Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Журналистское произведение и функционально-смысловые типы речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По способу изложения мыслей в тексте можно выделить три функционально-смысловых типа речи - повествование, описание, рассуждение.
Ø Повествование - это рассказ о событиях во временной последовательности.
Схематично повествование можно представить так: повествование = событие 1 + событие 2 + событие 3... Для повествования важно выбрать те события, которые станут узлами вашего рассказа и которые действительно значимы, а не случайны. Важно также выстроить их во временной последовательности.
Ø Описание - это функционально-смысловой тип речи, который является основным способом изображения пространства.
Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Схема описания: описание = признак 1 + признак 2 + признак 3... описание передает связи между предметами. Важным фрагментом в любом аналитическом жанре публицистики выступает рассуждение.
Ø Рассуждение - это вид текста, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.
Рассуждение показывает соотношение предметов и действий. Оно представляет собой ряд суждений, которые все относятся к определенному предмету или вопросу, идут одно за другим таким образом, что из последующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Схематично рассуждение можно представить таким образом: рассуждение = вопрос (тезис) суждение 1 суждение 2 суждение 3... = вывод. Для правильной квалификации суждений о том или ином событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Ее изучает особая научная дисциплина - теория речевых актов, или речевая прагматика. В ней, в частности, выделяются следующие важные понятия: пресуппозиция, мотивировка, ориентированность. Пресуппозиция речевого акта - это характеристика отношения говорящего к ситуации общения. Например, это может быть знание о ситуации, в самом речевом акте прямо не выраженное, а лишь подразумеваемое. Мотивировка речевого акта - один из видов пресуппозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию, чего хочет говорящий. Ориентированность речевого акта предполагает важное различие адресата этого речевого акта и аудитории. Адресат - всегда конкретное лицо, группа, аудитория. В истолковании речевого акта гигантскую роль играет опыт адресанта и индивидуальный или коллективный опыт адресата. Речевой акт нельзя понять и истолковать, не опираясь на общее для его участников предварительное знание - фоновые знания. Если таковые у говорящего и адресата расходятся, то и интерпретация речевого акта будет разной. В связи с неправильным - или даже, более того, с сознательно неправильным - использованием опыта при интерпретации конкретной ситуации и конкретного суждения могут возникать недоразумения. Известный голландский лингвист ван Дейк проанализировал, какими способами в прессе создаются предубеждения, в частности этнические. К этим способам относятся: · сверхобобщение, когда свойства отдельных лиц и событий принимаются за свойства всех членов этнической группы;
· расширение - когда негативное отношение к какой-либо черте или признаку распространяется на все другие признаки и на их носителей;
Поскольку текст и речевой акт в целом могут быть неправильно интерпретированы, следует думать о смысловой защите текста. Два известных специалиста по теорий речевых актов Грайс и Лич сформулировали основные принципы, которыми следует руководствоваться и автору текстов в СМИ. Это принцип кооперативности и принцип вежливости. Первый из них конкретизируется четырьмя положениями:
Второй принцип – вежливости - конкретизируется пятью требованиями; такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Эти формулировки кажутся абстрактными, но на самом деле ими легко руководствоваться на практике. Например, требование великодушия означает, что журналист должен «посмотреть правде в лицо» и проанализировать все противоречащее его трактовке событий; собрав нужные аргументы, отбросить эти вступающие с его позицией в противоречие трактовки. В теории коммуникации существует концепция так называемых стратегий позитивной вежливости, негативной вежливости и вуалирования, позволяющих сузить «зону риска» (предъявления обвинений в субъективности и т. д.). К стратегиям позитивной вежливости относятся: проявление интереса к слушателю (читателю), вовлечение его в реальный или «молчаливый» (внутренний) диалог; создание атмосферы «Мы с вами»; избегание прямого несогласия (не «Нет», а «Да, но...»). Интерес к слушателю (читателю) помогает показать прием солидаризации автора с воспринимающим его произведение. Этот прием актуализирует понимание, например позволяет автору заявить о себе как о представителе читателей. Подобное можно наблюдать в фельетоне В. Шендеровича «В кольце фронтов». Автор начинает его так: На минувшей неделе империалисты нанесли нам подлый удар в спину. Мы думали, они понарошку грозят, а они на самом деле: лишили права голоса да еще хотят исключить! Россияне сначала вообще ничего не поняли, но потом из Страсбурга вернулся Жириновский и все нам объяснил. К стратегиям позитивной вежливости относится также прием незаметного вхождения в контакт с читателем, с помощью фактического общения. Суть его заключается в том, что автор пытается установить доверительный контакт с читателем начиная текст с сообщения фактов, не имеющих решающего значения, но свидетельствующих об уважении традиций, форм поведения, принятых в аудитории, которая выбирает данное издание. Решающую роль здесь играет представление о том, какие знания (прежде всего с точки зрения общезначимых характеристик «прошлого опыта», т. е. фоновых знаний) читатель считает достоверными, какие способы получения интеллектуального удовольствия предпочитает. К стратегиям негативной вежливости относится, в частности, «безличность», обобщенность утверждений и т. д. («У нас принято...», «Вас пригласили...», «Все, свободны»). К стратегиям вуалирования, особенно важным для журналиста, относятся, в частности: намеки через ассоциации; ирония; метафоры; сознательная неопределенность («Кому-то сегодня сильно достанется...» - всем ясно, кому) и т. д. Однако составить для журналиста список рекомендаций, соблюдение которых гарантировало бы защищенность текста, нельзя. Пишущий попал бы тогда в положение знаменитой сороконожки, которую спросили, какой ногой она сделает следующий шаг, после чего, задумавшись об этом, она вообще не смогла сделать ни одного. Другое дело, что у журналиста должна быть общая установка на терпимость (толерантность), взаимность (паритетность) и самоограничение. Прежде чем дать своему тексту дальнейший ход, журналист обязан осуществить самоцензуру, по возможности выявив и устранив все то в тексте, что выводит его в «зону высокого риска».
Задания
1. Напишите рассуждение на тему «В глубоком знанье жизни нет. Я проклял знаний ложный свет» (Гёте. «Фауст»). 2. Ознакомьтесь с пресс-релизами пресс-служб городской и областной администрации. Распределите их по степени важности для читателя массовой ежедневной городской газеты. Объясните свой выбор. Опишите, к каким источникам нужно обратиться, чтобы развить информацию о выбранном вами аспекте. 3. Вы приглашены на открытие Межпарламентской ассамблеи, партийного съезда, кинофорума. Опишите, с кем из гостей вы бы хотели встретиться, какие вопросы задать. 4. Какие уточняющие вопросы на брифинге и пресс-конференции вы могли бы задать?
Домашнее задание
1. Найдите в «свежих» газетах или журналах описание зданий, помещений, интерьеров. Насколько удачно они описаны, есть ли характерные детали, сведения о формах, размерах, цвете? Напишите письменный отчет об увиденном. 2. «Говорящие» детали - не только слышать, но и видеть характерные и необычные приметы в лице, манерах, поведении людей, с которыми беседуете. Попробуйте описать людей, с которыми вы профессионально работали, через деталь. 3. Составьте наглядный портрет ученого (политика, артиста - на выбор).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.006 с.) |