Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика экзистенциальной философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экзистенциализм сформировался как направление неклассической философии в период между двумя мировыми войнами. До 60-х годов XX века он оставался в Европе одним из наиболее влиятельных философских направлений, особенно популярным в интеллигентских кругах. После 60-х годов перестал существовать в качестве особого направления, но понятия и образы экзистенциализма, его стиль мышления прочно вошли не только в философию, но и культуру XX-го века. В экзистенциализме ярко отразился кризис романтического оптимизма, который был характерен для классического идеализма (особенно гегельянства), а также марксизма и позитивизма XIX-го века. Суть романтического оптимизма – это вера в возможности разума, в осмысленность истории и общественный прогресс, в абсолютность гуманистических ценностей. Именно эти установки и были подвергнуты критике в экзистенциализме. Каковы же идейные истоки экзистенциализма? Во-первых, это кризис гегельянстваи соответственно актуализация философии С. Кьеркегора (1813-1855). Именно Кьеркегор ввел в философский оборот понятие «экзистенция», которое он противопоставил гегелевской «системе» (всеобщности Духа). Экзистенция как выражение индивидуального человеческого бытия непрозрачно для мысли, не может быть схвачено в понятии. Она есть то самостное человека, его «внутреннее», которое постоянно переходит в предметное бытие, т.е. во «внешнее». Во внешнем, предметном бытие человек утрачивает свое подлинное существование. Возвратиться к самому себе, к подлинности своего бытия – такова главная задача человеческого индивидуального существования. В этом порыве к самому себе человек должен пройти три стадии: эстетическую (наслаждение), моральную (долг) и религиозную (страдание). Раскрытие взаимоотношений наслаждения, долга и страдания – это, по Кьеркегору, «экзистенциальная диалектика», которая радикальным образом отличается от «спекулятивной диалектики» Гегеля. Во-вторых, идейным истоком экзистенциализма становится философски или литературно оформленный пессимизм (например, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, Ф. Достоевского и Ф. Кафки), в котором человек раскрывается как плацдарм бесконечной, не имеющей однозначного исхода борьбы высокого и низменного, разумного и вожделеюще-страстного, благородного и завистливо-злобного. В третьих, на формирование экзистенциальной философии большое влияние оказал феноменологический метод (Эд. Гуссерль, М. Мерло-Понти и др.), а также экзистенциальная аналитика бытия М. Хайдеггера. В отношении Хайдеггера следует сказать, что, несмотря на широко распространенное представление о нем как философе-экзистенциалисте, его философствование не вмещается в рамки этого направления, поскольку, о чем уже говорилось в соответствующей главе, он не останавливается на анализе особого способа человеческого бытия, а через него пытается по-новому мыслить проблему бытия вообще. Однако, бесспорно, без хайдеггеровских принципов экзистенциальной аналитики бытия экзистенциализм как особое направление неклассической философии вряд ли был возможен. К представителям экзистенциализма следует отнести таких философов: К.Ясперса (1883-1969), Ж.-П. Сартра (1905-1980), Г. Марселя (1889-1977), А. Камю (1913-1960), Н. Аббаньяно (1901-1990), М. де Унамуно (1864-1936), Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), а также Н. Бердяева (1874-1948) и Л. Шестова (1866-1936), имея в виду их философское творчество в эмиграции При большом разбросе в толковании основных положений экзистенциализма у разных мыслителей, можно выделить общую платформу направления. Тематизация философского мышления в экзистенциализме осуществляется вокруг человеческого существования как особого способа быть в мире вещей и людей. Таким образом, экзистенциализм – это, прежде всего, онтология человеческого существования, а не учение о том, каким человеку надлежит быть. Главное здесь состоит в том, чтобы определить место экзистенции (особого способа человеческого существования) в общем строении сущего. Экзистенция как особый способ человеческого существования имеет промежуточный характер: между налично данным, конечным и неисчерпаемой возможностьюиного. Природа этого иного может пониматься по-разному. Если иное – это Бог, возникающий в акте веры (по экзистенциализму, нет Бога вне акта веры), то мы имеем дело с религиозной версией философии существования (Ясперс, Марсель, Бердяев и др.). Если же иное трактуется как выражение подлинного бытия через «свободу», «аскезу отрицания», «великий отказ» и т.д., то речь идет об атеистической разновидности экзистенциализма (Сартр, Камю и др.). Человеческий способ бытия или экзистенция встраивается в триаду мир – бытие-в-мире – бытие. Мир здесь – это совокупная данность налично существующего. Под бытием-в-мире подразумевается опредмеченное существование человека среди вещей и людей, в котором утрачивается подлинность его бытия. Последний компонент триады – бытие – является выражением возможной подлинности человеческого существования. Движение к ней есть трансцендирование как выход за пределы наличного существования и порыв к иному. Таким образом, человек в экзистенциалистской философии не дан, а задан. Иначе говоря, человеческое - это не наличная действительность, а возобновляемая возможность преобразования, заключенная в самом способе существования, в экзистенции. Философы-экзистенциалисты настаивают, что человеческий способ существования характеризуется принципиальной открытостью и незавершенностью. Человек – это свободное существо, которое способно само себя строить. Способность строить себя или возможность порыва к подлинному бытию инициируется особыми состояниями экзистенции. К этим состояниям относятся: осознание «заброшенности» (человек одинок, ему не на кого в этом мире опереться), «страх» (прежде всего, перед лицом смерти как окончательного приговора незавершенности, неисполненности человеческого присутствия в мире), «тревога» (человек свободен, следовательно, ответственен за все то, в чем он участвует, что он выбирает), «тошнота» и «скука» (в своем бытие-в-мире человек вынужден принимать на себя то, что не есть он сам), а также «пограничные ситуации» (ситуации экзистенциального выбора, в котором любой вариант не делает человека невинным). Первым произведением экзистенциалистской философии XX-го века является работа К. Ясперса «Психология мировоззрений», опубликованная в Германии в 1919 году. С этого времени ведет свой отсчет немецкий экзистенциализм. В 30-40-ые годы центр экзистенциалистского философствования смещается во Францию, где одним и наиболее ярких выразителей его идей становится Жан Поль Сартр. На анализе его философии мы и остановимся более подробно. Это будет справедливо, поскольку в духовной атмосфере Европы 40 – 50-ых годов не было фигуры более яркой и популярной, чем Сартр. К тому же, пожалуй, только он среди перечисленных представителей экзистенциализма соглашался признать этот термин выражением его философской позиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.012 с.) |