Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведение и текст: дифференциация понятий

Поиск

Для текста как системы характерны три параметра:

1. выраженность, фиксированность в определенных знаках;

2. отграниченность, т. е. противопоставленность всему, не входящему в его состав;

3. структурность, т. е. наличие системы отношений между элементами, составляющими данный текст и определяющими его особенности. «Выпадение» одного элемента текста или замена его на другой элемент вносит изменения во всю систему и в характер ее

функционирования.

Текст имеет отношение не только к языку, но и к деятельности; он есть не только информационный канал, но и сообщение. Поэтому в рамках структурно-семиотического подхода возникла необходимость дифференциации понятий «текст» и «произведение». «Произведение есть вещественный фрагмент, занимающий определенную часть книжного пространства (например, в библиотеке), а текст - поле методологических операций», - пишет Р. Барт.[13]

Произведение как деятельность есть результат взаимодействия текста с важнейшим референтом литературного процесса - внетекстовой реальностью.

«Традиционные» методологии, которые, начиная с первой половины XIX в., развиваются в рамках биографического, культурно-исторического, психологического, социологического, герменевтического и других подходов, видят в качестве основного объекта литературоведческого анализа не текст, а произведение (при том, что сам термин «произведение» не выделяется этими методологиями особо и используется как синоним таких понятий, как «творение», «создание», как синоним терминов «роман», «поэма», «стихотворение» и т: д.). Если же в рамках данных методологий возникает понятие текста, то последнему отводится роль «словесной реализации сути произведения».[14] Иными словами, текст - лишь функция произведения. С точки зрения структурно-семиотического подхода текст есть сообщение, знак, «сигнал»: «Во-первых, текстом будет считаться только сообщение, которое пространственно (т. е. оптически, акустически или каким-либо иным способом) зафиксировано. Во-вторых, текстом будет считаться только такое сообщение, пространственная фиксация которого была не случайным явлением, а необходимым средством сознательной передачи этого сообщения. В-третьих, предполагается, что текст понятен, т. е. не нуждается в дешифровке, не содержит мешающих его пониманию лингвистических трудностей».[15]

Итак, в рамках данных методологий тексту отводится роль «словесной реализации сути произведения». Текст есть лишь функция произведения и внетекстовых структур: возникшее в «творчески отражающем жизнь» авторском сознании целостное и завершенное произведение реализуется, «воплощается» в тексте, а так называемые «художественные особенности», словесно-изобразительные и выразительные средства - эстетическое начало произведения - (собственно текст) призваны более или менее удачно служить этому воплощению.

Произведение - это система смыслов и метасмыслов, осмысленный текст.

Филологическая наука в настоящее время в большей мере интересуется не тем, что такое текст, а тем, как он «работает», - динамическим аспектом текста, самим процедурами текстообразования.

Именно эти аспекты поэтики текста осмысливаются постструктурализмом. Текст для постструктуралиста - не статичный объект, но система, которую можно описать в виде модели, принцип систематизации языкового и речевого материала.

«В том современном, новейшем значении слова, которое мы стремимся ему придать, текст принципиально отличается от литературного произведения:

  • это не эстетический продукт, а знаковая деятельность;
  • это не структура, а структурообразующий процесс;
  • это не пассивный объект, а работа и игра [ср. интернет-текст];

· это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которую можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов;

· уровнем текста является не значение, а означающее (в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия);

· текст выходит за рамки традиционного литературного произведения; бывает, к примеру, Текст Жизни, в который я попытался проникнуть с помощью письма в книге о Японии».[16]

На смену понятию «текст» в литературоведении последних лет пришло понятие «дискурс» - оно подчеркивает динамический и диалогический характер процессов текстообразования.

Дискурс (от discourse - «последовательное изложение, беседа, разговор»), с одной стороны, есть практика текстопостроения, процесс создания, развертывания текста во времени и пространстве; с другой стороны, дискурс - это и процедура осмысливания текста в акте коммуникации, когда текст становится объектом чтения.

Дискурс в отличие от текста можно считать речевой структурой, представляющей собой процесс синтагматического развертывания языковой парадигматики.[17]

Автор, создавая текст-произведение, является и его первым читателем. Автор одновременно формулирует свое понимание мира, свое «слово» о мире.

Авторские внетекстовые структуры (дух эпохи, мечты, чаяния и пр., этические, эстетические конвенции, речевой портрет автора) устанавливают авторскую систему значений языковой структуры.

Произведение как сложно организованный смысл формируется в процессе создания текста.

Текст как совокупность и системы языковых значений создается в процессе семантизации, «вербализации» смыслов.

Дискурс - подвижное взаимодействие и игра осмысливаемых значений и семантизируемых смыслов.

Таким образом, не только текст есть функция произведения, но и произведение становится функцией текста. Их взаимное функционирование в рамках дискурса обеспечивается внетекстовой реальностью.

В контакт с читателем вступает не произведение, а текст.

 

Понимание произведения

 

Понимание - это не только основа приобретения нового знания, но и решение деятельностных, когнитивных и семантических задач. В зависимости от характера аудитории (адресата) реализуется коммуникативный эффект произведения. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема концептуальной картины мира, создаваемой автором и неодинаково воспринимаемой разными аудиториями. В основе различного восприятия одного и того же произведения лежит разное восприятие внешнего мира и отсюда - индивидуальное восприятие информации, заложенной в тексте. В связи с этим подчеркивается нестандартность, неоднозначность понимания в зависимости от принадлежности реципиента к той или иной социальной группе, его знаний, опыта, установок, мотиваций, интересов.

 

Ø Понимание - это творческий интеллектуальный процесс, успешность которого зависит не только от воспринимающего текст, но и от автора, который должен запрограммировать возможность того или иного понимания. Это происходит на основе осмысления заданного автором, за счет отбора и соответствующего распределения слов.

 

При понимании текста очень важно учитывать психологические функции слова. Слово обеспечивает точность изложения и понимания, говорит о позиции журналиста, создает у читателя определенное отношение к обсуждаемым событиям. Но слово может дезориентировать, а то и просто скрыть реальную сущность явлений.

Важный фактор понимания - заинтересованность. Чтение без заинтересованности приводит, как правило, в лучшем случае к утрате части информации, содержащейся в тексте, в худшем - к искажению понимания.

Существует известная с далеких времен наука герменевтика (греч.), обучающая искусству понимания текстов, их интерпретации. Другими словами, его значение указывает на искусство разъяснять, доводить до понимания, толковать. Дисциплину об искусстве понимания текстов также называют герменевтикой. Возьмем, к примеру, четверостишие:

Прижали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: - Пой, птичка, пой!

 

Это о свободе и о том, как эту свободу ущемляют. Это всем понятно, но обратим внимание, что эта идея нигде в тексте не содержится: «черным по белому» не дана. Она содержится в подтексте. Но где содержится подтекст? Только в нашем мозге, в нашем сознании.

Получается, таким образом, что понимание текста - сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель.

Иногда в ходе коммуникации сообщение пишущего несет в себе незапланированный смысл, рождая коммуникативную неудачу. Например:

Продается собака. Ест любое мясо. Очень любит маленьких детей. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых панталонах. Они разошлись. Раздался выстрел.

Важным этапом в современном развитии герменевтики является творчество Гадамера. Он убежден в исключительной важности феномена понимания. Понимание осознается им как способ бытия. Соответственно герменевтика - это не только специфический метод, но и ключ к истине. В то же время, по Гадамеру, в задачу герменевтики не входит создание метода понимания, она занята лишь выявлением условий, при которых происходит понимание. Область герменевтики, считает он, настолько всеобъемлюща, что включает всю сферу искусства и его познание.

Гадамер утверждает, что смысловые потенции текста выходят далеко за пределы того, что имел в виду его создатель. Текст не случайно, а необходимо не совпадает с намерением своего создателя. По Гадамеру, понимание означает в первую очередь способность поставить себя на место другого и рассмотреть оттуда себя самого.

Текст в герменевтике рассматривается как некий продукт деятельности. Его можно представить как зеркало, в котором запечатлены субъективно-психологические особенности внутреннего мира автора. В тексте отражаются особенности эпохи и времени автора. Текст сам по себе есть порождение языка и определенного стиля мышления.

Знание психологии и внутреннего мира автора относится к условиям понимания текста.

Цель герменевтического метода - понимание смысла текста в его социокультурном контексте. Теоретической задачей герменевтики является раскрытие законов понимания.

В основе понимания журналистского произведения, как и любого другого, лежат одни и те же механизмы. Однако понимание газетного текста имеет свои отличительные черты, обусловленные стилистическими и жанровыми ограничениями.

Газета - наиболее массовое средство информации в современном обществе. Она оперативно знакомит читателей с актуальными событиями, которые происходят в мире, способствует познанию окружающей действительности, поэтому чтение газетных текстов, извлечение из них информации социально-политического содержания, изучение в связи с этим отличительных особенностей журналистского произведения занимает важное место в системе медиаобразования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.012 с.)