Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструкционизм и конструктивизм

Поиск

 

КОНСТРУКТИВИЗМ эпистемологический, трактовка познания как конструирования, а эмпирической реальности – как продукта познавательной активности. К. противостоит филос. и науч. реализму – представлению о познании как об отражении «объективной реальности». К. исходит из того, что информация не содержится в объекте и не извлекается из него в ходе познания, а является продуктом того или иного субъект-объектного отношения, включающего позицию наблюдателя, его практическую деятельность, средства познания, в результате чего знания активно выстраиваются познающим субъектом в виде разного рода ментальных конструктов, моделирующих и предопределяющих его опыт.

интеллект рассматривается как инструмент адаптации к переживаемому миру, а его развитие – как конструирование всё более эффективных познават. схем. Тезис Пиаже «разум организует мир, организуя самого себя» стал программным для радикального К., оформившегося с выходом в 1981 сб. «Изобретённая действительность», говоривших не просто о конструировании знаний, а о конструировании реальности. Поскольку не существует объекта без субъекта, невозможна проверка (верификация или фальсификация) знаний путём их сравнения с единой для всех «объективной реальностью» и выработка единого для всех субъектов истинного знания. Вместо истинности знание (определяемое К. как организация эмпирич. мира) должно оцениваться в терминах полезности, в той мере в какой оно даёт возможность делать предсказания, придавать устойчивость и взаимосвязанность миру опыта, обслуживать коммуникацию.

В социальных науках конструктивистский подход к обыденному и науч. познанию, получивший название социальный конструкционизм (или социальный К.), делает акцент на опосредованности познания коммуникацией, дискурсивными практиками и культурными конструктами, опираясь на концепцию языковых игр Л. Витгенштейна, анализ дискурсивных практик во французском постструктурализме (прежде всего, в работах М. Фуко), идеи Л. С. Выготского о культурно-историч. обусловленности человеч. психики, социологию науки Т. Куна и др. идеи, связанные с рефлексией социокультурных факторов порождения знаний.

В вышедшей в 1966 работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» были заявлены осн. тезисы социального конструкционизма как исследовательской программы, направленной на изучение того, как общепринятая в той или иной культуре «консенсусная реальность» формируется в результате социальных взаимодействий, включая в себя значения, классификации, ценности, социальные институты, воспринимаемые как части «объективного» миропорядка.

Социальный К. объединяет разл. направления на стыке психологии, социологии, лингвистики, культурной антропологии, характеризующиеся критическим подходом к «само собой разумеющимся» знаниям, интересом к механизмам культурно-историч. обусловленности воспринимаемой реальности, вниманием к социальным процессам, опосредующим познание, и анализом связи между знанием и поведением (социальными последствиями знания). С т. зр. социальных конструкционистов реальность конструируется не индивидом, а обществом: любые ментальные конструкции выступают как продукт коммуникации и совместной деятельности людей. Исследования, выполненные в этой парадигме, представляют собой критич. анализ идеологии и доминирующих представлений о реальности (напр., феминистские исследования гендера), в т. ч. науч. теорий как социальных конструкций (австр. социолог К. Кнорр-Цетина и др.); подчёркивается относительность любой теории, неполнота и дополнительность разных т. зр.

Социальный конструктивизм (вроде и есть конструкционизм) — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (1966). Целью социального конструктивизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Эта теория рассматривает пути создания людьми социальных феноменов, которые институционализируются и превращаются в традиции. Социально конструируемая реальность — постоянно идущий, динамический процесс; реальность перевоспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Бергер и Лукман приводят доводы в пользу того, что любое знание, включая базовое, как восприятие реальности исходя из здравого смысла, происходит и поддерживается за счёт социальных взаимоотношений. Когда люди общаются между собой, они делают это исходя из уверенности в том, что их восприятие реальности схоже; и действуя в согласии с этим убеждением их восприятие этого как истины повседневной жизни только закрепляется. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей, то, в результате, любые человеческие типологии, системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. Таким образом, можно сказать, что реальность конструируется самим обществом.

Согласно социальному конструктивизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. Подразумевается, что человек проявляет избирательность по отношению к социальным конструктам, принимая одни, и отвергая другие. Социальные конструкты, в свою очередь, не являются законами ниспосланными свыше или законами природы. Однако, подобный подход, обычно, не предполагает радикального антидетерминизма.

 

 

К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.

 

Билет № 10

Либеральный межправительственный подход. А Моравчик

 

теория интеграции.

Лекция: игра на 2 уровнях – национальном и международном.

Национальное правительство играет важную роль для связи национальной и международной игры. Gate-keeper. Главные акторы – прав-ва. Прав-ва рациональны.

Правительство готово соглашаться на ограничение внешнего суверенитета, если наднац институты помогут помогают увеличить автономность национальных лидеров относительно отдельных социальных групп в стране.

Интеграционные объединения – режим успешного межправит сотрудничества в условиях экономического взаимозависимости. Поведение гос-в на международной арене – рациональные действия правительств, которые учитывают внешнее и внутреннее положение – озабочены выборами, пренебрегают долгосрочной перспективой = могут пожертвовать некоторыми властными полномочиями ради победы на выборах = интеграция случайна.

1) ограничение возможностей, связанных с необходимостью учитывать влияние внутренних сил

2) изменение относительной мощи каждого гос-ва в рамках системы

3) опыт сотрудничества должен быть положительным.

При решении сотрудничать:

1. правительства определяют предпочтения.

2. торгуются для достижения действенных соглашений

3. создают или изменяют институты

Евроинтеграция – результат рационального выбора, сделанного национальными лидерами, проводящими свои интересы – быть переизбранными, а значит – учёт интересов поддерживающих его групп. Интеграция происходит случайно. А когда наднац институты уже созданы – деваться некуда => интеграция.

 

Международные режимы

 

Впервые концепция международного режима была сформулирована в англо-саксонском мире в одном из выпусков журнала International Organization, вышедшего под общей редакцией профессора Стенфордского университета С. Краснера (1983). Сам Краснер определил международные режимы как совокупность принципов, норм, формализованных или неформального характера соглашений и процедур принятия решений, управляющих особой областью международных отношений (65). В той же книге Дж. Ружжи сравнил их с языком государственного действия. Согласно его трактовке, возникновение и преобразование международных режимов выражает конкретный способ интернационализации политической власти. Присоединяясь к "режиму", государства соглашаются на то, чтобы пожертвовать своими непосредственными интересами в целях создания условий для более долговременного сотрудничества. Тем самым они устанавливают институциональные и нормативные основы мировой политики или же регионального порядка. Причем, если принципы и нормы представляют собой собственно характеристики режима, то договора и процедуры принятия решений относительно самостоятельны и могут меняться в рамках одного и того же режима. Теоретики режима также использовали это понятие для обозначения "правил игры" специфических институтов.

 

В качестве примера называют международный режим соблюдения прав человека, долговых обязательств, контроля за распространением вооружений, режим морского права, регулирования отношений между сверхдержавами, МВФ и ГАТТ. Таким образом, понятие международного режима уточняется до специфической процедуры урегулирования или превентивного разрешения различных международных конфликтов - торговых, политических, финансовых и иных. Это совокупность институтов, характеристик и механизмов, не имеющих соответствующего юридического оформления, но способных выполнить возложенные на них задачи. Благодаря международным режимам государства осуществляют процесс их сближения, выражающийся в экономической и политической интеграции мирового сообщества.

 

Итак, международники сформулировали определение, содержательно сходное с определением политического (т.е. внутриполитического) режима. В обоих случаях подразумевается состояние, промежуточное между "естественным" (или предгражданским) и тем, существование которого закреплено в соответствующих юридических процедурах и механизмах. И там, и там понятие "режим" конкретизирует понятие "система", наполняя ее реальным содержанием и раскрывая динамику ее функционирования и развития (хотя в международных отношениях эти понятия разведены значительно более четко - их просто невозможно перепутать или употребить как взаимозаменяемые, что в политической науке вполне допустимо). Наконец, в обоих случаях режим рассматривается как тип взаимодействия правящих структур и общества, как тип упорядочения их отношений и разрешения социального конфликта.

 

 

Критика неореалистов: существование режима связано с предшествующими решениями в целях сотрудничества. Выгоды от сотрудничества не ведут к созданию режима, так как сильные государства против. Не учитывается вопрос власти и силы.

 

Любой политический режим существует в некоем окружении — социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. Универсальные демократические институты — всеобщее избирательное право, многопартийность, разделение властей и др. — функционируют по-разному в Западной Европе и Юго-Восточной Азии. Демократии в Скандинавии, Америке и Японии существенно различаются между собой, несмотря на их процедурно-правовое сходство. В политическую систему поступают импульсы в виде требований и поддержки общества, а система, воспринимая эти импульсы, перерабатывает их в решения и конкретные действия по осуществлению решений. Восприятие импульсов означает, по Истону, реализацию системой ее входящих функций, а переработка импульсов — ее исходящих функций. Немаловажный, с точки зрения ученого, момент — наличие не только прямых, но и обратных связей между "входом" в систему и "выходом" из нее. Обратная связь — это фактически механизм самоконтроля и саморазвития системы. Если система по каким-то причинам утрачивает этот механизм, то одновременно она перестает быть открытой внешним воздействиям. В ней необратимо нарастает энтропия, которая подготавливает условия для последующего разрушения системы. Таким образом, важность среды, учета ее импульсов для поддержания стабильности системы, не подлежит какому-либо сомнению.

 

+ Лекция: Поведение акторов на международной арене институционализированно = предсказуемо, определяется таким общим пониманием о мире, которое разделяется и понятно остальным действующим лицам. Правила могут существовать и без власти, а по взаимному согласию – пример: анархия.

Краснер – Межд режим – явные или подразумеваемые принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, вокруг которых сосредоточены ожидания акторов в определённой сфере МО. Режимы могут, но не обязательно, принимать формы Межд Организаций.

МР с точки зрения реалистов:

1) Страна-гегемон может сама устанавливать режим для выгодного для себя распределения ограниченных ресурсов.

2)Страна-гегемон имеет достаточно ресурсов, чтобы поддерживать созданный ей режим, даже если другие get a free-ride.

3) реформа или крушение режима произойдёт тогда, когда гегемон изменит свои предпочтения или произойдёт перераспределение баланса сил.

 

Неолиберальный взгляд на МР:

гос-ва в рамках режима получают лучший результат, т.к.

1) режим обеспечивает участников инфо

2) снижает транзакционные издержки

3) облегчает контакты

4) даёт больший временной горизонт (отношения более стабильные)

 

Конструктивизм (Вендт и квантовая физика)

1) поведение акторов зависит от их роли в обществе.

2) идеи снижают неопределённость и являются средством обучения (идеи – факт существования режима) в процессе обучения меняются стратегии и даже цели участников.

3) режим сам по себе становится ценностью как таковой

4) эпистемические сообщества облегчают распр-е правил режима.

 

Конструкционизм

1) международная система обладает структурой, которая формирует идентичность действующих лиц.

2) режимы реагируют на внешние раздражители, находясь в постоянном процессе самоопределения (?)

 

Культурная теория

Своё понимание режима как смешение образов жизни в динамичном дисбалансе. Режим измениться, когда большинство изменит свои предпочтения.

 

 

Билет № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.008 с.)