Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие делиберативной демократии. Ю. ХабермасСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хабермас - немецкий философ и социолог; Представитель франкфуртской школы, критическая теория; нормативная теория – мир не является неизменной данностью, может быть изменён. Коммунитаристкий подход (актор – община, сообщество, являются носителями норм и ценностей). Гос-во не актор, а структура. Три нормативные модели демократии Хабермас стремится представить понятие делиберативной демократии как синтез традиционно противостоящих друг другу либеральной и республиканской теорий демократии. Либеральная теория представляет демократический процесс преимущественно в форме достижения компромисса интересов. В отличие от этого концепция р еспубликанизма желает содержательно насытить смысл демократических процедур. Республиканцы (этическое самосогласие) + Либералы (компромисс интересов) = внутренняя связь между переговорами, дискурсами самосогласия и справедливости Либеральная теория: Трактует политическую жизнь исключительно как функцию охраны неполитической по своей сути сферы частной и экономической жизни. либеральная теория политики оказывается в действительности центрированной вокруг государства. l Либеральная – стержень либеральной модели – выполняемое правовым государством нормирование экономического сообщества, призванного удовлетворять ожидания частного благополучия со стороны занятых в производстве граждан и тем самым обеспечивать неполитически понимаемое благо. l ЛИБ Гражданин – его статус определяется мерой субъективных прав, которыми те обладают по отношению к государству и другим гражданам; эти права негативные: предоставляют пространство выбора, в рамках которого субъекты права избавлены от внешнего принуждения. Могут осуществлять контроль за тем, осуществляет ли государство свою власть в интересах общества (383)
ЛИБ является и ценностно нейтральной, представляя политический процесс – как «борьба за те позиции, обладание которыми позволяет распоряжаться административной властью». l Либеральные – процесс формирования общественного мнения и политической воли определён конкуренцией акторов в борьбе за завоевание властных позиций (=рынок) (388) Политика – фокусирует и проводит в жизнь частные интересы общественного значения l Либеральные воззрения – функция демократического формирования воли (выборный процесс) состоит исключительно в легитимировании осуществления политической власти (легитимизация власти одной из сторон) (397) l Либеральные – в демократическом правовом государстве исходящая от народа государственная власть «осуществляется лишь путём выборов и голосования при помощи особых органов законодательства, исполнительной власти и судопроизводства» (398)
l Члены общностей осознают свою обусловленность друг другом – наряду с иерархической регулятивной инстанцией государственной власти и децентрализованной регулятивной инстанцией рынка (собственные интересы) существует солидарность как третий источник общественной интеграции (382)
Демократическое волеобразование она пытается представить в виде этико-политического основания, конституирующего политическое сообщество и общественный консенсус. l Государство существует не для охранения равных норм, но для обеспечения открытого для всех процесса формирования общественного мнения и воли, в ходе которого свободные и равные граждане достигают взаимопонимания относительно того, какие цели и нормы представляют общий для всех интерес.(385) l Позитивные права: гарантируют не свободу от внешнего принуждения, но участие в общественной практике, через осуществление которой граждане могут стать политически ответственными субъектами сообщества равных и свободных (384)
Выборы в ее глазах представляют собой периодическое возобновление начального акта общественного договора и субстанциальной передачи власти представителям народа. l Республиканские - функция демократического формирования воли состоит в конституировании общества как политического целого и каждыми очередными выборами поддерживать живое воспоминание об этом акте основания. Правительство – не вершина государственной власти, но часть управляющего самим собой политического целого. (393-394)
Посредством демократического волеобразования цементируется ценностный консенсус, на котором фундирована вся общественная жизнь. l Республиканские - процесс формирования общественного мнения и политической воли ориентирован на достижение взаимопонимания (=диалог); партии, борющиеся за власть, вынуждены учитывать своеобразие политического дискурса (388)
Смысл политического выражается в понятии суверенитета, в котором преодолевается либеральное противопоставление государства и общества. Тем самым, однако, релятивизируется значение правовых и конституционных оснований общества как чисто «формальных». l Республиканские воззрения – народ является носителем суверенитета, который не может быть делегирован. Конституирующая власть основывается на практике самоопределения граждан, а не их представителей.(398) l Республиканская – общество находит свои центр в государстве, общественное целое осознаёт себя целиком и посредством коллективной воли влияет на себя в практике политического самоопределения граждан. l Демократия – политическая самоорганизация общества; политика полемически направлена против государственного аппарата. Отделение государства от общества не подлежит устранению, но может быть восполнено демократическим процессом. (393-394)
l “+” республиканцев – идея, что самоорганизация общества происходит путём объединения граждан в ходе коммуникации, не сводит коллективные цели к заключению сделки между противоположными частными интересами (389) l «-» Идеалистична и ставит демократический процесс в зависимость от добродетелей граждан, ориентированных на достижение всеобщего блага. Ведь политика состоит не только, и даже не в первую очередь, в рассмотрении вопросов этического самопонимания. Конечно, дискурсы самопонимания, в рамках которых их участники хотели бы уяснить, как они себя понимают в качестве представителей определённой нации, членов общины или государства, какие традиции принимают, как обходятся с маргинальными группами – составляют важную часть политики. Но в условиях плюрализма за политически значимыми целями нередко стоят интересы и ценностные ориентации, никоим образом не конституитивные для тождественности совокупного общественно целого. Эти интересы и ценностные ориентации в рамках одного и того же общественного целого могут пребывать в состоянии конфликта друг с другом без какой-либо перспективы на достижение консенсуса. Баланс интересов достигается в форме компромисса между партиями, опирающимися на потенциал власти и властных санкций. 390
l Хабермаса не устраивает ни политическая тотальность, в которую выливается республиканизм в традиции Руссо, ни аполитичность либерализма, выводящая политику из сферы действия этико-нормативного измерения. «Делиберативность указывает на принятие определённой установки, направленной на социальное сотрудничество, а именно, установки открытости, готовности внимать разумным доводам, сопровождающим заявления других лиц так же, как своих собственным». Michelman (389)
«Дискурсивная теория вбирает в себя элементы обеих сторон и интегрирует их в понятие идеальной процедуры консультации и принятия решений. Эта демократическая процедура создает внутреннюю зависимость между прагматическими размышлениями, компромиссами и дискурсами достижения согласия и справедливости и обосновывает предположение, что в условиях соотнесенного с проблемами информационного потока и компетентной обработки информации достигаются разумные и честные результаты… Дискурсивная теория делает делиберативную политику зависимой не от коллективно действующих граждан, а от институционализации соответствующих процедур ( 395 ), так и от взаимной игры институциональных консультаций с неформально образованным общественным мнением. Теория дискурса вообще расстаётся с фигурами мысли философии сознания, которые подталкивают к тому, чтобы приписать практику самоопределения граждан целокупному субъекту общества или отнести анонимное господство законов на счёт конкуренции отдельно взятых субъектов. 395 l Делиберативная политика учитывает многообразие форм коммуникации, в которых совместная воля образуется не только на пути этического самосогласия, но и за счёт уравновешивания интересов и достижения компромисса. (391) l Дискурсивная – процедуры демократического формирования общественного мнения и политической воли выступают как шлюзы для дискурсивной рационализации решений правительства, ограниченных правом и законом. Общественное мнение, перерабатываемое согласно демократическим процедурам в коммуникативную власть, само «господствовать» не в состоянии, но может лишь направлять употребление административной власти в определённые каналы. (398)
l Гарантией и средоточием демократии в этой концепции является не сама общественная воля в акте политических выборов как носитель суверенитета, а универсализирующая процедура согласования этих воль, которая несет в себе этико-политический механизм достижения согласия и нормативной интеграции общества. Таким образом, делиберативная демократия исходит из сосуществования политических групп и практик, которые в своем взаимодействии объединены не единством субстанции, а единством процедуры.
Демократические выборы – это вершина системы (горизонтальных и вертикальных) дискурсов, которые, будучи все еще партикулярными, находят свое универсализирующее разрешение в процедуре всеобщих выборов.
l Учитывает высокую степень интерсубъективности процессов взаимопонимания, которые осуществляются, с одной стороны – в институционализированной форме парламентских совещаний, с другой – в сети коммуникации политической общественности. Эти коммуникации образуют арену, где происходит более или менее рациональное формирование общественного мнения и политической воли по поводу значимых для всего общества тем и нуждающихся в регулировании дел. (395-396) Без согласия и взаимопонимания система слаба в вынесении решений – Мало легитимности. 2. как обосновать легитимность права, которое в любое время может быть изменено законодателями? Пока существовала возможность пользоваться религиозно или метафизически обоснованным естественным правом, подверженное течению времени положительное право можно должно было подчиняться наделённому вечной силой моральному праву и брать оттуда ориентиры. Современное право не поддаётся прямому доступу морали. Современное право демонстрирует принцип: разрешено всё, что эксплицитно не запрещено. Правовые обязанности возникают как следствие неких правомочий (в морали – симметрия между правами и обязанностями); Между правом и моралью имеются отношения скорее дополнительности, чем подчинения. Мораль не ограничена в социальном пространстве и в историческом времени, охватывает всех физических лиц. Правовая общность локализована в пространстве и времени и охраняет своих членов ровно в той мере, в какой те принимают искусственно созданный статус носителей субъективных прав. Требующие правового регулирования дела одновременно и более ограничены и более объемлющи, чем морально релевантные ситуации: более ограничены, т.к. правовому регулированию доступно лишь внешнее поведение, поддающееся принуждению, а более объемлющи, т.к. право касается не только регулирования конфликтов в сфере межличностного отношения, но и выполнения политических задач и программ. Поэтому правовым регулированием затрагиваются не только в узком смысле моральные вопросы, но и вопросы прагматического и этического характера, достижение компромисса между противоречивыми интересами. Легитимность права зависит от разветвленной сети дискурсов и переговоров, а не только от морального дискурса. Юридические правила слишком конкретны, чтобы иметь возможность легитимирования исключительно за счёт своей непротиворечивости моральным принципам. 406 Для защиты политических решений – публичное обсуждение в открытых обществах. Делиберативный процесс формирует идентичность граждан, что облегчает понимание общего блага => дискуссии на всех возможных площадках. Документы должны быть транспарентны.
Из рассуждений Хабермаса следует, что актуальность делиберативной политики прямым образом связана с развитием технологий и средств передачи информации и механизмов коммуникации. На политическую арену выходят гражданские околополитические союзы и группы интересов, которые более успешно представляют интересы своих членов, чем союзы политические; появляется множество комиссий, комитетов, советов, призванных «консультировать» политиков, формулировать сложные общественные проблемы, возбуждать интерес общественности к вопросам, доступным лишь компетенции экспертов. Эти комиссии выполняют роль посредников в коммуникации между общественностью и институтами. Меняется роль и форма функционирования традиционных каналов коммуникации, таких как средства массовой информации, профессионально-экспертного знания и т.д. Самым наглядным примером этого является новый размах и роль неправительственных организаций, которые превращаются в политических актеров интернационального уровня, по своим коммуникативным возможностям значительно превосходя многие государства. Политические интеракции, которые, как и прежде, остаются актами принятия решений и реализации власти, все в большей степени обнародуются и обсуждаются, «проговариваются» (Versprachlichung), обретают природу информации. Решения, которые вырабатываются в современной политической системе, все меньше являются волевыми (принимаемыми вопреки сопротивлению затрагиваемых сторон) и все больше дискурсивными решениями. Дискурсы, которые способствуют рационализации, информированности и росту объемов коммуникации, являются более эффективным инструментом связывания мира воедино, чем «безмолвная» и «овеществленная» (Хабермас) деятельность автономных функциональных систем. Разумеется, ход политической глобализации сопровождается возникновением новых серьезных проблем, которые озвучиваются в современной политико-этической дискуссии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.011 с.) |