Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструкционизм и конструктивизмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНСТРУКТИВИЗМ эпистемологический, трактовка познания как конструирования, а эмпирической реальности – как продукта познавательной активности. К. противостоит филос. и науч. реализму – представлению о познании как об отражении «объективной реальности». К. исходит из того, что информация не содержится в объекте и не извлекается из него в ходе познания, а является продуктом того или иного субъект-объектного отношения, включающего позицию наблюдателя, его практическую деятельность, средства познания, в результате чего знания активно выстраиваются познающим субъектом в виде разного рода ментальных конструктов, моделирующих и предопределяющих его опыт. интеллект рассматривается как инструмент адаптации к переживаемому миру, а его развитие – как конструирование всё более эффективных познават. схем. Тезис Пиаже «разум организует мир, организуя самого себя» стал программным для радикального К., оформившегося с выходом в 1981 сб. «Изобретённая действительность», говоривших не просто о конструировании знаний, а о конструировании реальности. Поскольку не существует объекта без субъекта, невозможна проверка (верификация или фальсификация) знаний путём их сравнения с единой для всех «объективной реальностью» и выработка единого для всех субъектов истинного знания. Вместо истинности знание (определяемое К. как организация эмпирич. мира) должно оцениваться в терминах полезности, в той мере в какой оно даёт возможность делать предсказания, придавать устойчивость и взаимосвязанность миру опыта, обслуживать коммуникацию. В социальных науках конструктивистский подход к обыденному и науч. познанию, получивший название социальный конструкционизм (или социальный К.), делает акцент на опосредованности познания коммуникацией, дискурсивными практиками и культурными конструктами, опираясь на концепцию языковых игр Л. Витгенштейна, анализ дискурсивных практик во французском постструктурализме (прежде всего, в работах М. Фуко), идеи Л. С. Выготского о культурно-историч. обусловленности человеч. психики, социологию науки Т. Куна и др. идеи, связанные с рефлексией социокультурных факторов порождения знаний. В вышедшей в 1966 работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» были заявлены осн. тезисы социального конструкционизма как исследовательской программы, направленной на изучение того, как общепринятая в той или иной культуре «консенсусная реальность» формируется в результате социальных взаимодействий, включая в себя значения, классификации, ценности, социальные институты, воспринимаемые как части «объективного» миропорядка. Социальный К. объединяет разл. направления на стыке психологии, социологии, лингвистики, культурной антропологии, характеризующиеся критическим подходом к «само собой разумеющимся» знаниям, интересом к механизмам культурно-историч. обусловленности воспринимаемой реальности, вниманием к социальным процессам, опосредующим познание, и анализом связи между знанием и поведением (социальными последствиями знания). С т. зр. социальных конструкционистов реальность конструируется не индивидом, а обществом: любые ментальные конструкции выступают как продукт коммуникации и совместной деятельности людей. Исследования, выполненные в этой парадигме, представляют собой критич. анализ идеологии и доминирующих представлений о реальности (напр., феминистские исследования гендера), в т. ч. науч. теорий как социальных конструкций (австр. социолог К. Кнорр-Цетина и др.); подчёркивается относительность любой теории, неполнота и дополнительность разных т. зр. Социальный конструктивизм (вроде и есть конструкционизм) — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (1966). Целью социального конструктивизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Эта теория рассматривает пути создания людьми социальных феноменов, которые институционализируются и превращаются в традиции. Социально конструируемая реальность — постоянно идущий, динамический процесс; реальность перевоспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Бергер и Лукман приводят доводы в пользу того, что любое знание, включая базовое, как восприятие реальности исходя из здравого смысла, происходит и поддерживается за счёт социальных взаимоотношений. Когда люди общаются между собой, они делают это исходя из уверенности в том, что их восприятие реальности схоже; и действуя в согласии с этим убеждением их восприятие этого как истины повседневной жизни только закрепляется. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей, то, в результате, любые человеческие типологии, системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. Таким образом, можно сказать, что реальность конструируется самим обществом. Согласно социальному конструктивизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. Подразумевается, что человек проявляет избирательность по отношению к социальным конструктам, принимая одни, и отвергая другие. Социальные конструкты, в свою очередь, не являются законами ниспосланными свыше или законами природы. Однако, подобный подход, обычно, не предполагает радикального антидетерминизма.
К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.
Билет № 10 Либеральный межправительственный подход. А Моравчик
теория интеграции. Лекция: игра на 2 уровнях – национальном и международном. Национальное правительство играет важную роль для связи национальной и международной игры. Gate-keeper. Главные акторы – прав-ва. Прав-ва рациональны. Правительство готово соглашаться на ограничение внешнего суверенитета, если наднац институты помогут помогают увеличить автономность национальных лидеров относительно отдельных социальных групп в стране. Интеграционные объединения – режим успешного межправит сотрудничества в условиях экономического взаимозависимости. Поведение гос-в на международной арене – рациональные действия правительств, которые учитывают внешнее и внутреннее положение – озабочены выборами, пренебрегают долгосрочной перспективой = могут пожертвовать некоторыми властными полномочиями ради победы на выборах = интеграция случайна. 1) ограничение возможностей, связанных с необходимостью учитывать влияние внутренних сил 2) изменение относительной мощи каждого гос-ва в рамках системы 3) опыт сотрудничества должен быть положительным. При решении сотрудничать: 1. правительства определяют предпочтения. 2. торгуются для достижения действенных соглашений 3. создают или изменяют институты Евроинтеграция – результат рационального выбора, сделанного национальными лидерами, проводящими свои интересы – быть переизбранными, а значит – учёт интересов поддерживающих его групп. Интеграция происходит случайно. А когда наднац институты уже созданы – деваться некуда => интеграция.
Международные режимы
Впервые концепция международного режима была сформулирована в англо-саксонском мире в одном из выпусков журнала International Organization, вышедшего под общей редакцией профессора Стенфордского университета С. Краснера (1983). Сам Краснер определил международные режимы как совокупность принципов, норм, формализованных или неформального характера соглашений и процедур принятия решений, управляющих особой областью международных отношений (65). В той же книге Дж. Ружжи сравнил их с языком государственного действия. Согласно его трактовке, возникновение и преобразование международных режимов выражает конкретный способ интернационализации политической власти. Присоединяясь к "режиму", государства соглашаются на то, чтобы пожертвовать своими непосредственными интересами в целях создания условий для более долговременного сотрудничества. Тем самым они устанавливают институциональные и нормативные основы мировой политики или же регионального порядка. Причем, если принципы и нормы представляют собой собственно характеристики режима, то договора и процедуры принятия решений относительно самостоятельны и могут меняться в рамках одного и того же режима. Теоретики режима также использовали это понятие для обозначения "правил игры" специфических институтов.
В качестве примера называют международный режим соблюдения прав человека, долговых обязательств, контроля за распространением вооружений, режим морского права, регулирования отношений между сверхдержавами, МВФ и ГАТТ. Таким образом, понятие международного режима уточняется до специфической процедуры урегулирования или превентивного разрешения различных международных конфликтов - торговых, политических, финансовых и иных. Это совокупность институтов, характеристик и механизмов, не имеющих соответствующего юридического оформления, но способных выполнить возложенные на них задачи. Благодаря международным режимам государства осуществляют процесс их сближения, выражающийся в экономической и политической интеграции мирового сообщества.
Итак, международники сформулировали определение, содержательно сходное с определением политического (т.е. внутриполитического) режима. В обоих случаях подразумевается состояние, промежуточное между "естественным" (или предгражданским) и тем, существование которого закреплено в соответствующих юридических процедурах и механизмах. И там, и там понятие "режим" конкретизирует понятие "система", наполняя ее реальным содержанием и раскрывая динамику ее функционирования и развития (хотя в международных отношениях эти понятия разведены значительно более четко - их просто невозможно перепутать или употребить как взаимозаменяемые, что в политической науке вполне допустимо). Наконец, в обоих случаях режим рассматривается как тип взаимодействия правящих структур и общества, как тип упорядочения их отношений и разрешения социального конфликта.
Критика неореалистов: существование режима связано с предшествующими решениями в целях сотрудничества. Выгоды от сотрудничества не ведут к созданию режима, так как сильные государства против. Не учитывается вопрос власти и силы.
Любой политический режим существует в некоем окружении — социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. Универсальные демократические институты — всеобщее избирательное право, многопартийность, разделение властей и др. — функционируют по-разному в Западной Европе и Юго-Восточной Азии. Демократии в Скандинавии, Америке и Японии существенно различаются между собой, несмотря на их процедурно-правовое сходство. В политическую систему поступают импульсы в виде требований и поддержки общества, а система, воспринимая эти импульсы, перерабатывает их в решения и конкретные действия по осуществлению решений. Восприятие импульсов означает, по Истону, реализацию системой ее входящих функций, а переработка импульсов — ее исходящих функций. Немаловажный, с точки зрения ученого, момент — наличие не только прямых, но и обратных связей между "входом" в систему и "выходом" из нее. Обратная связь — это фактически механизм самоконтроля и саморазвития системы. Если система по каким-то причинам утрачивает этот механизм, то одновременно она перестает быть открытой внешним воздействиям. В ней необратимо нарастает энтропия, которая подготавливает условия для последующего разрушения системы. Таким образом, важность среды, учета ее импульсов для поддержания стабильности системы, не подлежит какому-либо сомнению.
+ Лекция: Поведение акторов на международной арене институционализированно = предсказуемо, определяется таким общим пониманием о мире, которое разделяется и понятно остальным действующим лицам. Правила могут существовать и без власти, а по взаимному согласию – пример: анархия. Краснер – Межд режим – явные или подразумеваемые принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, вокруг которых сосредоточены ожидания акторов в определённой сфере МО. Режимы могут, но не обязательно, принимать формы Межд Организаций. МР с точки зрения реалистов: 1) Страна-гегемон может сама устанавливать режим для выгодного для себя распределения ограниченных ресурсов. 2)Страна-гегемон имеет достаточно ресурсов, чтобы поддерживать созданный ей режим, даже если другие get a free-ride. 3) реформа или крушение режима произойдёт тогда, когда гегемон изменит свои предпочтения или произойдёт перераспределение баланса сил.
Неолиберальный взгляд на МР: гос-ва в рамках режима получают лучший результат, т.к. 1) режим обеспечивает участников инфо 2) снижает транзакционные издержки 3) облегчает контакты 4) даёт больший временной горизонт (отношения более стабильные)
Конструктивизм (Вендт и квантовая физика) 1) поведение акторов зависит от их роли в обществе. 2) идеи снижают неопределённость и являются средством обучения (идеи – факт существования режима) в процессе обучения меняются стратегии и даже цели участников. 3) режим сам по себе становится ценностью как таковой 4) эпистемические сообщества облегчают распр-е правил режима.
Конструкционизм 1) международная система обладает структурой, которая формирует идентичность действующих лиц. 2) режимы реагируют на внешние раздражители, находясь в постоянном процессе самоопределения (?)
Культурная теория Своё понимание режима как смешение образов жизни в динамичном дисбалансе. Режим измениться, когда большинство изменит свои предпочтения.
Билет № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.008 с.) |