Понятие делиберативной демократии. Ю. Хабермас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие делиберативной демократии. Ю. Хабермас



 

Хабермас - немецкий философ и социолог; Представитель франкфуртской школы, критическая теория; нормативная теория – мир не является неизменной данностью, может быть изменён. Коммунитаристкий подход (актор – община, сообщество, являются носителями норм и ценностей). Гос-во не актор, а структура. Три нормативные модели демократии

Хабермас стремится представить понятие делиберативной демократии как синтез традиционно противостоящих друг другу либеральной и республиканской теорий демократии. Либеральная теория представляет демократический процесс преимущественно в форме достижения компромисса интересов. В отличие от этого концепция р еспубликанизма желает содержательно насытить смысл демократических процедур. Республиканцы (этическое самосогласие) + Либералы (компромисс интересов) = внутренняя связь между переговорами, дискурсами самосогласия и справедливости

Либеральная теория:

Трактует политическую жизнь исключительно как функцию охраны неполитической по своей сути сферы частной и экономической жизни. либеральная теория политики оказывается в действительности центрированной вокруг государства.

l Либеральная – стержень либеральной модели – выполняемое правовым государством нормирование экономического сообщества, призванного удовлетворять ожидания частного благополучия со стороны занятых в производстве граждан и тем самым обеспечивать неполитически понимаемое благо.

l ЛИБ Гражданин – его статус определяется мерой субъективных прав, которыми те обладают по отношению к государству и другим гражданам; эти права негативные: предоставляют пространство выбора, в рамках которого субъекты права избавлены от внешнего принуждения. Могут осуществлять контроль за тем, осуществляет ли государство свою власть в интересах общества (383)

 

ЛИБ является и ценностно нейтральной, представляя политический процесс – как «борьба за те позиции, обладание которыми позволяет распоряжаться административной властью».

l Либеральные – процесс формирования общественного мнения и политической воли определён конкуренцией акторов в борьбе за завоевание властных позиций (=рынок) (388) Политика – фокусирует и проводит в жизнь частные интересы общественного значения

l Либеральные воззрения – функция демократического формирования воли (выборный процесс) состоит исключительно в легитимировании осуществления политической власти (легитимизация власти одной из сторон) (397)

l Либеральные – в демократическом правовом государстве исходящая от народа государственная власть «осуществляется лишь путём выборов и голосования при помощи особых органов законодательства, исполнительной власти и судопроизводства» (398)

 

  1. РЕСП

l Члены общностей осознают свою обусловленность друг другом – наряду с иерархической регулятивной инстанцией государственной власти и децентрализованной регулятивной инстанцией рынка (собственные интересы) существует солидарность как третий источник общественной интеграции (382)

 

Демократическое волеобразование она пытается представить в виде этико-политического основания, конституирующего политическое сообщество и общественный консенсус.

l Государство существует не для охранения равных норм, но для обеспечения открытого для всех процесса формирования общественного мнения и воли, в ходе которого свободные и равные граждане достигают взаимопонимания относительно того, какие цели и нормы представляют общий для всех интерес.(385)

l Позитивные права: гарантируют не свободу от внешнего принуждения, но участие в общественной практике, через осуществление которой граждане могут стать политически ответственными субъектами сообщества равных и свободных (384)

 

Выборы в ее глазах представляют собой периодическое возобновление начального акта общественного договора и субстанциальной передачи власти представителям народа.

l Республиканские - функция демократического формирования воли состоит в конституировании общества как политического целого и каждыми очередными выборами поддерживать живое воспоминание об этом акте основания. Правительство – не вершина государственной власти, но часть управляющего самим собой политического целого. (393-394)

 

Посредством демократического волеобразования цементируется ценностный консенсус, на котором фундирована вся общественная жизнь.

l Республиканские - процесс формирования общественного мнения и политической воли ориентирован на достижение взаимопонимания (=диалог); партии, борющиеся за власть, вынуждены учитывать своеобразие политического дискурса (388)

 

Смысл политического выражается в понятии суверенитета, в котором преодолевается либеральное противопоставление государства и общества. Тем самым, однако, релятивизируется значение правовых и конституционных оснований общества как чисто «формальных».

l Республиканские воззрения – народ является носителем суверенитета, который не может быть делегирован. Конституирующая власть основывается на практике самоопределения граждан, а не их представителей.(398)

l Республиканская – общество находит свои центр в государстве, общественное целое осознаёт себя целиком и посредством коллективной воли влияет на себя в практике политического самоопределения граждан.

l Демократия – политическая самоорганизация общества; политика полемически направлена против государственного аппарата. Отделение государства от общества не подлежит устранению, но может быть восполнено демократическим процессом. (393-394)

 

l “+” республиканцев – идея, что самоорганизация общества происходит путём объединения граждан в ходе коммуникации, не сводит коллективные цели к заключению сделки между противоположными частными интересами (389)

l «-» Идеалистична и ставит демократический процесс в зависимость от добродетелей граждан, ориентированных на достижение всеобщего блага. Ведь политика состоит не только, и даже не в первую очередь, в рассмотрении вопросов этического самопонимания. Конечно, дискурсы самопонимания, в рамках которых их участники хотели бы уяснить, как они себя понимают в качестве представителей определённой нации, членов общины или государства, какие традиции принимают, как обходятся с маргинальными группами – составляют важную часть политики. Но в условиях плюрализма за политически значимыми целями нередко стоят интересы и ценностные ориентации, никоим образом не конституитивные для тождественности совокупного общественно целого. Эти интересы и ценностные ориентации в рамках одного и того же общественного целого могут пребывать в состоянии конфликта друг с другом без какой-либо перспективы на достижение консенсуса. Баланс интересов достигается в форме компромисса между партиями, опирающимися на потенциал власти и властных санкций. 390

 

l Хабермаса не устраивает ни политическая тотальность, в которую выливается республиканизм в традиции Руссо, ни аполитичность либерализма, выводящая политику из сферы действия этико-нормативного измерения.

«Делиберативность указывает на принятие определённой установки, направленной на социальное сотрудничество, а именно, установки открытости, готовности внимать разумным доводам, сопровождающим заявления других лиц так же, как своих собственным». Michelman (389)

 

«Дискурсивная теория вбирает в себя элементы обеих сторон и интегрирует их в понятие идеальной процедуры консультации и принятия решений. Эта демократическая процедура создает внутреннюю зависимость между прагматическими размышлениями, компромиссами и дискурсами достижения согласия и справедливости и обосновывает предположение, что в условиях соотнесенного с проблемами информационного потока и компетентной обработки информации достигаются разумные и честные результаты…

Дискурсивная теория делает делиберативную политику зависимой не от коллективно действующих граждан, а от институционализации соответствующих процедур ( 395 ), так и от взаимной игры институциональных консультаций с неформально образованным общественным мнением.

Теория дискурса вообще расстаётся с фигурами мысли философии сознания, которые подталкивают к тому, чтобы приписать практику самоопределения граждан целокупному субъекту общества или отнести анонимное господство законов на счёт конкуренции отдельно взятых субъектов. 395

l Делиберативная политика учитывает многообразие форм коммуникации, в которых совместная воля образуется не только на пути этического самосогласия, но и за счёт уравновешивания интересов и достижения компромисса. (391)

l Дискурсивная – процедуры демократического формирования общественного мнения и политической воли выступают как шлюзы для дискурсивной рационализации решений правительства, ограниченных правом и законом. Общественное мнение, перерабатываемое согласно демократическим процедурам в коммуникативную власть, само «господствовать» не в состоянии, но может лишь направлять употребление административной власти в определённые каналы. (398)

 

l Гарантией и средоточием демократии в этой концепции является не сама общественная воля в акте политических выборов как носитель суверенитета, а универсализирующая процедура согласования этих воль, которая несет в себе этико-политический механизм достижения согласия и нормативной интеграции общества. Таким образом, делиберативная демократия исходит из сосуществования политических групп и практик, которые в своем взаимодействии объединены не единством субстанции, а единством процедуры.

 

Демократические выборы – это вершина системы (горизонтальных и вертикальных) дискурсов, которые, будучи все еще партикулярными, находят свое универсализирующее разрешение в процедуре всеобщих выборов.

 

l Учитывает высокую степень интерсубъективности процессов взаимопонимания, которые осуществляются, с одной стороны – в институционализированной форме парламентских совещаний, с другой – в сети коммуникации политической общественности. Эти коммуникации образуют арену, где происходит более или менее рациональное формирование общественного мнения и политической воли по поводу значимых для всего общества тем и нуждающихся в регулировании дел. (395-396)

Без согласия и взаимопонимания система слаба в вынесении решений – Мало легитимности.

2. как обосновать легитимность права, которое в любое время может быть изменено законодателями? Пока существовала возможность пользоваться религиозно или метафизически обоснованным естественным правом, подверженное течению времени положительное право можно должно было подчиняться наделённому вечной силой моральному праву и брать оттуда ориентиры.

Современное право не поддаётся прямому доступу морали. Современное право демонстрирует принцип: разрешено всё, что эксплицитно не запрещено. Правовые обязанности возникают как следствие неких правомочий (в морали – симметрия между правами и обязанностями);

Между правом и моралью имеются отношения скорее дополнительности, чем подчинения.

Мораль не ограничена в социальном пространстве и в историческом времени, охватывает всех физических лиц. Правовая общность локализована в пространстве и времени и охраняет своих членов ровно в той мере, в какой те принимают искусственно созданный статус носителей субъективных прав.

Требующие правового регулирования дела одновременно и более ограничены и более объемлющи, чем морально релевантные ситуации: более ограничены, т.к. правовому регулированию доступно лишь внешнее поведение, поддающееся принуждению, а более объемлющи, т.к. право касается не только регулирования конфликтов в сфере межличностного отношения, но и выполнения политических задач и программ. Поэтому правовым регулированием затрагиваются не только в узком смысле моральные вопросы, но и вопросы прагматического и этического характера, достижение компромисса между противоречивыми интересами.

Легитимность права зависит от разветвленной сети дискурсов и переговоров, а не только от морального дискурса. Юридические правила слишком конкретны, чтобы иметь возможность легитимирования исключительно за счёт своей непротиворечивости моральным принципам. 406

Для защиты политических решений – публичное обсуждение в открытых обществах. Делиберативный процесс формирует идентичность граждан, что облегчает понимание общего блага => дискуссии на всех возможных площадках. Документы должны быть транспарентны.

 

Из рассуждений Хабермаса следует, что актуальность делиберативной политики прямым образом связана с развитием технологий и средств передачи информации и механизмов коммуникации. На политическую арену выходят гражданские околополитические союзы и группы интересов, которые более успешно представляют интересы своих членов, чем союзы политические; появляется множество комиссий, комитетов, советов, призванных «консультировать» политиков, формулировать сложные общественные проблемы, возбуждать интерес общественности к вопросам, доступным лишь компетенции экспертов. Эти комиссии выполняют роль посредников в коммуникации между общественностью и институтами. Меняется роль и форма функционирования традиционных каналов коммуникации, таких как средства массовой информации, профессионально-экспертного знания и т.д. Самым наглядным примером этого является новый размах и роль неправительственных организаций, которые превращаются в политических актеров интернационального уровня, по своим коммуникативным возможностям значительно превосходя многие государства.

Политические интеракции, которые, как и прежде, остаются актами принятия решений и реализации власти, все в большей степени обнародуются и обсуждаются, «проговариваются» (Versprachlichung), обретают природу информации.

Решения, которые вырабатываются в современной политической системе, все меньше являются волевыми (принимаемыми вопреки сопротивлению затрагиваемых сторон) и все больше дискурсивными решениями.

Дискурсы, которые способствуют рационализации, информированности и росту объемов коммуникации, являются более эффективным инструментом связывания мира воедино, чем «безмолвная» и «овеществленная» (Хабермас) деятельность автономных функциональных систем. Разумеется, ход политической глобализации сопровождается возникновением новых серьезных проблем, которые озвучиваются в современной политико-этической дискуссии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.024 с.)