Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская традиция в философии XX-го века. Социальная философия франкфуртской школы.
Ключевые понятия темы: техногенная цивилизация, эмансипаторский проект, ортодоксальный и неортодоксальный (критический) марксизм, критическая теория общества, отчуждение, инструментальный разум, репрессивное общество, одномерный человек, общественность, коммуникативная рациональность и коммуникативное действие, системы власти и денег, жизненный мир. К. Маркс и марксизм Философские, социально-политические и экономические идеи К. Маркса (1818-1883) оказали серьезное влияние на развитие философской и общественной мысли во второй половине XIX-го и XX-го веков. Если иметь в виду связанную с его именем традицию в западной философии, то она сохраняет свои позиции по сегодняшний день. На международном философском конгрессе в Брайтоне (1988 г.) известный французский философ П. Рикер в своем выступлении отметил, что три основных течения современной западной философии - новая метафизика, аналитическая философия и марксизм – в своем соотношении определят облик философии XXI-го века. Однако чтобы быть корректными в истолковании этой оценки Рикера, следует, во-первых, иметь в виду различие между философией Маркса, ее смысловыми предпочтениями, мировоззренческим пафосом и многообразными прочтениями идей Маркса его последователями (марксистами), в XIX - XX веках. Во-вторых, в том комплексе идей, которые получили название «марксизм» надо отделить теоретические принципы и положения от обрамляющих их идеологических постулатов и мифологем. В философии Маркса, задавшей методологию его экономического и социально-политического анализа, наиболее значимыми являются критическая установка, приоритет социально-философской проблематики и связанный с ними эмансипаторский проект. Критицизм Маркса существенным образом отличается от принципа критики, разработанного в рамках новоевропейской классической философии. Суть этого отличия состоит в том, что, по Марксу, критическое преодоление тех или иных философских учений и идей, лежавших в основе тех или иных концепций социально-гуманитарного знания и социально-политических идеологий, возможно в полной мере только тогда, когда будет осуществлено практическое преобразование социально-исторической реальности, порождением которой эти учения и идеи являются. В свою очередь, смысл философских и социальных теорий состоит в том, чтобы не просто объяснять историческую действительность, а намечать пути ее преобразования, следуя внутренней логики ее развития. Эта логика (исторического процесса), по мысли Маркса, определена необходимостью освобождения (эмансипации) человека как условия его саморазвития и самореализации – высшего закона исторического прогресса.
В этой связи следует рассматривать классический марксизм, философию марксизма как теоретическую конструкцию, задающею дальний исторический прогноз, но созданную в определенном социально-историческом контексте, а именно: в период бурного индустриального развития европейской техногенной цивилизации, обострившего социальные и политические процессы. Философия Маркса выражает приоритеты и установки техногенной культуры. Для нее характерны: технологический подход к обществу, при котором решающим фактором его воспроизводства, переустройства и развития становятся экономические детерминанты; технологический подход к человеку, базисной структурой существования которого становится воспроизводство «второй природы», его искусственного неорганического тела. В том, что, по Марксу, способ производства материальных благ и услуг является основой существования общества и человека, бесспорно, есть момент истины. Однако при таком подходе серьезным образом принижается роль «культурного кода», в рамках которого, как это показал уже М. Вебер, осуществляются процессы функционирования и эволюции социально-исторической и антропологической реальностей. Формационная теория исторического процесса, разработанная Марксом, - это обобщение, связанное с историческим опытом только техногенной цивилизации. Поэтому она не применима к другим культурно-цивилизационным типам. Если не сводить формационную теорию к «знаменитой» (для не забытых еще учебников по маркситско-ленинской философии) «пятичленке», то можно заметить, что исторический процесс, по Марксу, представляет собой траекторию движения от общества, построенного на отношениях личной зависимости, к обществу, где властвует вещная зависимость, а от него – к обществу свободному, к коммунизму, который Маркс называл «энергетическим принципом будущего».
Имея в виду сказанное, в философии классического марксизма можно выделить три слоя идей. Во-первых, те из них, которые выражают приоритеты технологической цивилизации. Во-вторых, идеи, конкретизирующие индустриальную фазу развития технологической цивилизации. В-третьих, идеи, которые по своему смыслу выходят за рамки этой цивилизации, представляют собой потенциал ее критики. В последнем случае речь идет об идеях преодоления отчуждения человека, развития личности без всякого заранее заданного масштаба и движения к интегрированному человечеству. Именно эти идеи сохраняют свою актуальность для современного философского и социально-гуманитарного знания, поскольку они указывают на ограниченность узко технологического проекта для формирования общепланетарной цивилизации. Приведенное структурирование идей классического марксизма, на наш взгляд, задает корректные критерии для проведения различий между ортодоксальным и неортодоксальным марксизмом. Ортодоксальное прочтение Маркса в философии XX-го века связано с сохранением и воспроизведением той совокупности его идей, которые не выходят за границы приоритетов технологической цивилизации и индустриальной фазы ее развития. В неортодоксальной марксистской традиции, напротив, выделяется и развивается совокупность идей Маркса, задающих горизонт критики технологической цивилизации. Более того, современный критический марксизм, подробно анализируя процессы трансформации технологической цивилизации в XX-м веке, указывает на сохранение в ней базовых приоритетов и ценностей. Таким образом, проблемы преодоления отчуждения человека и поиска адекватных форм интеграции мирового человеческого сообщества не теряют своей остроты и актуальности для современного социально-философского исследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.018 с.) |