Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциализм Ж.-П. СартраСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В философском развитии Сартра исследователи его творчества выделяют следующие этапы. Первый – создание собственного варианта феноменологии сознания (предвоенные годы). Второй – построение на основе феноменологической онтологии экзистенциальной философии (главная работа этого этапа – «Бытие и ничто»). Третий – смещение интереса от индивидуалистической теории свободы к теории практики, попытка совместить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом (кульминационный пункт – работа «Критика диалектического разума»). Наконец, четвертый – обращение к проблемам философии культуры, а в литературном творчестве к биографическому жанру (работы о Флобере, философская автобиография «Слова»). Для философского творчества Сартра, как и для большинства французских экзистенциалистов, характерно соединение философского анализа и литературно-художественных образов в обсуждении проблем человеческого существования. Другая особенность его творчества – это стремление связать философские абстракции с социально- историческими и политическими событиями современной эпохи. Версия экзистенциализма, которая представлена в философии Сартра, в наиболее систематическом виде изложена в работе «Бытие и ничто». В построении своей экзистенциалистской философии французский философ переосмысливает идеи Декарта и Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера. Принимая хайдеггеровское различение бытия сущего и сущего как сущего, Сартр рассматривает бытие с феноменологической точки зрения. Это значит, что нет бытия вне его данности сознанию. Однако, в отличие от Хайдеггера, он не отказывается от понятия сознания, что, казалось бы, возвращает его к феноменологии Гуссерля. Но это не так, поскольку Сартр отклоняет гуссерлевское движение к трансцендентальному (чистому) сознанию. Ему гораздо ближе декартовский принцип «сogito» (я мыслю, я есть) как выражение единства и отрицательности мыслящего и существующего я. На первом шаге анализа бытия у Сартра появляются «бытие-в-себе» и «нерефлексивное сознание» как две замкнутые на себя целостности. Что такое бытие-в-себе? Все, что о нем можно сказать, суммируется в трех основных тезисах: во-первых, бытие есть (это простое есть бытия дано нерефлексивному сознанию как «скука» или «тошнота»); во-вторых, бытие есть в себе, или, иначе говоря, оно вбирает в себя все и тем самым выступает как полная и неразделенная положительность; в-третьих, бытие есть то, что оно есть, это означает отсутствие любой изменчивости, любого иного по отношению к бытию-в-себе. Таким образом, бытие-в-себе не активно, но и не пассивно, - оно нейтрально. Но, тем не менее, это реальное измерение бытия, а не чистая абстракция, созданная усилием философствующего разума, как у Гегеля. Бытие-в-себе приоткрывает себя в опыте сознания, в особых его состояниях. В романе Сартра «Тошнота» такое состояние переживает его герой Рокантен. «Я боялся пошевельнуться, но, и не двигаясь, я видел позади деревьев синие колонны и люстру музыкального павильона, и среди зарослей лавра – Велледу. Все эти предметы…как бы это сказать? Они мне мешали. Я хотел бы, чтобы они существовали не так назойливо, более скупо, более абстрактно, более сдержанно. /…/ Вещи выставляли себя на показ друг другу, поверяя друг другу гнусность своего существования. Я понял, что середины между небытием и разомлевшей избыточностью нет. Если ты существуешь, ты должен существовать до этой черты, до цвели, до вздутия, до непристойности. Есть другой мир – в нем сохраняют свои чистые строгие линии круги и мелодии. Но существовать – значит поддаваться. Деревья, синие ночные столбы, радостный хрип фонтана, живые запахи, маленькие сгустки тепла в холодном воздухе, рыжий человек, переваривающий пищу на скамье, - в этой общей дремоте, в этом общем переваривании пищи было что-то комическое… Комическое…нет, до этого дело не дошло; то, что существует, смешным быть не может; но было в этом какое-то расплывчатое, почти неуловимое сходство с водевильной ситуацией. Мы являли собой уйму существований, которые сами себе мешали, сами себя стесняли; как у одних, так и у других не было никаких оснований находиться здесь, каждый существующий, смущаясь, с безотчетным беспокойством ощущал себя лишним по отношению к другим. Лишний – вот единственная связь, какую я мог установить между этими деревьями, решеткой, камнями. /…/ И я сам – вялый, расслабленный, непристойный, переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним. /…/ Я смутно думал о том, что надо бы покончить счеты с жизнью, чтобы истребить хотя бы одно из этих никчемных существований. Но смерть моя тоже была бы лишней. Лишним был бы мой труп, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка». Конечно, приведенный отрывок из романа Сартра – уже рефлексия, но в основе ее лежит переживание тошноты или скуки как форм непосредственного доступа к равнодушию бытия-в-себе. Бытие же, с которым мы имеем дело, - это всегда бытие для кого-либо. Нет бытия вообще. Есть лишь конкретное единство бытия и сознания, или, иначе говоря, бытие-в-мире, бытие, подвергнутое вопрошанию, бытие как проблема, т.е. сопоставленное с ничто. Ничто, отрицательность в структуре бытия – это одна из важнейших категорий экзистенциальной онтологии Сартра. Что такое ничто и откуда оно берется? Обратимся к такому примеру.До грозы было дерево, после грозы на месте дерева осталась кучка золы. Со стороны безразличного по отношению к человеку мира произошло всего лишь перераспределение «масс сущего». Но если на это происшествие посмотреть с точки зрения встроенного в него человеческого присутствия, направленного человеческого интереса, то обнаруживается, что «дерева-то здесь больше нет». В данной фразе утверждается отсутствие феноменальной данности дерева (бытия феномена «дерево»), которое прежде было выделено в качестве такового на фоне массива сущего и обозначено как «дерево». Таким образом, предметная дифференциация бытия, его раскрытие «для себя» через отрицательность («ничтожение») связаны с человеческим присутствием в мире. Особенность человеческого существования определяется тем, что только в нем устанавливается реальность Ничто. Бытие-в-себе не несет печати человеческого интереса, оно аморфно или беспредметно и поэтому не может включать отрицания, которое всегда результат человеческого интереса. Реальность Ничто привносится в мир человеком, человеческим сознанием. Бытие, которое связано с отрицанием, обретает человеческое измерение. Его Сартр обозначает как «для-себя-бытие». Человек отличает бытие, которое есть он сам, от бытия того, что не есть он сам, то есть от предмета на который направлен его интерес. Различение себя и предмета есть основание как различения предмета и фона нейтрального сущего («вырезание» предмета из «равнодушия» ничто), так и различения предмета в модусе бытия (присутствия) и небытия (отсутствия). Но человек также различает свое наличное бытие (быть чем-то или при чем-то конкретном) от возможного бытия (возможности быть или стать иным), что можно назвать трансцендированием самого себя за пределы своей наличной данности. В этом смысле человеческое существование всегда есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть. Такой способ существования соразмерен свободе. Свобода, как ее понимает Сартр, - это не свойство или качество человека, не выражение его особой, предшествующей существованию сущности. Свобода – это способ человеческого присутствия в мире, в котором проявляется отрицательность и конкретная ценность бытия и устанавливается возможность иного, движения к иному. Тема свободы, получив свое феноменолого-онтологическое обоснование в работе «Бытие и ничто», становится центральной в экзистенциализме Сартра. Для человека быть – это значит быть свободным. Но свобода человека – это тяжкое бремя, поскольку через нее человеческое присутствие в мире приобретает неискоренимую драматическую остроту. И тем не менее именно свобода является основанием для гуманизма ответственности и достоинства, который отстаивает экзистенциализм. В чем его смысл? Говоря о человеческой реальности, экзистенциализм исходит из того, что человек сначала существует в мире, и только потом определяется в своей сущности. По мысли Сартра, это означает: во-первых, что нет заранее заданного божественного или природного образца, понятия, сущности человеческого; во-вторых, человеческое существование есть установление порядка субъективности среди объективных размерностей вещей и предметов мира. Человек – это не данность свойств и качеств, объект приложения внешних сил, а проект, который переживается субъективно. Человек есть лишь то, что сам из себя делает, постоянно осуществляя акт выбора и принимая всю полноту ответственности за существование как свое собственное, так и всех людей, общего для них мира. В этом смысле строить и выбирать себя – это значит утверждать ценность всего того, что мы выбираем, т.е. утверждать человеческое в мире и мир человека. Предельная ответственность человека сопровождает его бытие в мире чувством «тревоги», «заброшенности» и «отчаяния».Чувство тревоги порождено полнотой меры ответственности, которую человек на себя принимает. Сартр в этой связи говорит, что, если я иду на войну (выбираю ее), то это моя война и все, что на этой войне происходит, за все я отвечаю. Чувство заброшенности означает, что человек предоставлен всегда своему собственному выбору, и ему не на что опереться; он не детерминирован извне, поскольку «осужден быть свободным». Свобода здесь мыслится в качестве того, что не может иметь другой цели, кроме самой себя; она – основание всех ценностей. Чувство отчаяния – это результат того, что человек должен действовать без надежды. Ничто не гарантирует, что мой выбор, реализуемый в поступке, приведет к тем последствиям, которых я ожидаю. Ничто не гарантирует, что мой выбор, мой поступок будет признан другим, который, сосуществуя со мной, всегда мыслит и желает «за» или «против» меня. Ведь утверждая свою свободу, я одновременно утверждаю свободу других. Моя свобода зависит от свободы других, а свобода других – от моей свободы. Кажется, действуя и выбирая в конкретной ситуации многообразных отношений с другими и в определенных обстоятельствах, мы не имеем никакой общности условий человеческого существования. Но это не так. Общность человеческого существования, согласно Сартру, состоит в необходимости для человека быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным. Причем, это такие необходимости, которые всегда воссоздаются заново, утверждаются в субъективном усилии каждого пришедшего в этот мир. Итак, человек в экзистенциальном виденье Сартра – это особый способ присутствия в мире, данный через возобновляемый проект, бремя свободы и риск поступка. А, в конечном счете, это процесс возобновления человеческого, всегда незавершенная для него возможность быть. Именно в этом и состоит гуманизм экзистенциализма: он предоставляет человеку возможность быть иным, опираясь только на необходимость свободы и вытекающей из нее всей полноты ответственности за свой выбор и свой поступок, за свое существование. Таков ответ Сартра на вопрос о смысле гуманизма, как его понимает экзистенциализм. По проблеме гуманизма в том же 1946 году, когда была опубликована статья Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм», высказался Хайдеггер в «Письме о гуманизме», написанном по просьбе французского философа Ж. Бофре. Эта работа Хайдеггера вполне определенно показывает его расхождения с экзистенц-философией. Смысл современного запроса на гуманизм немецкий философ видит не в драматической незавершенности человеческого существования и вытекающего из нее активно-деятельного, героического самостроительства, а в преодолении утраты бытия сущего, характерного для эпохи индустриально-технологической цивилизации. Человек призван быть хранителем, «пастухом бытия», и только в этом случае он может надеяться на подлинность своего существования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.248 (0.01 с.) |