Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идея журналистского произведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общий признак идеи всякого журналистского произведения - программный характер. Идея - смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы. Основные элементы программы:
Тот факт, что представлены они в журналистских произведениях разных жанров далеко не с той мерой однозначности и четкости, какая характерна для документов, компенсируется наличием механизмов воздействия, благодаря которым идея журналистского произведения воспринимается не только как некая логическая конструкция, но и как яркий образный ориентир - эмоционально окрашенный «образ действия». Идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда связанного с выбором. Носителем концептуального смысла для читателей становится сам журналист, моральный авторитет которого усиливает или ослабляет воздействие текста. Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач: 1.Предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании. 2.Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы или демонстрации путей ее разрешения. 3.Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме. 4. Планирование дальнейшей работы. 5.Организационно-практическое обеспечение хода деятельности. Решение этих задач требует от журналиста интенсивной мыслительной работы в ходе анализа полученных сведений. В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении этих задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература того или иного профиля; публикации в прессе; Интернет; оперативные контакты журналиста с официальными лицами, экспертами; собственный жизненный опыт; интерактивная связь. Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Нельзя не отметить особую прагматическую направленность идеи, экспрессивный и оценочный характер, информативную и воздействующую функцию. Идея журналистского произведения предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату, поскольку оценка тех или иных событий и главных фигурантов этих событий входит в задачи автора. Цель произведения журналиста - не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.
Стадии создания журналистского произведения Начальная стадия создания журналистского произведения - зарождение замысла - важнейший момент творчества. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Но этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. Предметным основанием поднимаемой журналистом проблемы могут стать наблюдаемые общественные или идеологические противоречия. Начальная стадия создания журналистского произведения - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, включенная в процесс межличностного общения. Задача журналиста - осознать проблемную ситуацию, правильно поставить проблему, привлечь к ней внимание общества. Постановка проблемы влечет за собой анализ соответствующей жизненной ситуации: выявление ее сущностных свойств, осмысление всех факторов, влияющих на разрешение проблемы. Выбирая способы последнего, журналист идет от простого к сложному, от непознанного к познанному. Рожденная журналистская тема имеет функциональную заданность, требует конкретизации и детализации, проверки состоятельности авторской идеи. Претворяя идею в содержательную структуру произведения, журналист на всех этапах работы над ним контролирует качество своих выводов, оценок и умозаключений. От него требуется обязательная проверка фактов и выводов, сделанных на их основе. Вначале составляется также список источников информации. Формируется план дальнейшей работы. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию. Уже в отборе факта есть элемент его оценки и анализа. На последующих этапах создания публицистического произведения анализ факта или группы фактов углубляется, выявляются их наиболее существенные стороны, устанавливаются связи с другими фактами и причинами, их порождающими. Словом, раскрываются явления и тенденции, скрывающиеся за ними.
Задания 1. Составьте план работы над темой будущей публикации. Определите круг источников информации. 2. Составьте список источников. 3. Прочитайте статью в газете. Какова ее идея. Назовите пять ключевых слов, определяющих содержание статьи?
Структура журналистского произведения
Целостность и связность журналистского текста обеспечивается четко построенной смысловой структурой материала. Она состоит из основной мысли, системы тезисов, констатирующих и развивающих основную мысль, аналитической оценки ситуации (вывод из текста, итог), иллюстраций к тезисам (примеры, доказывающие рассуждения). Рассмотрим компонент смысловой структуры. Основная мысль текста формулируется законченным предложением и содержит тему (то, что сообщается) и признак (то, что об этом сообщается), отражая особенности нашего мышления: мы выделяем какое-то событие из окружающего мира и «приписываем» ему специфицирующий признак.
Ø Смысловая структура текста - это своеобразный план, способствующий адекватному восприятию читателем журналистской концепции.
Схематично его можно представить так: Основные элементы общего содержания (логическая схема текста):
Второстепенные элементы общего содержания:
Количество тезисов и иллюстраций в каждом тексте свое. Оно зависит от жанра материала: в информационной заметке возможен один констатирующий тезис, в статье их несколько, причем некоторые из них могут получать дальнейшее развитие - развивающие тезисы, которые тоже иллюстрируются. Смысловая структура текста - это своеобразный макет. Его продуманность, соотношение частей способствуют созданию хорошего материала, эффективного с точки зрения воздействия на читателя.[23] Прагматическая форма обеспечена «силовыми» элементами языка, к которым относятся: 1. Выражения, утверждения, обещания, просьбы, благодарности, давления, приказы. 2. Задача воздействия (напугать, рассердить, рассмешить, привести в замешательство). 3. Объяснительные, сравнительные, метафорические элементы языка по смысловому содержанию придают остроту и динамику. Наиболее прагматически емким оказывается рассуждение. Рассуждать - конструировать умозаключения. Можно выделить два типа рассуждений: 1. Принимают участие в диагностике, в поиске причин. 2. Используются для порождения целей и определения последовательности. Первые конструируют новое здание, вторые рассчитаны на приложение существующих знаний к частным содержаниям. Меняется способ смысловой интерпретации сообщения: первые - содержат объективный прогноз, вторые - имеют утилитарный характер.
Задание
Напишите рассуждение на тему «Уважение к людям есть в конечном счете уважение к себе».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.007 с.) |