с.)