Факт и образ в журналистском тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факт и образ в журналистском тексте



Ø Образ - это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков - с помощью речи и т. д.

 

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения' и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В последнее время в связи с усложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.

Типизация - это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов - это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого - деталями, а также внешними средствами изображения - речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только «заражает» своими умонастроениями, но и эстетически воздействует на читателей, ориентируясь на их интеллектуальное воображение.

Журналистскому тексту противопоказаны обильная «регистрация» зрительно воспринимаемых частей предметов и обилие «вспомогательных» подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствии деталей, штрихов, частностей. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика. Только в этих случаях читатель в состоянии «дорисовать» в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям представлений - всевозможным сопоставлениям предметов и явлений.

В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь «во власти магии» словесного искусства, погрузившись в мир прихотливо изменчивых представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов. Читатель сам избирает темп восприятия произведения. Словесный образ - это своего рода трамплин для сотворчества читателя, толчок для деятельности его воображения.

Задания

 

1. Найдите в газетных текстах иллюстративные, фактографические, художественные образы. Объясните, в чем их отличие.

2. Как влияют эти образы на восприятие журналистских текстов?

 

Журналистский текст как носитель информации.
Отражение действительности в СМИ

Ø Информация (от лат. informatio - «разъяснение, изложение») - сведения, передаваемые одними людьми другим устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

 

Информация - это прежде всего новость в форме короткого сообщения. Важно помнить, что новостью называют только что полученное сообщение. Чтобы приобрести свойство журналистской информации, у нее должно быть социальное значение.

Различают несколько видов информации, например региональную и универсальную, имеющую федеральное или мировое значение. Первая исходит из потребностей конкретной аудитории. Вторая должна быть полезна и социально значима для страны в целом. В том случае, когда в регионе происходит нечто сенсационное, региональная информация становится достоянием всего мира.

По степени общественной значимости различают информацию массовую, социальную, личностную. Журналистская информация представляет интерес не только для специалистов (ученых, военных, политиков, экономистов), но и для широкой общественности. Специфика же этой информации определяется ее ретрансляторами - СМИ и самими журналистами, личность которых накладывает отпечаток на их произведения.

Журналистская информация может быть зафиксирована в тексте или изображении (подвижном или неподвижном), фото, видео, вербальных знаках.

Информация обладает многообразными свойствами - атрибутивными, прагматическими, динамичными.

Она имеет универсальный характер, ей присущи определенные атрибутивные свойства. Информационный обмен происходит постоянно в единстве материального и социального. Информация вторична - она продукт обмена. Таю/се она дискретна, обладает свойствами прерывности, существует в виде фрагментов сообщения, зафиксированных па материальном носителе (в тексте). Сами потоки информации непрерывны.

Чтобы стать реальным предметом обмена, информация должна обрести реального потребителя, т. е. поступить в обращение.

Обладает она и чисто прагматическими свойствами: новизной и ценностью. Степень полезности информации определяет потребитель. Кроме того, отличают ее также динамические свойства. Журналист, работающий с различными фактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать, интерпретировать, описывать события с конца - от следствия к причине, останавливать время, делить его на интервалы, прерывать. В произведении журналиста события оцениваются, рождаются и умирают. Журналист сам задает динамику событию.

Ценность любой информации может уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. К динамическим свойствам информации мы относим ее проверяемость и многократность использования.

Тиражируемые во времени и пространстве журналистские тексты включены в единую систему регулярного информационного обслуживания людей. Его система тем эффективнее, чем больше учитываются информационные потребности аудитории.

 

Ø Информационные потребности - это нужда человека в особого рода информации для поддержания равновесия в социальной среде (принадлежность к группе, поддержание статуса, уважение и любовь), возможность самовыражения.

 

В процессе социализации у человека формируется нужда в дополнительных знаниях, которые он черпает из СМИ.

 

Задание

Напишите эссе на тему «Век информации».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.008 с.)