Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История франкфуртской школы, ее основные представителиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди школ современной западной философии, которые на протяжении целого ряда десятилетий сохраняли и до сих пор сохраняют существенное влияние на мировую философскую и социальную мысль, бесспорно, следует назвать франкфуртскую школу. Она сформировалась в Институте социальных исследований при Франкфуртском университете, когда в 1931 году Институт возглавил Макс Хоркхаймер (1895-1973). Наиболее известными из философов и социологов до второй мировой войны или после нее сотрудничавших с Институтом, были Т. Адорно (1903-1969), В. Беньямин (1892-1940), Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980). Позднее влияние франкфуртской школы испытали мыслители наших дней Ю. Хабермас (1929 г. р.) и К.-О. Апель (1922 г.р.). В период нацистского правления в Германии группа франкфуртских философов эмигрировала из страны. Остановками в изгнании были Женева, Париж, Лондон, Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анжелес. После окончания второй мировой войны Маркузе и Фромм остались в США; Хоркхаймер, Адорно и др. вернулись в 1949 во Франкфурт, где в 1950 году вновь открылся Институт социальных исследований. 1940-1950-ые годы – время наиболее интенсивного влияния франкфуртской школы на западную философскую мысль. В 60-ые годы взгляды представителей франкфуртской школы начинают расходиться. По поводу сущности современного капитализма остро полемизируют Маркузе и Фромм, новые пути социально-философского анализа ищут представители второго поколения франкфуртцев (Хабермас, Апель и др.) и в начале 70-ых годов общая платформа школы по сути дела перестает существовать. Наиболее влиятельными мыслителями первых периодов развития франкфуртской школы были Хоркхаймер и Адорно. Макс Хоркхаймер родился в 1895 г. в Штутгарте. В 1919 г. он стал студентом Мюнхенского университета, а затем продолжил учебу в университетах Фрайбурга и Франкфурта. В 1922 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме зрительных восприятий. Одновременно внимательно изучал философию Гуссерля и раннего Хайдеггера. В 1925 г. Хоркхаймер защитил докторкую диссертацию по философии Канта и через год стал доцентом Франкфуртского университета. В это время на его становление как мыслителя большое влияние оказал марксизм Лукача, Грамши, Корша. С 1931 г. (и по 1965 г.) он директор Института социальных исследований. В 1949 г. после возвращения в Германию Хоркхаймер стал профессором Франкфуртского университета. Умер в Нюрберге в 1973 г. Основные работы: «Истоки буржуазной философии истории» (1930), «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с Адорно), «Затмение разума. Критика инструментального разума» (1947), «Критическая теория» (1968) и др. Теодор Адорно родился в 1903 г. во Франкфурте-на-Майне. Учился во Франкфуртском университете, защитил кандидатскую диссертацию по философии у Гуссерля в 1924 г. Учился в Вене у композитора Шенберга в 1925 г. Докторская диссертация на тему «Понятие бессознательного в трансцендентальном учении о душе» была защищена Адорно в 1930 г. у П. Тиллиха. В конце 20-х годов на него большое влияние оказали работы Э. Блоха и В. Беньямина. В последующие годы его судьба бала тесно связана с Институтом социальных исследований. Возвратившись вместе с Хоркхаймером в 1949 г. из эмиграции, он активно участвовал в восстановлении Института во Франкфурте, был его содиректором. В 1969 г. Т. Адорно скончался в Швейцарии. Из работ Адорно следует выделить: «Кьеркегор, конструкция эстетического» (1933), «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с Хоркхаймером), «Философия новой музыки» (1949), «Авторитарная личность» (1950), «Негативная диалектика» (1966). Третьим сооснователем франкфуртской школы был Г. Маркузе. Он родился в 1898 году, с юных лет испытал серьезное влияние революционных идеалов, примыкая к СДПГ, принимал участие в Ноябрьской (1918) революции в Германии. В 1922 году он уже доктор немецкой литературы. На его философское становление в 20-ые годы решающую роль оказали работы Лукача «История и классовое сознание» и Корша «Марксизм и философия». С выходом в свет «Бытия и времени» Хайдеггера и до начала 30-ых годов Маркузе испытал увлечение хайдеггеровскими идеями. В 1928 – 1932 годах он обучался во Фрайбургском университете, был ассистентом Хайдеггера. Однако, вскоре, когда вышли из печати «Экономическо-философские рукописи» Маркса, он оценил философию Хайдеггера как весьма абстрактную и не отражающую конкретные социально-политические процессы. В 1932 году Маркузе стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований. В это время, как позже отмечал сам Маркузе, три момента определяли его собственную философскую работу и сотрудничество с другими представителями франкфуртской школы: стремление к углубленному исследованию марксистской теории, совместное с другими франкфуртцами исследование истоков и сути фашизма и увлечение психоанализом. В это время он издает свои работы «Новые источники к обоснованию исторического материализма» и «Комментарии к «Экономическо-философским рукописям». В эмиграции в 40-ые годы Маркузе пишет работу «Марксизм и революция», в которой анализирует гегелевские философские истоки тоталитаризма. Оставшись после окончания второй мировой войны в США, преподавал в различных американских университетах. Среди наиболее известных следует назвать такие работы Маркузе 50-60-х годов: «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955), «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958), «Одномерный человек: исследование по идеологии развитого индустриального общества» (1964), «Идеи к критической теории общества» (1969). Особой популярностью у радикальной студенческой молодежи и интеллигенции пользовалась работа «Одномерный человек», идеями которой вдохновлялись как участники социально-политических выступлений в Европе 1968 года, так и борцы против вьетнамской войны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.01 с.) |