Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика европейской метафизики и науки, проблема языка и технической цивилизации в творчестве М. Хайдеггера после «поворота»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В работах 30-40-х годах Хайдеггер вносит существенные коррективы в постановку и обсуждение проблемы бытия. Дело в том, что осуществленный в работе «Бытие и время» проект фундаментальной онтологии, центральным звеном которой была экзистенциальная аналитика здесь-бытия, оставлял возможности для антропологизаций проблемы бытия вообще. Экзистенциалистский способ мышления, получивший к тому времени широкое распространение в европейской философии, все в большей степени переводил вопрос о бытии как таковом к вопросу о специфике и формах человеческой жизнедеятельности. Наиболее отчетливо это можно было наблюдать во французском экзистенциализме, а также в философской антропологии, связанной с именами М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена. Следует заметить, что и Гуссерль, прочитав «Бытие и время», расценил феноменологию бытия по-Хайдеггеру как возвращение к антропологизму и психологизму. В этой связи Хайдеггер ищет новые линии в раскрытии коренной, а может быть единственно собственной для философии проблемы, - бытия как такового. Во-первых, он ставит вопрос о бытии с точки зрения истории бытия, истории вопроса о бытии, как она складывалась в рамках европейской цивилизации, находя свое выражение в европейской метафизике и связанной с ней европейской науке. В работе «Время картины мира» Хайдеггер показывает, что в классической европейской метафизике, начиная с философии Сократа и Платона, бытие оказалось представлено как «смена картин мира». В этой и последующих своих работах Хайдеггер, по сути дела, осуществляет реконструкцию истории европейской метафизики, а также связанной с ней истории европейской науки, которые привели к «забвению бытия». Вместо вопроса о бытии в европейской метафизике и европейской науке обсуждался вопрос о сущем, о строении или содержании сущего. Таким образом, горизонт унаследованной метафизики и связанной с ней науки – это, по мысли Хайдеггера, эпоха, в которой бытие обнаруживает себя через свою утрату в сущем. Формами этой утраты являются универсализация порожденного современной наукой калькулирующего мышления, современная техника, относящаяся к вещам человеческого мира как предметам (эту утрату вещности вещей Хайдеггер называет «поставом»). В этом случае, язык, на котором говорят унаследованная метафизика и наука, есть язык эпохи утраченного бытия.Поворот же к бытию требует поворота к такому языку, в котором слышен «зов бытия». Именно этим обстоятельством вызваны усилия Хайдеггера по пересмотру категориальной структуры философского языка, его эксперименты с немецким языком и обращение к поэтическому языку. Все это были пути, ведущиек «языку как дому бытия», к языку как способу проникновения в несокрытость (истину) бытия. Язык, на котором говорит технологическая цивилизация, связанные с ней европейская метафизика и наука, - это язык утраты вещности вещи, превращение вещи в «постав», то есть в предмет, отделенный от целостности мира человека и человеческого мира как просвета бытия. Показательна в этом отношении небольшая работа Хайдеггера «Вещь». В ней он говорит о том, что вещность вещи (применительно к чашечности чаши) устанавливается как единство четверицы, а именно: небесного и земного, смертного и бессмертного (божественного). Иначе говоря, перед нами в форме поэтического философствования или философской поэтики ставится вопрос о возможности возвращения человеку к гармонии бытия, к «ладному», не отчужденному человеческому бытованию в близости вещей. По сути дела, это своевременное предостережение философа о разрушительных последствиях техногенной цивилизации, превращающей природную среду в резервуар энергии и вещества, а человека – в свой собственный придаток. В контексте сказанного становится понятным хайдеггеровское переосмысления гуманизма, осуществленное в работе «Письмо о гуманизме». Он показывает, что современная философия продолжает мыслить гуманизм в просветительской парадигме, согласно которой знания о человеке, как и знания вообще, могут сделать человека лучше, а его мир более благоустроенным. Задача же современного гуманизма, как ее понимает Хайдеггер, состоит не в провозглашении и даже не в утверждении более человечных идеалов и ценностей, а в сохранении и просветлении его обители. В своей обители человек располагается в качестве «пастуха бытия», находит себя в его просвете, т.е. бытийствует, а значит и мыслит свободно, поскольку мыслить – это быть в истине бытия. «Мыслить» и «рассуждать», по Хайдеггеру, – это не одно и то же. Рассуждающее, расчетливое мышление – это порождение технической цивилизации и калькулирующей науки. Именно оно превращает «мировость» человека в «картину мира», предстоящего человеку, «ладность» вещи в «постав» (в предмет-функцию), а самого человека в агента чуждых ему сил. Вот почему главнаязадача современной эпохи – это научиться мыслить. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ. 1. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD, 1998. 2. Завьялов Б.М. Возможностное обнаружение человека в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера //Человек в современных философских концепциях. Материалы третьей международной научной конференции. Волгоград, 14-17 сентября 2004 года. В 2-х т. Волгоград, 2004. Т. 1. С.588-593. 3. Марков Б.В. Герменевтика Dasein и деконструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция. СПб. 1999. С. 10-33. 4. Марков Б.В. От опыта сознания к опыту бытия //Герменевтика и деконструкция. СПб. 1999. С. 182-201. 5. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М., 1999. Введение. Гл. 1. 6. Мотрошилова Н.В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера //Квинтэссенция. Философский альманах 1991. М., 1991. С. 158-236. 7. Подорога В.А. Выражение и смысл. М., 1995. С. 246-277. 8. Слинин Я.А. Проект фундаментальной онтологии М.Хайдеггера //Основы онтологии СПб.: С.-ПбГУ., 1997. С.198-211. 9. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 10. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. 11. Херрманн Ф. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск, 2000. С. 74-107.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.009 с.) |