Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Ницше как предтеча современной философии.↑ Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Ф. Ницше в философии XX -го века. 2.2. Жизнь и произведения Ф. Ницше. 2.3. Основные понятия философии Ф. Ницше. 2.4. Критика нигилизма и переоценка всех ценностей. Феноменологический поворот в философии. Феноменология Э. Гуссерля. 3.1. Этапы становления феноменологической философии. 3.2. Вехи жизни и творчества Э. Гуссерля. 3.3. Основные смысловые линии феноменологии Э. Гуссерля. Философия М. Хайдеггера: от феноменологии сознания к феноменологии и истории бытия. 4.1. Место М.Хайдеггера в европейской философии XX-го века. 4.2. Вехи жизни и творчества М. Хайдеггера. 4.3. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. 4.4. Dasein (здесь-бытие) и его строение. 4.5. Бытие-к-смерти и время как горизонт бытия. 4.6. Критика европейской метафизики и науки, проблема языка и технической цивилизации в творчестве М. Хайдеггера после «поворота». Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. 5.1.Общая характеристика экзистенциальной философии. 5.2. Жизнь и произведения Ж.-П. Сартра. 5.3. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Философия герменевтики. Х. Г. Гадамер – основоположник философии герменевтики. 6.1. Герменевтика как метод и философское течение. 6.2. Жизненный путь и основные произведения Х. Г. Гадамера. 6.3. Становление философии герменевтики Х. Г. Гадамера. 6.4. Основные темы и понятия философии герменевтики Х.Г. Гадамера. Марксистская традиция в философии ХХ-го века. Социальная философия франкфуртской школы. 7.1. К. Маркс и марксизм. 7.2. Неортодоксальный (критический марксизм, неомарксизм) в философии XX-го века. 7.3. История франкфуртской школы, ее основные представители. 7.4. Основные темы философии франкфуртской школы. 7.5. Социальная философия Ю. Хабермаса. Аналитическая философия. 8.1. Аналитическая традиция и аналитическая философия. 8.2. Становление, основные принципы и понятия аналитической философии (Г. Фреге, Д. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). 8.3. Логический позитивизм «Венского кружка» и философия науки. Критический рационализм К. Поппера. 8.4. Постпозитивстские концепции научного познания после К. Поппера. 8.5. Анализ языка в лингвистической философия второй половины XX-го века. Философия структурализма и постструктурализма. 9.1. Структурализм как метод и философия. 9.2. Философский структурализм К. Леви-Стросса и Ж. Лакана. 9.3. Жизненный путь, стиль и основные этапы творчества М.Фуко. 9.4. Философская эволюция М. Фуко. 9.5. Философский постструктурализм и постмодернизм. Приложение. Избранные тексты по современной философии. ПРИЛОЖЕНИЕ Избранные тексты по современной философии. Делез Ж., Гваттари Ф. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ЗАЧЕМ ФИЛОСОФИЯ? ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Ницше Ф. ВОЛЯ К ВЛАСТИ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Гуссерль Э. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Хайдеггер М. БЫТИЕ И ВРЕМЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Гадамер Г.-Г. О КРУГЕ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Сартр Ж.-П. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Витгенштейн Л. ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Фуко М. О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРОТИВ ВЛАСТИ 1 ВОПРОСЫ К ТЕКТУ Хабермас Юрген ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И ЖИЗНЕННЫМ МИРОМ* В УСЛОВИЯХ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Делез Ж. POST SCRIPTUM К ОБЩЕСТВАМ КОНТРОЛЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Деррида Ж. О ГРАММАТОЛОГИИ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Предисловие
Приветствуя участников ХХI – го Всемирного философского конгресса (Турция, Стамбул, 10-17 августа 2003г.) президент Турции в своем выступлении сказал, что страна, которая лишена философской рефлексии, не может занимать достойное место в мире. Это признание значимости философии для современной культуры обусловлено тем, что она по-прежнему незаменима в оценке перспектив мирового развития, в формировании мировоззренческих ориентаций современного человека, в критическом анализе стратегий и форм культурного развития стран и народов, мирового сообщества в целом. Но философская рефлексия не только удел философов, обогащающих культуру страны и возвышающих ее достоинство, но и необходимое условие зрелости личности, адекватности ее поведения и деятельности запросам времени. Развитию навыков философской рефлексии как раз и служит изучение философии в системе высшего профессионального образования. Что дает человеку философская образованность? Во-первых, она обогащает его возможности вступать в продуктивный диалог, помогает достигать успеха в человеческих, личностных взаимоотношениях. Во-вторых, она способствует гармоничной связи между «двумя культурами» – гуманитарным знанием и естественными науками. В третьих, она учит человека критически мыслить: даже оставаясь на твердой почве удостоверенного знания, мы продолжаем испытывать его сомнением. В четвертых, она дает возможность глубже вникнуть в те вопросы, которые для человека наиболее важны и потому вечны: как я должен жить? что такое добро и зло? как возможны истина, гармония и справедливость? есть ли смысл жизни? есть ли Бог? Наконец, философия – это открытое, возобновляющееся знание. Она всегда актуальна, поскольку задает все новые и новые горизонты самоопределения человека в социокультурном пространстве. Все сказанное позволяет определить главную цель изучения философии в вузе. Таковой является: уяснение предельных оснований современной культуры, а также мировоззренческих ориентаций и общеметодологических принципов, лежащих в основе современного научного познания и практической деятельности человека. Предлагаемое учебное пособие соответствует содержанию государственного стандарта по курсу философии второго поколения. Вместе с тем данная работа есть результат творческого поиска автора, обобщение способов и приемов интерпретации как курса в целом, так и отдельных тем и проблем, сложившихся в процессе его чтения в течение целого ряда лет для студентов и аспирантов сыктывкарских вузов. Относительно названия пособия – «Введение в современную философию: основные направления, тематизации, типы дискурсов» - можно сказать следующее. Во-первых, оно соответствует представленному в пособии перечню тем: за рамками рассмотрения осталась история философии от античности до средины XIX-го века. Думается, что этот период развития философии в достаточной мере и в разнообразных интерпретациях представлен в многочисленных учебниках и учебных пособиях, как отечественных, так и зарубежных авторов, переведенных на русский язык, в том числе за последние 5-7 лет. Во-вторых, современная философия присутствует в пособии не только в плане раскрытия особенностей, этапов эволюции, основных течений философской мысли конца XIX-го и XX-го веков. Обращаясь к анализу этих философских течений, автор стремился показать новые, характерные для XX-го века способы постановки и обсуждения как традиционных, так и новых философских проблем,познакомить читателя с разнообразием дискурсов, в которых эти новые способы постановки и обсуждения философских проблем нашли свое выражение. Наконец, титулу «современный», по мысли автора, соответствует и осуществленный им подбор дополнительной литературы к каждой теме пособия. Само собой разумеется, что любой поиск, связанный с раскрытием основных тем, смысловых единств и стилевых особенностей современной философии, может носить только предварительный характер, поскольку ее судьба еще не завершена. Предваряющий, вводный характер тем более только и может носить учебное пособие, посвященное ее рассмотрению. И сверхзадача подобной работы, по-видимому, состоит в том, чтобы показать соразмерность способа философствования запросам и смыслам эпохи. Впрочем, насколько в итоге удалось автору решить эту сверхзадачу – это определять заинтересованному читателю, на которого он надеется. Наконец, хотелось бы сказать еще об одной особенности данного пособия. Излагая содержание и смысл основных течений современной западной философии, автор старался не забыть, что за ее идеями и проблемами стоят конкретные мыслители, которые прошли свой неповторимый жизненный путь и нашли свое неповторимое место в философском сообществе. Философское творчество в этом смысле принципиально отличается от специализированно-научного, поскольку всегда стремиться к индивидуально-личностному выражению, без которого обретенные в нем прозрения и идеи теряют ценностно-мировоззренческое звучание. Именно поэтому в пособии достаточно места уделено рассказу о жизненном пути, жизненных выборах и предпочтениях анализируемых философов XX-го века. В качестве приложения к данному пособию подобраны тексты наиболее влиятельных мыслителей XX-го века. Хотелось бы думать, что изучающий философию студент или аспирант не обойдет их вниманием, поскольку иначе его знакомство с современной философской мыслью так и останется поверхностным или формальным. Наконец, заключая это предисловие, хотелось бы обратить внимание на основные методологические установки, которыми руководствовался автор в построении содержания данного пособия. Во-первых, философия есть разновидность знания и духовно-практическкая форма, исследующая и эксплицирующая предельные основания (универсалии) культуры. Во-вторых, в своей эволюции она представлена в трех основных парадигмах: созерцательной, рефлексивной и коммуникативной. Коммуникативная парадигма сложилась на современном этапе эволюции философии (конец XIX-го – XX-й векá). В третьих, главная тема философии – это человек, во всем многообразии его наличного и возможного бытия, во всей многогранности его отношений и взаимосвязей, переходов и трансформаций. В-четвертых, нет и не может быть философии вне исторического и культурного контекста, а также вне личностного выражения. И, в-пятых, философия как знание и духовно-практическая форма принципиально не завершена. Философский поиск продолжается, философия ищет свое место в новой эпохе.
Автор выражает благодарность рецензентам – Борису Васильевичу Маркову и Юрию Геннадьевичу Козыреву, а также Надежде Васильевне Кривошеиной за подготовку текста к изданию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.009 с.) |