Основные темы и понятия философии герменевтики Х.Г. Гадамера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы и понятия философии герменевтики Х.Г. Гадамера



Отправным пунктом гадамеровской герменевтики является критическое переосмысление традиции европейского рационализма. Эта традиция берет свое начало в греческой мысли, в ее представлениях о целостности разума, выраженной в понятиях «логоса» (единство порядков космоса, социума и души, единство порядка вообще и слова) и «нуса» (разумной упорядоченности всего сущего). В новоевропейском классическом мышлении эта изначальная целостность разума была утрачена. Разум был сведен к отдельным формам своего проявления, прежде всего, к научной, логико-понятийной рациональности. Реакцией на такую редукцию стало распространение различных форм иррационализма, ставшего особо популярным во второй половине XX-го века. Позиция Гадамера состояла в том, чтобы вернуть разуму утраченную целостность через возвращение в философию осмысления «различных форм рационального творчества» (общения, эстетической и моральной деятельности, религиозного опыта, социального поведения), не прибегая при этом к «деспотизму системы понятий». Решение этой задачи и должна обеспечить герменевтика как и философский метод и теория.

Принимая лозунг Гуссерля, - «к самим вещам!», раскрывая его в духе хайдеггеровского бытийного поворота, Гадамер стремится обстоятельно проанализировать объективные социально-исторические предпосылки или бытийные основания, определяющие истолковывающее присутствие человека в мире, которое находит свое выражение в многообразных и неповторимых процедурах интерпретации, в соотношениях текста и его понимания.

Что же такое текст в философии герменевтики? Текст – это аккумулированный и организованный в традициях языка опыт человеческого освоения мира, его бытийственная история.Способом приобщения или включения в эту историю является постоянно возобновляемая и всегда обусловленная конкретной культурно-исторической ситуацией интерпретация текстов.

Таким образом, в философской герменевтике Гадамера оказываются воедино связанными непреодолимая уникальность бытийной исторической ситуации (текст создается в определенной точке исторического времени и всегда «прочитывается» в определенной историческом горизонте) и неизбежность исторической бытийной преемственности, в поле которой только и возможны та или иная интерпретация, то или иное понимание. В этой связи процедура истолкования текста направлена не на реконструкцию замысла, личности, мира творца (творцов) как гарантии адекватности интерпретации, понимания смысла текста, а представляет собой акт конструирования смысла заново, осуществляемый в ситуации заданного для интерпретатора иного социально-исторического горизонта. Именно этот горизонт может быть понят как объективно-историческое основание для субъективно-творческого конструирования заложенных в тексте смыслов.

С точки зрения герменевтического подхода, объективно-историческое основание конструирование смыслов текста, осуществляемая в его интерпретации, - это предрассудок. Со времен европейского Просвещения под предрассудком понимались искажения и заблуждения в процессе познания, которые могут быть преодолены через утверждение понятийно организованного разума. Гадамер же дает расширительное толкование слову «предрассудок» (нем. Vor-urteil, где «vor» - перед чем то и «Urteil» - суждение), которое означает сложный комплекс «преднастроенности» по отношению к любому предмету, делу, отношению, человеку, о которых мы выносим какое бы то ни было суждение. Мы не можем отбросить пред-рассудок, ибо в нем находит свое выражение социально-историческое основание любого нашего опыта. Аналогичным образом обстоит дело с пред-пониманием (Vor-verstandnis). Еще до того, как человек рационально, рефлексивно, более или менее отчетливо понимает что-то – он часто незаметно для себя – именно истолковывает подлежащее пониманию, придает понимаемому совершенно особый смысл. Гадамер считает все это важным не только для обычного, повседневного человеческого сознания, для коммуникации индивидов, но и для культуры, в исследовании которой на первый план выступают такие формы и структуры как «текст», «традиция» и их истолкование.

Бытийная историческая предрасположенность, закрепленная в языке, определяет и самостоятельность смысла текста по отношению к его творцу. Как правило, в тексте «сказывается» многое из того, чего непосредственно не имел в виду автор. Именно поэтому текст – это не столько индивидуальное послание создателя, сколько транслируемое в культуру историческое предание об эпохе, несущее в себе сложное переплетение смыслов и подлежащее возобновляемым интерпретациям в новых социально-исторических контекстах. В этой связи данность новых пред-рассудков и пред-пониманий делает невозможными не только реконструкцию осознаваемого замысла автора (творца) текста, но и всей неповторимой полноты смыслов ушедшей эпохи, ее, так сказать, «духа». И раз дистанция между прошлым и настоящим, текстом и интерпретатором все равно существует, то задача понимания – это не реконструкция смысла (текста и ситуации), а всегда его новое конструирование. В наиболее успешных случаях герменевтического конструирования удается достигнуть «сплава» исторически отстоящих друг от друга горизонтов понимания: далекое становится близким, сегодняшнее укореняется во вчерашнем, тем самым взаимопонимание людей разных эпох, стран, поколений неизмеримо расширяется. Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берется не изолированно, а в контексте его исторического бытия, то есть историй его воздействий и влияний.

Ну и тогда истина тоже исторична, она не столько характеристика познания, сколько характеристика бытийствующей истории, развернутого во времени опыта человеческой жизни. Истина – это история понимающего субъекта, в опыте которого истина не дана, она постоянно совершается.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Определите различие между герменевтической как методом и философским течением.
  2. Каковы основные особенности становления философии герменевтики Х.Г.Гадамера?
  3. Дайте определения ключевых понятий герменевтической философии Х.Г.Гадамера.
  4. Прочитав в приложении к пособию текст Х.Г.Гадамера, дайте ответы на вопросы к нему.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

  1. Бахтин М. М Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 281-307.
  2. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 221-547.
  3. 3.Гадамер Х. Г. Философия и герменевтика. О круге понимания//Гадамер Х.Г.
  4. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 9-15; 72-81.
  5. 4.Гадамер Х. Г. Диалектическая этика Платона. С-Пб., 2000. С. 21-82.
  6. 5.Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
  7. Малахов В.С. Концепция исторического понимания Г.-Г. Гадамера //Историко-философский ежегодник 1987. М., 1987. С. 151-164.
  8. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984.
  9. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук //Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 3-18.
  10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 3-37.
  11. Соколов Б.Г. Онтологический статус герменевтики //Основы онтологии. Спб., С.-ПГу., 1997. С. 219-226.
  12. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы //Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989-1992.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.014 с.)