Экзистенциализм Ж.-П. Сартра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра



В философском развитии Сартра исследователи его творчества выделяют следующие этапы. Первый – создание собственного варианта феноменологии сознания (предвоенные годы). Второй – построение на основе феноменологической онтологии экзистенциальной философии (главная работа этого этапа – «Бытие и ничто»). Третий – смещение интереса от индивидуалистической теории свободы к теории практики, попытка совместить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом (кульминационный пункт – работа «Критика диалектического разума»). Наконец, четвертый – обращение к проблемам философии культуры, а в литературном творчестве к биографическому жанру (работы о Флобере, философская автобиография «Слова»).

Для философского творчества Сартра, как и для большинства французских экзистенциалистов, характерно соединение философского анализа и литературно-художественных образов в обсуждении проблем человеческого существования. Другая особенность его творчества – это стремление связать философские абстракции с социально- историческими и политическими событиями современной эпохи.

Версия экзистенциализма, которая представлена в философии Сартра, в наиболее систематическом виде изложена в работе «Бытие и ничто». В построении своей экзистенциалистской философии французский философ переосмысливает идеи Декарта и Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера.

Принимая хайдеггеровское различение бытия сущего и сущего как сущего, Сартр рассматривает бытие с феноменологической точки зрения. Это значит, что нет бытия вне его данности сознанию. Однако, в отличие от Хайдеггера, он не отказывается от понятия сознания, что, казалось бы, возвращает его к феноменологии Гуссерля. Но это не так, поскольку Сартр отклоняет гуссерлевское движение к трансцендентальному (чистому) сознанию. Ему гораздо ближе декартовский принцип «сogito» (я мыслю, я есть) как выражение единства и отрицательности мыслящего и существующего я.

На первом шаге анализа бытия у Сартра появляются «бытие-в-себе» и «нерефлексивное сознание» как две замкнутые на себя целостности. Что такое бытие-в-себе? Все, что о нем можно сказать, суммируется в трех основных тезисах: во-первых, бытие есть (это простое есть бытия дано нерефлексивному сознанию как «скука» или «тошнота»); во-вторых, бытие есть в себе, или, иначе говоря, оно вбирает в себя все и тем самым выступает как полная и неразделенная положительность; в-третьих, бытие есть то, что оно есть, это означает отсутствие любой изменчивости, любого иного по отношению к бытию-в-себе. Таким образом, бытие-в-себе не активно, но и не пассивно, - оно нейтрально. Но, тем не менее, это реальное измерение бытия, а не чистая абстракция, созданная усилием философствующего разума, как у Гегеля. Бытие-в-себе приоткрывает себя в опыте сознания, в особых его состояниях.

В романе Сартра «Тошнота» такое состояние переживает его герой Рокантен. «Я боялся пошевельнуться, но, и не двигаясь, я видел позади деревьев синие колонны и люстру музыкального павильона, и среди зарослей лавра – Велледу. Все эти предметы…как бы это сказать? Они мне мешали. Я хотел бы, чтобы они существовали не так назойливо, более скупо, более абстрактно, более сдержанно. /…/ Вещи выставляли себя на показ друг другу, поверяя друг другу гнусность своего существования. Я понял, что середины между небытием и разомлевшей избыточностью нет. Если ты существуешь, ты должен существовать до этой черты, до цвели, до вздутия, до непристойности. Есть другой мир – в нем сохраняют свои чистые строгие линии круги и мелодии. Но существовать – значит поддаваться. Деревья, синие ночные столбы, радостный хрип фонтана, живые запахи, маленькие сгустки тепла в холодном воздухе, рыжий человек, переваривающий пищу на скамье, - в этой общей дремоте, в этом общем переваривании пищи было что-то комическое… Комическое…нет, до этого дело не дошло; то, что существует, смешным быть не может; но было в этом какое-то расплывчатое, почти неуловимое сходство с водевильной ситуацией. Мы являли собой уйму существований, которые сами себе мешали, сами себя стесняли; как у одних, так и у других не было никаких оснований находиться здесь, каждый существующий, смущаясь, с безотчетным беспокойством ощущал себя лишним по отношению к другим. Лишний – вот единственная связь, какую я мог установить между этими деревьями, решеткой, камнями. /…/ И я сам – вялый, расслабленный, непристойный, переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним. /…/ Я смутно думал о том, что надо бы покончить счеты с жизнью, чтобы истребить хотя бы одно из этих никчемных существований. Но смерть моя тоже была бы лишней. Лишним был бы мой труп, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка».

Конечно, приведенный отрывок из романа Сартра – уже рефлексия, но в основе ее лежит переживание тошноты или скуки как форм непосредственного доступа к равнодушию бытия-в-себе. Бытие же, с которым мы имеем дело, - это всегда бытие для кого-либо. Нет бытия вообще. Есть лишь конкретное единство бытия и сознания, или, иначе говоря, бытие-в-мире, бытие, подвергнутое вопрошанию, бытие как проблема, т.е. сопоставленное с ничто.

Ничто, отрицательность в структуре бытия – это одна из важнейших категорий экзистенциальной онтологии Сартра. Что такое ничто и откуда оно берется? Обратимся к такому примеру.До грозы было дерево, после грозы на месте дерева осталась кучка золы. Со стороны безразличного по отношению к человеку мира произошло всего лишь перераспределение «масс сущего». Но если на это происшествие посмотреть с точки зрения встроенного в него человеческого присутствия, направленного человеческого интереса, то обнаруживается, что «дерева-то здесь больше нет». В данной фразе утверждается отсутствие феноменальной данности дерева (бытия феномена «дерево»), которое прежде было выделено в качестве такового на фоне массива сущего и обозначено как «дерево». Таким образом, предметная дифференциация бытия, его раскрытие «для себя» через отрицательность («ничтожение») связаны с человеческим присутствием в мире.

Особенность человеческого существования определяется тем, что только в нем устанавливается реальность Ничто. Бытие-в-себе не несет печати человеческого интереса, оно аморфно или беспредметно и поэтому не может включать отрицания, которое всегда результат человеческого интереса. Реальность Ничто привносится в мир человеком, человеческим сознанием. Бытие, которое связано с отрицанием, обретает человеческое измерение. Его Сартр обозначает как «для-себя-бытие».

Человек отличает бытие, которое есть он сам, от бытия того, что не есть он сам, то есть от предмета на который направлен его интерес. Различение себя и предмета есть основание как различения предмета и фона нейтрального сущего («вырезание» предмета из «равнодушия» ничто), так и различения предмета в модусе бытия (присутствия) и небытия (отсутствия). Но человек также различает свое наличное бытие (быть чем-то или при чем-то конкретном) от возможного бытия (возможности быть или стать иным), что можно назвать трансцендированием самого себя за пределы своей наличной данности. В этом смысле человеческое существование всегда есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть. Такой способ существования соразмерен свободе. Свобода, как ее понимает Сартр, - это не свойство или качество человека, не выражение его особой, предшествующей существованию сущности. Свобода – это способ человеческого присутствия в мире, в котором проявляется отрицательность и конкретная ценность бытия и устанавливается возможность иного, движения к иному.

Тема свободы, получив свое феноменолого-онтологическое обоснование в работе «Бытие и ничто», становится центральной в экзистенциализме Сартра. Для человека быть – это значит быть свободным. Но свобода человека – это тяжкое бремя, поскольку через нее человеческое присутствие в мире приобретает неискоренимую драматическую остроту. И тем не менее именно свобода является основанием для гуманизма ответственности и достоинства, который отстаивает экзистенциализм. В чем его смысл?

Говоря о человеческой реальности, экзистенциализм исходит из того, что человек сначала существует в мире, и только потом определяется в своей сущности. По мысли Сартра, это означает: во-первых, что нет заранее заданного божественного или природного образца, понятия, сущности человеческого; во-вторых, человеческое существование есть установление порядка субъективности среди объективных размерностей вещей и предметов мира. Человек – это не данность свойств и качеств, объект приложения внешних сил, а проект, который переживается субъективно. Человек есть лишь то, что сам из себя делает, постоянно осуществляя акт выбора и принимая всю полноту ответственности за существование как свое собственное, так и всех людей, общего для них мира. В этом смысле строить и выбирать себя – это значит утверждать ценность всего того, что мы выбираем, т.е. утверждать человеческое в мире и мир человека.

Предельная ответственность человека сопровождает его бытие в мире чувством «тревоги», «заброшенности» и «отчаяния».Чувство тревоги порождено полнотой меры ответственности, которую человек на себя принимает. Сартр в этой связи говорит, что, если я иду на войну (выбираю ее), то это моя война и все, что на этой войне происходит, за все я отвечаю. Чувство заброшенности означает, что человек предоставлен всегда своему собственному выбору, и ему не на что опереться; он не детерминирован извне, поскольку «осужден быть свободным». Свобода здесь мыслится в качестве того, что не может иметь другой цели, кроме самой себя; она – основание всех ценностей. Чувство отчаяния – это результат того, что человек должен действовать без надежды. Ничто не гарантирует, что мой выбор, реализуемый в поступке, приведет к тем последствиям, которых я ожидаю. Ничто не гарантирует, что мой выбор, мой поступок будет признан другим, который, сосуществуя со мной, всегда мыслит и желает «за» или «против» меня. Ведь утверждая свою свободу, я одновременно утверждаю свободу других. Моя свобода зависит от свободы других, а свобода других – от моей свободы. Кажется, действуя и выбирая в конкретной ситуации многообразных отношений с другими и в определенных обстоятельствах, мы не имеем никакой общности условий человеческого существования. Но это не так. Общность человеческого существования, согласно Сартру, состоит в необходимости для человека быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным. Причем, это такие необходимости, которые всегда воссоздаются заново, утверждаются в субъективном усилии каждого пришедшего в этот мир.

Итак, человек в экзистенциальном виденье Сартра – это особый способ присутствия в мире, данный через возобновляемый проект, бремя свободы и риск поступка. А, в конечном счете, это процесс возобновления человеческого, всегда незавершенная для него возможность быть. Именно в этом и состоит гуманизм экзистенциализма: он предоставляет человеку возможность быть иным, опираясь только на необходимость свободы и вытекающей из нее всей полноты ответственности за свой выбор и свой поступок, за свое существование.

Таков ответ Сартра на вопрос о смысле гуманизма, как его понимает экзистенциализм.

По проблеме гуманизма в том же 1946 году, когда была опубликована статья Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм», высказался Хайдеггер в «Письме о гуманизме», написанном по просьбе французского философа Ж. Бофре. Эта работа Хайдеггера вполне определенно показывает его расхождения с экзистенц-философией. Смысл современного запроса на гуманизм немецкий философ видит не в драматической незавершенности человеческого существования и вытекающего из нее активно-деятельного, героического самостроительства, а в преодолении утраты бытия сущего, характерного для эпохи индустриально-технологической цивилизации. Человек призван быть хранителем, «пастухом бытия», и только в этом случае он может надеяться на подлинность своего существования.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Раскройте идейные истоки и общую платформу экзистенциалистского философствования.
  2. Дайте определения ключевых понятий экзистенциализма Ж.-П. Сартра.
  3. Прочитав в Приложении к пособию текст Ж.-П. Сартра. Дайте ответы на вопросы к нему.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

  1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Бунтующий человек. М., 1990. С.23-100.
  2. 2. Кисель М. А. Философская эволюция Сартра. Л., 1974.
  3. 3. Кузнецов В. Н. Ж.-П. Сартр и экзистенциализм. М.,1970.
  4. 4.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.
  5. 5.Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994.
  6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 19-136.
  7. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 286-345.
  8. Марков Б.В. Экзистенциальное определение бытия //Основы онтологии. Спб.: С.-ПбГУ., 1997. С.211-219.
  9. Ясперс К. Духовная ситуация времени //Смысл и назначение истории. М., 1991. С.288-419.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.009 с.)