Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистское произведение и функционально-смысловые типы речи

Поиск

По способу изложения мыслей в тексте можно выделить три функционально-смысловых типа речи - повествование, описание, рассуждение.

 

Ø Повествование - это рассказ о событиях во временной последовательности.

 

Схематично повествование можно представить так:

повествование = событие 1 + событие 2 + событие 3...

Для повествования важно выбрать те события, которые станут узлами вашего рассказа и которые действительно значимы, а не случайны. Важно также выстроить их во временной последовательности.

 

Ø Описание - это функционально-смысловой тип речи, который является основным способом изображения пространства.

 

Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Схема описания:

описание = признак 1 + признак 2 + признак 3...

описание передает связи между предметами. Важным фрагментом в любом аналитическом жанре публицистики выступает рассуждение.

 

Ø Рассуждение - это вид текста, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

 

Рассуждение показывает соотношение предметов и действий. Оно представляет собой ряд суждений, которые все относятся к определенному предмету или вопросу, идут одно за другим таким образом, что из последующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос.

Схематично рассуждение можно представить таким образом:

рассуждение = вопрос (тезис) суждение 1 суждение 2 суждение 3... = вывод.

Для правильной квалификации суждений о том или ином событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Ее изучает особая научная дисциплина - теория речевых актов, или речевая прагматика. В ней, в частности, выделяются следующие важные понятия: пресуппозиция, мотивировка, ориентированность.

Пресуппозиция речевого акта - это характеристика отношения говорящего к ситуации общения. Например, это может быть знание о ситуации, в самом речевом акте прямо не выраженное, а лишь подразумеваемое.

Мотивировка речевого акта - один из видов пресуппозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию, чего хочет говорящий.

Ориентированность речевого акта предполагает важное различие адресата этого речевого акта и аудитории. Адресат - всегда конкретное лицо, группа, аудитория.

В истолковании речевого акта гигантскую роль играет опыт адресанта и индивидуальный или коллективный опыт адресата. Речевой акт нельзя понять и истолковать, не опираясь на общее для его участников предварительное знание - фоновые знания. Если таковые у говорящего и адресата расходятся, то и интерпретация речевого акта будет разной.

В связи с неправильным - или даже, более того, с сознательно неправильным - использованием опыта при интерпретации конкретной ситуации и конкретного суждения могут возникать недоразумения. Известный голландский лингвист ван Дейк проанализировал, какими способами в прессе создаются предубеждения, в частности этнические. К этим способам относятся:

· сверхобобщение, когда свойства отдельных лиц и событий принимаются за свойства всех членов этнической группы;

  • перенос общих свойств на частный случай;

· расширение - когда негативное отношение к какой-либо черте или признаку распространяется на все другие признаки и на их носителей;

  • атрибуция, когда навязывается нужное причинно-следственное отношение.

Поскольку текст и речевой акт в целом могут быть неправильно интерпретированы, следует думать о смысловой защите текста. Два известных специалиста по теорий речевых актов Грайс и Лич сформулировали основные принципы, которыми следует руководствоваться и автору текстов в СМИ. Это принцип кооперативности и принцип вежливости. Первый из них конкретизируется четырьмя положениями:

  • высказывание должно быть предельно информативным;
  • оно не должно быть ложным;
  • оно должно касаться сути дела;
  • оно должно быть ясным, кратким и недвусмысленным.

Второй принцип – вежливости - конкретизируется пятью требованиями; такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии.

Эти формулировки кажутся абстрактными, но на самом деле ими легко руководствоваться на практике. Например, требование великодушия означает, что журналист должен «посмотреть правде в лицо» и проанализировать все противоречащее его трактовке событий; собрав нужные аргументы, отбросить эти вступающие с его позицией в противоречие трактовки.

В теории коммуникации существует концепция так называемых стратегий позитивной вежливости, негативной вежливости и вуалирования, позволяющих сузить «зону риска» (предъявления обвинений в субъективности и т. д.).

К стратегиям позитивной вежливости относятся: проявление интереса к слушателю (читателю), вовлечение его в реальный или «молчаливый» (внутренний) диалог; создание атмосферы «Мы с вами»; избегание прямого несогласия (не «Нет», а «Да, но...»).

Интерес к слушателю (читателю) помогает показать прием солидаризации автора с воспринимающим его произведение. Этот прием актуализирует понимание, например позволяет автору заявить о себе как о представителе читателей. Подобное можно наблюдать в фельетоне В. Шендеровича «В кольце фронтов». Автор начинает его так: На минувшей неделе империалисты нанесли нам подлый удар в спину. Мы думали, они понарошку грозят, а они на самом деле: лишили права голоса да еще хотят исключить! Россияне сначала вообще ничего не поняли, но потом из Страсбурга вернулся Жириновский и все нам объяснил. К стратегиям позитивной вежливости относится также прием незаметного вхождения в контакт с читателем, с помощью фактического общения. Суть его заключается в том, что автор пытается установить доверительный контакт с читателем начиная текст с сообщения фактов, не имеющих решающего значения, но свидетельствующих об уважении традиций, форм поведения, принятых в аудитории, которая выбирает данное издание. Решающую роль здесь играет представление о том, какие знания (прежде всего с точки зрения общезначимых характеристик «прошлого опыта», т. е. фоновых знаний) читатель считает достоверными, какие способы получения интеллектуального удовольствия предпочитает.

К стратегиям негативной вежливости относится, в частности, «безличность», обобщенность утверждений и т. д. («У нас принято...», «Вас пригласили...», «Все, свободны»).

К стратегиям вуалирования, особенно важным для журналиста, относятся, в частности: намеки через ассоциации; ирония; метафоры; сознательная неопределенность («Кому-то сегодня сильно достанется...» - всем ясно, кому) и т. д.

Однако составить для журналиста список рекомендаций, соблюдение которых гарантировало бы защищенность текста, нельзя. Пишущий попал бы тогда в положение знаменитой сороконожки, которую спросили, какой ногой она сделает следующий шаг, после чего, задумавшись об этом, она вообще не смогла сделать ни одного. Другое дело, что у журналиста должна быть общая установка на терпимость (толерантность), взаимность (паритетность) и самоограничение. Прежде чем дать своему тексту дальнейший ход, журналист обязан осуществить самоцензуру, по возможности выявив и устранив все то в тексте, что выводит его в «зону высокого риска».

 

Задания

 

1. Напишите рассуждение на тему «В глубоком знанье жизни нет. Я проклял знаний ложный свет» (Гёте. «Фауст»).

2. Ознакомьтесь с пресс-релизами пресс-служб городской и областной администрации. Распределите их по степени важности для читателя массовой ежедневной городской газеты. Объясните свой выбор. Опишите, к каким источникам нужно обратиться, чтобы развить информацию о выбранном вами аспекте.

3. Вы приглашены на открытие Межпарламентской ассамблеи, партийного съезда, кинофорума. Опишите, с кем из гостей вы бы хотели встретиться, какие вопросы задать.

4. Какие уточняющие вопросы на брифинге и пресс-конференции вы могли бы задать?

 

Домашнее задание

 

1. Найдите в «свежих» газетах или журналах описание зданий, помещений, интерьеров. Насколько удачно они описаны, есть ли характерные детали, сведения о формах, размерах, цвете? Напишите письменный отчет об увиденном.

2. «Говорящие» детали - не только слышать, но и видеть характерные и необычные приметы в лице, манерах, поведении людей, с которыми беседуете. Попробуйте описать людей, с которыми вы профессионально работали, через деталь.

3. Составьте наглядный портрет ученого (политика, артиста - на выбор).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.006 с.)